Приёмы сформированности функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Приёмы сформированности функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология как нельзя лучше соответствует нашим целям.
Раскрыв понятие «функциональная грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы сформированности функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы»
Приёмы сформированности функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Маратова Лариса Михайловна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 26» отдела образования
по городу Усть – Каменогорску управления образования ВКО
Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.
Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Расскажу о некоторых приёмах и методах, которые применяю на уроках в 5-11 классах для формирования функциональной грамотности учащихся.
Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология как нельзя лучше соответствует нашим целям.
Раскрыв понятие «функциональная грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
1 группа
Группа 2
Группа 3
Учащиеся должны показать:
что понимают
анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте
.
используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
о чем говорится в тексте
определить тему и главную мысль
найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде
формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения
сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
Для сформированности функциональной грамотности можно использовать технологию КМ позволяет решать следующие задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
На своих уроках формировать функциональную грамотность позволяют следующие приемы:
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто...? дайте объяснение, почему...?
что...? почему вы думаете…?
когда...? почему вы считаете…?
может...? в чем разница…?
будет...? предположите, что будет, если…?
мог ли...? что, если…?
как звали...?
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и коротко, строить сложные высказывания;
воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы
4 строка - Предложение - отношение автора к объекту
5 строка - Синоним к первой строчке - суть объекта
Лексика
Однозначные, многозначные
Объясняет, заменяет, использует
Словарный состав языка
Слово
"Кавказский пленник"
Кавказ, война
Интересный, поучительный, актуальный
Трусость - самый страшный порок
Рассказ
ДИАМАНТА - семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:
Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)
Два слова (определение; прилагательные)
Три слова (действие; причастия)
Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)
Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)
Жилин
Благородный, смелый
Борется, спасает, не сдается
Сильная воля
Безумству храбрых поем мы песню
Трусит, не надеется, не борется
Слабый, инертный
Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира