kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы сформированности функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология как нельзя лучше соответствует нашим целям.

Раскрыв понятие «функциональная  грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы сформированности функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы»

Приёмы сформированности функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Маратова Лариса Михайловна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа № 26» отдела образования

по городу Усть – Каменогорску управления образования ВКО

Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

Расскажу о некоторых приёмах и методах, которые применяю на уроках в 5-11 классах для формирования функциональной грамотности учащихся.

Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология как нельзя лучше соответствует нашим целям.

Раскрыв понятие «функциональная грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

1 группа

Группа 2


Группа 3


Учащиеся должны показать:

что понимают

анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте

.

используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

о чем говорится в тексте

определить тему и главную мысль

найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде

формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения

сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;

  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

  • переформулировать вопрос и сообщения текста;

  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

  • выражать свои мысли письменно.

Для сформированности функциональной грамотности можно использовать технологию КМ позволяет решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

На своих уроках формировать функциональную грамотность позволяют следующие приемы:

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. 

Тонкие вопросы                                                      Толстые вопросы

               кто...?                                         дайте объяснение, почему...?

               что...?                                               почему вы думаете…?

              когда...?                                            почему вы считаете…?

            может...?                                           в чем разница…?

              будет...?                                              предположите, что будет, если…?

               мог ли...?                                         что, если…?

            как звали...?                                      

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;

  • отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и коротко, строить сложные высказывания;

  •  воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы

Синквей:

  • 1 строка - Существительное - тема синквейна (объект)

  • 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

  • 3 строка - 3 глагола - действия, совершаемые объектом

  • 4 строка - Предложение - отношение автора к объекту

  • 5 строка - Синоним к первой строчке - суть объекта

Лексика

  • Однозначные, многозначные

  • Объясняет, заменяет, использует

  • Словарный состав языка

  • Слово

"Кавказский пленник"

  • Кавказ, война

  • Интересный, поучительный, актуальный

  • Трусость - самый страшный порок

  • Рассказ

ДИАМАНТА - семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

  • Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

  • Два слова (определение; прилагательные)

  • Три слова (действие; причастия)

  • Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

  • Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

  • Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

  • Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

Жилин

  • Благородный, смелый

  • Борется, спасает, не сдается

  • Сильная воля

  • Безумству храбрых поем мы песню

  • Трусит, не надеется, не борется

  • Слабый, инертный

Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Маратова Лариса Михайловна

Дата: 23.05.2023

Номер свидетельства: 632174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства