Просмотр содержимого документа
«Приемы создания звуковой выразительности речи »
Приемы создания звуковой выразительности речи
Подготовка к ЕГЭ
Фоника – раздел лингвистики, изучающий звуковую сторону речи, науку об искусстве звуковой организации художественного произведения. Иногда фоникой называют стилистически значимые средства языка фонетико-фонологического уровня. Фоника, или фоностилистика, изучает эстетическую роль фонетических средств языка. К фонетическим средствам языка относят звуки речи – согласные и гласные.
Аллитерация – звукопись на согласные, повтор одинаковых или сходных согласных. Аллитерация необычайно значима в художественном произведении. Например:
Люблю грозу в начале моя,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
2. По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
И миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождя стучит.
( С. Маршак.«Дождь»)
Чередование согласных звуков [р] в приведенных отрывках имитирует гром.
Как известно, при помощи аллитерации создается разные образы, например шум ветра, шорох листьев:
Ночью старая сосна,
Полусонная со сна,
Шепчет маленьким детишкам,
Озорным сосновым шишкам:
«Тихо, шишки, не шалите!
Лучше спите, крепко спите.
Шарит ветер по вершинам,
Рыщет ветер по лощинам,
Свищет ветер да шумит,
Ищет ветер, кто не спит.
Непослушных ищет ветер.
Спите, дети. Спите, дети».
Шишки глазки закрывают,
Шишки быстро засыпают.
Ветерок же возле них
Прошуршал… и сам за тих.
(А. Александров)
Аллитерацию справедливо считают поэтической живописью.
В строках А.С. Пушкина ( «Евгений Онегин» ):
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь… -
весьма значима аллитерация, которая напоминает треск дров, горящих в печи. «Гармония согласных» - так иногда называют аллитерацию – одно из наиболее важных изобразительных средств, воздействующих на слух и даже на подсознание. Аналогичен принцип действия ассонанса.
Ассонанс – звукозапись на гласные, гармоничный намеренный повтор гласных.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.
(А.С. Пушкин)
Зачастую аллитерация и ассонанс создаются параллельно.
Художественная значимость звукозаписи нередко заключается просто в создании музыкальности, гармонии. Искусный повтор гласных и согласных звуков , не носящий ущерба смысловой и логической стороне произведения, эстетически мотивирован.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг ,
Кому чередование их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты про петь
Иль даже продышать стихотворение.
(С. Маршак)
Помимо аллитерации и ассонанса большой интерес представляет тавтограмма.
Тавтограмма (греч. tauto– тоже самое + gramma– письменный знак) – стихотворение, все слова которого начинаются с одной и тоже буквы.
Ленивых лет легколасканье,
Луга лиловые люблю.
Люблю левкоев ликованье,
Легенда ломкиеловлю.
Лучистый лен любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов,
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.
(В. Смиренский)
Зачастую приемом усиления художественной выразительности может служить звукоподражание. Звукоподражанием в морфологии принято считать неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые живыми существами, механизмами или характерные для явлений окружающей среды (ха-ха, ква-ква).
Следует отметить, что навязчиво немотивированное употребление аллитераций, ассонанса и звукоподражанием мешает восприятию художественного произведения. Об этом замечательно написал С.Я. Маршак:
Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья.
ВОПРОСЫ:
Что такое аллитерация?
Что такое ассонанс?
Возможно ли одновременное употребление аллитерации и ассонанса? Докажите примерами.
ЗАДАНИЯ:
Укажите выразительные средства. Какова их роль в тексте? Охарактеризуйте звукопись в данном стихотворении Ю. Левитанского.
Музыка моя, слова,
их склоненье, их спряженье,
их внезапное сближенье,
тайный код, обнаруженье
их единства и родства –
музыка моя, слова,
осень, ясень, синь, синица,
сень ли, синь ли, сон6 ли снится,
сон ли синью осенится,
сень ли, синь ли, синева –
музыка моя, слова,
то ли поле , то ли ели,
то ли лебеди летели,
то ли выпали метели,
кровля, кровли, покрова –
музыка моя, слова,
ах, как музыка играет,
только сердце замирает
и кружится голова –
синь, синица, синева.
Д. Хармс написал стихотворение « Веселый старичок ». Какова роль звуковых ассоциаций в создание образа? Что можно сказать о звуковой организации стихотворения в целом? Удалась ли автору имитация смеха?
Жил на свете старичок «Ха-ха-ха
Маленького роста, Да хе-хе
И смеялся старичок Хи-хи-хи
Чрезвычайно просто: Да бух-бух!
Бу-бу-бу Го-го-го
Да бе-бе-бе Да буль-буль!»
Динь-динь-динь А у видя стрекозу,
Да трюх-трюх!» Страшно рассердился,
Раз, увидя паука, Но от смеха на траву
Страшно испугался, Так и повалился:
Но , схватившись за бока, «Гы-гы-гы
Громко рассмеялся: Да гу-гу-гу,
«Хи-хи-хи Го-го-го
Да ха-ха-ха, Да бах-бах!
Хо-хо-хо Ой, ребята,
Да гуль-гуль! Не могу!
Ги-ги-ги Ой, ребята,
Да га-га-га, Ах, ах!»
Найдите случай использование поэтами аллитерации ассонанса. Какова их стилистическая роль в тексте?
Весенний день горяч и золот, -
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова – я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!
(И.Северянин)
2. Банан, ананасы! Радостей груда!
Вино в запечатанной посуде…
Но вот неизвестно зачем и откуда
Наперу наперли судьи.
(В. Маяковский)
Какая фонетическая особенность наблюдается в стихотворении? Как называется прием? В чем его суть?