Актуализация и пробное учебное действие | - Я показываю слайды, а вы выбираете слово, которое соответствует слайду, и записывают в тетрадь. -Что общего у этих слов? -Как такие слова называются? -Сформулируйте тему урока. - Вам знакомо понятие синонимы или оно для вас новое? - Что вы знаете о синонимах? - Какую цель поставим на данном этапе урока? | Ученики записывают слова в тетради. (красный, багровый, алый, огненный) Ученики говорят, что эти слова близки по лексическому значению, что это синонимы. Записывают тему урока в тетради - Знакомо. - расширить понятие о синонимах, узнать что-то новое. | Индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: на конкретном материале находить и ставить учебную проблему Коммуникативные: слушают, формулируют собственные мысли |
Проектирование и фиксация нового знания. Работа с учебником «Теория» П.68 | - Вспомните, что вам известно о синонимах, вспомните, что мы сейчас на уроке говорили и попробуйте дать определение понятию «синонимы» - Обратимся к учебнику «Теория» и сверим наше определение с тем, которое предлагается в П.68. | - Синонимы – это слова одной части речи, которые произносятся по-разному, а лексическое значение имеют одинаковое (предполагаемый ответ ) - Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; УУД: (К): строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. (Р): целеполагание, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия; (П): извлекают необходимую информацию из ранее изученного материала; |
Закрепление знаний Цель: закреплять умение подбирать синонимы к данным словам, опираясь на признак принадлежности к одной части речи. | №1 - На экране записаны слова, к которым вы должны подобрать синонимы (см. слова для справок) - Распределите синонимы в три столбика Волшебник, пища, зябнуть. Слова для справок: мерзнуть, кудесник, корм, нескладный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей. №2 - Кто быстрее и больше за одну минуту подберет и запишет синонимов к слову Храбрый №3 - Обратимся к учебнику «Практика» стр.163. Прочитайте слова на полях. -На что указывают синонимы. | Волшебник – кудесник, колдун, маг, чародей. Пища – корм, питание, еда, продовольствие. Зябнуть - мерзнуть, стыть, коченеть. Храбрый – бесстрашный, смелый, отважный, доблестный, героический, мужественный самопроверка Большой, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский - Указывают на размер - Записаны по мере увеличения признака. - Запишите слова по мере нарастания (снижения) признак. | Работа в парах Индивидуальная Фронтальная Поисковый | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, приобретать новые знания. УУД: (К): формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; (Р): адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. (П): выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
Динамическая пауза (этап физической разрядки) Цель: смена вида деятельности | Немножко отдохнем и поиграем - Я буду называть слова парами, если среди них вы услышите синонимы, то должны хлопнуть в ладоши. - Белый – черный, еда – пища, верный – надёжный, быстрый –медленный, отчий – родной, ответ-вопрос. | Дети хлопают в ладоши, если слышат пару синонимов. | Выполнение элементарных физических упражнений | УУД: (К): слушают и выполняют действия в сотрудничестве с учителем (Р): планирование своих действий |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности | - Ребята, чем занимались сегодня на уроке русского языка? - Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? | - Вспомнили определение понятия синоним, выписывали синонимы, подбирали самостоятельно, выбирали более точное. | Фронтальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. УУД: (К): строят небольшие монологические высказывания (Р): оценивают свою работу (П): устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. . |