Просмотр содержимого документа
«Правила в стихах. Дидактический материал по русскому языку для 5 класса школ с украинским языком обучения (1 ч.)»
Дидактический материал по русскому языку
для 5 класса школ с украинским языком обучения
(В помощь учителю. 1 часть)
Задания к текстам разработаны с учётом опоры на знания, полученные на уроках украинского языка или ранее изученного школьниками материала. Упражнения требуют от учеников посильного внимания и логического мышления. С помощью данных упражнений осуществляется обучение пятиклассников всем видам речевой деятельности.
Упражнение №1 І. - Прочитайте стихотворение. О каких звуках говорится в нём?
- Как называется наука, изучающая звуки речи?
- Какие ещё звуки, существующие в природе, вы знаете?
- Какие звуки речи вы знаете?
Фонетика
(укр.Фонетика)
Ты запомни, милый друг,
Много звуков есть вокруг:
Пенье птиц и скрежет шин,
И гудки автомашин,
Ветра шум и листьев шёпот,
Шелест трав и конский топот…
А Фонетика – наука,
Изучающая звуки.
Но не все! Не все подряд!
Звуки речи!!! Состоят
Все слова из них, запомни!
И об этом всем напомни!
ІІ. - Объясните значение выделенных слов.
- Найдите в тексте обращение.
ІІІ. - Запишите подчёркнутое предложение.
Упражнение №2
І. - Прочитайте стихотворение.
- Как называется раздел науки о языке, который изучает звуки и буквы?
- Чем отличаются звуки от букв?
В Фонетику сегодня Урок всех нас зовёт. В стране той много звуков
И разных букв живёт.
Мы с вами звуки слышим
И произносим их,
А буквы видим, пишем
В тетрадочках своих.
ІІ. - Назовите звуки и буквы в подчёркнутых словах.
ІІІ. - Перепишите стихотворение, выучите его наизусть.
Упражнение № 3
І. - Прочитайте стихотворения, перескажите, о чём в них говорится.
- Кто же этот таинственный гость?
- Чем различаются выделенные слова? Что они обозначают?
1. К нам во двор явился гость.
Предложил ему я кость.
Это был чудесный дог.
Он прекрасно лаять мог.
“Гав!” он громко мне сказал
И к соседям убежал.
2. Жил – был в речке старый сом.
Он имел отличный дом.
Вырастали в доме том
Сомик – сын и дочка - сом.
Сом - отец был очень мил:
Сам детей в детсад водил.
ІІ. - Объясните написание слова жил.
- В словах стол, кот, дата, дом измените одну из букв так, чтобы
получилось новое слово.
ІІІ. - Запишите выделенные слова.
Упражнение № 4 І. - Прочитайте стихотворение. - Назовите гласные звуки русского языка. Какими буквами они обозначаются? - Сколько гласных звуков спряталось в выделенных словах? Гласные звуки (укр. голосні звуки) Напишу я на доске Сколько гласных в языке.
Их я знаю ровно шесть
И могу все перечесть:
А, О, Э, И, Ы, У -
Их запомнитья смогу.
ІІ. - Вспомните слова, которые начинаются на гласный звук.
- Что вы можете сказать о гласном звуке Ы?
ІІІ. - Перепишите стихотворение и запомните гласные звуки русского языка.
Упражнение № 5
І. - Прочитайте стихотворение.
- Как в русском языке образуются гласные и согласные звуки?
Мы голосомсвободно образуем
Все гласные. Им так легко идти!
А звук, что мы согласным именуем,
Преграды повстречает на пути.
Преграды эти шумом называют.
Они согласный образуют звук.
Но часто к шуму голос прибавляют,
Чтобы согласный слышался вокруг.
ІІ. - Назовите гласные и согласные звуки в выделенных словах.
ІІІ. - Перепишите стихотворение.
Упражнение № 6
І.- Прочитайте стихотворение. Назовите по - порядку все буквы русского
алфавита.
- Назовите буквы, которых нет в украинском языке.
- Какие буквы есть в украинском языке, но отсутствуют в русском?
- Какие буквы не имеют звукового значения?
Алфавит
(укр. алфавіт)
- А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё…-
Учит буквы вороньё. -
Жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм…
Но выходит не совсем.
Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у…
Я учить им помогу.
Эф, ха, цэ, че – учим – ша…
Повторяем неспеша.
Ща добавим, ъ (твёрдый знак)…
В русском пишем ы вот так.
Ь (мягкий знак) еще, друзья!
И закончим: э, ю, я.
ІІ. - Прочитайте алфавит по звукам.
ІІІ. - Запишите русский алфавит и запомните его.
Упражнение № 7
І. - Прочитайте и закончите стихотворение.
- Подумайте, почему алфавит ещё называют азбукой?
Алфавит
(укр. алфавіт)
Буквы в ряд один стоят,
Словно вышли на парад,
Не галдят и не шумят,
Друг за дружкою стоят.
Мир, спокойствие вокруг.
Это азбука, мой друг.
Имя русское хранит
Нам знакомый … (алфавит)
ІІ. - Объясните значение слова галдят.
ІІІ. - Запишите звуковой состав слова русское.
Упражнение № 8
І. - Прочитайте стихотворение.
- Как называется установленный порядок букв в языке?
- Сколько букв в русском алфавите?
Алфавит
(укр. алфавіт)
Собрались буквы вместе
В весёлый алфавит,
Где буквочка на месте
Всегда своём стоит.
Есть в русском алфавите
Их 33 (тридцать три) всего.
Запомнить поспешите
Вы полностью его.
ІІ. - Прочитайте наизусть алфавит.
- Назовите буквы в выделенном слове. Расположите их в алфавитном
порядке.
Упражнение № 9
І. - Прочитайте стихотворение.
- Как в украинском языке определяется количество слогов в слове?
- Как в русском языке определяется количество слогов в слове?
Слог
(укр. склад)
Слоги – легкая наука:
Это звук иль больше звуков.
Мы одним дыханьем – раз! –
Произносим слово «класс».
В этом слове слог один.
Сам себе он господин.
В слове «шко-ла» слога два
И три – в слове «го-ло-ва».
Чтобы слоги посчитать,
Нужно гласные все знать:
Столько слогов называем,
Сколько гласных насчитаем.
ІІ. - Назовите слова, состоящие из одного слога (двух, трёх, четырёх
слогов).
ІІІ. - Выпишите по одному слову, которые состояли бы из одного, двух,
трёх или четырёх слогов.
Упражнение № 10
І. - Прочитайте стихотворение.
- Какие слоги называются ударными, а какие безударными?
Ударные и безударные слоги
(укр. наголошені і ненаголошені склади)
В слове есть ударный слог:
Всех перекричать он смог.
Гласный в нём мы чётко слышим,
И с уверенностью пишем.
Но, поверь ты мне, коварный
Слог обычный, безударный.
Не спеши писать, как слышишь:
Вдруг ошибку в нем напишешь.
Мы на слух ему не верим,
Все по правилам проверим.
ІІ. - Поставьте ударения в словах стихотворения.
- Запишите выделенные слова, разделяя их на слоги.
Упражнение № 11
І. - Прочитайте стихотворение.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в слове?
- Для чего нужен орфографический словарь?
Непонятно, вот б…да,
Как писать г…ра, в…да?..
А м…ря, з…мля, с…ло?..
Всё забылось, как назло.
Безударный гласный в них
Слабо слышится, притих.
Чтобы нам не ошибиться
В написаньи слов таких,
Нужно очень потрудиться,
Чтоб не ждать беды от них.
Все давно ребята знают,
Что бывает много гор,
В сёлах земли засевают,
Водам в море есть простор.
Ударение поможет
Нам ошибок избежать.
Зная это, каждый сможет
Чисто, грамотно писать.
Ну, а если ударенье
Не проверит этих слов,
Не впадайте в огорченье –
Вам словарь помочь готов.
ІІ. Выпишите пары слов с безударным гласным в слабой позиции и под
ударением.
Упражнение № 12
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните влияние мягкого знака на значение слова.
1. Кролик наш отлично ел.
И траву, и хлеб, и ель.
2. Сахар в пачке мокрый весь,
Потому в ней больший вес.
3. Поезд наш манила даль:
И сигнал водитель дал.
4.Тучка клумбу нам польёт
И отправится в полёт.
ІІ. - Составьте предложения с выделенными словами.
- Расскажите, что вы знаете о ели?
Упражнение № 13
І. - Прочитайте стихотворение.
- Назовите буквы русского алфавита, которые могут обозначать два звука.
- В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- Назовите количество букв и звуков в выделенных словах.
Мы в тетрадь себе запишем
Буквочки Е, Ё, Ю, Я,
Потому что часто слышим
Мы два звука в них, друзья.
Если Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый)
Перед ними вдруг стоит,
Или гласный, очень гордый,
Наши буквы потеснит.
А ещё в начале слова
Слышим чётко звука два.
Мы всегда писать готовы
Очень грамотно слова.
ІІ. - Перепишите текст.
ІІІ. - Выучите наизусть стихотворение.
Упражнение № 14
І. - Прочитайте двустишия, чётко выговаривая выделенные слова. Объясните их
значение.
- Какую роль в словах играют Ъ (твёрдый) и Ь (мягкий) разделительные знаки?
1. Утром я за столик села,
И сама свой завтрак съела.
2. Постарался очень Коля:
Для забора сделал колья.
3. Мы порадовали Сёмку:
Привели его на съёмку.
4. Я сказала: “Булку съем!”
А сама их съела семь.
ІІ. - Выпишите выделенные слова, определите количество букв и звуков в них.
- Сколько звуков обозначают в каждом слове буквы Е, Ё, Ю,Я?
Упражнение № 15
І. - Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая выделенные слова.
- Как называется разел науки о языке, изучающий правила произношения
звуков?
Чтоб хотелось каждому с вами говорить,
Нужно обязательно грамотными быть.
Чтоб понятно, правильно речь свою держать,
Нужно орфоэпию вам на помощь звать.
Чтоб не рассмешили вы близких и друзей,
С нами орфоэпию учите поскорей.
Чтобы не печалиться, как читать слова,
Вам орфоэпический надобен словарь.
ІІ. - Запишите слово орфоэпия, назовите количество звуков, букв и слогов в нём.
ІІІ. - Выпишите выделенные слова, запишите их звуковой состав.
Упражнение № 16
Запомните! В русском языке есть один звук Г (в украинском есть Г и Г).
І. - Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая слова.
- Какие птицы прилетели к гусю в гости?
- Куда девались гости?
В гости к гусю прилетели
Голубь, грач, две свиристели,
Три сороки, галка, ворон.
Двор весь был гостями полон.
Гости пили, гости ели,
Громко спорили, галдели…
Гул стоял, неразбериха…
К ним щенок подкрался тихо
И как гавкнет: «Гав! Привет!
К вам пришёл я на обед.
Можно с вами подружусь?»
Но пред ним стоял лишь гусь…
Где же гости? Что случилось?
Может гости все приснились?..
ІІ. - Назовите несколько слов русского языка с буквой Г, правильно
выговаривая все звуки.
ІІІ.- Подумайте, может ли быть другое окончание у рассказа.
Упражнение № 17
І. - Прочитайте стихотворение.
- Ответьте на вопросы: * О какой галке идёт речь? * Почему галка горевала?
- Назовите слова, в которых есть буква Г.
Горевала наша галка:
Стало галке очень жалко,
Что Егорка съел всю кашу
Тем обидел галку нашу:
Галка каши захотела
И на завтрак прилетела.
Было хоть одно местечко,
Где могла покушать гречку.
– Горе! – галка говорила. -
Я ведь гречку так любила!
ІІ. - Назовите, какие ещё вы знаете каши, с чем их едят?
- Что обозначает слово завтрак? Переведите на украинский язык слова: обед,
полдник, ужин.
ІІІ.- Сделайте звуко-буквенный анализ выделенных слов.