Дидактический материал по русскому языку
для 5 класса школ с украинским языком обучения
(В помощь учителю. 2 часть)
Упр. 1 –26 «Фонетика. Графика. Орфоэпия» Упр. 27 – 31 « Лексика. Лексикология» Упр. 32 – 33 «Морфемика»
Упражнение № 18
І. - Прочитайте стихотворение. Для чего нужны словари?
- Прочитайте слова, в которых есть буква О, и поставьте в них ударение.
- Объясните, как нужно читать букву О в выделенных словах.
К нам сорока прилетела.
- Ой! – трещит. – Плохое дело!
Буква О от нас сбежала.
Время трудное настало.
Соловей уж не поёт,
Крот под липой не живёт,
Сказки грустные все стали,
Детям сниться перестали.
Как писать без буквы слово?
Все искать её готовы.
Мы помочь в беде решили.
Словари ей подарили,
Чтобы всех могла учить,
Как писать и говорить.
ІІ. - Выпишите выделенные слова, разбивая их на слоги.
- Как правильно переносить эти слова?
ІІІ.- Запишите транскрипцию слов живёт, её, ей, поёт, беда, время.
Упражнение № 19
І. - Прочитайте стихотворение. Расскажите, что вы учили на уроках
украинского языка об орфографии.
- Перепишите стихотворение.
Хочешь грамотно писать? Значит, не ленись.
С нами орфографией поскорей займись!
Интересно написать сможешь ты письмо.
Обязательно найдёт адресат оно.
ІІ. - Объясните значение выделенных слов.
ІІІ.- Расскажите, кому вы пишете письма.
Упражнение № 20
І. - Прочитайте стихотворение.
- Выучите его наизусть.
После букв Жэ, Ша, Че, Ща
Пишем буквы И, У, А.
И не пишем ы, ю, я.
Навсегда запомню я.
Упражнение № 21
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание гласных после шипящих.
Пишем грамотно слова:
Чашка чаща , - с буквой а,
Чудо, щука – с буквой у.
Я запомнить всё смогу.
Жир, машина –с и напишем.
Хоть и твёрдый ы мы слышим.
Парашют, брошюра и жюри -
Исключения! Запомни! Повтори!
ІІ. - Составьте с выделенными словами предложения.
ІІІ.- Перепишите стихотворение, выучите его наизусть.
Запомните слова – исключения!
Упражнение № 22
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание гласных после шипящих.
Ж...л ш...карный ж...лобок.
Он имел ж...стяный бок.
Мама ж...сть в тиш... ш...птала:
- Нам ж...тья с тобой не стало.
Вот ш...стой уж день подряд
Капли дождика стучат
Нам по спинкам. Солнца мало.
Я за летом заскуч...ла.
ІІ. - Выпишите слова с пропущенными гласными после шипящих.
Упражнение № 23
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание выделенных слов.
Заявила Ц всем гордо:
- Говорюсь всегда я твёрдо -
Если слово начинаю,
Или дальше продолжаю.
Да! В словах гонцы, бойцы
Допущу я букву Ы.
Всё же в середине слова
Ы писать я не готова.
Цирк и циркуль пишем с И.
Не забудь и повтори.
Но к тому ж, без огорченья,
Я имею исключенья.
Циган на цыпочках идёт.
Цыплёнка в сумке он несёт.
Цыц! Тихо! Поспешите...
Цыплёночка спасите.
ІІ. - Запишите выделенный текст, запомните написание слов - исключений.
- Запишите подчёркнутые слова. Назовите в них звуки и буквы.
Упражнение № 24
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание выделенных слов.
- Перескажите, о чём говорится в стихотворении.
Тиш...на в глуш... скучала.
Одиноко вдруг ей стало:
Пчёлка в листьях не жужж...т,
Ветер в травах не шумит,
Речка к морю не беж...т,
Тучка в поле не спеш...т.
С ней не друж...т лес большой.
А ты друж...шь с тиш...ной?
ІІ. - Перепишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы в словах.
ІІІ.- Расскажите, кто живёт в лесу?
Упражнение № 25
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание выделенных слов.
- Составьте вопросы по содержанию стихотворения и предложите друзьям
ответить на них .
Поздно вечером, в ненастье,
Мне взгрустнулось: «Где же счастье?
Честно! Стало очень интересно:
Есть ли счастье? Неизвестно...»
Ночь беззвёздная сгустилась,
Неизвестно, что случилось,
Но в окно вдруг постучали.
«Зравствуй!» - радостно сказали.
Я безмолвно дверь открыла,
Луч надежды в дом впустила.
Лучик поздний был, но нежный
Вестник радостной надежды.
Чувства добрые проснулись
И надежде улыбнулись.
Солнце утром я встречала
И о госте вспоминала.
ІІ. - Запишите под диктовку выделенные слова.
ІІІ. - Переведите на украинский язык слова счастье, здравствуй, радостный,
солнце, вестник, поздний и запишите их попарно.
Упражнение № 26
І. - Прочитайте стихотворение. Объясните написание выделенных слов.
Верю: всем знать интересно
И, конечно же, уместно,
Что наш ум должен трудиться.
И не поздно всем учиться.
Станет радостным ненастье,
В сердце расцветёт вдруг счастье,
Если сможешь ты узнать,
Что писать и как писать.
ІІ. - Перепишите стихотворение.
- Запишите звуко – буквенный состав выделенных слов.
ІІІ. - Выучите стихотворение наизусть.
Упражнение № 27
І. - Прочитайте стихотворение, перескажите его содержание.
- Что вы узнали о лексике на уроках украинского языка?
- Что изучает лексикология?
Вот лексика – наука,
Что всем нам помогает.
Ведь в языке слова все
Она объединяет.
А есть лексикология -
О лексике наука.
Коль ею ты займёшься,
Тебя не тронет скука.
Значением лексическим
Окрашены слова.
Вы вспомните значения
Слов лес, вода, трава...
Запас словарный нужен нам,
Чтоб думать, говорить,
Назвать предметы, действия
Иль что – то попросить…
А лексика в общении -
Основа всех основ.
А сколько в вашей лексике
Вы насчитали слов?
ІІ. - Объясните значение словосочетаний: наука о словах, лексическое значение,
словарный запас.
ІІІ. - Слова язык, скука, вспомните, общение переведите на украинский язык.
Упражнение № 28
І. - Прочитайте стихотворения.
- Какие слова называются исконно русскими, заимствованными,
устаревшими, неологизмами, однозначными, многозначными?
В гостях у лексикологии
(сказка)
У лексикологии есть огромный дом.
Много слов различных поселилось в нём.
Здесь большие комнаты и поменьше есть,
Потому что деток – слов всех не перечесть.
С вами вместе мы войдём
В этот пребольшуший дом.
Познакомить со словами
Хочет лексика нас с вами.
***
Вот исконно русские встретились слова:
Старый, говорить, родной, славный, голова…
В древнем языке слова эти родились.
Луг, цветок, огонь, трава и дерись, держись…
***
Вот слова, пришедшие к нам из стран других:
Митинг и аквариум… Много есть таких.
Чтоб язык богаче стал, лексика права:
Можно позаимствовать нужные слова.
***
Даже устаревшие здесь слова живут:
Конка, муфта, псарь, холоп… Их немного тут.
Ведь давно исчезли все крынки и дежи.
Не нужны словам таким числа, падежи.
***
Вот неологизмы нам встретились в пути:
Компас, космос, монитор… Их легко найти.
Ведь планета кружится, время не стоит.
И привычны стали нам луноход, зенит…
***
Посмотрите: вот бегут однозначные слова.
Это небо, ветер, пруд, книга, острова, трава…
Лишь одно значение есть в словах таких.
Вот и однозначными все прозвали их.
***
Познакомьтесь: вот слова золотой, идти…
В них значений больше вы сможете найти.
Например: «идут часы» и «друзья идут».
Два значения уже отыскали тут.
Коль значений в слове есть больше, чем одно,
Многозначным сразу же названо оно.
ІІ. - Составьте предложения с исконно русскими, заимствованными,
устаревшими словами и неологизмами.
ІІІ. - Назовите несколько однозначных и многозначных слов?
Упражнение № 29
І. - Прочитайте стихотворение.
- Какие слова называются синонимами?
Синонимы
Здесь живут синонимы много – много лет.
Звучат они по - разному, но вовсе не секрет,
Что все близки значением лексическим они.
Поэтому по - дружески всегда проводят дни.
Метель, буран, метелица иль вьюга… как сказать?
Для этого спешите вы словарь скорее взять.
Чтоб мысли точно выразить, не ошибиться вдруг,
Возьми словарь синонимов и прочитай, мой друг.
Там ряд синонимический для разных слов найдёшь
И в свой запас лексический их поскорей введёшь.
ІІ. - Подберите синонимы к словам живут, секрет, друзья, торопиться.
- Составьте предложения с данными словами – синонимами.
Упражнение № 30
І. - Прочитайте стихотворение.
- Какие слова называются омонимами?
Омонимы
Смотрите: в этой комнате живут слова – друзья.
Звучат и пишутся точь – в - точь, но верить им нельзя.
Хоть внешне одинаковы, как - будто из родни,
Но всё же по значению различные они.
Омонимы весёлые и любят пошутить,
Поэтому внимательней нам с ними нужно быть.
Вот скажут «норка». Зверь? Нора? Не знаю, что искать…
А им смешно и хочется со мной шутить опять.
Вот лук. Орудие для стрел, иль просто овощ – лук?
Ты не спеши, хоть очень смел: не ошибись – ка, друг.
Вот есть коса. Косить траву у дома, где живу,
Иль девичья коса – краса? Никак я не пойму…
ІІ. - Составьте словосочетания, а затем предложения со словами – омонимами
лисичка, лист, ключ, золотой, железный.
Упражнение № 31
І. - Прочитайте стихотворение.
- Какие слова называются антонимами?
Антонимы
Тут живут антонимы в комнатах других.
По значению понять невозможно их.
Ох, эти антонимы - вредные слова.
Сразу же идёт от них кругом голова.
Спорить очень хочется им о том, о сём.
Мысль противоположную высказывать при том.
Скажешь: «Очень добрый ты», «Очень, - скажут, - злой»…
«Он хороший!» «Нет! – кричат, - он плохой, плохой!»
И всегда волнуются, спорят на весь дом.
Значением лексическим отличные во всём.
Хотя они различные по взглядам и делам,
Как день и ночь, добро и зло… без них же трудно нам.
ІІ. - Подберите антонимы к словам сила, любовь, мир, молодость, светло, рано,
можно, начинать, работать и составьте с ними словосочетания.
Упражнение № 32
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните, чем отличаются части слова от значимых частей слова?
Я знаю, что морфемика готова
Нас выручить всегда без лишних слов.
Известно ей, где просто части слова,
Где значимые части данных слов.
***
Вы про морфемы все уже слыхали.
Живут они, как дружная семья.
Им в слове место каждой отыскали,
Чтоб ссориться не начали друзья.
Есть префикс, корень… Слушать вы готовы?..
Есть суффикс, окончание за ним.
Графические знаки их – не новы:
По – украински знаем, по – русски – повторим.
Мы морфем запомнили название:
Префикс, корень, суффикс, окончание.
ІІ. - Назовите, из каких морфем могут состоять слова.
- Вспомните, что вы узнали о морфемах на уроках украинского языка.
Упражнение № 33
І. - Прочитайте стихотворения.
- Что вы узнали о морфемах слова?
Если слово может изменяться,
Значит просто нужно постараться,
Изменить скорее слово.
Изменили? Всё! Готово!
Выполнили сложное с вами мы задание:
Всё, что изменяется, - это окончание.
***
Изменили слово, милые друзья?
Вот теперь основу назову вам я.
Не нужны особые здесь уже старания:
Ведь основа слова – часть без окончания.
***
Корень рассказать давно всем уже готов:
Что он общая есть часть у родственных слов.
Ведь находится в словах всех, без исключения,
Потому что в нём живёт главное значение.
***
Префикс встал вначале слова -
Слово новое готово!
И ему не скажут дети,
Что вредней он всех на свете,
Что нарушил с корнем дружбу…
Префикс чётко знает службу!
Город – пригород…Смотрите,
Слово новое ищите
Там, где префикс встал вначале.
Шёл – нашёл… Его узнали?
***
Вот суффикс за корнем спокойно стоит.
Себя показать не всегда он спешит.
Но служба у суффикса очень важна:
Ведь слово менять может суффикс сполна.
Хоть в слове он прячется тихо приник,
Отыщет его без труда ученик.
Послушайте: домик, домище и дом…
Любые мы суффиксы в слове найдём.
ІІ. - Разберите по составу данные слова лесной, дубок, зайчик, дождик, облачко.
- Составьте устный рассказ «Дождик в лесу»
20