kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пособие по подготовке к итоговой аттестации учащихся по теме "Словосочетание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первой части пособия содержится теоретический материал по теме: "Словосочетание". Далее идут тестовые  задания с кодами ответов для самопроверки. В завершении работа с пословицами. Данная работа помогает решить  для учащихся проблему определения способов связи в словосочетании

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пособие по подготовке к итоговой аттестации учащихся по теме "Словосочетание" »

Коммунальное государственное учреждение

Рудная средняя школа

Айыртауского района

Северо-Казахстанской области





ТЕБЕ ВЫПУСКНИК!

Изучай, люби, знай

русский язык!




Выпуск №2

для выпускников школ




2013


Лукьяненко

Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы


Стецюк

Ксения Александровна,

ученица 11 класса


Авторы, составители:



Пособие предназначено для выпускников школ с целью подготовки к единому национальному тестированию.


Второй выпуск состоит из трех частей: в первой части содержится теоретический материал по теме «Деепричастие».

Далее идут тестовые задания с кодами ответов для самопроверки.

В завершении немного мудрости: работа с пословицами.


Пособие адресовано выпускникам, учителям, родителям.
















СОДЕРЖАНИЕ





1.Теория

Знай, учи, понимай,

повторяй!

2. Контроль. Повторяй и

запоминай.

3. Опорные схемы. Смотри и запоминай!

4. Тесты-тренажеры

5. Ключи. Доверяй себе, но проверяй

6. Занимательно о русском языке с любовью!



Литература








4 стр


6 стр


7 стр


7 стр

20 стр


22 стр



22 стр












Тебе – выпускник!

Люби русский язык!

Выпуск №2

Дорогой выпускник!

Глагол - это действие, действие – это движение, движение - это жизнь. У глагола есть форма особая – ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Мы рады, что благодаря этой книжечке ты вспомнишь все о деепричастии. Деепричастие обогатит твою речь и даст дополнительный энергетический толчок к тому, чтобы ты шел в ногу со временем и был оптимистом, замечая все больше оттенков движения жизни вперед. Скорее в дорогу по страницам знаний!

Будь успешным – учись! Верь себе – у тебя все получится!


Теория

Знай, учи, понимай, повторяй!

Морфология

Деепричастие

Деепричастие - форма глагола, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом – сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Почему? Когда? и другие

Деепричастие - неизменяемая форма глагола, обозначающая признак действия.

Действие является второстепенным по отношению к главному действию.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени, следовательно, от глаголов несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основ инфинитива совершенного вида.

Деепричастие несовершенного вида не образуются:

  1. От глаголов, у которых основа настоящего времени оканчивается на г, к , х (беречь- берегут, мочь- могут, печь – пекут)

  2. От большинства глаголов, основа настоящего времени у которых оканчивается на шипящий (писать- пишут, резать – режут, лечить- лечат)

  3. От глаголов, основа настоящего времени у которых состоит из согласных (бить- бьют, ждать- ждут).

  4. Исключение: мчать- мчаться – мчась.

Орфография

Частица не с деепричастиями, как и с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют деепричастия, не употребляющиеся без не. (ненавидя, негодуя)



Деепричастный оборот

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом.

Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала. Голубь, почуяв опасность, взлетел вверх. Он что-то писал, наклонив голову.

Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Два деепричастных оборота, соединенных союзом и, не отделяются друг от друга запятой.

Деепричастия, которые не обозначают добавочного действия и близки к наречиям, не обособляются. Они употребляются в функции обстоятельства образа действия и обычно находятся после сказуемого: Он работал не торопясь.

Если деепричастный оборот стоит после союза а, то запятая между ними не ставится: после других союзов запятая перед деепричастным оборотом нужна.

Девочка побежала за мячом, а взяв его, вернулась на корт.

Но: Мы увидели, что, построившись клином, летят журавли.





КОНТРОЛЬ

Повторяй и запоминай!

1.Что называется деепричастием?

2.Какие признаки объединяет глагол и деепричастие? Наречие и деепричастие?

3.Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида??



Опорные схемы

Смотри и запоминай!


Деепричастие совмещает в себе признаки:

глагола

наречия

1)совершенный и несовершенный вид;

2)переходность и непереходность действия;

3)управляет зависимыми словами




  1. Не изменяется ( не склоняется, не спрягается);

  2. Не согласуется, не управляется;

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства

Правописание НЕ с деепричастиями

слитно

раздельно

Деепричастия, которые без не не употребляются (ненавидя, негодуя)

В остальных случаях ( не спеша)

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

суффиксы

примеры

суффиксы

примеры

-а, -я-

Молча,

Улыбаясь.

касаясь

-в-, -вш-, -ши-

Написав, написавши,

сберёгши










Тесты-тренажеры

Все, что выучил – применяй!

И Ответы здесь

Ключи

Себе доверяй – но проверяй!

I. ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»


1-й вариант

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .


3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .


2-й вариант


1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия – ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.


II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"


1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.


3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.


4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов

1) -а, -я, -вши, -ши;

2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);

3) -ова, -ева, -ыва, -ива.


5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.


III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ


«Узнавание в лицо»

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений.

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)


Ответы: 1 – в, г; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – г.


Задание 2.

1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида.


Ответы: 1-й вариант – 2-е и 4-е предложения;


2-й вариант – 1-, 3-, 5-е предложения.


Задание 3. Тест на узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)


Задание 4. Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом -вш- от деепричастия с суффиксом -вши-.


1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.


Ответ: 1-й вариант – 2, 4, 5, 8, 9; 2-й вариант – 1, 3, 6, 7, 10.


Задание 5 Тест на построение предложений с причастным оборотом.


Укажите номера предложений, где допущены ошибки.1 команда А Спортсмен, выполняющий сложные фигуры

2 вратарь Б Звание, присуждаемое победителю в спортивных соревнованиях, играх на первенство, а также лицо, команда, удостоенная такого звания

3 спортсмен В Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью

4 фигурист Г Краткий устный приказ командира по установленной форме

5 чемпион Д Спортивная командная игра с мячом или с шайбой на льду или на траве

6 хоккей Е Тот, кто систематически или профессионально занимается спортом

7 экспресс Ё В некоторых спортивных играх игрок, защищающий ворота

8 репортаж Ж Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений

9 арена З Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению

10 сигнал К Большая круглая площадка посередине цирка, на которой даются представления


1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.


Ответы: 2, 3, 8.



«Лови ошибку».


Согласны ли вы с утверждением:


1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие. (Нет.)

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. (Да.)

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши. (Нет.)

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными. (Нет.)

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. (Да.)

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого. (Нет.)

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я. (Да.)

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым. (Нет.)

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать. (Да.)

Занимательно о русском языке

К тебе с любовью!

Все мы любим сказки. Вот и для вас открывается дверь в сказку… Смелее. Смелее…

Деепричастие.

Есть на свете такая страна – Языковия. В ней живут различные части речи, которые имеют свои республики. Рядом с республикой причастий находились республики глаголов и наречий.

Глаголам давно нравился один из городов причастий – городок «Освещённый». Он был культурным центром республики. Глаголы в одиночку не могли захватить город, так как причастия были очень сильными и смелыми. Тогда захватчики пошли на хитрость. Они послали Великое посольство с важным предложением в соседнюю республику наречий. Заслышав о войне, наречия решили принять это предложение, но с условием, что половина города достанется им. На том и порешили.

На следующий день ровно в шесть часов утра наши захватчики уже стояли близ города. Собрав все войска, распределив их по местам, глаголы и наречия начали штурм. Осада города длилась неделю, затем наступила передышка. Во время этого перерыва причастия разработали план защиты и выстроились перед городом в две шеренги. Их войско состояло из пехоты, конницы и артиллерии.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки,

Глаголы тут как тут.

Войско глаголов наступало прямо в лоб. Они очень хорошо начали битву, и это не зря, потому, что глаголы обозначают действие предмета. С левого и с правого боку стали наступать наречия. Несмотря на это, причастия стали биться до последнего.

Вдруг слева, справа, сзади, в лоб,

Идут все войска чужаков.

Причастий быстро окружили,

Но те сдаваться не решили

И смело продолжали бой!

Захватчики действовали быстро и оперативно, да по количеству их было больше. Причастия очень отчаянно сражались, но победа была на стороне глаголов и наречий. В итоге победили захватчики.

По уговору город был разделён на две части. Половину забрали наречия, половину – глаголы. Жителей города они решили улучшить и назвать деепричастиями, что означало, причастие для дела. Какое же дело выполняли деепричастия? Деепричастия стали обозначать незаконченное и законченное действие. С тех пор появилось в Языковии ещё одно новое правило:

Деепричастие – особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.


Сказка о ДЕЕПРИЧАСТИИ

Деепричастие было сыном Наречия и генерала Глагола, славного многими победами. Когда ребенок вырос, он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем, а добавочным действием при Глаголе. Деепричастие умело воодушевлять войска своим появлением на поле боя, а если и это не помогало, то, по поручению отца, приводило резерв – Деепричастный оборот. И оно само, и Деепричастный оборот выделяются запятыми на письме, так как это – гвардия, которую Глагол вводит в бой в самый нужный момент. Таким образом, Деепричастие и Деепричастный оборот – это обстоятельства, которые решают исход сражения


Может поможет?!

Родословное древо Деепричастия

Думай-ка – додумай-ка!

Найди деепричастия, определи признаки других частей речи. Вдумайся в смысл пословиц, возьми себе эту народную мудрость в дорогу жизни. Проверь с учителем, одноклассником.

1.Не зная брода, не суйся в воду.

2. Посадив кактус, не жди урожая винограда.

3.Послав девять глупцов по делу, проследи за ними, чтобы не оказался десятым.

4.Не поклонясь земле, гриба не добудешь.

5.Делая людям зло, не жди от них добра.



Заключение


Хорошо, когда рядом друг.

Он тебе помогает во всем:

Улыбаться, учиться,

Создавать и творить.

Можно петь улыбаясь,

Говорить не ругаясь


И любить восторгаясь.

Удачи тебе, выпускник!

Живи не сдаваясь – учи великий язык!

Русский язык всегда тебя поддержит, русский язык с тобой навсегда!


Список использованной литературы

Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М: школьная Пресса, 20004.- 144 с.

Русский язык. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов . Под ред. Л.Ю. Максимова. М., «Просвещение», 1978. -320 с.

Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б.

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., переработанное.- Алматы: Атамура, -320 с.

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Пособие по подготовке к итоговой аттестации учащихся по теме "Словосочетание"

Автор: Лукьяненко Светлана Ивановна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства