Макеевой Натальи Владимировны,
учителя русского языка
и литературы
муниципального общеобразовательного автономного учреждения
средней общеобразовательной школы
с углублённым изучением отдельных предметов №1
г. Белогорска Амурской области.
2012 г.
Оглавление.
1.Резюме…………………………………………………………….....................3-4стр.
2.Обоснование ведущих идей деятельности.……………………………....5-14стр.
3.Материалы, подтверждающие уровень профессиональной компетентности……………………………………………………………...15-38стр.
3.1.Квалификация:
- копии дипломов об образовании…………………………………………...15стр.
- аттестационный лист по итогам предыдущей аттестации………………..16стр.
- копия трудовой книжки……………………………………………………..17стр.
3.2.Профессионализм. Педагогическое исследование на тему: «Проектная
деятельность на уроках русского языка и литературы как способ развития
творческих способностей обучающихся».…………………………………..18-27стр.
3.3.Продуктивность педагогической деятельности……………….....................28стр.
3.3.1.Позитивная динамика уровня обученности учащихся.............................28стр.
3.3.2.Позитивная динамика «качества знаний» учащихся…………………...29стр.
3.3.3.Сведения о результатах сформированности у учащихся ключевых
компетенций…………………………………………………………………..29-35 стр.
3.3.4.Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций
классного руководителя …………………………………………………….36-38стр.
4.Информация по обобщению и распространению собственного
педагогического опыта……………………………………………………...39-42стр.
4.1.Наличие собственной системы методических разработок………………....39стр.
4.2.Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания…….39стр.
4.3.Участие в проведении мастер-классов, творческих отчётов, круглых столов,
конференций……………………………………………………………………....40стр.
4.4.Участие в творческих и профессиональных конкурсах……………………41стр.
4.5.Деятельность в экспертных группах, МО, жюри конкурсов и олимпиад ..41стр.
4.6.Участие в инновационной деятельности……………………………………42стр.
5.Документы об официальной и общественной оценке педагогического работника………………………………………………………………………43стр.
6. Приложение.
1. Резюме
- год рождения: 1976 г.
- образование: высшее
1996г. - Благовещенский педагогический колледж №1
специальность по диплому: преподавание в начальных классах общеобразовательных школ со специализацией учитель русского языка и литературы в 5-8 классах,
квалификация по диплому: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы в 5-8 классах;
2000г. - Благовещенский государственный педагогический университет им. М.И.Калинина
специальность по диплому: учитель русского языка и литературы по специальности «Филология»,
квалификация по диплому: учитель русского языка и литературы.
- предыдущие квалификационные категории:
01.11.2001г. - вторая квалификационная категория;
25.10.2006г. - вторая квалификационная категория;
26.11.2007г. - первая квалификационная категория.
- обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и научного звания – нет
- общий трудовой стаж: 16 лет
- стаж работы в должности, по которой проходит аттестация: 16 лет
- стаж работы в данном учреждении: 10 лет
- учебная нагрузка по должности на момент аттестации: 28 часов
- награды, грамоты, благодарственные письма, дипломы:
2007 г. - Грамота начальника департамента образования Администрации Амурской области О.И.Лапицкого за высокий уровень подготовки школьников к областной олимпиаде;
2007 г. - Грамота председателя МУ «Комитет по образованию, делам
молодёжи» Л.А. Григоровой за подготовку победителей городского литературного конкурса «Пусть слово излучает свет»;
2007 г. - Грамота председателя МУ «Комитет по образованию, делам молодёжи» Л.А.Григоровой за подготовку победителя городского конкурса «Великий могучий русский язык»;
2007 г. - Грамота директора МОУ СОШ №1 за хорошую подготовку
учащихся 9-х классов к апробации новой формы проведения экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ;
2007 г. - Грамота директора МОУ СОШ №1 за подготовку победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьнико;
2008 г. - Грамота директора МОУ СОШ №1 за результативную и творческую работу с учащимися, активную жизненную позицию;
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
2009 г. - Диплом председателя оргкомитета издательского дома «Первое сентября» А.С.Соловейчик за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»
2011 г. - Диплом председателя оргкомитета центра развития одаренности П.А.Шевченко за подготовку призера Всероссийского «Молодежного филологического чемпионата»
2011 г. - Благодарность директора МОУ СОШ №1 за организацию и проведение декады мероприятий, посвященных А.С.Пушкину, и подготовку победителей и призеров конкурсов
2012 г. - Грамота директора МОАУ СОШ №1 за организацию и проведение мероприятий в рамках декады «Наполни сердце добротой» и подготовку победителей и призеров конкурсов
2012 г. - Грамота председателя МКУ «Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации г.Белогорск» С.П. Никитиной за подготовку
призера городской дистанционной олимпиады по русскому языку и
литературе «Лингвистический олимп»
2012 г. - Грамота руководителя галереи искусств Л.А.Потапенко за подготовку победителей и призеров городского конкурса литературно-художественного творчества «Мирное детство»
2012г. - Грамота директора МБУ «Ресурсно-информационный центр Е.В.Сергеевой за победу в методической ярмарке «Инициатива.
Профессионализм. Инновации».
- общественная активность: член методического объединения учителей русского языка и литературы города Белогорска, руководитель предметной кафедры, член экспертной комиссии по составлению и проверке городских очных и дистанционных филологических олимпиад для школьников 5-11 классов.
- телефон рабочий, домашний, сотовый, электронный адрес: рабочие телефоны: 8 (41641)2-29-40, 8(41641)2-28-50, домашний – 8(41641)2-48-70,
сот. 89145549696, электронный адрес – makeeva.belogorsk@mail.ru
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
2. Обоснование ведущих идей деятельности.
Мой педагогический стаж – 17 лет, 11 из которых я работаю учителем русского языка и литературы в муниципальном общеобразовательном автономном учреждении средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов № 1 города Белогорска Амурской области.
В 2012-2013 учебном году недельная нагрузка составляет 28 учебных часов. Преподаю русский язык и литературу в 6Б, 8А, 8Б, 11А классах; элективные курсы в 8А,Б и 11А классах. Рабочие программы по элективным курсам рассмотрены на заседании предметной кафедры, утверждены директором школы и Управляющим Советом.
Учебно-методический комплекс по русскому языку и литературе представлен в приложении №1.
Школьное образование сегодня является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Основная задача современной школы - воспитание образованных, творчески активных молодых людей, понимающих необходимость развиваться, жить и действовать в условиях нового общества, в котором на первый план при оценке их личности выйдут творческие и интеллектуальные способности. Главное предназначение учителя – помочь им в этом.
Абсолютно согласна с важностью задач в области образования, на которые сделан акцент в проекте образовательной инициативы "Наша новая школа". Как учителю мне импонирует тот факт, что разработаны новые образовательные стандарты, направленные на создание условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Современная школа должна учить социальной успешности, то есть умению успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Наша школа работает над методической темой: «Создание педагогической системы с валеологической направленностью для развития творческой личности». Методическая тема кафедры учителей русского языка и литературы: «Создание образовательного пространства для развития индивидуальности обучающихся через систему валеологического воспитания». Исходя из этого, на протяжении трёх лет я работаю над темой по самообразованию: «Развитие творческого потенциала у учащихся 5-11 классов через уроки русского языка и литературы и внеурочную деятельность как важное условие формирования успешности».
На мой взгляд, данная тема является актуальной в условиях современной школы, так как сегодня обществу нужны ответственные, воспитанные, творческие, инициативные, компетентные граждане России.
В связи с этим определила цель своей педагогической деятельности: творческое и интеллектуальное развитие личности ребёнка посредством применения новых педагогических технологий, современных форм и методов обучения.
Задачи:
- обеспечение единства обучения и воспитания;
-повышение интеллектуального уровня обучающихся;
-развитие творческой активности и языковой компетенции;
-овладение нравственными нормами поведения и общения
на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.
Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения обучающихся на основе
взаимного доверия и уважения учителя и обучающегося;
обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;
принципа коллективного труда;
осуществления единства мыслительной и практической деятельности обучающихся;
использования личностно-ориентированного обучения.
Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.
Становление системы педагогического опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы (теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, опыт Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.Д.Давыдова по развивающему обучению), апробирования изученных методов в собственной практике, создание системы связанных между собой приёмов и методов, прошедших отбор в процессе апробирования.
В своём опыте опираюсь на основные идеи педагога-новатора И.П.Волкова:
знание – фундамент творчества;
строгий отбор учебного материала;
формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;
индивидуальный подход в обучении.
Конструируя учебно-воспитательный процесс, я осуществляю следующие действия:
- анализирую содержание учебного материала и провожу его отбор к уроку с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- формулирую цели и задачи урока;
- определяю соответствующий цели результат учебного процесса;
- намечаю оптимальный комплекс форм, методов и приёмов обучения и стимулирования деятельности учащихся;
- отбираю дидактические средства обучения;
- выстраиваю логику и последовательность изложения учебного материала;
- рассматриваю возможность разноуровнего формирования ЗУН учащихся;
- планирую собственную деятельность по организации и управлению УВП;
- определяю разноуровневую деятельность учащихся по усвоению ЗУН;
- учитываю требования учебной программы Министерства образования РФ и пояснительной записки к ней;
- опираясь на УМК, составляю свои адаптированные рабочие программы с учётом специфики школы и класса.
Положительные результаты в обучении и воспитании достигаются благодаря применению следующих методов и приемов.
Методы: проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский.
Приемы: ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения, способствующих развитию творческой активности и языковой компетенции обучающихся.
В учебной деятельности применяю нетрадиционные формы уроков: урок-конференция, семинар по защите творческих проектов, ролевая игра, урок-путешествие, видеоурок, урок-экскурсия.
Наиболее эффективными считаю такие формы работы, как:
групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» я делю класс на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по усадьбам помещиков. Такую форму использую и на обобщающих уроках;
коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-защита групповых проектов по литературе в 11 классе по теме «Поэты серебряного века» или по теме «Своеобразие рассказов В.М.Шукшина»;
индивидуально-дифференцированная форма – для ее осуществления я использую карточки с дифференцированными заданиями по степени сложности. Индивидуальную форму работы я использую и при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с текстами художественных произведений;
формы контроля - в своей работе я осуществляю систематический контроль знаний: текущий контроль, тематический, итоговый. Часто применяю проверку знаний в тестовой форме по образцу ЕГЭ.
Достижение целей обучения, по моему мнению, возможно лишь при изменении подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Общая моя установка – не давать знаний в готовом виде. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса возможно только на основе эффективного использования современных образовательных технологий. Как современный педагог я владею своими предметами на методическом и технологическом уровнях, умею проектировать образовательный процесс, хорошо ориентируюсь в инновационных педагогических технологиях. В своей повседневной педагогической деятельности я использую целый комплекс различных технологий. Считаю, что любая технология, используемая педагогом, должна быть обоснована, уместна и нацелена на получение конкретного результата от ее применения.
На первой ступени изучения русского языка и литературы (5-е – 6-е классы) своей основной задачей считаю заинтересовать обучающихся своим предметом через уроки-игры (по типу «турнира», «путешествия», «экскурсии») и лучший помощник мне в этом - коллективный способ обучения (авторы Ривин А.Г. и Дьяченко В.К.).
Коллективный способ обучения - это такая организация, при которой обучение осуществляется путём общения в парах и группах. Такая методика взаимного обучения позволила мне, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включить в посильный диалог - общение всех детей. В итоге у обучающихся 5-х классов (2009-2010 учебный год) появилась уверенность в своей успешности, усилилась познавательная активность, что привело к 100% успеваемости и повышенному качеству знаний по предмету: 5А класс (гуманитарный) - русский язык - 90%, литература – 100%; 5Б класс (математический) - 80%, литература – 93%.
В дальнейшем при изучении предмета в 7-х – 9-х классах я использую технологию развивающего обучения (по Селевко Г.С.), при которой учебные достижения ученика оцениваются с точки зрения его субъективных возможностей. Если ученик работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки. Здесь пятёрки выступают как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Задача для меня - вывести личность каждого ребёнка в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания и самосовершенствования. Результат: активизация творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Эта технология позволяет мне реализовывать весь потенциал детей и в учебной, и во внеклассной работе. Обучающиеся приобретают уверенность в собственных силах и стремление совершенствоваться.
На третьей ступени образования рассматриваю ученика как субъекта обучения, поэтому использую в своей работе технологию саморазвивающегося обучения (Селевко Г. К.), которая определяет следующие цели обучения и воспитания: способствовать формированию самосовершенствующегося человека, формирование доминанты саморазвития личности и индивидуального стиля учебной деятельности.
Успешной реализации этих целей служит и технология модульного обучения, которую я применяю в курсе русского языка и литературы на старшей ступени обучения (10-е – 11-е классы.). Изучив теорию и практику модульного обучения, я постепенно вводила модули в учебный процесс, используя при этом и традиционную систему. Как показывает опыт, применение технологии приводит к росту компетентности и учителя, и обучающихся. Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:
- блочное (модульное) построение учебного материала;
- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
- преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
- организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
В 10-х – 11-х классах вполне приемлемо сочетание лекционной системы с модульной. Технологичность модульного обучения базируется на достижении его главной цели – высокого уровня конечных результатов. Очень важным является готовность ученика к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Поэтому внедрять эту технологию эффектнее в профильных классах: социально-гуманитарном.
За последние годы появилось много технологий, и моя задача заключается в том, чтобы изучать и накапливать материл, использовать в своей работе всё лучшее и эффективное для успешного изучения русского языка и литературы в классах с разным уровнем подготовки.
В течение последних четырех лет я более глубоко изучила и использую технологию проблемно - проектного обучения (Автор Д. Дьюи). Цель использования: удержание и поддержание на высоком уровне познавательного интереса учащихся среднего и старшего звена. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. Заинтересовавшись проектной методикой, я решила соединить и апробировать на практике элементы сразу двух технологий – проблемного и проектного обучения. Они дают возможность школьникам наряду с важными теоретическими познаниями освоить особое умение – самостоятельно находить проблему и способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт. Метод проектов использую и во внеурочной деятельности. В результате использования проектной методики у учащихся формируются навыки совместного делового общения, развиваются творческая познавательная активность и умение работать со справочной литературой, анализировать материал и через презентацию представлять полученные знания.
У меня имеется успешный опыт работы с проектами, анализируя который могу сказать, что данная деятельность отразилась на качестве знаний учащихся, возрос интерес к предмету. Замечателен тот факт, что технологии проектирования придали особое значение, она явилась приоритетом в построении «новой школы». За последние четыре года учащимися профильных классов подготовлено около 20 групповых и типовых (индивидуальных) проектов по русскому языку и литературе. Многие ученики школы охотно занимаются проектной деятельностью и ее результаты выносят на школьную научно-практическую конференцию «Человек. Природа. Общество». Ежегодно растет количество обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью.
В своей работе я также использую технологию личностно- ориентированного обучения, так как она наиболее востребована в современной школе. При планировании урока обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и они становятся для него личностно значимыми. Он как бы сам «творит» научное знание. Поиск научного знания осуществляется в форме диалога учителя, ученика и какого-либо источника получения знаний. Роль учителя в данном случае – роль дирижёра. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества.
Информационная обеспеченность учебного процесса достигается благодаря применению информационно-коммуникационных технологий.
Цель использования: в современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Кроме того, современные дети характеризуются тем, что у них преобладает наглядное восприятие информации. В связи с этим в последние годы возросла роль информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения предмету.
Результат: опыт моей работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке таблицы, схемы, рисунки, портреты поэтов, писателей, звуковые и видеофрагменты, диаграммы. Широкие возможности дает использование этой программы и в воспитательной работе. Так, например, в 2011г. мною совместно с педагогом-организатором было подготовлено и проведено общешкольное мероприятие- конкурс для 5-ых классов «Сказки гуляют по свету», на одном из этапов этой игры учащиеся приняли участие в виртуальной викторине. Использование гиперссылки, возможность включения видео и музыкальных файлов делает воспитательные мероприятия более интересными и разнообразными.
Являясь активным пользователем Интернета, я сформировала достаточно большую базу иллюстраций, звуковых фрагментов (песен, речей и пр.) тестовых заданий, презентаций, которые активно использую при подготовке своих уроков. Это повышает интерес учащихся к литературе, к конкретному художественному произведению, писателю, поэту, так как воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Зачастую это побуждает учеников самих искать и готовить дополнительный материал.
Все это хранится в кабинете русского языка и литературы, который представляет собой лабораторию. Учебный кабинет – лаборатория оснащен наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися, а также методическая работа по предмету. В кабинете представлена нормативная школьная документация на открытие и функционирование учебного кабинета. Паспорт кабинета оформлен с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др. Имеется план работы учебного кабинета на учебный год и перспективу, в конце учебного года анализируется результативность работы.
Кабинет укомплектован учебно – методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимым для выполнения образовательной программы. Учебно-методический комплекс и средства обучения соответствуют требованиям стандарта образования. Обучающиеся обеспечены комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и др. материалов для диагностики выполнения требований базового и профильного уровней образовательного стандарта. Также имеются образцы успешного выполнения обучающимися требований образовательных стандартов, результаты олимпиад, конкурсов, творческих заданий, проектов.
В раздаточном варианте представлены рекомендации для обучающихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития лингвистических умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно – познавательной деятельности.
В кабинете представлены и активно используются видеофильмы, мультимедиа пособия. В наличии небольшая библиотека, в которой имеются книги не только отечественных и зарубежных писателей-классиков, но и современная литература, что помогает организовать внеклассное чтение по предмету. Справочно - энциклопедический материал помогает учащимся готовиться к проектам, докладам, сообщениям.
Я считаю, что мой кабинет является одним из необходимых условий успешной подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА.
Применение различных технологий в учебном процессе даёт положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, интерес учеников к предмету, но главным результатом я считаю устойчивый рост качества знаний моих учеников.
Используемые мною педагогические технологии дают хороший результат при их системном применении в решении задач формирования у школьников навыков логического мышления и понимания, развития чувства раскованности, умение работать в индивидуальном и групповом темпе.
Таким образом, я добиваюсь цели обучения: способствовать развитию и самореализации личности ученика в различных жизненных обстоятельствах, что приводит его к успешности, которая напрямую зависит от того, насколько система обучения соответствует его индивидуальным особенностям и потребностям.
Диссеминация опыта использования данных технологий в работе была представлена в 2010 году на заседании кафедры учителей русского языка и литературы (школьный уровень), в 2011 году на августовской ярмарке методических инноваций (муниципальный уровень).
Формирование устойчивой положительной мотивации.
В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению
русского языка и литературы на основе устойчивых положительных мотиваций. Одной из главнейших задач, которую ставит перед собой сегодня учитель, является формирование жизненных компетенций учеников: личных, социальных, коммуникативных, интеллектуально-информационных. Поэтому я стремлюсь сделать каждый урок научным, содержательным, захватывающим.
Мотивацию провожу с учётом физических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей, ориентирую школьников на способ добывания знаний, а не только на сами знания. Способы мотивации: убеждение, познавательные игры, создание ситуаций занимательности, нравственных переживаний, актуальности, оперативный контроль и др.
Мои ученики умеют сравнивать, анализировать, обобщать, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы, решать проблемные задания, самостоятельно работать (начиная с постановки цели урока и заканчивая рецензированием, самооценкой и самоанализом), планировать свою работу, составлять кроссворды, организовывать игру и участвовать в ней, связывать полученные на уроках ЗУН с современной жизнью и применять их при анализе и оценке современного состояния общества, высказывать свою точку зрения и отстаивать своё мнение, аргументировано доказывать. Работая с учащимися 10-11 классов, пришла к выводу, что необходимо учитывать принцип – «чем старше ученик, тем более объёмно, полно и научно должны освещаться вопросы». Поэтому основными требованиями к организации и проведению уроков считаю научность, логичность, последовательность в изложении материала, чёткую организацию учёта знаний, высокую плотность урока, умелое использование межпредметных и метапредметных знаний, умение создать благоприятный психологический климат образовательного процесса, формирование высокого уровня мотивации.
Мотивация характеризуется эмоциональной вовлеченностью учащихся в процесс обучения, сопереживанием, увлекательностью предлагаемых методов и форм обучения, оценкой самого себя через сравнение с другими. Поэтому основными требованиями к организации и изложению материала, считаю чёткую организацию учёта знаний, умение создать благоприятный психологический климат образовательного процесса, формирование высокого уровня мотивации школьников.
Данные опроса учащихся и родителей об их отношении к преподаваемым мною предметам (за последние три года) показали положительную динамику мотивации к предметам, нет крайне отрицательного отношения и уменьшается число учащихся с безразличным отношением к предмету. По мнению родителей, учащиеся в своём большинстве с удовольствием ходят на уроки русского языка и литературы.
Диагностика учащихся.
Опрошено: 2009-2010г. – 119 чел.; 2010-2011г. – 117 чел.; 2011-2012г. – 120 ч.
Показатели опроса:
Активно-положительное отношение к предмету – 65%, 66%,68%.
Положительное отношение к предмету – 23%, 25%, 26%
Безразличное отношение к предмету – 6%, 5%, 4%.
Отрицательное отношение к предмету – 6%, 4%, 2%.
Крайне отрицательное отношение к предмету - нет.
Вывод: за последние три года видна положительная динамика мотивации
обучающихся к предметам, нет крайне отрицательного отношения и уменьшается число обучающихся с безразличным отношением к предмету.
Используемая система преподавания русского языка и литературы обеспечивает 100% успеваемость обучающихся на базовом уровне, позволяет осваивать предметы на повышенном уровне, а также успешно участвовать в олимпиадах и научно-практических конференциях. Позитивными результатами процесса обучения за последние три года является стабильная 100 % успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе и рост качества знаний по данным предметам. Ежегодно увеличивается количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах.
Применяемая в процессе обучения методика по созданию благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, доверия, «открытости» (по результатам тестирования психологом) позволила мне добиться хороших результатов в учебной деятельности.
Современное преподавание русского языка и литературы решает эффективную задачу - служить средством для развития творческого потенциала личности ученика. В своё время А. Дистервег сказал: « Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить». Этого принципа я и придерживаюсь в работе с одарёнными детьми, их выявление и развитие является одним из важных аспектов в деятельности учителя.
Деятельность учителя невозможно представить без воспитательной работы. На данный момент я являюсь классным руководителем 8А класса. Прошлый учебный год из 30 учащихся 22 окончили на «4» и «5», качество знаний составило 73%. В 2012 году класс стал победителем школьного конкурса «Класс года - 2012».
Заключение.
Основная задача современной школы - воспитание образованных, творчески активных молодых людей, понимающих необходимость развиваться, жить и действовать в условиях нового общества, в котором на первый план при оценке их личности выйдут творческие и интеллектуальные способности. Главное предназначение учителя – помочь им в этом. Я постоянно слежу за дальнейшей судьбой своих учеников, радуюсь вместе с ними их успехам и достижениям. Кто-то уже закончил вуз, но большинство ребят ещё учатся.
Мне, как и любому учителю, очень приятно, когда ученики идут по его стопам. Но ещё приятней, когда они говорят, что свою профессию выбрали благодаря мне.
Эти и другие результаты позволяют мне думать, что как учитель я состоялась. Надеюсь, что моя система работы является дополнительным фактором социализации учащихся, осознания себя как личности.
И в заключении хочется сказать словами народного учителя
А.А. Захаренко: «Я убежден: школа не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит, это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей!».
3. Материалы, подтверждающие уровень профессиональной компетентности.
3.1. Квалификация:
Копия верна. Директор школы Т.Б. Лиханова
Копия верна. Директор школы Т.Б. Лиханова
Копия верна. Директор школы Т.Б. Лиханова
3.2. Профессионализм:
Педагогическое исследование на тему: «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ развития творческих способностей обучающихся».
Введение в проблему.
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.
Специфика предметов гуманитарного цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению литературы. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
В начале работы с проблемно-проектной технологией по наблюдениям за учащимися, из бесед с ними, а также по результатам олимпиад я поняла, что уровень знаний у большинства – репродуктивный (особенно в общеобразовательных классах). Творческие способности развиты слабо, дети боятся аргументированно отстаивать свою позицию в споре. К тому же я увидела, что в среднем звене у учащихся 7-8 классов ослабевает интерес к литературе и родному языку. Передо мной встал вопрос: почему даже школьники, старательно читающие все программные произведения, критическую литературу, не всегда умеют оперировать полученными знаниями, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам текста и общественной жизни.
Выход нашла в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска ответа на заданный вопрос, поставленную проблему. Наиболее эффективным в этом плане я считаю метод проектов. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
В течение последних трёх лет я изучала и апробировала технологию проблемно-проектного обучения. По данной теме работаю пока в 7-9 классах. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследования проблем, творчески применяют и добывают знания. К необходимости использования метода проектов пришла не сразу.
Гипотеза моего исследования. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:
она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
На этапе констатирующего эксперимента (выявление состояния проблемы в практике) при рассмотрении результатов диагностики состояния уровня обученности учащихся 7-9 классов применение проектной деятельности было признано неоптимальным.
Было выявлено:
Неумение учащихся поставить творческую цель - 59%;
Испытывали трудность в планировании своей деятельности - 67%;
Неумение работать самостоятельно - 59%;
Низкий уровень развития творческих способностей - 73%.
Только у 35% учащихся был отмечен положительный уровень
обученности.
Общие итоги констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости внедрения проектного метода в среднее и старшее звено школьного обучения, т.к. он учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Объект исследования: преподавание литературы.
Предмет исследования: учебная деятельность школьника на основе проектной деятельности.
Цели моей работы:
Организавать учебно-воспитательный процесс, при котором каждый ученик имел бы возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности.
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
Сформировать и развить познавательный интерес к литературному исследованию, научному поиску, творческой деятельности.
Воспитать социально-активную творческую личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.
Задачи:
Теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости внедрения проектного метода в школьное обучение.
Определение педагогических условий использования проектной деятельности в образовательной среде школьников.
Выявление степени обученности проектной деятельности, уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Апробация методики работы над проектом в условиях среднего (затем и старшего) звена.
Анализ эффективности проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Указанные цели и задачи достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).
Предполагаемый результат исследования:
Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций.
Качества:
Самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
Группа навыков и умений:
Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
Творческие (умение выдвигать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);
Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности;
Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения литературы с помощью проектной методики:
В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация);
Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность);
Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других), литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты).
Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).
Методы исследования: для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач было проведено педагогическое исследование; наблюдения за деятельностью школьников, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.
Актуальность.
В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится всё более популярным. Причину этого я вижу не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Несмотря на очевидную необходимость использования проектных методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к проектно - исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня как учителя.
Чем этот метод лучше?
Во-первых, метод проектов, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже иногда скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.
Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий.
Актуальность использования проектной технологии в обучении подтверждается нормативными документами Концепцией модернизации российского образования до 2010 года и Концепцией профильного обучения на старшей ступени, а также Новыми стандартами в образовании.
Новизна.
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, творческих и исследовательских проектов, на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе лежат практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава.
Научно-теоретическое обоснование исследования.
Становление системы опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы: теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, опыт Л.В.Занкова, Д.Б.Элькона, В.Д.Давыдова по развивающему обучению, технология организации исследовательских проектов И.Д. Чечель, Полат Е.С. «Как рождается проект», практика применения метода проекта на уроках истории Г.А. Кропаневой (литераторам многое можно взять для себя). Помимо этого шло апробирование изученных методов в собственной практике, создание системы связанных между собой приёмов и методов, прошедших отбор в процессе апробирования ( на протяжении трёх лет).
Возможности использования метода проектов в школьной педагогической практике.
В работе над учебными проектами встает много конкретных вопросов, имеющих методический и технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы и хочу поделиться собственным опытом.
Я выделяю следующие этапы работы:
1)Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
На протяжении ряда лет вместе с учащимися мы определили несколько тем проектов, которые были реализованы в ходе участия в школьной научно – практической конференции и городских конференциях. Например, проекты по литературе: «История зарождения и развития поэзии Амурской области», «Влияние мультфильмов на речь младших школьников», «Жизнь, посвященная поэзии» (по творчеству Б.Ахмадулиной), «Моя святая Русь», «Сказочный мир народов Амура»; по русскому языку: «Молодёжный сленг: причины возникновения и способы распространения», «Буква ё в русском языке», «Праславянская азбука – основа славянской письменности», «Язык вывесок города Белогорска».
2) Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Например, проектная работа «Праславянская азбука – основа славянской письменности», выполненная учащимися 7А класса, проводилась накануне празднования юбилея славянской письменности. Проблему обозначили сами ученики: установление роли и значения праславянской азбуки в образовании и формировании славянской письменности.
3) Распределение задач по группам, поиск информации.
Были определены роли участников: учёные, представившие информацию об истоках русской письменности; азбуку Константина, глаголицу, праславянскую азбуку – первый учебник, сравнительный анализ азбук, т.п.
4) Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
Постановка проблемы, определение объекта исследования, выявление предмета исследования, формулировка гипотез, определение направления работы и задач, определение способов поиска источников информации.
5) Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6)Промежуточные обсуждения полученных данных:
Школьники представили свой материал в виде ролевой игры. Каждой группе было выделено 3 минуты. По условиям игры ещё 3 минуты отводилось для ответов на вопросы. Самым сложным на этой фазе было перевоплотиться в исторических лиц. Поверить в то, что это они составляют и предлагают изменения в азбуке. Доказать, почему эти изменения были необходимы.
Тем не менее большинство «учёных» старались соответствовать избранному имиджу и не забывать о политической культуре.
7)Презентация проекта.
Выступление на школьной научно-практической конференции.
8) Коллективное обсуждение, выводы.
Анализ игры и подведение итогов. В ходе подведения итогов мы вместе с учениками пытались дать ответы примерно на такие вопросы:
-Каковы впечатления участников? Понравилась ли игра? Что именно понравилось? Что не понравилось?
-Можно ли сказать, что игра прошла успешно? Почему?
-Кто из игроков произвёл наибольшее впечатление? Удивил? Проявил эрудицию, актёрские способности?
-Какие трудности испытывали игроки? Почему? Как пытались их преодолеть?
-Что из этого мероприятия можно извлечь для уроков русского языка и литературы?
В ходе подведения итогов учащиеся сами увидели «слабые места» в своей подготовке, признавшись, что плохо представляют себе не только механизмы изменения в азбуке, но и речи. По достоинству оценили ребята своих одноклассников. А главный итог – 2 место на школьной научно-практической конференции.
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
- представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, сборника);
- выполняются в едином стиле, содержат сноски, примечания, указывающие на источник информации;
- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории (например, на секции школьного научного общества, на экзамене, на конкурсе исследовательских и творческих работ);
- используются в дальнейшем в учебном процессе.
Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы: практическая работа в библиотеках, моделирование, обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы), использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации, создание презентации (как правило, с применением программы Power Point), демонстрация и защита.
Новые информационные технологии способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формирования практических умений и навыков учащихся в освоении материала.
Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчёта баллов, выставляемых в данной позиции. Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 85-100 баллов - «отлично»; 70-85 баллов - «хорошо»; 50-70 баллов «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
Если в результате выполнения проекта учащийся получил менее 50 баллов («неудовлетворительно»), то это - чрезвычайное происшествие. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать или доделать. Текущий невыполненный проект можно заменить дифференцированным зачетом по теме проекта (то есть зачетом с оценкой). В любом случае необходимо тщательно, вместе с учеником разобраться. Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации. Внепроектные интервалы в учебной деятельности также целесообразно насыщать самообразовательными обучающими элементами, т.е. самостоятельным познанием, добыванием информации.
Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо
выполняются во внеурочное время. Я считаю, что метод проектов –
специфический этап формирования знаний. Он служит определенным
стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому
ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует
самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить
индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам.
Показателем роста интереса служит ежегодное увеличение количества участников олимпиад и творческих конкурсов:
Год | Количество участников |
школьный уровень | городской уровень | областной уровень | Всероссийский уровень |
2009-2010 | 2 | 1 | | |
2010-2011 | 13 | 9 | | 13 |
2011-2012 | 29 | 17 | 5 | 20 |
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
Результаты исследования.
Анализируя проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы, можно сделать вывод, что она способствует развитию познавательной активности учащихся, учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать с различными источниками, видеть проблемы и предлагать пути их решения, способствует воспитанию социальной активности, развитию творчества, создает ситуацию успеха.
В ходе исследования было установлено:
В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленной на её решение.
Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего.
Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.
В ходе организации работы школьников над проектами реализуются цели образовательного процесса.
Проектный метод в процессе обучения позволяет:
развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем);
решать информационные задачи;
организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
создавать комфортные условия обучения;
активизировать мыслительную деятельность школьников.
Анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод:
на уроках русского языка и литературы у 85% школьников повышается активность;
87% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных;
проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по русскому языку и литератре активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию;
главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области русского языка и литературы и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации, умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде.
В завершении следует отметить, что проектная деятельность предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на более качественно новый уровень. Я полностью согласна со многими коллегами, считающими умение использовать метод проектов в подготовке учащихся – показателем высокой квалификации учителя, его личным вкладом в социализацию школьников, залогом их успешной адаптации к условиям информационного общества.
Литература
1. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
2. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научи, ст. / Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2007. - 217 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
6. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М., 2009.-Т.2.-С. 344-345.
7. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 2008. - №4. - С. 3-10.
8. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.,1981.
9. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М., 1997.
10. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.- М., 1991.
3.3. Продуктивность педагогической деятельности
(за три последних года).
3.3.1. Позитивная динамика уровня обученности учащихся.
предмет | учебный год | класс | % успеваемости | % качества знаний |
русский язык | 2009- 20010 | 5А | 100 % | 90 % |
5Б | 100 % | 80 % |
10А | 100 % | 73 % |
10Д | 100 % | 55 % |
2010-2011 | 6А | 100 % | 89 % |
6Б | 100 % | 73 % |
11А | 100 % | 82 % |
11Д | 100 % | 52 % |
2011-2012 | 7А | 100 % | 83 % |
7Б | 100 % | 77 % |
5Б | 100 % | 90 % |
10А | 100% | 70 % |
литература | 2009 –2010 | 5А | 100 % | 100 % |
5Б | 100 % | 93 % |
10А | 100% | 87 % |
10Д | 100 % | 51 % |
2010 –2011 | 6А | 100 % | 100 % |
6Б | 100 % | 96 % |
11А | 100 % | 90 % |
11Д | 100% | 65 % |
2011-2012 | 7А | 100 % | 97% |
7Б | 100 % | 96% |
5Б | 100 % | 100% |
10А | 100 % | 80% |
Вывод: при стабильной стопроцентной успеваемости прослеживается позитивная динамика качества знаний обучающихся за данный период. Высокое качество знаний подтверждается при проведении проверочных и итоговых контрольных работ. Это является доказательством того, что выстроенная мною педагогическая система даёт положительные результаты.
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
предмет | 2009-2010 5А класс | 2010-2011 6А класс | 2011-2012 7А класс |
русский язык | 90% | 89% | 83% |
литература | 100% | 100% | 97% |
предмет | 2009-2010 5Б класс | 2010-2011 6Б класс | 2011-2012 7Б класс |
русский язык | 80% | 73% | 77% |
литература | 93% | 96% | 96% |
Вывод: при стопроцентной успеваемости прослеживается незначительное снижение качества знаний по русскому языку и литературе к 7 классу, так как в этот период происходят изменения в психическом и физиологическом развитии обучающихся, что непременно влияет как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивацию.
3.3.2. Позитивная динамика «качества знаний» учащихся.
| 2009-2010г. | 2010-2011г. | 2011-2012г. | 2012-2013г. |
русский язык | 75% | 74% | 78% | 79% |
литература | 82% | 87% | 87% | 92% |
Вывод: во всех классах на протяжении трёх лет успеваемость составляет 100 %, наблюдается положительная динамика качества знаний по русскому языку 3%, по литературе 5%, что позволяет сделать вывод о стабильной результативности.
3.3.3. Сведения о результатах сформированности у учащихся ключевых компетенций.
Результаты ЕГЭ по русскому языку.
№ | год | класс | средний балл | успеваемость | наличие медали |
1. | 2009 | 11А,Г | 61 | 100% | серебро(3) |
2. | 2011 | 11А,Д | 62 | 100% | золото(1); серебро(1) |
3. | 2013 | 11А | 65 | 100% | |
Вывод: учащиеся очень серьёзно подошли к подготовке к итоговой аттестации: посещали элективные курсы, дополнительные занятия, индивидуальные консультации. В 2009г. 2чел.-79б., 1чел.-77б., 3чел.-76б., 4чел.-74б., 3чел.-71б.,
2чел.-70б.; в 2011г. 1чел.-90б., 1чел.-87б., 3чел.-84б., 1чел.-81б., 2чел.-79б., 1чел.-76б., 3чел.-72б., 3чел.-71б. В 2011г. средний балл моих учеников был выше, чем средний балл в г.Белогорск (57,9), г.Благовещенск (60,4) и в целом по области (60,9).
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
Результаты ЕГЭ по литературе.
№ | год | средний балл | успеваемость |
1. | 2009 | 50 | 100% |
2. | 2011 | 54 | 100% |
Вывод: литература – это предмет, который не является обязательным, поэтому экзамен сдавали лишь те учащиеся, которым он был необходим при поступлении. Несмотря на то, что средний балл не очень высок, всё же он выше, чем в г.Белогорск (48,8), г.Благовещенск (47,6) (данные за 2011г.).
Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах.
учебный год | русский язык | литература | общее количество призовых мест |
уровень | уровень |
школьный | муниципальный | школьный | муниципальный |
2009-2010г. | 1м.- 2 чел. 2м.- 2 чел. 3м.- 1 чел. | | 1м.- 1 чел. 2м.- 1 чел. 3м.- 1 чел. | | 8 |
2010-2011г. | 1м.- 1 чел. 2м.- 2 чел. 3м.- 2 чел. | | 1м.- 2 чел. 2м.- 2 чел. 3м.- 1 чел. | 3м.-1 чел. | 11 |
2011-2012г. | 1м.- 2 чел. 2м.- 2 чел. 3м.- 2 чел. | 2м.- 2 чел. | 1м.- 2 чел. 2м.- 1 чел. 3м.- 2 чел. | | 13 |
Вывод: прослеживается положительная динамика участия и результативности предметных олимпиад. Достигаю этого системной работой по развитию интеллектуальных умений на уроках и через систему дополнительных занятий.
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
Эффективность творческой деятельности (научной, проектной и др.) учащихся по предмету.
учебный год | мероприятие | уровень | результат |
2009 2010г. | Детский конкурс чтецов «Искусство звучащего слова» | муниципальный | Диплом участника 3 степени |
Литературно-творческий конкурс «Зеркало природы» | муниципальный | 1 место |
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Зелёная планета-2010» | муниципальный | 1 место, 3 место |
VI Международный конкурс «Сейте разумное, доброе, вечное» в номинации «Песни и стихи» | муниципальный | 2 место |
2010 2011г. | Конкурс чтецов, посвященный 66 годовщине Великой Победы | школьный | 1 место-2 чел., 2 место-1 чел., 3 место-1 чел., (в номинации «Художественное чтение») 1 место-1 чел., (в номинации «Авторское стихотворение») |
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Зелёная планета» | муниципальный | 3 место-3 чел. |
Литературно-творческий конкурс «Живому жить» | муниципальный | 3 место-2 чел. |
Всероссийский «Молодёжный филологический чемпионат» ( 7 участников) Подтверждаю. Директор школы | Всероссийский
| Диплом 1 степени (1 место в регионе), Диплом 3 степени (2 место в городе), 2 место (в городе), 3 место (в городе) Т.Б. Лиханова |
| Межрегиональный конкурс «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут…» | межрегиональный | Диплом 1 степени-2чел., Диплом 2 степени-1чел., Диплом 3 степени-1чел., Диплом 4 степени-2чел.; |
2011 2012г. | Научно-практическая конференция «Человек. Природа. Общество» | школьный | 1 место-2 чел., |
Научно-практическая конференция «К вершинам науки» | муниципальный | 1 место, 2 место |
Всероссийский конкурс «Грамотей – спринт» ( 20 участников) | школьный | 1 место-2 чел., 2 место, 3место |
Областной детско-юношеский конкурс творческих и исследовательских работ «Моя святая Русь» | областной | сертификат |
Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» | муниципальный | 2 место |
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Зелёная планета» | муниципальный | 2 место |
Литературно-творческий конкурс «Безопасное колесо» | муниципальный | 1 место-2 чел. |
Литературно-творческий конкурс «Безопасное колесо» | областной | 1 место |
Литературно-творческий конкурс «Зелёное перо» | муниципальный | 1 место, 3 место |
Литературно-творческий конкурс «Праздник горький и святой» - моя семья и война. «Я помню, я горжусь» | муниципальный | 2 место-2 чел. |
Конкурс сочинений «Мой Пушкин» Подтверждаю.Директор школы | муниципальный | 2 место Т.Б. Лиханова |
Конкурс художественного творчества «Мирное детство» | муниципальный | 1 место, 2 место |
Конкурс сочинений «Письмо Деду Морозу» | муниципальный | призёр |
Конкурс чтецов «Памяти павших будем достойны» | школьный | 2 место-3 чел. 3 место |
Конкурс чтецов «Строка, пробитая пулей» | школьный | 1 место |
Интерактивная игра «Сказки гуляют по свету» | школьный | 1 место |
Конкурс чтецов «Поёт зима, аукает» | школьный | 1 место 2 место-2 чел. |
Конкурс чтецов «Математика в стихах» | школьный | 1 место |
Конкурс сочинений в рамках декады «Наполни сердце добротой» | школьный | 1 место-3 чел. |
Конкурс сочинений «Весь мир – театр» | школьный | 1 место |
Вывод: прослеживается положительная динамика участия и результативности в творческих конкурсах различного уровня.
Перечень творческих работ учащихся, выполненных с помощью
информационно – коммуникационных технологий
за последние три года.
Результативность научно-исследовательской деятельности обучающихся.
год | класс | название темы | форма работы | результат |
2009 2010 | 5 | Сказочный мир народов Амура. | доклад-презентация | |
10 | Молодёжный сленг: причины возникновения и способы распространения. | доклад-презентация | 2 место (школа) |
10 | Язык вывесок города Белогорска в лингвистическом аспекте. | доклад-презентация | 3 место (школа) |
10 | История зарождения и развития поэзии Амурской области. Подтверждаю.Директор школы | презентация группового проекта | Т.Б. Лиханова |
20102011 | 11 | Жизнь, посвященная поэзии. (по творчеству Б.Ахмадулиной) | доклад-презентация | |
11 | Женская лирика серебряного века. Марина Цветаева. | презентация группового проекта | литературно-музыкальная композиция |
11 | Памяти В.С.Высоцкого | презентация группового проекта | литературно-музыкальная композиция |
11 | Образ Родины в творчестве Сергея Есенина | доклад-презентация | открытый урок |
7 | Праславянская азбука – основа славянской письменности. | доклад-презентация | 2 место (школа) |
20112012 | 5 | Влияние мультфильмов на речь младших школьников. | доклад-презентация | 1 место(школа) 2 место (город) |
5 | Буква ё в русском языке. | доклад-презентация | 1 место(школа) 1 место (город) |
10 | Моя святая Русь. | научно- исследова-тельская работа | сертификат (область) |
Посещаемость кружков, секций, объединений, элективных курсов.
учебный год | название курса | численность участников (%) | сохранность контингента (%) |
2009-2010 | «Деловой язык» 10 класс | 100% | 100 % |
2010-2011 | «Родной язык в реке времени» 11 класс | 77% | 100 % |
2011-2012 | «Деловой язык» 10 класс | 100% | 100% |
«Анализ текста. Теория и практика» 10 класс | 100% | 100% |
Вывод: обучающиеся стабильно посещают элективные курсы, т.к. понимают их значимость.
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
Интерес у учащихся к чтению специальной и художественной литературы
(по результатам экспертной оценки библиотекаря школы)
2009/10 – 2010/11уч.г.
класс | количество учащихся | Активные читатели | Пассивные читатели |
количество | в % | количество | в % |
5А (6А) | 30 | 26 | 87 % | 4 | 13 % |
5Б (6Б) | 30 | 24 | 80 % | 6 | 20 % |
10А(11А) | 30 | 20 | 67 % | 10 | 33 % |
10Д(11Д) | 26 | 15 | 58 % | 11 | 42% |
Вывод: по результатам экспертной оценки библиотекаря школы можно сделать вывод, что большая часть обучающихся являются активными читателями. Учащиеся 5-6-х классов берут литературные произведения разных жанров в зависимости от интересов. Популярностью пользуются детские энциклопедии, приключения, фантастика, различные журналы. Старшеклассники же берут, в основном, программную художественную литературу, т.к. в их учебниках нет текстов произведений. Для подготовки сообщений, докладов и написания рефератов используют Интернет-ресурсы.
Степень реализации профессиональных намерений учащихся.
учебный год | поступили и продолжают обучение (%) |
ВУЗы | ССУЗы | ПУ |
2008-2009 (53 человека) | 75% | 16% | 9% |
2010-2011 (52 человека) | 74% | 19% | 7% |
Вывод: на протяжении нескольких лет выпускники успешно поступают в высшие и средне-специальные учебные заведения не только Амурской области и Хабаровского края, но и других регионов и показывают высокий уровень сформированности образовательных компетенций. Большая часть ребят обучается на различных факультетах в таких вузах, как: АМГу, АГМа, ДальГАУ. Выпускница 2009г. уже окончила БПК и пришла работать в школу. Ещё несколько человек обучаются в БГПУ. Два человека отдали предпочтение филологическому факультету, а ещё двое – журналистике (АМГу). Выбор обучающимися был сделан осознанно.
Разработка и использование признанного авторского продукта.
С 1998г. в летний период работаю в загородных оздоровительных лагерях. С 2003г. – в должности старшей вожатой. За данный период разработала и использовала проекты оздоровительных смен, которые были утверждены директором лагеря: «Путешествие вокруг света за 21 день», «5 стихий», «Солнечный ветер», «Разноцветная планета».
В 2012г. разработала памятку по оформлению частных деловых бумаг, которую представляла на методической ярмарке «Инициатива. Профессионализм. Инновации», где и стала победителем.
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
3.3.4. Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя.
Образовательный процесс в школе невозможно представить без воспитательной системы.
За 16 лет работы в школе у меня было 3 выпуска, в одном из них я была классным руководителем с 5 по 11 класс.
В 2009 – 2010 учебном году мне достались выпускники начальной школы: боязливые, настороженные. И моя задача была помочь им ощутить, что в 5-ом классе их ждут труд, общение, дружба и содружество, а также любовь и чуткость классного руководителя. Вместе мы уже четвёртый год. На данный момент я являюсь классным руководителем 8А гуманитарного класса. Несмотря на долгую работу в школе, в каждом классе по-новому выстраиваю воспитательную работу. Она зависит от особенностей класса, индивидуальных способностей и склонностей каждого ученика. Описание воспитательной системы 8А класса содержится в приложении № 3.
Я убеждена в том, что воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская и т.п. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку почувствовать удовольствие, наслаждение, радость от труда и благодарности окружающих. Только эти чувства и эмоции могут приохотить воспитанника к тому или иному делу, воспитать нужные педагогу и ценные для общества мотивы поведения.
Предполагаемый результат моей работы как классного руководителя заключается в том, что в результате моих педагогических усилий будет воспитана личность, способная самостоятельно строить свою жизнь, умеющая взаимодействовать с другими людьми, обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны. Этот конечный результат я надеюсь увидеть в своих учениках на выпуске из школы. А пока, в течение нашей совместной работы, мы достигли следующих результатов.
Динамика учебных достижений классного коллектива
за последние три года.
Год | Класс | Количество обучающихся | % качества знаний | % успеваемости |
2009-2010 | 5А | 30 | 90% | 100% |
2010-2011 | 6А | 27 | 77% | 100% |
2011-2012 | 7А | 30 | 72% | 100% |
Вывод: на протяжении трех лет успеваемость стабильно составляет 100%, прослеживается незначительное снижение качества знаний, так как к седьмому классу происходят изменения в психическом и физиологическом развитии обучающихся, что непременно влияет как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивацию, а также прибыли обучающиеся с достаточно низким качеством знаний.
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
Много внимания уделяю формированию благоприятного психоэмоционального фона в классном коллективе. Как классный руководитель осуществляю постоянное взаимодействие со школьным психологом и социальными педагогами. Регулярные психологические и социометрические исследования позволяют вовремя диагностировать возникновение различных проблем и сложностей как у отдельных ребят, так и во всем классе, а также своевременно их решать. Уверена, что комфортная среда в классе и школе оказывает большое воздействие на психологическое состояние ребенка, в определенной степени влияет на формирование характера и в конечном итоге способствует успешной социализации личности школьника.
Вместе с психологом и социальным педагогом был организован и проведен цикл бесед, классных часов по проблеме социализации личности школьника. За год уже видна положительная динамика в развитии коллектива класса. (Приложение №4)
Успешно решается задача ученического самоуправления. Изучение уровня развития проводилось путём опроса учителей, завуча по внеклассной работе, актива класса. Сравнительный анализ уровня развития самоуправления показал, что в 2009г. уровень самоуправления был средним, а в 2012г. – уже высоким, этому соответствует показатель в 4,5 балла. В вопросе формирования позитивной атмосферы в классе также наблюдается рост показателей. (Приложение №4)
Наряду с развитием ученического самоуправления, активности класса, большое внимание уделяю повышению уровня воспитанности своих ребят.
Исследование показало, что у большинства учащихся класса уровень нравственной воспитанности высокий. На первом месте среди ценностей - нравственные. Около 10% учащихся дают оценку своей нравственности выше, чем есть на самом деле (внутренняя мотивация). (Приложение №4)
Одним из основных направлений развития образования является создание системы поддержки талантливых и высоко мотивированных детей.
Веря в уникальность каждого ребенка, я направляю свою деятельность на развитие личностного потенциала учащихся в соответствии с их способностями, возможностями, потребностями, создавая условия для формирования в детях качеств деятельной, целеустремленной, высоконравственной и успешной личности. В 2011-2012 учебном году класс стал победителем школьного конкурса «Класс года-2012».
Наш класс принимает активное участие в общешкольных делах.
Большинство учащихся являются членами детской организации «Добрые дети мира», ведут активную шефскую работу.
- 3 место в спортивных соревнованиях «Вперёд, мальчишки!»;
- 1 место в игре-кругосветке «От военной науки крепнут разум и руки»;
- 3 место в рыцарском турнире, посвященном Дню защитника Отечества;
- 1 место «Фестиваль песен добрых героев сказок»;
- 2 место в конкурсе плакатов «Нет терроризму»;
- 1 место в творческом конкурсе «Мы за здоровый образ жизни»;
- 1 место в областном этапе Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания». В июле 2012г. в детском лагере «Океан» ребята представляли Амурскую область на Всероссийском этапе, где заняли 10 место.
Учащиеся активно участвуют в жизни школы и решении проблем местного социума. Ориентирую ребят на участие в такой социально-направленной деятельности как помощь пожилым людям, инвалидам: мы приняли активное участие в акциях «Милосердие» (подготовка подарков детям-инвалидам), «Подарок ветерану», сборе вещей для брошенных детей, ярмарке-продаже комнатных растений, вся выручка от которой пошла на оказание помощи детям из малообеспеченных семей.
Родители же моих ребят - мои союзники и друзья. У нас общая цель – воспитание успешных, конкурентоспособных детей. Мы встречаемся не только на родительских собраниях, но и на внеклассных мероприятиях, выезжаем на природу. А система электронных журналов, введенная в нашей школе и используемая мною, позволяет не только быстро доводить до сведения родителей учащихся результаты в учебной деятельности, но и оперативно информировать родителей обо всех других моментах жизни класса и школы.
Мы многого достигли с моими ребятами, но ещё больше нам предстоит сделать. Своим подопечным я часто повторяю: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни». К этому и призываю всех своих многочисленных учеников. А своим кредо воспитательной системы считаю правило: «Воспитатель сам должен быть воспитан».
4. Информация по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
4.1. Наличие собственной системы методических разработок.
№ | Название работы | Тема | Объем в п.л. | Время написания |
1. | Сборник заданий | Дифференцированные задания на уроках русского языка в 7 классе. | 7 л. | 2010- 2011г. |
2. | Сборник заданий | Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы. | 10 л. | 2011- 2012г. |
3. | Выступление | Внедрение в практику лингвистических листов как средство формирования ключевых компетенций учащихся. | 6 л. | 2011г. |
4. | Выступление | «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». | 8 л. | 2012г. |
5. | Составление брошюры | Оформление частных деловых бумаг. | 8 л. | 2012г. |
4.2. Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей.
№ | Название работы | Тема | Объём | Время написания | Название издательства, СМИ |
1. | Внеклассное мероприятие (литературно-музыкальная композиция) | «Люди! Покуда сердца стучатся, помните!...» | 6 стр. | 2009 г. | Сайт Всероссийского Фестиваля «Открытый урок», компакт – диски, сборник тезисов. |
2. | Открытый урок (литературно-музыкальная композиция) | Женская лирика серебряного века. Марина Цветаева. Подтверждаю. Директор школы | 5 стр. | 2010г. | Сеть творчески работающих учителей Т.Б. Лиханова |
3. | Тезисы материала | «Развитие языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». | 8 стр. | 2012г. | Сборник материалов МБУ «Ресурсно – информаци-онный центр» |
4. | Разработка урока-путешествия | М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 5 стр. | 2012 г. | Материал отправлен на сайт Всероссийского Фестиваля «Открытый урок» |
4.3. Участие в проведении мастер-классов, творческих отчётов,
круглых столов, конференций.
№ | Форма представления опыта | Тема | Уровень | Сроки | Результат |
1. | Доклад с презентацией | «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ развития творческих способностей обучающихся». | Городская ярмарка методических инноваций «Введение ФГОС – новый вектор в развитии профессиона- лизма учителя» | 2011г. | Сертификат участника. Положитель-ные отзывы слушателей. |
2. | Выступление | «Развитие творческого потенциала у учащихся 5-11 классов через уроки русского языка и литературы и Подтверждаю. Директор школы внеурочную деятельность как важное условие формирования успешности» | Городской семинар | 2011 г. | Положитель-ные отзывы слушателей |
3. | Доклад с презентацией | «Развитие творческого потенциала у учащихся 5-11 классов через уроки русского языка и литературы и внеурочную деятельность как важное условие формирования успешности» | Областные курсы повышения квалификации | 2012 г. | Положитель- ные отзывы слушателей |
4.4. Участие в творческих и профессиональных конкурсах.
№ | Название конкурса | Уровень | Сроки | Результат |
1. | Методическая ярмарка «Инициатива. Профессионализм. Инновации» | муниципальный | август 2012 г. | победитель |
4.5. Деятельность в экспертных группах, МО, жюри конкурсов и олимпиад.
№№ | Год | Вид деятельности. |
1. | В течение всего времени. | Активный участник городского МО учителей русского языка и литературы. |
2. | 2011 – 2012 гг. | Эксперт городской предметной комиссии по составлению и проверке городских очных и дистанционных филологических олимпиад для школьников 5-11 классов. |
Подтверждаю. Директор школы Т.Б. Лиханова
4.6. Участие в инновационной деятельности.
Школьное образование сегодня является одним из решающих факторов в воспитании образованных, творчески активных молодых людей, понимающих необходимость развиваться, жить и действовать в условиях нового общества, в котором на первый план при оценке их личности выйдут творческие и интеллектуальные способности. Главное предназначение учителя – помочь им в этом. А учителю в этом помогают общеметодические инновации, в том числе
внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических
технологий, универсальных по своей природе (разработка творческих
заданий обучающихся, проектная деятельность, материал о которой был
представлен в педагогическом исследовании).
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы,
основанные на использовании новых воспитательных технологий,
способствующих социализации детей и подростков. Свою воспитательную
работу с классом выстраиваю на основе Федеральной программы «Растим
патриотов» и целевой программы «Мое Отечество».
В работе опираюсь на технологию педагогической поддержки ребёнка
как помощи ему в решении индивидуальных проблем, связанных с
успешностью, коммуникативной деятельностью, самоопределением (автор
О.Газман). А также технологию коммунарского воспитания, получившую
широкое распространение как методика коллективных творческих дел
(И.И.Иванов).
Кроме этого, использую метод «Пять минут с искусством»: недолговременное и малообъемное общение с искусством без анализа и оценок; метод «Этический тренинг» - это форма идеального представления ситуаций взаимоотношений людей, путем ролевой игры воссоздаваемых «здесь и сейчас» и анализируемых с позиций нравственных норм.
Данные инновации внедрены в практику воспитательной работы как на общешкольном, так и на классном уровнях. В рамках организации общешкольной инновационной деятельности можно отметить участие и победу 8А класса в конкурсе «Класс года»; проведение тематических дней в интерактивной форме, например, День детства, Кругосветка.
Использование инновационных технологий в обучении и воспитании способствует формированию ученика, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности, максимально подготовленного к жизни в современном обществе.
5. Документы об официальной и общественной оценке педагогического работника.
45