kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Подготовка к олимпиаде по русскому языку».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа индивидуально- групповых занятий для учащихся 6 класса "Подготовка к олимпиаде по русскому языку" может быть использована как для организации подготовки к дистанционным олимпиадам, так и к ВОШ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к олимпиаде по русскому языку».»

Пояснительная записка

к программе индивидуально-групповых занятий

«Подготовка к олимпиаде по русскому языку».


Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Цель программы: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Задачи:

  • подготовить обучающихся к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

научить пользоваться справочной литературой и словарями;

потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Содержание программы

Занятия разбиты на блоки в соответствии с разделами языкознания:

  1. Блок занятий по фонетике и орфографии (4 часа).

Блок занятий по лексике, этимологии и фразеологии (10 часов).

Блок занятий по словообразованию (3 часа).

Блок занятий по морфологии (4 часа)

Блок занятий по синтаксису (7 часов)

Блок занятий по комплексному анализу текста (7 часов).

На занятиях обучающимся предоставляется как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» даётся обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяется внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяется разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.

В работе с одаренными детьми использует разнообразные формы и методы работы, а также приемы ораторского мастерства. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание – чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково-исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.

В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, подобранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.

Основные виды деятельности учащихся:

  • работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации;
    выделение фактов, доказательств проблемы;

анализ текстов;

решение лингвистических задач;

творческие работы: проекты, презентации, доклады.


Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Блок занятий по фонетике и орфографии (4 часа)

Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков.

1


Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии.

1


Фонетические процессы и русское стихосложение. Работа по орфоэпии

1


Фонетические средства создания художественного образа. Работа по орфоэпии.

1

Блок занятий по лексике, этимологии и фразеологии (10 часов)


Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова.

1


Лексическая омонимия. Омоформы. Омографы. Омофоны.

1


Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонимов.

1


Антонимия и полисемия.

1


Исторические изменения словарного состава языка.Исконно русская и заимствованная лексика.

1


Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы.

1


Эмоционально-экс-прессивная окраска слова.

1

12

Этимология фразеологизмов.

1

13

Стили речи. Их особенности и языковые при меты.

1

14

Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов.

1

Блок занятий по словообразованию (3 часа)

15

Морфемный анализ слова.

1

16

Морфологические и неморфологические способы словообразования.

1

17

Словообразовательные цепочки и гнезда.(практическая работа).

1

Блок занятий по морфологии (4 часа)

18

Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

1

19

Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.

1

20

Историческая морфология.

1

21

Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.

1

Блок занятий по синтаксису (7 часов)

22

Простое предложение, его грамматическая основа.

1

23

Простое предложение, его грамматическая основа

Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.

1

24-25

Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения

2

26-27

Компоненты, осложняющие простое предло жение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова).

2

28

Синтаксический анализ текста (практические задания).

1

29

Синтаксический анализ текста (практические задания).

1

Блок занятий по комплексному анализу текста (7 часов).

30

Определение текста, его особенности. Типы речи и их характеристика. Практическая работа по данной теме.

1

31

Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.

1

32

Практические задания по комплексному анализу текста.

1

33

Практические задания по комплексному анализу текста.

1

34

Практические задания по комплексному анализу текста.

1

35

Практические задания по комплексному анализу текста.

1



В результате учащиеся должны:

  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);

знать различные виды анализа языковых единиц;

владеть навыками анализа текста;

уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

Библиографический список

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995г.

2. Казбек- Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М. «Айрис-пресс», 2006г.

3. Казбек- Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.

4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.

5. Педагогическая копилка. Выпуск 2. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Сургут. «Центр развития образования», 2006г.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение», 1976г.

7. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1994г.

8. Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс, 1998г.

9. Сараева А.Н. Как проверить непроверяемое слово. Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей. М. «Грамотей», 2004г.

10. Различные справочники и словари.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Подготовка к олимпиаде по русскому языку».

Автор: Шевчук Татьяна Николаевна

Дата: 22.04.2020

Номер свидетельства: 547685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Перспективный план работы русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(58) "pierspiektivnyi-plan-raboty-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116680"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412586604"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "ДОКЛАД :""Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_organizatsiia_vneurochnoi_deiatelnosti_mladshikh_shkolnikov_po_russkomu_i"
    ["file_id"] => string(6) "529055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875181"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "К вопросу о подготовке к олимпиаде по русскому языку (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(61) "kvoprosuopodghotovkiekolimpiadieporusskomuiazykuizopytaraboty"
    ["file_id"] => string(6) "271563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451635584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства