Программа индивидуально- групповых занятий для учащихся 6 класса "Подготовка к олимпиаде по русскому языку" может быть использована как для организации подготовки к дистанционным олимпиадам, так и к ВОШ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Подготовка к олимпиаде по русскому языку».»
Пояснительная записка
к программе индивидуально-групповых занятий
«Подготовка к олимпиаде по русскому языку».
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Цель программы: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
подготовить обучающихся к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
научить пользоваться справочной литературой и словарями;
потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Содержание программы
Занятия разбиты на блоки в соответствии с разделами языкознания:
Блок занятий по фонетике и орфографии (4 часа).
Блок занятий по лексике, этимологии и фразеологии (10 часов).
Блок занятий по словообразованию (3 часа).
Блок занятий по морфологии (4 часа)
Блок занятий по синтаксису (7 часов)
Блок занятий по комплексному анализу текста (7 часов).
На занятиях обучающимся предоставляется как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» даётся обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяется внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяется разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.
В работе с одаренными детьми использует разнообразные формы и методы работы, а также приемы ораторского мастерства. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание – чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково-исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.
В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, подобранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.
Основные виды деятельности учащихся:
работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации; выделение фактов, доказательств проблемы;
анализ текстов;
решение лингвистических задач;
творческие работы: проекты, презентации, доклады.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Блок занятий по фонетике и орфографии (4 часа)
Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков.
1
Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии.
1
Фонетические процессы и русское стихосложение. Работа по орфоэпии
1
Фонетические средства создания художественного образа. Работа по орфоэпии.
1
Блок занятий по лексике, этимологии и фразеологии (10 часов)
Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова.