kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение. Проблема сохранения памяти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой образец написания сочинения по тексту, в котором затронута проблема памяти. Текст прилагается.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение. Проблема сохранения памяти.»

Текст.

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше... (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители.

(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

(20)— Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось...

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке... (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё... (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (ЗЗ)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей...

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (Зб)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса...

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

(По Р. Савинову*)

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист.



Сочинение.

Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается о конечности земного существования. О смерти, небытии, о безвозвратно ушедших днях такой короткой жизни…Эти мысли мучительны именно потому, что они подвергают сомнению каждый прожитый час: а зачем он был нужен, если исход предопределен?.. В чем смысл нашей жизни, если от нас ничего не останется? Есть ли что-то, способное противостоять этой пустоте? Именно над этими вопросами, на мой взгляд, и предлагает задуматься автор предложенного нам текста, затрагивая актуальную для любого думающего человека проблему сохранения памяти.

Герой текста, рассказчик, от имени которого ведется повествование, вначале предстает перед нами как абсолютно типичный подросток с соответствующими его возрасту желаниями и потребностями: ночёвки в шалаше, уха из наловленной рыбы, вылазки в неизвестность… Степь…Романтика отшельнической и полной опасностей жизни... Ему неведомы философские вопросы, потому что нет особенного повода о чем-либо задуматься, разве что о скуке, которая вечно преследует нас, где бы мы ни были. Но встреча с незнакомым стариком, который видел в этой степи не мертвое пространство, навевающее тоску, а былую жизнь, лица близких ему людей (здесь когда-то стояла деревня), заставила мальчика о многом задуматься. Он видит, как «тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом…» Слезы этого человека, тихие, тяжелые слезы того, кто потерял самое дорогое, взволновали рассказчика: «Вдруг я ощутил всю силу времени, которое … слизнуло целую вселенную... Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?!» Этот ребенок впервые в жизни так явно столкнулся с чужой болью, о причинах которой раньше даже не подозревал. Беззаботность детства кончилась, и пришли мучительные вопросы, на которые пока еще нет ответа, а потому ему страшно, ибо он впервые понял, что проходит не только чужая жизнь, но и его собственная.

Так «неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?» Сидя у костра, мальчик вдруг начинает словно бы слышать голоса минувшего, видеть несмелые тени, и вот тогда-то он понимает: только память способна дать им шанс не исчезнуть: «…Память. Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности». Не случайно он решает рассказать всем о встрече со стариком. Не потому, что это нужно старому человеку, плачущему об ушедшей юности, а потому, что это нужно тем, кто будет рядом с такими же стариками. Память предполагает уважение к чужому прошлому, понимание причин чужих слез, а значит, человечность в нас самих.

Противопоставляя психологическое состояние рассказчика перед встречей со стариком и после нее, писатель стремится показать, как, казалось бы, мимолетные впечатления способны научить человека глубже понимать жизнь, те нравственные ценности, которые наполняют ее смыслом.

Р. С. Савинов прямо не заявляет свою точку зрения, но от имени подростка он говорит и о своем понимании вопросов жизни и смерти, поиска того, что может провозгласить самоценность первой и свести к минимуму разрушительное влияние второй. Именно «чуткая человеческая память», по мысли автора, и устанавливает связь между этими двумя мирами.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Как бы ни стремился человек к самодостаточности, без сохранения памяти она может оказаться лишь иллюзией независимости, полной эгоизма и равнодушия. Сохранение памяти – это не только условие, обеспечивающее нравственный баланс в мире, но и гарант единения поколений.

Несколько лет назад я узнала о существовании сайта «ПОДВИГ НАРОДА». Мне посоветовала его знакомая после разговора о том, что мы очень мало знаем о наших умерших дедах, прошедших Великую Отечественную. Да, пока они были живы, мы спрашивали их о войне, но вот, например, мой дедушка очень мало мне о ней рассказывал. Разве что какие-то незначительные или забавные истории (а там, где стреляют, они тоже случаются). И вот на этом сайте я узнала, за что он был награжден медалью «За отвагу». Я видела эту медаль, но разве же могла подумать, через что пришлось ему пройти… «Командуя ротой автоматчиков, в боях под хутором …обошел огневые точки противника, с тыла уничтожил их и создал в тылу противника панику, обеспечив успешный исход боя и взятие хутора…» Только те, кто там был, могут до конца представить, что стоит за этими словами… Но в нашей власти сохранить память, пусть она и увековечена в скупых строках представления к награде…Зачем? Чтобы имена готовых отдать жизнь за будущее страны не стали безликими, чтобы мы хотя бы попытались почувствовать, чего стоит тот мир, который мы имеем. Чтобы учились его хранить. А еще – чтобы помнили, что на этом свете есть кого уважать. И есть за что.

Нет четкой границы между прошлым и будущим. Она проходит через наше сознание и нашу совесть, а потому неподвластна времени, пока жив хотя бы кто-то, кто помнит.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение. Проблема сохранения памяти.

Автор: Гришина Елена Михайловна

Дата: 27.01.2020

Номер свидетельства: 537591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методические  рекомендации для работы над сочинением на  ЕГЭ по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-raboty-nad-sochinieniiem-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419270647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства