Дернина Оксана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Красивинская средняя школа
Есильский район Акмолинская область
Подбор родового понятия к отдельному видовому.
Этот вид логических упражнений подведет учащихся в будущем к правильному определению понятий и поможет предупредить ошибки типа «депо – это когда…», « иллюминатор – это где …» и т.п. Руководствуясь вопросом «Что это такое?», дети будут стремиться подводить видовое понятие под ближайшее родовое и четко выражать свою мысль. В эти упражнения целесообразно включать те слова, с которыми ученики познакомились на уроках классного и внеклассного чтения и которые необходимо ввести в активный словарь.
Укажу примерное содержание логических упражнений данного вида по изучаемым темам.
Повторение
Атлас – это ткань.
Рюкзак – это мешок.
Долина – это низина
Пескарь – это рыба.
Каморка – это комната.
Антилопа – это животное.
Такси – это автомобиль
Станица – это селение
Траншея – это ров.
Имя существительное
Топаз – это драгоценный камень.
Иллюминатор – это окно
Тренер – это специалист
Вестибюль – это помещение.
Указанные слова первоначально даются детям в предложении. После грамматического разбора предложения и орфографического анализа изучаемых написаний ученики с помощью учителя объясняют значение этих слов. Повторив и уяснив точное толкование значения слова, данное учителем, ученики самостоятельно употребляют слово в составленных ими предложениях. Затем периодически по истечении нескольких дней ученикам предлагается вопрос «Что такое…?, на который они должны ответить 2-3 словами. Требование ответа, состоящего только из 2-3 слов, позволяет формулировать мысль кратко, четко и правильно, готовя детей к логическому определению понятий.