kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический опыт. Методические рекомендации по изучению темы "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет вспомнить основные правила по теме "Лексика". Предлагаются также задания по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт. Методические рекомендации по изучению темы "Лексика"»










Практические задания по дисциплине русский язык и культура речи.






Л Е К С И Ч Е С К И Е

Н О Р М Ы

РУССКОГО ЯЗЫКА


Теория и практика

Нормы литературного языка:


орфоэпические
орфографические
пунктуационные
лексические
фразеологические
словообразовательные
морфологические
синтаксические
стилистические

Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляется в его как письменной, так и устной форме.

Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, средства массовой информации, общепринятое современное употребление.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.

Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиольных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из своих функций – культурную.

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях.

Соблюдение лексических норм достигаются
в результате:

  1. понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением;

2) знания лексической сочетаемости слов;

3) учёта многозначности либо омонимии слов;

4) учёта расслоения лексики на:

- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

- активно употребляемую и пассивный словарный запас;

- нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.
При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.



Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм

Вид
ошибки

Примеры

Правильный
вариант

1.Употребление
слова в несвой- ственном ему значении

2.Нарушение
лексической сочетаемости слова

3.Смешение
паронимов


4.Употребление многозначных слов или омонимов, при-
водящее к дву-
смысленности
высказывания

5.Неудачный
выбор одного из синонимов

6.Употребление лишнего слова
(речевая избы-
точность)
7. Пропуск
необходимого слова, приводя-
щий к искаже-
нию мысли


8.Неуместное повторение одних и тех же либо одноко-
ренных слов


9.Неуместное
употребление
диалектной,
просторечной
лексики


10.Смешение
лексики разных
исторических
эпох.

11.Двусмыс-
ленность выска
зывания при неудачном использовании
местоимений

Всю четвёртую декаду апреля было холодно.

У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

В ёлочном
лесу зелёнки обычно не растут.

На олимпи-
аде по рус-
скому языку я потерял оч-
ки
из-за невнимательности.

Адвокат добивался,
чтобы его подзащитного обелили.

Моя бабушка любит народный
фольклор.

В читальный зал в одежде не входить!
В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.
Своевременная и качественная про-
полка бура-
ков способ-
ствует хорошему урожаю.
Пётр Первый снял пиджак,
засучил рукава и принялся за работу.
Профессор
сказал ассис-
тенту, что его
предположение оказалось правиль
ным.

Всю послед-нюю декаду апреля было холодно.

У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза.

В еловом лесу зелёнки обычно не растут.

На олимпиаде по русско-
му языку я потерял баллы из-за невниматель-ности.

Адвокат добивался,
чтобы его подзащитного
оправдали.


Моя бабушка
любит фольклор.
(фольклор – «народное творчество»)
В читальный зал в верх-ней одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится-
(повествуется, идёт речь) о враче…


Своевременная и качест- венная про-
полка свёклы
способствует хорошему урожаю.

Слово пиджак появи-
лось в рус-
ком языке только в 19в.


Профессор
сказал, что
предположение ассис-
тента оказалось пра-
вильным.



Практические задания

Упражнения

1. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.

  1. Этот фильм — настоящий бестселлер.
    2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями стра­ны.
    3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

2. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины:
быстро выздоровел благодаря правильному
лечению.

  1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.

  2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.

3.Благодаря дождливому июню и жаркому
июлю, чер­ника была крупная и сладкая.

4.Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в шко­лу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

5.Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.

3. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:

  • предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввиду предстоящего отпуска;

  • предлог вследствие употребляется при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов.

  1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радио­слушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.

  2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоя­щего завтра, 12 июня, ремонта водо провода просим вас за­пастись водой заблаговременно.

  3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступле­ния дело было закрыто.

  4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойст­венном ему значении возникает речевая ошибка.

4.Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказы­вать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (та­лантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

5.Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.

  1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.

  1. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Мин­ска были отличные.

  1. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинени­ях трёх учеников.

  2. В документах допускаются различные ошибки.

  3. Мы внимательно прослушали рекомендации врача.

6.Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

  1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечат­ляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зар­плата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнез­довье).

  2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, греч­невое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) насе­ление, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (нацио­налистический, национальный) костюм, (снискать, сыс­кать) уважение.

7. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходи­мо, данное слово синонимами.
1. Вот мы и дома, — сказал Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

  • Поесть действительно не худо, — сказал, потягива­ясь, Базаров.
    2. -Нигилист, — сказал Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... ничего не признает?

  • Скажи: который ничего не уважает, — сказал Па­вел Петрович.

  • Который ко всему относится с критической точки зрения, — сказал Аркадий.

8.Подчеркните предложения, в которых
наблюдается речевая избыточность.

  1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. — Я подпрыг­нул и сорвал вишню.

  2. Заверни детали в промасленную маслом бумагу. — Заверни детали в промасленную бумагу.

  3. От стыда парнишка опустил голову вниз и мол­чал. — От стыда парнишка опустил голову и молчал.

  4. Сергей настоящий меломан пения и музыки. — Сер­гей настоящий меломан.

  5. Врач обнаружил нарушение двигательной мотори­ки желудка. — Врач обнаружил нарушение моторики же­лудка.

9. Подчеркните неуместно употреблённые однокоренные слова, замените их синонимами.

  1. Писатель писал роман в послевоенные годы.

( )

  1. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.

( )

  1. Герои-подпольщики вели себя героически.

( _)

  1. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.

( )

  1. В поэме «Мёртвые души» изображены образы поме­щиков.

( )


10.Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г.) в соответствии с нормами русского литературного языка (в высказываниях сохранена «авторская» орфография и пунктуация).

1. Нужна стиралка LG WD-80157N (голубая).

2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.

3. Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло

4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.

5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.
6. Все на Комсомольское озеро!!!!!!

Чуваки! Берете своих герлов и на это самое озеро!!! Я гу­лял со своей — теперь это мое самое любимое место для прогулок!!!

7.Помагите пожалуста. Где можно скочять проги для хакеров?

11. Отметьте предложения, в которых произошло смеше­ние лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.

  1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой то­вар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.

  2. В начале XII века с половцами был заключён выгод­ный для России мир.

  3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опусто­шили города, волости и агрогородки, разграбили монасты­ри и церкви.

  4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.

  5. Владимир Мономах был мудрым правителем, слав­ным воином и патриотом земли русской.

2. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.

1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удо­вольствием посещают её.

2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.

3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.

13.Пользуясь таблицей, определите тип речевой ошибки (поставьте соответствующий номер).

Примеры с речевыми ошибками

№ ошибки

1. С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.

2. Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе.

3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции.

4. 4.На обложке книги — цитата из вышеназванного языковеда.

5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет.

6. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.

7. 7.Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.

8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.



Ответы к упражнениям

1. 1.Этот фильм – настоящий бестселлер.
(бестселлер – пользующаяся повышенным
спросом книга, издаваемая большими тиража
ми)
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями стра­ны.

{Шоп-тур — поездка (обычно за границу) с целью при­обретения вещей, продуктов и т. п.)

  1. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

(Стагнация — застой в производстве, торговле)

  1. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

(Коттоновый — хлопчатобумажный.)

  1. Эмигрант — это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

(Эмигрант — переселенец из своей страны в какую-либо другую. Иммигрант — иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.)

  1. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, по­севы взошли хорошо.

  2. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, чер­ника была крупная и сладкая.

  3. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в шко­лу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

3.

  1. Вследствие многочисленных просьб радиослушате­лей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.

  2. Уважаемые жильцы! Ввиду предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись во­дой заблаговременно.

  3. Вследствие отсутствия состава преступления дело было закрыто.

4. Вследствие употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

4.

  1. Опереться спиной, заклятый враг, вороной конь, стоимость высокая, цена низкая, играть роль, произво­дить впечатление, отъявленный лодырь, обречён на про­вал, неминуемый провал, началась война.

  2. Утолить жажду (утолить голод), плеяда талантли­вых учёных, стая ворон (стая волков), глубокая старость (глубокая ночь), ранний вечер (раннее утро), оказать по­мощь (оказать содействие), одержать победу.

5.

  1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.

  2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Мин­ска были отличные.

  3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинени­ях трёх учеников.

  4. В документах допускаются различные ошибки.

6.

  1. Продлить абонемент, архитекторский коллектив, будничная одежда, ветреный человек, впечатляющее зре­лище, гарантированная зарплата, глиняная ваза, осиное гнездо.

  2. Голосовые связки, гречишное поле, двухгодовалый жеребёнок, древесная кора, коренное население, лобовая атака, луковый привкус, луковичная форма куполов, на­циональный костюм, снискать уважение.

7.
1Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

  • Поесть действительно не худо, — заметил, потяги­ваясь, Базаров.
    2Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского
    nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... ничего не признает?

  • Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович.

  • Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.

(И. С. Тургенев)

Для справки.

Синонимичный ряд к слову сказать:

  1. выразиться; изъясниться (уст.);

  2. произнести, проговорить, выговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.) / вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.) / переби­вая чужую речь: вставить; ввернуть (разг.) / обычно не­ожиданно и быстро: выпалить (разг.) /

что-л. неожидан­ное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бух­нуть (разг.); отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, за­гнуть, выдать, сбрендить (прост.).

8.
1Я подпрыгнул и сорвал вишню.

  1. Заверни детали в промасленную бумагу.

  2. От стыда парнишка опустил голову и молчал.

  3. Сергей настоящий меломан.

  4. Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

9.

1. Писатель писал роман в послевоенные годы. (создавал)

3.Герои-подпольщики вели себя героически.(мужественно)

4. Илюша говорил, что случился это
случай на Варнавицах.(произошёл)

5. В поэме «Мёртвые души» изображены
образы по­мещиков. (показаны)

10.

  1. Нужна стиральная машина LG WD-80157N (голу­бая).

  2. Если есть вопросы, отправь мне личное сообщение или задай их в этой теме.

  3. Требуется поставщик мобильных телефонов. Опт. Предложения с прайс-листами направлять на электрон­ный адрес ********.

  4. И как это объявление писать, никак не пойму. Ко­му будет не лень, напишите, пожалуйста, я буду благода­рен.

  5. Уже год продаются ноутбуки со встроенным GSM/ EDGE.

  6. Все на Комсомольское озеро!!! Ребята! Берёте своих девушек — и на озеро! Я гулял со своей — теперь это моё самое любимое место для прогулок с девушками ф!!!

  7. Помогите, пожалуйста. Где можно скачать програм­мы для хакеров?

11.

  1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой то­вар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.

  2. В начале XII века с половцами был заключён выгод­ный для России мир.

  3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Ор­ду угнали множество мужчин, женщин и детей, опусто­шили города, волости и агрогородки, разграбили монасты­ри и церкви.

  4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.

12.

  1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удо­вольствием посещают это учебное заведение.

  2. Я попросил одноклассника забрать мою куртку из гардероба. — Я попросил одноклассника забрать его курт­ку из гардероба.

3. Ира сказала Оле, что свою тетрадь оставила дома. - Ира сказала Оле, что её тетрадь оставила дома.

13.

Примеры с речевыми ошибками

№ ошибки

1. С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.

6



2. Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе.

4



3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции.

1



4. На обложке книги — цитата из вышеназванного

языковеда.

7


5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет.

11


6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.

2


7. Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.

3

8. Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

8








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический опыт. Методические рекомендации по изучению темы "Лексика"

Автор: Тихонова Елена Геннадьевна

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства