Отчет о реализации темы самообразования "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Отчет о реализации темы самообразования "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Отчет по теме самообразования "использование критического мышления на уроках русского языка и литературы" содержит материал, с которым работал автор на протяжении 4 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчет о реализации темы самообразования "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"»
Уатаева Е.М.
учитель русского языка и литературы
Отчет
о реализации темы самообразования в 2016-2019 г.
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью внедрения в процесс обучения новых технологий, т.к. изменились цели современного образования. К ним относится формирование всесторонне развитой личности, умение ребят самостоятельно решать учебные задачи, формировать и отстаивать своё мнение, умение работать в группе. Использование на уроках ТРКМ позволяет реализовать обозначенные цели, т.е. воплотить деятельностный подход в обучении, развивать мышление учащихся, формировать у школьников УУД.
Целью моей индивидуальной педагогической деятельности считаю:
- развитие мыслительных процессов учащихся, применяемых как в учебном процессе, так и в обычной жизни.
Дети должны уметь принимать обдуманные решения, аргументировать их, работать с информацией, анализировать, сравнивать, обобщать.
Ещё надо и научить учиться, развить интерес к предмету и вообще к учению. Стараюсь организовывать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, а с теми, кто проявляет особый интерес к предмету, занимаюсь на более высоком уровне.
В связи с этим основными задачами являются:
- формировать умение критически мыслить: перерабатывать полученную информацию с целью анализировать, синтезировать и применять полученные знания, как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных.
- совершенствовать развитие коммуникативных способностей;
- формировать умение работать осмысленно: формулировать вопросы, планировать свою деятельность, работать с литературой, находить нестандартные пути решения, уметь общаться с людьми.
В моей педагогической деятельности возникли проблемы с тем, что:
- учащиеся без разрешения высказывают (выкрикивают) свои мысли по поводу выполнения задания;
- не дослушивают до конца речь учителя.
Анализируя такое поведение у учащихся, можно установить следующие причины:
-низкий уровень овладения навыком «слушать» и «слышать» не только учителя, но и своих товарищей;
- не на должном уровне нравственное развитие.
Работая в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», я наблюдаю позитивные результаты за тем, что:
- учащиеся ищут свой путь выполнения задания (в результате чего воспитывается вера в свои силы);
- учащиеся реализуют принцип « осознания процесса учения» (Каждый ученик помогает однокласснику разобраться в собственных ошибках). Таким образом он сам развивается, воспитывая в себе важнейшие нравственные качества доброты, сопереживания;
-учащиеся анализируют ответ «слабого ученика». После ответа ученика поднимают руку те, кто увидел ошибку и желает помочь, предложить более рациональные пути решения.
Таким образом, формируются 2 правила:
-ученики не повторяют мысли своих товарищей;
- учитель не должен повторять ответы своих детей.
Методические приёмы по овладению навыком «слушать и слышать» помогают мне при выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, нравственному и интеллектуальному развитию школьников, что является началом для формирования основ критического мышления.
Цель – использование в свое работе ТРКМ с тем, чтобы повысить качество образования учащихся. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучение литературы, посвящённой данной теме;
- составление плана работы по внедрению данной технологии;
- проведение уроков с использованием ТРКМ;
- мониторинг результатов использования ТРКМ на уроках русского языка и литературы.
Теории, на которых базируется ТРКМ (технология развития критического мышления):
1. Конструктивизм – развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субъектом обучения.
2. Теория схем – ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления. Значит необходимо развивать умение осознавать эти схемы, работать с ними.
3. Ответный критицизм читателя - для осмысления текста учащимся необходимо озвучивать своё мнение, самим конструировать смысл сообщения.
4. Метокогнитивное обучение - процесс познания должен быть осознанным. Эта осознанность осуществляется в виде рисунков, графиков, проговаривания.
В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап - РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП –научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Изучив очень тщательно научную литературу по технологии критического мышления, я сделала заключение, что на первой стадии, стадии вызова я актуализирую имеющие знания, задавая вопросы, на которые хотела бы получить ответ. Затем информация, полученная на первой стадии, выслушивается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, парами, группами. Тем самым, учащиеся систематизируют информацию до ее изучения: задают вопросы, на которые хотят получить ответы, строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов, публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.
Работу по теме самообразования я начала с изучения литературы и Интернет – ресурсов, посвящённых ТРКМ, а также использовала материалы курсов о СОТ и материалы посещаемых семинаров и иптериалов на курсах обучения по теме.
Следующим этапом была градация различных приёмов по возрастным группам. Так, например, приём «синквейн» я стала использовать уже на уроках в 8 классе и продолжала эту работу в 9, 10 классах. Этот приём очень хорошо подходит для работы над простой и сравнительной характеристикой текстов, героев произведения. Здесь реализуется принцип обучения от простого к сложному: сначала ребята учатся характеризовать «простые»
качества, затем они становятся более сложными, неоднозначными. И могу сказать, что с каждым разом работы ребят становились всё лучше: они, действительно, научились критически мыслить, анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать выводы. Всё это позволяет научить школьников структурировать свои мысли, уметь правильно их выражать и доказывать своё мнение.
Другой приём, который следует использовать, на мой взгляд, начиная с класса 8, - это составление кластера. Ученики, используя материалы урока или самостоятельно изученные материалы, составляют опорную схему. Она должна быть чёткой, краткой, отражать главное, а ещё должна хорошо запоминаться. Я думаю, что это умение структурировать материал поможет ребятам в изучении многих школьных предметов. На уроках русского языка и литературы кластеры можно составлять, изучая произведения, характеризуя качества характеров или явлений.
И, наверное, один из основных и самых используемых приёмов в ТРКМ – это постановка проблемного вопроса, причём мне кажется более целесообразным, когда эти вопросы ставятся самими детьми, а не предлагаются учителем (хотя и это тоже продуктивно). Это позволяет вовлечь ребят в диалог, сделать их активными слушателями, дать возможность высказать и доказать своё мнение, т.е. формировать важную коммуникативную компетенцию.
Таким образом, применяя данную технологию, мне удалось
- создать условия для развития самостоятельности учащихся. Правилом для учеников, обучающихся по развивающим технологиям с использованием технологии развития критического мышления через письмо и чтение, является самостоятельное осмысление информации. Исходя из этого, в начальной школе, возможно:
- использовать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность учеников;
- обогащать детей эмоциями мышления, интеллектуальными чувствами;
- формулировать любознательность, потребность в познавательных интересах;
- формировать правильную оценку своих возможностей, пробуждать и закреплять стремление к самосовершенствованию;
- находить информацию, соответствующей данной теме.
Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. рыбу он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:
– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
– учитель должен верить в способности каждого ученика.
Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Анализируя свою работу по выбранной теме самообразования, могу сделать вывод, что поставленная цель достигнута. Использование ТРКМ на уроках русского языка и литературы способствует повышению качества образования, ведь ребята в ходе проделанной работы получили важные навыки, которые будут способствовать их успешной учёбе.
Другим итогом работы стало участие в круглом столе, организованном на заседании МО в апреле, где я поделилась с коллегами опытом по внедрению ТРКМ на своих уроках.
Литература:
1. Пособие для учителя Астана, Центр педагогического мастерства.
2.Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
3.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с..
4.Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.
5.Открытые уроки в начальной школе. Реализация требований ФГОС/ автор Л.А. Тропкина и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 163с