kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности преподавания русского языка в условиях поликультурной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются проблемы преподавания русского языка в условиях поликультурной среды

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания русского языка в условиях поликультурной среды»

Современная языковая ситуация в России как результат развития определенных социальных и культурно-языковых процессов требует особого

внимания. Учителя русского языка, работая в условиях многоязычия и поликультурной среды на разных ступенях общего образования (дошкольного общего, начального общего, основного общего, среднего общего) сталкиваются с рядом проблем. Проблемы эти связаны с обучением в полиэтнических классах русскому языку детей мигрантов, проживающих в Российской Федерации, детей-инофонов, билингвов и детей, для которых русский язык является родным. На территории Российской Федерации в общеобразовательных школах русский язык изучается, с одной стороны, как объект познания, а с другой – как средство межнационального общения и интеллектуально-нравственного развития и воспитания обучающихся. При этом коммуникативная функция языка выдвигается на первый план, что не противоречит задаче получения обучающимися системных знаний о единицах русского языка, а также способствует сознательному и автоматическому употреблению языковых единиц в коммуникативной ситуации. Такой подход к преподаванию русского языка во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации является основополагающим. Кроме того, на ступени среднего (полного) общего образования русский язык является обязательным базовым общеобразовательным учебным предметом, а государственная итоговая аттестация по курсу русского языка проводится на государственном языке Российской Федерации, то есть на русском языке.

Единство образовательного пространства страны как базовое условие, обеспечивающее общегражданское равенство предоставляемых государством

образовательных возможностей для всех обучающихся, вне зависимости от их языка, культуры и национальности, может быть достигнуто в результате качественного преподавания русского языка во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации.

Специфика профессиональной компетентности учителя словесника, работающего в условиях многоязычия и поликультурной образовательной среды заключается в сформированности его компетенций в такой степени, которая была бы достаточной для выполнения его профессиональных обязанностей в классах как моноэтнического, так и полиэтнического состава учащихся. В классах с полиэтническим составом учащихся на плечи учителя-словесника ложится дополнительный груз профессиональной ответственности не только за языковую подготовку таких детей, для которых русский язык не является родным (дети мигрантов и вынужденных переселенцев, дети-билингвы), но и за создание комфортной среды для их адаптации и обучения в новых, социальных условиях, при этом не сбрасывая со счетов потребности детей, для которых русский язык является родным. Знания, полученные учителем в педагогических вузах по методике преподавания русского языка, становятся явно недостаточными для работы в классах полиэтнического состава. Учитель должен владеть теоретическими основами преподавания русского языка как неродного: психолого-педагогическим основами обучения детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком; лексико-грамматическим особенностями языков народов России в сопоставлении с русским языком; особенностями влияния интерференции и методикой ее преодоления в процессе организации учебной деятельности учащихся.

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность

в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», в разделе «Общепедагогическая функция при обучении» указывается на необходимость использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе обучающихся, для которых русский язык не является родным. Повышение языковой культуры учащихся и развития навыков поликультурного общения становится обязательным компонентом деятельности учителя.

Существует еще одна проблема, связанная с организацией обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом учащихся. Если учитель применяет методику преподавания русского языка как неродного, которая необходима для обучения русскому языку детей, слабо владеющих или не владеющих русским языком, то эта же методика является неэффективной для обучения русскоязычных детей, для которых русский язык является родным. Для последней категории обучающихся методика преподавания русского языка как неродного носит характер сдерживающего фактора в их интеллектуальном развитии. Более того, для данной категории обучающихся освоение программы по русскому языку как родному практически происходит как освоение программы по русскому языку как неродному. Таким образом, в классах с полиэтническим составом учащихся для русскоязычных детей русский как родной фактически меняет свой статус на русский как неродной, что ведет к снижению уровня результативности обучения детей с русским (родным) языком. Требуется разработка методов преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся, владеющих русским языком на разных уровнях.

Эффективное обучение русскому языку невозможно без формирования

культуроведческой компетенции обучающихся. Для воспитания взаимного уважения и доброжелательного отношения обучающихся друг к другу, к культурам, которые они представляют, необходимо на уроках русского языка

использовать тексты, позволяющие знакомить детей-инофонов, детей- билингвов с константами русской культуры, а русскоязычных детей – с константами культуры народов России. В современных учебниках по русскому языку и методических пособиях для учителей должны быть эмоционально яркие художественные тексты, позволяющие воспитывать подрастающее поколение, свободное от предубеждений, дискриминации, расизма, ксенофобии; поколение, способное эффективно сотрудничать с представителями иных культур. В обществе этнического, культурного, религиозного многообразия эта проблема является весьма актуальной и может решаться также и в процессе преподавания русского языка в общеобразовательной школе. Необходимо расширять знания учителя- словесника по теории поликультурного образования, этнопедагогике, основам межкультурной коммуникации для организации в полиэтнической школе толерантной поликультурной образовательной среды, учитывающей социально-культурные особенности региона. Недостаточность фактического

материала культуроведческого характера свидетельствует о том, что эта область также требует разработки содержательного плана, издания сборников текстов соответствующей направленности и методических рекомендаций по их использованию в процессе обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом учащихся. В процессе преподавания русского языка должны активно использоваться социокультурные ресурсы региона: музеи, музеи- заповедники, библиотеки, художественные галереи, другие культурно-

исторические объекты.

Резюмируя выше сказанное, отметим, что в условиях многоязычия и

поликультурности от учителя требуется постоянное совершенствование профессиональной компетентности, позволяющей реализовывать задачи обучения русскому языку в классах полиэтнического состава.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности преподавания русского языка в условиях поликультурной среды

Автор: Лушина Наталия Викторовна

Дата: 24.07.2020

Номер свидетельства: 555040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Выступление на тему "Формирование полилингвальной личности в условиях лицея" "
    ["seo_title"] => string(85) "vystuplieniie-na-tiemu-formirovaniie-polilinghval-noi-lichnosti-v-usloviiakh-litsieia"
    ["file_id"] => string(6) "107399"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403248331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства