kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по теме «Методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по теме"Методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроке русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме «Методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе».»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Троснянская средняя общеобразовательная школа














Обобщение опыта по теме

«Методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе».









https://7gy.ru/shkola/russkij-yazyk/1532-slovarnye-slova-v-kartinkakh.html






Автор опыта: Дегтярева С. Л.

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории



















п. Тросна

2019 год



Введение.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

К сожалению, обучающиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Работу по освоению таких слов, строят в несколько этапов.

К сожалению, словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А так же формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

В основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих передо мной, как учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. Работая по «Прописи», первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как, воробей, ворона, сорока, и др., запоминают правописание слов собака, корова, воробей. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Использование лексико-орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний, учащихся о словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями является средством обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также средством развития культуры речи и воспитания любви к родному слову. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов - этимологией. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Актуальность данного опыта в том, что он содержит систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, которая помогает успешно решить основные противоречия - между стремлением учителя развивать в каждом ученике познавательную активность, мыслительные способности, развивать и обогащать активный словарный запас детей; между потребностями учащихся в самореализации информационной базы, практических навыков. Планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе способствует решению важной педагогической проблемы – повышение орфографической грамотности учащихся.

В современной педагогической литературе методике изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе посвящено немало монографий, статей, разделов методических пособий. Анализируются различные аспекты данной проблемы.

Н.Н. Рождественский рекомендовал приёмы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку:

-по начальной букве;

-подбор родственных слов и форм;

-подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности.

В.П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся.

В.В. Ераткина, опираясь на данные из психолого-педагогических и лингвометодических источников, выделила и охарактеризовала большое количество приёмов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективными она считает:

-запись слов по алфавиту;

-группировка и запись слов по орфографическим признакам;

-подбор и запись однокоренных слов других частей речи;

-подбор слов с иноязычными элементами;

-подбор синонимов и антонимов;

-составление и дописывание таблиц;

-выборочный ответ;

-сопоставление «противоположных» орфограмм;

-составление словосочетаний;

-замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами;

-письменный пересказ текста с использованием данных слов;

-выборочное списывание;

-сочинение по опорным словам.

Н.Н.Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний.

Л.В.Савельева предлагает систему работы с непроверяемыми написаниями с учетом особенностей памяти учащихся и способов запоминания. Она выделяет следующие этапы:

1. Первичное восприятие группы слов.

Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.

2. Закрепление правописания группы слов.

Цель: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

Данные научные идеи позволили разработать систему изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка, содержанием которой является самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового. В своей работе использую приёмы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому и смысловому признаку.


Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель педагогической деятельности: облегчить учащимся начальных классов запоминание слов с непроверяемыми написаниями; повышение орфографической грамотности учащихся.

Задачи педагогической деятельности:

1. Разработать систему изучения слов с непроверяемыми написаниями с применением разнообразных видов и форм работы.

2. Расширять активный словарный запас детей.

3. Развивать орфографическую зоркость младших школьников.

4. Развивать у учащихся умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников.

Реализация этих целей и задач позволяет обеспечить формирование системы словарной работы. Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определённой последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова содержит 57 тысяч слов, "Словарь современного русского литературного языка" в семнадцати томах – около 130 тысяч слов. Это - общеупотребительная лексика. В начальной школе для изучения предлагается около 150 слов с непроверяемыми написаниями. Количество может быть больше или меньше в зависимости от программы. Усвоение такого количества слов не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Очень помогает в работе ассоциативная методика. Дети запоминают образы слов, выстраивают для себя цепочку запоминания, опираясь на реально существующие предметы, их признаки.

Необходимо учитывать основные закономерности процессов запоминания:

-образ должен редко встречаться;

-важно периодически возвращаться к правильному написанию слов;

-актуальность - всё запоминаемое должно быть постоянно востребовано жизненной ситуацией, а не только учебной задачей.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

-установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

-заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

-яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции;

-образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер – опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства детей соответственно преобладает образный тип памяти. Учитывая это, использую следующие способы:

-рассматривание карточки-картинки с изображением предмета (например, тетради, пенала, карандаша);

-чтение загадки, отгадывание её учащимися;

-прослушивание толкования и определение предмета, о котором идёт речь;

-описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать.

Далее работа ведётся над так называемым «слуховым» образом слова. Слово проговаривают хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими учащимися ставится орфографическая задача. Дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

До того, как учащиеся записали слово, они определяют ударный и безударный слоги, пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь применяю различные виды знакомства с новым словом: сама записываю новое слово на доске, выделяя цветным мелком орфограмму; показываю карточку; ознакомление со словом в учебнике на соответствующей странице; предоставляю возможность познакомить детей с новым словом ученику, получившему творческое задание. Вставив нужную букву, учащиеся записывают слово, проговорив его орфографически. Важнейшим условием является правильное первичное восприятие изучаемых слов. Так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу бессмысленной.

Необходимо, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями, прежде всего, научились обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

Во время работы над зрительным образом слова можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос о нужной букве, обратившись к орфографическому словарю или к словарю учебника. Это способствует накоплению опыта работы со словарями и формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа, если он помогает объяснить написание слова.

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

     Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.


  1. Обращение к этимологии слова

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

  1. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

  1. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» ( или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

  1. Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа).И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

  1. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

Предъявление нового слова

Здесь я использую следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.

Работа над слуховым образом слова

Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

Запись слова с «окошком»

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном», или «дыркой».
Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка: б.реза.
После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо я сама показываю написание нового слова – записываю на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, – либо предъявляю карточку или прошу посмотреть слово в учебнике на соответствующей странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив его несколько раз орфографически, то есть так, как оно написано.
Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи.

Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.
Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так как ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно же, чтобы он ставил ее САМ.

Работа над зрительным образом слова

На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.

Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Проиллюстрирую все сказанное примером из практики. Приведу фрагмент урока во 2-м классе. Проводится работа над словом береза.

Учитель. Отгадайте загадку.

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

Дети находят отгадку, сообщают признаки, по которым они определили предмет.
Учащиеся проговаривают слово «береза» орфоэпически, называют ударный и безударные слоги.
Перед учащимися я ставлю следующую задачу.

– В тетрадь самостоятельно запишите слово береза, пропустив орфограмму («трудное» место).

Дети записывают слово.

– Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте, что написано о березе в книге Успенского «Почему не иначе?».
«Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но название его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизна». Ведь и ее кора – береста – носит название, связанное с тем же корнем».
Итак, слово береза образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге?

Дети сверяют правильность ответа по словарю учебника.

– Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву.

Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, делится на слоги и для переноса (оба варианта).

Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

У. Прочитайте пословицы, объясните их значение.

На доске:

1. И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.

2. Березой обогреешься, а не оденешься.

3. Где дубняк, там и березняк.

– Когда так говорят: «Дать березовой каши»?

Дети. Когда хотят наказать розгами, выпороть, высечь.

У. Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.

На доске:

Сделанный из б.резы –
Б.резовый лес –
Гриб, который растет под б.резой.

– Составьте словосочетания со словами, предложенными вам.

На доске:

За березу – (спрятаться)
За березой – (ухаживать)
На березу – (влезть)
На березе – (сидеть)
Под березу – (сесть, лечь)
Под березой – (сидеть)
С березы – (слезть, упасть)

– Опишите березу: какая она?

Д. Огромная, тонкая, маленькая, ветвистая, сухая, старая, молодая, кудрявая...

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приемов.
К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, «Сорока и медведь» Н. Сладкова, «Собака» А. Вознесенского.
Хотелось бы рассказать о том, как беседа с учащимися о прочитанном произведении может помочь запоминанию орфографии определенного слова, например, слова «собака».
Сначала дети рассматривают картинку с изображением собаки. Затем работают над определением «трудного места», то есть решают орфографическую задачу. Учащиеся слушают рассказ А. Вознесенского «Собака».

У. Заслужила ли собака медаль за свою верную службу?

К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О.

Порой на помощь к моим учащимся приходят детские поэты с небольшими шутливыми стихами.

Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед,
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву... (и)

Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова
Напишем в корне с буквой О.

А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать? (Д.Хармс)

Петуха спросили дети
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я. (И.Коньков)

Вот дети учатся писать правильно слово лимон. На доске стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за «ли»?
Что за «мон»?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут
– Лимон ... –
Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно:

«Что за «ли»?
Что за «мон»?»

Значит, в этом слове ошибок не будет.
Завершающим этапом в работе становится закрепление нового слова. На этом этапе дети подбирают и записывают однокоренные слова.

Эта работа может сочетаться с грамматико-орфографическим анализом предложений и другими упражнениями.

После знакомства с новым словом в уголке русского языка (если такой есть в классе) постепенно может заполняться «страничка слова» .

Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обученности. Так, в словах «корова», «молоко», «город», «деревня» полногласия «-оро-», «-оло-», «-ере-» пишутся всегда с буквами «о» и «е». В том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: «город – град» («-оро-» чередуется с «-ра-»), «деревня – древо, древесный» («-ере-» чередуется с «-ре-»), «молоко – млека, млечный» («-оло-» чередуется с «-ле-»).

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:

Вот каникулы настали,

До свиданья, школа!

Мы теперь уже с тобой

Встретимся не скоро,

Но как радостно нам после

Лета золотого

К твоему порогу, школа,

Возвращаться снова!

                                                  В. Броневский

Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием я использую  ПРИЕМ ЗАМЕНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНИМ СЛОВОМ из «Словаря».

Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа: «Ответьте письменно одним словом» и т. д.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формирую навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Детям такая работа особо нравится. Они активно и охотно включаются в работу.

Я классифицирую все  виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:

1) фонетические упражнения;

2) словообразовательные упражнения;

3) морфологические упражнения ;

4) синтаксические упражнения;

5) упражнения лексического характера;

6) упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;

7) упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.

Алгоритм изучения словарных слов, который я использую с ребятами, я назвала «Правило трёх «Пэ»». Обозначаем мы его так:

     П – П – П

  1. Первое  «П»: прочитай слово орфографически, то есть так, как оно написано. Это просто необходимо. Дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, поэтому в любой работе со словарными словами ребята произносят их только орфографически. Спустя некоторое время они так к этому привыкают, что даже не требуют напоминания этого важного правила.

  2. Втрое «П»: продиктуй себе орфографически и пропиши. Два действия осуществляются одновременно, поэтому объединены в одну букву «П». Постепенно, по мере изучения, дети переходят от проговаривания вслух к проговариванию «про себя», обязательно оставляя беззвучное движение губ. У  детей, испытывающих трудности в обучении,  это беззвучное проговаривание остаётся надолго (иногда я сама напоминаю им про проговаривание только губами с целью предотвращения ошибок), у сильных учеников  - быстрее переходит во внутренний план.

  3. Третье «П»: проверь себя. Следует отметить, что у учащихся начальной школы операции самоконтроля ещё не сформированы и им надо специально обучать. По наблюдениям Л.С. Цветковой проговаривание при письме уже играет роль важного текущего контроля. Когда слово уже написано. Необходимо осуществить результирующий контроль. Существуют разные способы контроля данного вида. Для детей с хорошей визуальной памятью достаточно «сфотографировать» слово и узнать, что оно написано верно. Для других – сравнить с образцом. Когда ребёнок всё же испытывает трудности в поиске ошибок в написанном слове, я рекомендую детям использовать приём «Закрой слово ладошкой». Дети закрывают слово рукой, а потом постепенно открывают по одной букве, проговаривая вслух. Так легче отыскать неточность написания, так как осуществляется «принудительный» побуквенный анализ уже написанного слова. Это техническая сторона нашего алгоритма. (Это же правило – «Правило трёх «Пэ»» -  хорошо применять при обучении первоклассников списыванию текста).

Основной смысл фонетических упражнений, на мой взгляд, состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.

Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речевых навыков у моих учащихся. В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите.

В словарно – орфографической работе используются следующие средства обучения: словари (орфографический, толковый, этимологический), карточки со словами, картинный словарь, пословицы, поговорки, загадки, ребусы, кроссворды, ТСО.

Для более прочного усвоения правописания слов возникла необходимость разбить слова на группы по смысловому и орфографическому признаку. Количество блоков даёт возможность целую неделю работать над каждым блоком слов. Работа по освоению «словарных» слов проводится в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Приведу пример словарной работы (2 класс).

1 этап.

Первичное восприятие группы слов.

1. Сознательная установка на запоминание: учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями и смогут сразу записать их без ошибок.

2. Первичное восприятие группы слов: ворона, воробей, соловей, сорока. Знания не даются в готовом виде, поэтому можно использовать загадки, ребусы, анаграммы.

Пример ребусов: 1) ВО "НА

2) "БЕЙ

3) м с "вей

4) 40 а

На этапе введения нового слова в словарно-орфографическую работу так же необходимо включать считалки, скороговорки, различные рифмовки слов, они способствуют более эффективному и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.

3. Анализ:

-Почему эти слова объединены в одну группу? (Все слова обозначают названия птиц.)

-Чем похожи и чем отличаются? (Похожи тем, что обозначают предмет – одушевлённые имена существительные, трёхсложные, во всех словах безударные гласные «о». Отличаются тем, что в одних словах ударение падает на 2-ой слог, а в других - на 1-ый.)

-На какие две подгруппы вы бы разделили эти слова? (Дети могут предложить два варианта: 1) ворона, сорока и воробей, соловей – классификация по ударному слогу; 2) ворона, воробей, сорока и соловей– по сочетаниям –оро- и –оло-.)

В процессе такого анализа, когда дети выдвигают свои предположения, доказывают их, а весь класс активно включается в работу и следит за ответами одноклассников, готовый в любой момент помочь, поправить или выдвинуть свою версию, мне кажется и происходит непроизвольный процесс запоминания словарных слов.

4. Учитель или ученик читают вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске или на карточках.

5. Под руководством учителя учащиеся производят орфографический разбор: обозначают ударение, находят буквы, обозначающие безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные, объясняют написание проверяемых орфограмм. (В словах воробей и соловей - безударную гласную «о» в 1-ом слоге нужно запомнить, а во 2-ом можно проверить.)

6. Запись слов под диктовку (слова на доске закрыты). В этот момент активизируется кратковременная память.

7. Проверяется по образцу с обязательным орфографическим проговариванием (орфографический самоконтроль).

8. Учитель выясняет, кто не допустил ошибок, у кого 1-2 и более ошибок. Обязательно хвалит детей, не допустивших и самостоятельно нашедших свои ошибки.

2 этап.

Повторное восприятие изучаемой группы слов.

1. Работа над этимологией. Учащиеся записывают слова, комментируя их написание.

2. Подбор и запись однокоренных слов. Эту работу можно организовать парами, а можно – фронтально. Если на этом уроке дети не смогут подобрать однокоренные слова ко всем словам этого блока, можно сделать это на следующем уроке или предложить в качестве домашнего задания. При подборе слов можно помочь детям, например: Если мама ворона, то её ребёнок…? (Воронёнок.)

3 этап.

Закрепление правописания слов изучаемой группы (творческая работа).

На этом уроке необходимо включить данные слова в словосочетания или предложения.

Можно дать творческое задание, например, составить словосочетания, а ещё лучше рассказ, сказку или научную статью (в зависимости от возраста и степени развития речи данного класса). В 1-2 классе чаще такие задания готовит учитель, но не предлагает их в готовом виде, чтобы всем было интересно.

Например: Вы внимательно читайте! Кто здесь кто, вы угадайте?

Птичья школа.

Скоро начнётся урок. Слетаются в класс ученики. Стрекотунья белобока, скачет пёстрая _________. Она торопится рассказать последние новости. С ветки на ветку перепрыгивает крикливая _________. Поёт песню голосистый __________. Но тут в класс влетает маленькая птичка. Наступает тишина. Это учитель – старый ________.

После того, как дети вставили слова, предложения с ними можно выписать. Обязательно нужно обратить внимание учащихся на то, что в тексте встретились другие словарные слова (если они этого не заметили). Когда работа ведётся систематически, дети «видят» слова с непроверяемыми написаниями не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

В качестве домашнего задания можно предложить вспомнить или отыскать пословицы, поговорки, загадки об этих птицах.

4 этап.

Закрепление правописания слов изучаемой группы.

Урок можно посвятить работе с пословицами, поговорками, фразеологизмами, крылатыми и образными выражениями, которые являются замечательным материалом для развития мышления, сообразительности, смекалки. Народная мудрость, заложенная в русском фольклоре, даёт возможность для развития у учащихся положительных человеческих качеств.

Предлагаю задания вида:

1. Дополни пословицы: «Старого … на мякине не проведёшь», «Слово - не …, вылетит – не поймаешь».

2. Когда так говорят: считать ворон, воробью по колено, трещит как сорока?

3. Подбери к каждой ситуации фразеологические обороты:

-На уроке Миша был невнимателен, смотрел в окно. Учительница сказала ему: «Миша, хватит…». (Считать ворон.)

-Встретились две подружки Оля и Марина. Оля рассказала Марине, что Свете купили собаку. Вечером Марина встретила Витю и сообщила ему о том, что Свете купили собаку. Утром Витя увидел Свету и спросил: «Тебе купили собаку?» «Откуда у тебя такие новости?» (Сорока на хвосте принесла.)

Привлекаю детей к проведению словарной работы на данном этапе. Даю возможность каждому «поработать учителем»: ученик не только выступает со своим заданием, но и контролирует правильность ответов. Такая организация работы способствует развитию учащихся и лучшему усвоению материала.

5 этап.

Проверка усвоения правописания слов изучаемой группы.

Контроль можно осуществлять несколькими способами:

-письмо под диктовку слов, словосочетаний, небольшого текста, составленного учителем с использованием учителем всех изученных слов на этой неделе;

-проверка по карточкам с изученными словами, в которых пропущены орфограммы;

-можно предложить упражнение «Найди ошибку».

После проведения подробного анализа словарного диктанта по каждому учащемуся, выявляются слова, в которых допустили ошибки несколько учащихся. На следующем уроке необходимо ещё раз обратить внимание на эти слова, сделать работу над ошибками, и обязательно включить их в последующие словарные диктанты.

Каждому ребёнку присуща склонность к творчеству. Поэтому им нравится выполнять домашние задания творческого характера. Такой вид деятельности вызывает у детей интерес, способствует увеличению словарного запаса, позволяет тренировать память, внимание, воображение, помогает ребёнку приобрести уверенность в своих силах. Учителю необходимо нацелить детей, направить по правильному исследовательскому пути, научить методам исследования, правилам работы с источниками информации, в частности - со словарями.

В 1классе – это поиск пословиц, поговорок, загадок, включающих изучаемые словарные слова.

Во 2 классе помимо этого можно давать такие задания: поиск лексического значения слова, составление кроссвордов, ребусов.

В 3 классе предлагаю детям задание по исследованию слова. Каждый получает конкретное слово и исследует его по предложенной учителем памятке в течение 1-2 недель.

Памятка:

1. Запиши слово. Обозначь орфограмму.

2. Сделай рисунок или подбери картинку.

3. Запиши значение слова (выясни в толковом словаре).

4. Подбери однокоренные слова.

5. Подбери пословицу, поговорку или загадку.

В 4 классе можно предложить исследование объёмнее и глубже по содержанию. Задание учащиеся выполняют в течение одного – двух месяцев. Памятка дополняется выяснением этимологии слова, подбором синонимов, антонимов, фразеологических сочетаний, заданиями по развитию речи (сочините загадку, рассказ или сказку).

Приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля деятельности:

1. Стимулирование:

-создание ситуации занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, парадоксальных фактов (например, при изучении слова «соловей» рассказать детям о том, что песенное мастерство не является врождённым свойством самцов и приобретают они его лишь в том случае, если их отцы или соседи способны научить их этому);

-приём удивления – применение в ходе словарной работы художественных, ярких средств обучения, вызывающих эмоциональные переживания;

-творческие задания учащимся,

-применение ТСО;

-создание ситуации успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе;

-поощрение.

2. Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составляющей частью процесса обучения. Различают следующие типы контроля: внешний контроль над деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.

Приёмы контроля:

-устный опрос: индивидуальный, фронтальный, групповой, ТСО;

-письменный: контрольные словарные диктанты, проверочные и тестовые работы.

Взаимоконтроль: обмен работами для осуществления взаимопроверки способствует развитию орфографической зоркости.

Самоконтроль учащихся: способствует формированию умения в ходе проверки по учебнику, по образцу на доске самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. 

Результативность опыта.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения.

Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Ф И

Число, тема блока

Количество допущенных ошибок


09.09.17

10 слов

Зоопарк

05.10.17

10 слов

Школа

11.11.17

12 слов

Огород

09.12.17

12 слов

Вокзал

17.01.18

14 слов

Родина

18.02.18

14 слов

Природа

10.03.18

16 слов

Спорт

15.04.18

17 слов

Человек

Анпилова Полина


2

-

-

-

-

1

-

-

Анпилова Ульяна

1

-

-

1

-

-

-

-

Антонова Ангелина

2

2

1

1

1

1

2

1

Бедарев Алексей

2

2

-

1

1

2

1

1

Бушуева Анастасия


4

2

4

3

3

2

3

2

Гамм Арина

2

2

2

1

1

2

2

1

Герасенков Денис

2

2

2

1

1

1

-

-

Гришаева Валерия

7

5

6

4

5

5

4

3

Доронина Злата

5

5

4

4

4

4

3

2

Зимакова Валерия

-

-

-

-

1

-

-

-

Золотарёва Зарина

2

2

2

2

-

1

1

1

Каинова Виктория

2

2

2

2

1

1

1

1

Комаров Артём


-

-

-

-

-

-

1

-

Левчук Ульяна

-

-

-

-

-

-

-

-

Митин Максим

5

5

4

5

4

4

4

3

Митин Сергей

5

5

5

4

3

3

2

1

Мосина Елизавета

3

2

2

2

1

1

1

-

Никитина Анастасия

2

2

2

2

1

1

1

1

Ратбекова Риана


-

-

-

-

-

-

1

-

Сазонов Василий

-

-

-

-

-

-

-

-

Свиридов Владислав

2

2

2

2

1

1

1

1

Филимонова Виктория


-

-

-

-

-

-

1

-

Фроленков Егор


-

-

-

-

-

-

-

-

Хмелёва Мария

5

5

5

4

3

3

2

1

Шарипов Алишер

5

5

5

4

3

3

2

1


Ф И

Число, количество слов

Количество допущенных ошибок


15.09.17

12 слов

19.10.17

12 слов

18.11.17

14 слов

17.12.17

14 слов

28.01.18

15 слов

25.02.18

15 слов

18.03.18

16 слов

25.04.18

16 слов

Анпилова Полина


2

2

1

-

-

-

-

-

Анпилова Ульяна

1

-

-

-

-

-

-

-

Антонова Ангелина

2

2

1

1

1

1

1

1

Бедарев Алексей

2

2

2

1

1

1

1

1

Бушуева Анастасия


4

4

3

2

2

2

2

1

Гамм Арина

2

2

2

1

1

2

2

1

Герасенков Денис

2

2

2

1

1

1

-

-

Гришаева Валерия

7

7

6

6

5

5

4

4

Доронина Злата

5

5

4

4

4

4

3

2

Зимакова Валерия

-

-

-

-

-

-

-

-

Золотарёва Зарина

2

2

2

2

-

1

1

1

Каинова Виктория

2

2

2

2

1

1

1

1

Комаров Артём


-

-

-

-

-

-

-

-

Левчук Ульяна

-

-

-

-

-

-

-

-

Митин Максим

6

6

5

5

4

4

4

3

Митин Сергей

5

5

5

4

3

3

2

1

Мосина Елизавета

3

3

2

2

1

1

1

-

Никитина Анастасия

-

-

-

-

-

-

-

-

Ратбекова Риана


6

6

5

5

4

4

4

3

Сазонов Василий

5

5

5

4

3

3

2

1

Свиридов Владислав

3

3

2

2

1

1

1

-

Филимонова Виктория


-

-

-

-

-

-

-

-

Фроленков Егор


6

6

5

5

4

4

4

3

Хмелёва Мария

5

5

5

4

3

3

2

1

Шарипов Алишер

3

3

2

2

1

1

1

-

















Проведённый мониторинг по изучению словарных слов показывает хорошие результаты. На конец четвёртого класса количество учащихся получивших «3» составило -12% из 36%, в три раза повысился процент усвоения словарных слов, количество учащихся имеющих оценку «5» выросло на 7% Достигнутые результаты устойчивы и стабильны, о чём свидетельствуют показатели 5 класса.

Учащимся свойственны самостоятельность, проявление самореализации, самоорганизации.

Опыт показывает, что такая система словарной работы способствует полноценному развитию ребенка: интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому. Формирует умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. Дети свободно говорят, публично выступают, в 2018 году приняли участие в районной научно-практической конференции. Учащиеся имеют навыки самостоятельной подготовки тематических классных часов, конкурсов, викторин при направляющей и контролирующей деятельности учителя.








Литература

1. Ераткина В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям. Рязань, 1989.

2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1991.

3. Грушников. П.А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах. В кн.: Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах / Сост. П.А. Грушников. М., 1973. С.97.

4. Козлова В.П. Некоторые вопросы словарно-орфографической работы в начальных классах. Там же. С.118.

5. Кулакова И.Ф. Словарно-орфографическая работа при обучении орфографии. В кн.: Обучение орфографии в восьмилетней школе / Сост. М.М. Разумовская. М., 1974.

6. Срогович А.Т. Ох, эти трудные слова. Сыктывкар, 1998.

7. Статьи в журнале «Начальная школа»:

1) Арямова О.С., Мали Л.Д. Этимологический «словарик» слов с непроверяемым написанием. 1992. №2. С.19.

2) Пономаренко П.Г. О формах работы над усвоением слов, не проверяемых правилами. 1990. №4. С.36.

3) Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове. 1997. №1. С.83.

4) Захарова И.В. Работа над словами с непроверяемым написанием. 1993. №11. С.53.

5) Золотых Н.А. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка. 2001. №3. С.9.

6) Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря» 1990. №11. С.17.

7) Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над трудными словами. 1985. №4. С.24.

8) Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. 1998. №1. С.55.

9) Бакулина Т.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. 2000. №3. С.22 (или: Её же. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М., 2000).


20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дегтярева Светлана Леонидовна

Дата: 25.06.2019

Номер свидетельства: 515994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423193767"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства