Новые формы организации обучения на уроках русского языка
Новые формы организации обучения на уроках русского языка
Аннотация: в статье рассматриваются нестандартные формы проведения уроков, которые обеспечивают повышение знаний и индиви- дуальную ответственность учеников за результаты учебного труда. Ключевые слова: урок-семинар, практикум, консультации, урок-экс- пертиза. Сегодня главная цель обучения – это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые формы организации обучения на уроках русского языка»
НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Аннотация: в статье рассматриваются нестандартные формы проведения уроков, которые обеспечивают повышение знаний и индиви- дуальную ответственность учеников за результаты учебного труда. Ключевые слова: урок-семинар, практикум, консультации, урок-экс- пертиза. Сегодня главная цель обучения – это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе со- временного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 86 Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и под- чиняются основные задачи современного образования. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков, которые обеспе- чивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Среди этих форм особое внимание учителя-практики уде- ляют таким формам, как лекции (или лекции-беседы), семинары, практи- кумы, консультации, зачеты, уроки-экспертизы и др. Все более широкое распространение при обучении русскому языку по- лучают семинары, которые способствуют воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию умений работать с кни- гой и навыков монологической речи. Семинар представляет собой такую форму организации классных за- нятий, при которой предполагается значительная предварительная работа по его подготовке. Ученикам сообщаются основные вопросы по теме бу- дущего семинарского занятия. Например, при подготовке итогового семи- нара по теме «Сложноподчиненное предложение», «Средства связи при- даточного предложения с главным». Вместе с тем необходимо предлагать и вопросы, требующие самостоятельного поиска ученика, например: «В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных пред- ложений?», «В каких случаях можно определить значение придаточного предложения по союзу и в каких нельзя? Подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы в ней участвовали все учащиеся. Часть школьников получает зада- ние выступить с сообщениями. При подготовке семинара можно исполь- зовать также организацию работы учащихся по группам. Групповая под- готовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повы- шает интерес к ней и ответственность за ее выполнение. Важно, чтобы все доклады были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, мини- мального комментария помогает учащимся увидеть логику развертыва- ния общей темы семинара. Целесообразно использовать практические за- дания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости выска- занных положений. Ученики анализируют текст, находят в нем и выписы- вают нужные слова, словосочетания, предложения, заменяют конструк- ции синонимичными и т. д. Проведение уроков-семинаров учитель наме- чает в начале года и планирует их не чаще, чем один семинар в четверть. Широкое распространение также получают уроки-экспертизы. На та- ких занятиях можно организовать активное обсуждение подготовленных дома материалов. На семинаре каждая группа анализирует проблему текста, приводит аргументы, определяет ее границы, защищает предложенный план, зачи- тывает черновые варианты фрагментов сочинения. Другой формой занятий, которая помогает решать задачи активизации деятельности учащихся, являются уроки-зачеты. Это одна из разновидно- стей повторительно-обобщающих уроков. Главное назначение уроков-за- четов – обеспечить контроль и оценку знаний, умений и навыков уча- щихся по той или иной теме, одновременно решая задачи обучения и вос- питания. Готовят тесты по разделам. Педагогика 87 Программа зачетов должна быть известна учащимся заранее. На не- сколько недель (за месяц) в кабинете вывешивается перечень того, что должны знать и уметь учащиеся, а также указываются навыки, которыми они должны овладеть в результате изучения данной темы. При отборе во- просов-заданий учитель ориентируется на программные требования. В ходе зачета необходимо разумно сочетать устные и письменные формы опроса. В младших классах при проведении зачета уместны соревнования между группами учащихся, выполнение заданий игрового, заниматель- ного характера. Достаточно широкое распространение в последнее время получили уроки-практикумы, которые ставят своей целью формирование и совер- шенствование умений и навыков учащихся – грамматических, орфогра- фических, пунктуационных, речевых. Результативность уроков-практи- кумов зависит от качества подобранного дидактического материала и ха- рактера заданий. На уроках-практикумах может быть организована как самостоятель- ная (индивидуальная) работа учащихся, так и коллективная. Задания же должны обеспечить овладение способами решения грамматических задач и задач правописания, поэтому желательно, чтобы формулировки заданий носили обучающий характер. При изучении сложносочиненного предложения в 9 классе весь теоре- тический материал можно изучить на первом уроке, а второй и третий уроки провести как уроки-практикумы, готовящие к зачету. Урок-зачет по этой теме может включать повторение ряда вопросов правописания и ра- боту по повторению пунктуации простого предложения, осложненного обособленными членами, вводными словами, однородными членами. Целенаправленно совершенствовать речь учащихся на таких уроках помогают задания на редактирование, работа с синонимами (синонимия союзов: и – тоже, также; но – однако; синонимия сложносочиненных и простых предложений). На таких уроках также используется работа над заданиями ГИА (ЕГЭ) в онлайне, которая способствует поддержанию интереса учащихся к заня- тиям русским языком. Список литературы 1. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя / Г.В. Александрова. – М: Баласс, 2010. 2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка / П.М. Баев. – М., 1989. 3. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя / Л.И. Кирилина // Современные наукоемкие технологии. – №6. – 2005. 4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига: 1999. 5. Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.В. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 6. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова. – СПб.: КАРО, 2015. 7. Горбич О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка / О.И. Горбич. – М.: ВК, 2012