kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новые формы организации обучения на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в статье рассматриваются нестандартные формы проведения уроков, которые обеспечивают повышение знаний и индиви- дуальную ответственность учеников за результаты учебного труда. Ключевые слова: урок-семинар, практикум, консультации, урок-экс- пертиза. Сегодня главная цель обучения – это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новые формы организации обучения на уроках русского языка»

НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Аннотация: в статье рассматриваются нестандартные формы проведения уроков, которые обеспечивают повышение знаний и индиви- дуальную ответственность учеников за результаты учебного труда. Ключевые слова: урок-семинар, практикум, консультации, урок-экс- пертиза. Сегодня главная цель обучения – это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе со- временного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 86 Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и под- чиняются основные задачи современного образования. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков, которые обеспе- чивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Среди этих форм особое внимание учителя-практики уде- ляют таким формам, как лекции (или лекции-беседы), семинары, практи- кумы, консультации, зачеты, уроки-экспертизы и др. Все более широкое распространение при обучении русскому языку по- лучают семинары, которые способствуют воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию умений работать с кни- гой и навыков монологической речи. Семинар представляет собой такую форму организации классных за- нятий, при которой предполагается значительная предварительная работа по его подготовке. Ученикам сообщаются основные вопросы по теме бу- дущего семинарского занятия. Например, при подготовке итогового семи- нара по теме «Сложноподчиненное предложение», «Средства связи при- даточного предложения с главным». Вместе с тем необходимо предлагать и вопросы, требующие самостоятельного поиска ученика, например: «В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных пред- ложений?», «В каких случаях можно определить значение придаточного предложения по союзу и в каких нельзя? Подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы в ней участвовали все учащиеся. Часть школьников получает зада- ние выступить с сообщениями. При подготовке семинара можно исполь- зовать также организацию работы учащихся по группам. Групповая под- готовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повы- шает интерес к ней и ответственность за ее выполнение. Важно, чтобы все доклады были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, мини- мального комментария помогает учащимся увидеть логику развертыва- ния общей темы семинара. Целесообразно использовать практические за- дания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости выска- занных положений. Ученики анализируют текст, находят в нем и выписы- вают нужные слова, словосочетания, предложения, заменяют конструк- ции синонимичными и т. д. Проведение уроков-семинаров учитель наме- чает в начале года и планирует их не чаще, чем один семинар в четверть. Широкое распространение также получают уроки-экспертизы. На та- ких занятиях можно организовать активное обсуждение подготовленных дома материалов. На семинаре каждая группа анализирует проблему текста, приводит аргументы, определяет ее границы, защищает предложенный план, зачи- тывает черновые варианты фрагментов сочинения. Другой формой занятий, которая помогает решать задачи активизации деятельности учащихся, являются уроки-зачеты. Это одна из разновидно- стей повторительно-обобщающих уроков. Главное назначение уроков-за- четов – обеспечить контроль и оценку знаний, умений и навыков уча- щихся по той или иной теме, одновременно решая задачи обучения и вос- питания. Готовят тесты по разделам. Педагогика 87 Программа зачетов должна быть известна учащимся заранее. На не- сколько недель (за месяц) в кабинете вывешивается перечень того, что должны знать и уметь учащиеся, а также указываются навыки, которыми они должны овладеть в результате изучения данной темы. При отборе во- просов-заданий учитель ориентируется на программные требования. В ходе зачета необходимо разумно сочетать устные и письменные формы опроса. В младших классах при проведении зачета уместны соревнования между группами учащихся, выполнение заданий игрового, заниматель- ного характера. Достаточно широкое распространение в последнее время получили уроки-практикумы, которые ставят своей целью формирование и совер- шенствование умений и навыков учащихся – грамматических, орфогра- фических, пунктуационных, речевых. Результативность уроков-практи- кумов зависит от качества подобранного дидактического материала и ха- рактера заданий. На уроках-практикумах может быть организована как самостоятель- ная (индивидуальная) работа учащихся, так и коллективная. Задания же должны обеспечить овладение способами решения грамматических задач и задач правописания, поэтому желательно, чтобы формулировки заданий носили обучающий характер. При изучении сложносочиненного предложения в 9 классе весь теоре- тический материал можно изучить на первом уроке, а второй и третий уроки провести как уроки-практикумы, готовящие к зачету. Урок-зачет по этой теме может включать повторение ряда вопросов правописания и ра- боту по повторению пунктуации простого предложения, осложненного обособленными членами, вводными словами, однородными членами. Целенаправленно совершенствовать речь учащихся на таких уроках помогают задания на редактирование, работа с синонимами (синонимия союзов: и – тоже, также; но – однако; синонимия сложносочиненных и простых предложений). На таких уроках также используется работа над заданиями ГИА (ЕГЭ) в онлайне, которая способствует поддержанию интереса учащихся к заня- тиям русским языком. Список литературы 1. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя / Г.В. Александрова. – М: Баласс, 2010. 2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка / П.М. Баев. – М., 1989. 3. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя / Л.И. Кирилина // Современные наукоемкие технологии. – №6. – 2005. 4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига: 1999. 5. Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.В. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 6. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова. – СПб.: КАРО, 2015. 7. Горбич О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка / О.И. Горбич. – М.: ВК, 2012


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Новые формы организации обучения на уроках русского языка

Автор: Хохлова Ольга Леонидовна

Дата: 17.12.2021

Номер свидетельства: 595191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства