kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья "Понятие оценки в лингвистики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка лингвистических понятий. Автором которого является учитель Орынбаева. оценка утилитарная и эстетическая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Понятие оценки в лингвистики"»

Понятие оценки в лингвистике.

Оценка относится к тем категориям лингвистики, которые в течение многих столетий приковывают к себе внимание философов, логиков и лингвистов. Однако в последние десятилетия, когда предметно- пространственное описание мира сменяется изучением его процессуальных характеристик (1), когда «онтология происходящего моделируется в виде системы концептов, реконструируемых по данным языка» (2), исследование оценок, складывающихся в практической деятельности людей, приобретает особую актуальность.

Впервые круг проблем, связанных с изучением оценки, был обозначен Аристотелем. По его мнению, для того, чтобы описать категорию оценки, нужно, во-первых, выявить контексты для оценочных понятий, а в- третьих, эксплицировать значение оценочных предикатов. В дальнейшем эти проблемы пытались решить в свете различных исследовательских подходов. Таким образом, представители логико-философского направления Дж. Мур, Иван А.А., Арутюнова сделали объектом своего изучения связь языковых и аксиологических структур, которая выявляется в процессе анализа языковых употреблений. Представители функционально - семантического направления Вольф Е.М., Маркелова Т.В. рассматривают категорию оценки как функционально- семантическую и ставят целью изучение системы языковых средств, выполняющих оценочную функцию. Сторонники функционально- прагматического подхода

Сторонники функционально-прагматического подхода Шаховский В.Н, Телия В.Н, Апресян

Ю.Д, и другие, решают целый комплекс проблем, связанный с функционированием

оценочных средств языка.

В последние десятилетия в связи с возникновением и становлением новых научных

парадигм наметились иные подходы к изучению оценки. Так, оценка начинает

288

рассматриваться в контексте сознания – личностного или языкового. В контексте личностного

сознания, а именно в плане выявления роли оценочного параметра в психологической

структуре значения, оценка исследуется в современной психолингвистике (А.А. Залевская,

Е.Ю. Мягкова, Е.Н. Колодкина). В контексте языкового сознания оценка рассматривается как

фактор, структурирующий его ядро (Н.В. Уфимцева, О.А. Голубкова) и формирующий

«ценностную картину мира» (Ю.Н. Караулов, Е.С. Яковлева).

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что оценка достаточно исследована в

лексико-семантической системе языка, но остается малоизученной в его когнитивных

механизмах, в плане соотношения языковых и мыслительных категорий. Между тем в основе

системы языка лежат механизмы, общие для всех языков и отражающие принципы

организации, исконно присущие сознанию, вследствие чего глубинные языаковые процессы

можно изучать лишь при помощи психологической теории языка. При этом «особенности

семантики языковых единиц, сложившиеся в процессе исторического развития какого-либо

одного языка, не только не становятся преградой для единого и универсального процесса

познания, протекающего в языковой форме, но и участвуют в его создании» [3].

Важнейшей особенностью оценки является то, что в ней всегда присутствует

субъективный фактор, взаимодействующий с объективным. Оценочное высказывание, даже

если в нем прямо не выражен субъект оценки, подразумевает ценностное отношение между

субъектом и объектом. Всякое оценочное суждение предполагает субъект суждения, то есть то

лицо, от которого исходит оценка, и его объект, то есть тот предмет или явление, к которому

оценка относится. «Выражение или приписывание ценности является установлением

определенного отношения между субъектом или субъектами оценки и ее объектом» [4].

Таким образом, оценка имеет субъектный фактор и объект, с которым вступает в

ценностное отношение.

Субъективный компонент предполагает положительное или отрицательное отношение

субъекта оценки к ее объекту (иногда его представляют в виде отношений «нравиться/не

нравиться», «ценить/не ценить», «одобрять/не одобрять» и т.п.), в то время как объективный

(дескриптивный, признаковый) компонент оценки ориентируется на собственные свойства

предметов или явлений, на основе которых выносится оценка.

Важно подчеркнуть, что противопоставление субъекта/объекта в оценочной структуре и

субъективности/объективности в семантике оценки –это не одно и то же. И субъект, и объект

оценки предполагают существование обоих факторов –субъективного и объективного. Так,

когда речь идет о том, что подразумеваются и свойства одежды, и ощущения субъекта.

Высказывания включают и собственно оценочные (субъективные) и дескриптивные

(объективные) смыслы, причем в первом примере выражается, прежде всего, отношение

субъекта к событию, а во втором –эксплицируются и дескриптивные свойства этого события;

однако в обоих случаях сообщается нечто и о субъекте, и об объекте. В выражениях

естественного языка, которые приписывают объекту те или иные свойства, оценочный и

дескриптивный компоненты неразрывно связаны и во многих случаях неразделимы. Это

относится как к семантике отдельных слов, так и к целым высказываниям, содержащим

оценку [5].

Отношение субъекта к предмету может быть самым разным, предмет может

оцениваться с точки зрения его соответствия-несоответствия стандарту, или эстетическому

идеалу, или этическим нормам, с точки зрения его известности-неизвестности, нужности-

ненужности, полезности-вредности, удобства-неудобства, с точки зрения вызываемой им

эмоции и т.д.

Сама по себе оценка, как ни одна другая категория, имеющая отношение к человеку,

обусловлена жизнью, мышлением и деятельностью человека.

Человек живет в определенном социальном и природном окружении, он тысячами

нитей связан с различными людьми, с находящимися рядом с ним предметами, с

происходящими вокруг него процессами, явлениями и т.п., сложно взаимодействует с ними.

Взаимодействие человека с окружающим миром необходимо предполагает и включает

289

разнообразные отношения человека к окружающим его предметам и явлениям. Осознание

этих отношений есть оценка предмета или явления, находящая выражение в оценочном

высказывании, например:Ты хорошо выглядишь. Какая красивая юбка! Твой внешний вид

оставляет желать лучшего…

Следовательно, оценка - это выраженное в словесной форме отношение человека к

чему-либо (к предмету, явлению, процессу, состоянию, к самому себе, к другому человеку и

т.п.) [6]

Амбивалентность представляет собой универсальный способ выражения оценочного

значения, что определяется возможностью ее функционирования на разных уровнях системы

языка. Подобная реализация амбивалентной оценки позволяет говорить о наличии вариантов

относительно некоего инварианта, абстрактного обозначения одной и той же сущности в

отвлечении от ее конкретных модификаций.

Амбивалентная оценка –это оценка окказиональная (речевая). Причем в этой сфере

имеет место сочетание окказионализма семантического (приращение смысла существующего

в языке слова) и окказионализма в плане новообразований (лексема, сочетание). В отличие от

узуальной (языковой) оценки, закрепленной в значении слова, окказиональная возникает в

ситуации или в контексте высказывания. Под узуальной понимается оценка, внутренне

свойственная языковому знаку, являющаяся постоянным компонентом ззначения слова,

основанная на общеязыковых ассоциативных связях. Узуальная оценка, как правило, находит

отражение в словарях.

Таким образом, в основе дифференциации узуального и окказионального лежит

сравнительная встречаемость языковых единиц в универсальном корпусе, - собрании всех

действительных высказываний на определенном языке. В этом смысле употреблял понятия

«узуальный» и «окказиональный» Г. Пауль, который и ввел их в научный оборот [7].

В методологии науки принято выделение двух сфер –онтологической и

эпистемической. В связи с возникновением нового, функционального представления о мире

ученые стали говорить о наличии еще и третьей, промежуточной области, отделившейся или

отделяющейся от онтологии мира, - сфере жизни. Именно с последней связана оценка.

Оценить –значит включить явление в сферу жизни человека. Как отмечает Н.Д. Арутюнова,

картина мира и картина жизни написаны разными красками и под разным углом зрения. Для

первой области остается более важным пространственное, для второй –временное

измерение. Первая может быть уподоблена панораме, вторую естественней сравнить с

кинолентой [2, с. 199]. Наконец, картина жизни во многом окрашивается в идеализированные

тона. В частности, оценивая, человек соотносит реальное положение дел с некоей

идеализированной моделью мира и выражает свое собственное мнение о фактах, восприятие их.

Оценка обусловлена не первичным (онтологическим), а вторичным (субъективным)

членением мира, «в основе которого лежат не реальные свойства предметов и явлений, а

лишь наши субъективные от них впечатления, наши эмоциональные реакции на них и

умственные заключения об их роли в нашей жизни» [8]

Всякая оценка есть чья-то оценка, и в этом смысле она субъективна. Включение в

познавательный процесс потребностей, вкусов, интересов человека, его психических,

физических и интеллектуальных возможностей есть проявление его субъективного

отношения к отражаемому явлению. Не случайно многие лингвисты определяют оценку как

выражение субъективного отношения к объекту.

Однако это отношение еще не есть условие оценки. Так, многие виды субъективного

отношения –удивление, недоверие и др. –с оценкой не связаны. Оценка представляет собой

результат проявления особого, ценностного отношения субъекта к объекту, специфику

которого составляет наличие определенной позиции субъекта, детерминирующей характер

данного отношения, то есть определенных «точек зрения», с которых производится оценка.

Таким образом, можно сказать, что оценка –это констатация факта под определенным

углом зрения. Но и это понимание оценки требует уточнения, поскольку в результате такого

широкого понимания оценки круг оценочной лексики оказывается по существу не замкнутым.

В частности, интерпретация оценки ведет к расширению понимания этого термина до

понятия отношения вообще, вследствие чего обнаружился пространный спектр субъективных,

290

эмоциональных, модальных, рациональных, параметрических, временных и др. отношений,

трактуемых как оценки. Поэтому представляется принципиально важным ограничить

собственно «точки зрения», являющиеся критерием оценки.

Оценкой можно считать лишь такое мнение о предмете, которое выражает

характеристику последнего через соотнесение его с категорией ценности. Категория

ценности изучается в философии, психологии, социологии, культурологи, логике и других

науках [3, с. 47].

Т.В. Маркелова утверждает, что оценка –это функционально-семантическая категория,

реализуемая в речевой деятельности системой разноуровневых языковых средств. Обобщив

разнохарактерные подходы к анализу оценок, она определила два направления. Первое

отражает «широту» и «узость» точек зрения: от «вездесущности» (Н.Д. Арутюнова) и

всеобъемлющего характера: «всякая вербализация –в известном смысле –уже оценка»

(М.В. Ляпон) к глобальности оценочного модуса (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф,

Т.В. Шмелева), к предикативной сущности оценочного значения (Н.Н. Холодов). Второе

направление отражает сосуществование в языковой системе ономасиологического и

модусного подходов к оценочному значению. Языковая семантическая интерпретация

содержания категории оценки, с одной стороны, генерализует в себе сходное содержание

языковых единиц и форм, с другой, воплощается в сфере разноуровневых языковых средств,

объединенных общей семантической доминантой –ценностным отношением.

При подходе к оценке как к ракурсу, взгляду, точке зрения возникает проблема ее

взаимодействия с эмоциональным и экспрессивным значениями. Известны следующие

исследовательские позиции: 1) слабо дифференцированное их определение как «со-значения»

(О.С. Ахманова); 2) признание их неразрывности, взаимосвязи в значении экспрессивных

лексических единиц и высказываний (Н.А. Лукьянова); 3) определение ведущей роли

эмотивности в триаде «эмотивно-оценочно-экспрессивное» (В.И. Шаховский); 4) полное

разграничение оценки, эмоциональности и экспрессивности как категорий функциональной,

психологической и отражательной (В.К. Харченко).

По мнению Т.В. Маркеловой, в подходах к оценке не различаются смыслы «отношение

говорящего к предмету речи» и «ценностное отношение», базирующиеся на семах

«представление, суждение о ком, чем-либо» и, соответственно, «признание достоинств,

положительных качеств, ценности кого, чего-либо», пересекающихся друг с другом в одной

семеме производящего глагола оценить (оценивать и ценить) [9].

Таким образом, изучение оценки как философской и лингвистической категории в

современной науке имеет важное значение. Исследование данной категории в лингвистике

представляется актуальным и необходимым, особенно в аспекте национально-культурной

специфики языковых единиц.

Литература

1. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. –Л.: Наука: Переплет, 1972.

–213 с.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка –событие-факт. –М., 1988.

3. Сергеева Л.А. Категории оценки и аспекты её описания // Исследования по

семантике: Семантические категории в русском языке. –Уфа: БГУ, 1996, с. 3.

4. Ивин А.А. Основания логики оценок. –М.: изд-во МГУ, 1970. –230 с., с. 8.

5. Вольф Е. М. Варьирование в оценочных структурах // Семантическое и формальное

варьирование. –М.: Наука, 1979. –С. 173-194., с. 22

6. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных (на материале

современного русского языка). Л., 1979. –39 с.

7. Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960. –51 с.

8. Васильев Л.М. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты //

Исследования по семантике: Семантические категории в русском языке. Уфа: Изд-во

Башкирск. ун-та, 1996. –С. 55-62.

9. Маркелова Т.В. Семантическая категория оценки и средства ее выражения в русском

языке: Автореф. дис. … док. филлол. наук. –1996. –48 с.__



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья "Понятие оценки в лингвистики"

Автор: Орынбаева Бахыт Жумашевна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья по русскому языку на тему: Стандарт учителя русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_po_russkomu_iazyku_na_temu_standart_uchitelia_russkogo_iazyka_i_literatur"
    ["file_id"] => string(6) "529739"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229451"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "История развития информатики как науки. "
    ["seo_title"] => string(40) "istoriia-razvitiia-informatiki-kak-nauki"
    ["file_id"] => string(6) "108304"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403656108"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства