Модуль занятия «Языковая компетенция и языковое самоощущение различных слоев российского общества. Лексикография современного русского языка»
Модуль занятия «Языковая компетенция и языковое самоощущение различных слоев российского общества. Лексикография современного русского языка»
В рамках занятия слушатели знакомятся с теоретическими материалами по заявленной теме, выполняют практические задания, осуществляют поиск информации в сети Интернет. Контроль усвоения материала осуществляется в тестовом режиме. Занятие основано на материалах модулей курса «Русский язык как государственный», разработанных специалистами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модуль занятия «Языковая компетенция и языковое самоощущение различных слоев российского общества. Лексикография современного русского языка» »
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Факультет филологии
Разработка занятия «Языковая компетенция и языковое самоощущение различных слоев российского общества. Лексикография современного русского языка» в рамках курсов повышения квалификации ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» «Русский язык как государственный»
Прокопов Валерий Витальевич,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ», с.Зикеево
Жиздринского района Калужской области
Калуга, 2014
Перспективой использования материалов программы переподготовки по курсу «Русский язык как государственный» в своей практической деятельности считаю разработку и проведение занятия «Языковая компетенция и языковое самоощущение различных слоев российского общества. Лексикография современного русского языка» в рамках курсов повышения квалификации ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» «Русский язык как государственный». В рамках занятия слушатели знакомятся с теоретическими материалами по заявленной теме, выполняют практические задания, осуществляют поиск информации в сети Интернет. Контроль усвоения материала осуществляется в тестовом режиме. Занятие основано на материалах модулей курса «Русский язык как государственный», разработанных специалистами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»:
1. Языковая компетенция и языковое самоощущение различных слоев российского общества.
Авторы программы:
Московкин Леонид Викторович, доктор педагогических наук, профессор;
Юрков Евгений Ефимович, кандидат филологических наук, доцент.
2. Лексикография современного русского языка.
Автор программы - Ваулина Екатерина Юрьевна, кандидат филологических наук.
Описание модуля представлено ниже.
Модуль занятия «Языковая компетенция и языковое самоощущение различных слоев российского общества. Лексикография современного русского языка»
Целевая группа.
Занятие предназначено для специалистов органов государственной власти Калужской области, специалистов органов управления муниципальных образований, руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, учителей русского языка и литературы, преподавателей иных предметов, осваивающих программы дополнительного профессионального образования в рамках программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Требования к слушателям:
Для освоения материалов занятия слушатели должны обладать необходимыми умениями анализа языковых явлений; иметь общие представления о языке и речевой деятельности в рамках вузовского курса общего языкознания, а также о общие представления о структуре личности, психических явлениях, процессах и свойствах в рамках вузовского курса психологии для студентов гуманитарных специальностей, должны обладать необходимыми навыками использования словарей в справочных целях; иметь общие представления о лексике современного русского языка. Слушатели быть готовы дополнять теоретические знания, полученные при изучении материалов занятия, сведениями, добываемыми самостоятельно. Также они должны быть готовы к практическому освоению методов изучения языковой компетенции и языкового самоощущения. Владение основными компьютерными учебными технологиями обязательно.
Краткая аннотация к занятию.
Занятие описывает основные направления исследования языковой компетенции и языкового самоощущения различные слоев российского общества, понятия языковой компетенции и языкового самоощущения, методы изучения этих явлений, основные результаты их изучения в рамках научно-исследовательских программ Российского общества преподавателей русского языка и литературы; знакомит с понятиями теоретической и практической лексикографии, системы словарей; описывает роль словаря в кодификации норм языка; предметом рассмотрения станут толковые словари современного русского языка полного типа, а также аспектные словари и словари других жанров, в том числе появившиеся в последние десятилетия, развитие компьютерной лексикографии современного русского языка.
Целевое назначение занятия:
Слушатели, успешно освоившие учебный материал, будут иметь общее представление о современном состоянии языковой компетенции и языкового самоощущения различных слоев российского общества. Они приобретут первичные умения составления материалов для сбора данных о языковой компетенции и языкового самоощущения, а также первичные умения анализа этих явлений. Слушатели должны ориентироваться в продукции современной лексикографии русского языка, иметь отчетливое представление о специфике лексикографического описания аспектов языка в словарях разных типов, сформировать навыки практического использования лексикографической информации традиционных и электронных словарей, и прежде всего в ситуациях, связанных с функционированием современного русского языка как государственного. Слушатели должны получить начальные сведения об основах теоретической лексикографии и представление о новых направлениях лексикографических разработок.
Сопровождение:
Презентация в формате PowerPoint 2007, задания для слушателей задания для интерактивной доски, предназначенные для выполнения с помощью инструментов программы Notebook.
Содержание занятия.
1. Языковая компетенция и методы ее изучения.
Понятие языковой компетенции. Структура языковой компетенции. Языковая компетенция в контексте других компетенций личности. Методы изучения языковой компетенции.
Задания для самостоятельной работы – слайды 24, 26, 27, 30 презентации 9работа на интерактивной доске в программном обеспечении Notebook.
Метод самооценки: тестирование - слайды 33 - 35 презентации.
3. Языковое ощущение и самоощущение и методы их изучения.
Понятие языкового ощущения и самоощущения. Языковое ощущение и самоощущение в контексте идей рефлексии и саморефлексии личности. Методы исследования языкового ощущения и самоощущения. Особенности разработки анкеты для изучения языкового ощущения и самоощущения личности.
Форма занятия: Лекция – слайды 36, 37 презентации.
Практическое задание: заполнение и анализ анкеты для изучения языкового ощущения и самоощущения личности «Русская речь – 2010» – слайд 38 презентации, распечатанные анкеты. (Приложение 2).
Метод самооценки: тестирование - слайды 39 - 41 презентации.
Что мы чаще всего понимаем под компьютерной лексикографией. Электронные версии традиционных словарей. Компьютерные технологии и процесс создания новых словарей.
Форма занятия: Лекция – слайды 42 – 45, 54 презентации.
Практическое задание – работа в сети Интернет: изучение современных образовательных порталов, посвящённых русскому языку – слайды 46 - 53 презентации.
Метод самооценки: тестирование - слайды 55 - 57 презентации.
Задание для самостоятельной работы: подготовить сообщение о словаре современного русского языка 9по выбору слушателя). Литература:
Козырев В. А., Черняк В. Д. Вселенная в алфавитном порядке. Очерки о словарях русского языка. — СПб., 2000. — 356 с.
Лексикография русского языка: хрестоматия и учебные задания / сост. Л. А. Ивашко, И. С. Лутовинова, Д. М. Поцепня и др. — Спб., 2009. — 392 с.
Нормативный толковый словарь живого русского языка: теоретические проблемы и практические трудности. / под ред. Г. Н. Скляревской. — СПб., 2007. — 264 с.
Протченко И. Ф. Словари русского языка: Краткий очерк. — М., 1995. — 128 c.
Сергеев В. Н. Словари — наши помощники и друзья. — М., 1984.
Семенов В. Е., Юрков Е. Е. Русская речь в современной России (по результатам социологического исследования). СПб.: Политехника, 2004.
Сергеев В. Н. Словари — наши помощники и друзья. — М., 1984.
Современная русская речь: состояние и функционирование. Сборник аналитических материалов. Выпуск I / Под ред. С.И. Богданова, Л.А. Вербицкой, Л.В. Московкина, Е.Е. Юркова. СПб., Филолог. ф-т СПбГУ, 2004.
Современная русская речь: состояние и функционирование. Сборник аналитических материалов. Выпуск II / Под ред. С.И. Богданова, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова. СПб, Филолог. ф-т СПбГУ, 2006.
Черняк В. Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М.: ЮРАЙТ, 2011.
Приложение 1
Расставьте, пожалуйста, ударения в следующих словах:
Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
Москва — город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
Эта пьеса современна и злободневная.
Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию.
В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.
Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.
Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.
Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.
На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.
Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки и опечатки.
Отдых в Тунисе
Чтобы отдых не был испорчен из-за недостатка информации о предстоящем месте прибывания, полезно знать чем отличаеться один курорт отдругого. Одни любят тишину и покой – другим подавай грохот дискотек и шумные толпы на улицах.
Московские турфирмы, по рекалмным газетам я насчитала таких более 120, предлагают в основном четыре крупных курорта.
ХАММАМЕТ. Тихий городок, в котором отели расположенны прямо на побережье, и имеют собственные закрытые пляжи. Вокруг отелей масса зелени, пальм, цветов. Обязательны два басейна – открытый и закрытый детские клубы, где для малышей созданны все условия (от «лягушатника» до специальных программ из мультфильмов). Этот курорт идиален для отдыха семей с детьми любителей спокойно поваляться на белоснежном песочке, дать отдых нервам, изтрепаным городской суетой.
Добраться до центра городка с неприменной стариной крепостью-мединой – очень просто. Прямо у ворот отеля стоит череда канареечно черных такси. Обойдеться поездка в 5 динаров туда и обратно. Месная знаменитость – кафе Тутти-фрутти, где подают изумительно– красивые и вкусные фруктовые салаты и произведения искуства из мороженого разных сортов.
Приложение 2
Санкт-Петербургский государственный университет
Филологический факультет
Институт комплексных социальных исследований
«РУССКАЯ РЕЧЬ – 2010»
Анкета социологического исследования
Уважаемые друзья!
Приглашаем вас принять участие в опросе, который поможет определить основные тенденции развития современной речевой культуры.
Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету: обведите кружком номер того ответа, который соответствует Вашему мнению, или допишите свое мнение в отведенном для этого месте. Свою фамилию указывать не надо.
Какие тенденции в современном русском языке и речи Вы считаете:
позитивными
негативными
Какие нарушения норм речевой культуры вызывают у Вас негативную реакцию («режут» слух)?
нарушение грамматической правильности русской речи
нарушение норм произношения, неправильные ударения
замена исконно русской лексики иностранными заимствованиями
распространение жаргонных слов и выражений
неправильное интонирование речи
использование ненормативной лексики
другое
Сейчас повсюду много вывесок на иностранных языках без перевода. Вы считаете что:
надписи должны быть только на русском языке
иностранные надписи должны сопровождаться переводом на русский язык
считаю, что это допустимо, только если это названия торговых марок
считаю, что это нормально
Как Вы относитесь к использованию в устной речи ненормативной лексики?
недопустимо
допустимо
зависит от ситуации
1) в разговорной речи
1
2
3
2) в средствах массовой информации
1
2
3
3) в литературе, искусстве
1
2
3
Возникают ли у Вас языковые, речевые трудности в общении с людьми, установлении взаимопонимания?
1) да 2) нет 3) затрудняюсь ответить
Если да, то с кем у Вас, прежде всего, возникают ситуации общения на «разных языках»?
с людьми противоположного пола
с людьми старшего возраста
с людьми младшего возраста
с другими
Влияет ли на Ваше отношение к человеку уровень его речевой культуры?
1) да 2) нет 3) затрудняюсь ответить
Как часто Вы встречаете людей, чья речь Вам нравится, доставляет Вам удовольствие?
1) часто 2) редко 3) никогда
Кому из известных людей, часто выступающих на ТВ и радио, Вы присудили бы приз за отличное владение русской речью? (укажите фамилии)
В произведениях каких современных писателей Вы встречаетесь с образцовой русской речью? (назовите не более 3-4 имен)
Некоторые считают, что современные дикторы на ТВ и радио часто говорят слишком быстро и поэтому их трудно понимать. Согласны ли Вы с этим?
1) согласен 2) не согласен 3) затрудняюсь ответить
Как часто Вы сталкиваетесь с тем, что ведущие программ на ТВ и радио нарушают нормы русской речи?
1) часто 2) иногда 3) никогда
Как Вы относитесь к нарочитому искажению русского языка и речи в Интернете?
Ниже представлены заимствованные слова и соответствующие им русские эквиваленты. Употребление какого слова из каждой пары Вы предпочитаете?
1) бизнесмен
2) предприниматель
3) консенсус
4) согласие
5) легитимность
6) законность
7) толерантность
8) терпимость
9) киллер
10) убийца
11) стагнация
12) застой
13) шопинг
14) покупки
15) креативный
16) творческий
17) коммуникация
18) общение
19) парковка
20) стоянка
21) импонировать
22) нравиться
23) инвестировать
24) вкладывать
25) тинэйджер
26) подросток
27) секьюрити
28) охрана
Отметьте, пожалуйста, в каждой паре слов правильный, на Ваш взгляд, вариант ударения:
1) договор
2) договор
3) эксперт
4) эксперт
5) звонит
6) звонит
7) облегчить
8) облегчить
9) каталог
10) каталог
11) таможня
12) таможня
13) обеспечение
14) обеспечение
15) деньгами
16) деньгами
17) мышление
18) мышление
19) включишь
20) включишь
Как часто Вы употребляете следующие слова?
слова
часто
периодически
редко
не употребляю
1) прикольно
1
2
3
4
2)автогражданка
1
2
3
4
3) стёб
1
2
3
4
4) халява
1
2
3
4
5) тусоваться
1
2
3
4
6) кайф
1
2
3
4
7) крутой
1
2
3
4
8) базарить
1
2
3
4
9) улётный
1
2
3
4
10) социалка
1
2
3
4
11) крышевать
1
2
3
4
12) лохотрон
1
2
3
4
13) клёво
1
2
3
4
14) раскрутка
1
2
3
4
Любите ли Вы читать?
1) да 2) не очень 3) нет
Назовите, пожалуйста, Ваших любимых писателей (не более 3-4 имен)
Считаете ли Вы важным изучение русской литературы в школе?
1) да 2) нет 3) затрудняюсь ответить
Назовите свои любимые поговорки или пословицы
Какая сказка была Вашей любимой в детстве?
Какое вежливое обращение к людям Вам более всего нравится?
1) к мужчине
2) к женщине
Каково Ваше отношение к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку?