Просмотр содержимого документа
«Методическая работа "Методы и приемы КМ на уроках русского языка и литературы"»
МБОУ «Ленинская школа»
Методы
и приемы развития критического мышления
на уроках
русского языка
и литературы
Методическая работа
учителя русского языка
и литературы
МБОУ «Ленинская школа»
Красногвардейского района
АР Крым
Мамбедиевой Л.З.
ХХІ век – век инновационных технологий, передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и промышленности. Новшества, которые происходят в современном мире, так или иначе затрагивают все сферы. Инновационные технологии коснулись и образования.
В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы.
Перед учителем всегда стоят вопросы:
- Как пробудить интерес к предмету?
- Как выбрать форму обучения, чтобы дети были соучастниками учебного процесса, имели возможность вести диалог с учителями, высказывать свое мнение.
Решению этих вопросов, и служит технология критического мышления.
Критическое мышление способствует развитию творческих способностей учащихся, мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения; способность к разумному рефлективному творчеству мышлению.
Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Немаловажное значение придается созданию доброжелательной, позитивной атмосферы урока, радости творчества уважению каждой личности. Работа в парах, микрогруппах, и группах способствует лучшему осознанию и формированию своего мнения.
За время педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с немногими технологиями обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.
Хочу поделиться опытом использования отдельных приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы в 5,6 классах.
1.Прием «Корзина идей».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает на листочке все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
2.Прием "Толстые и тонкие вопросы".
Может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного
3.Прием «Фишбоун».
Схема (диаграмма) «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава в 1960 году как метод структурного анализа. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
4.“ Плюс – минус – интересно(?)”.
Данный прием используется на стадии осмысления, например, в первых трех вышеперечисленных стратегиях. Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту.
Значки “+”, “–”, “?” можно ставить в процессе работы с текстом рядом с его отдельными элементами, а можно заполнять таблицу:
“+”
“–”
“?”
В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.
В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом.
5. «Концептуальная таблица».
Прием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.
В зависимости от цели, поставленной учителем, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем может быть проведено обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.
В зависимости от уровня класса учитель может давать дифференцированные задания по составлению таблицы. Такая таблица может быть составлена как учениками 5 класса, так и учащимися 10 класса (в 5 классе можно взять меньше линий сравнения).
Части речи
Части речи.
Вопросы
Имя существительное
Имя
прилагатель- ное
Глагол
1. Общее значение
2.Морфологические признаки
3.Синтаксическая роль
Жилин и Костылин: разные судьбы
Образы.
Вопросы
Жилин
Костылин
1. Значение фамилии героев
2. Разница в характерах в сцене нападения татар
3. Различие в сцене торга
4. Поведение в плену
5. Лучшие качества Жилина и худшие качества Костылина в сцене первого побега
6. Человек сам отвечает за свою судьбу
6.«Предположение по терминам»
Стратегия «Чтение с остановками» и «Таблица предположений»
Для реализации этой стратегии строится таблица:
Что случится по вашему мнению?
Ваши аргументы?
Что произошло на самом деле?
В результате работы по стратегии ученики аргументируют свои прогнозы, а это как раз и позволяет обрести языковое чутье и развивать аналитико-синтетическое мышление, когда из отдельно рассмотренной детали выводятся закономерности целого.
Чтение IV главы сказки – были М. Пришвина «Кладовая солнца» от слов «Лет двести тому назад ветер сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели»
До слов «ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».
- Обратите внимание на настроение, передаваемое этим отрывком. Судя по описанию, каким должно быть продолжение сказки были.
- Какого настроение автора? Свой прогноз напишите в первую графу, а аргументы, подтверждающие ваш прогноз, во вторую.
Аргументы: сопоставление Митраши и Насти с елью и сосной, которые мужественно растут в неподходящем для больших деревьев месте – болоте. Сироты - герои повести, сиротливо выглядят и два хвойных дерева.
И в том, что оба хвойные, из одной «семьи» тоже очевидна параллель с детьми. Настя и Митраша ссорятся и мирятся. Ветками ранят друг друга и деревья, а дети словами. Так всегда в жизни: обижаем чаще того, кто ближе. Но ссоры между героями повести все же не так часты, гораздо больше времени они проводят, дружно работая в общем, домашнем хозяйстве. Так и деревья. Даже ветки друг к другу перекинули, словно мостики, но вот налетит ветер, начнет гнуть ель да сосну – впиваются острые сучья в древесную плоть. И людям мешает жить ветер. Ветер страстей и пороков. Овеет вдруг Митрашу упрямством, проснется внутренний враг и начинает ранить брат сестру, «хорохорится», но погладит она братишку по голове – «и стих ветер»
Ель и сосна растут недалеко от Стоячего камня. Там же останавливаются на отдых Митраша и Настя, отправившиеся на болото за клюквой. Там дети еще вместе, в последний раз перед испытаниями. Камень – стоячий, он словно говорит им: «Стойте, задумайтесь, дальше опасности, и преодолеть ИХ можно только сообща, да разумом, на болоте поддаваться эмоциям – смертельный риск. Но Митраша этого еще не понимает: маловат жизненный опыт.
7.Метод Джигсо.
Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем.
8.Прием «Написание эссе».
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
9.«Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.+
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:+
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Урок по изучении темы «Правописание Не с существительными»+
Найди ошибку при написании НЕ с существительными
Домашние неурядицы
Ужасная неразбериха
Неправда, а ложь
Нерешительность характера
Устал с не привычки
Явная неприязнь
Пришел в негодность
Невнимательность, а рассеянность
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
10.Прием «Тонкие и толстые вопросы» каждой группе даю задание
Тонкие вопросы: однозначный ответ
Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Кто….
Что…
Когда ..
Может…
Будет..
Мог ли..
Как звали…
Согласны ли вы
Верно…
Дайте объяснение почему…
Почему вы думаете……
Почему вы так считаете…..
В чем разница…
Предположите, что будет…
Что, если..
12. Прием «6 W»
Это первая буква вопросительного слова «Why?», которое переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д. Прием «6 W» позволяет научиться так сформулировать вопрос, чтобы определить неизвестную область в рамках вроде бы уже полностью изученной темы. Все вопросы и ответы следует записывать. Одно условие — ответы не должны повторяться.
Например:
Почему поэма М.Ю.Лермонтова называется “Мцыри”? В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом — «послушник», а во втором — «пришелец».
Почему русский генерал оставил пленного ребенка в мужском монастыре? (Ребенок был болен)
Что обещал себе пленник? (Убежать из монастыря и возвратиться домой)
По какой причине Мцыри бежал из монастыря? (Ощущение свободы, чувство независимости)
Сколько дней пробыл на свободе Мцыри, какие события произошли за эти три дня? (Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом)
Предложенные приемы – далеко не весь набор методических приемов и стратегий ведения урока. Каждый из них призван решить определенные задачи: формирование понятий, умение сравнивать объекты, систематизировать материал и т.д., и все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.
Уроки по технологии РКМЧП соответствуют идее самопознания, предполагают творческий поиск и сотрудничество, как путь воздействия на личность ученика, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной работе.
Искусство жить диктует правило: нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и другими людьми.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}