Из всех предметов школьной программы грамматика более всего требует усовершенствования, чтобы стать жизненной. Она должна познаваться не как свод правил, понятий, а через постижение смысла слов, насыщенных образами. И здесь не обойтись без умения учителя заинтересовать, поразить, зажечь искру жажды познания. Использование стихотворных текстов - один из тех приемов, которые способны не только повысить интерес учащихся к урокам русского языка, но и выполнять функции дидактического материала, обращаясь к которому, ребенок увлеченно работает над текстом, с большей заинтересованностью выполняет задания к нему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая статья »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Перми
СТИХОТВОРНЫЕ ТЕКСТЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Денисова
Нина Александровна,
учитель 1 категории
МОУ « СОШ № 60»
г. Перми
ВСТУПЛЕНИЕ.
Я работаю в школе двадцать пять лет. За это время в нашей стране активно менялось как государственное устройство, так и все сферы жизни людей : экономика, медицина, образование, производство и т.д.
Наш мир всё время куда-то мчится: изменение форм и содержания экзаменов, апробирование различных пед.технологий, новые стандарты образования, портфолио, повальное "многостаночничество" среди учителей – кругом «инновации». Мы увлеклись в надежде, что это улучшит положение учителя, повысит качество образования. Мы бежим даже не "за двумя зайцами". Я освоила 4 уч. комплекса по русскому языку, 4 – по литературе. Я честно занималась самообразованием, училась «натаскивать» детей на тесты, чтоб сдали ЕГЭ и ГИА, и все больше удивлялась, почему лучше-то не становится?
Со временем я поняла, что мной постоянно манипулируют, что нужно остановиться в этом бесконечном поиске неизвестно чего, вспомнить, с какой любовью и с каким удовольствием я пришла в школу 25 лет назад, как старалась, чтобы детям было интересно на уроке, как ценили эти мои качества коллеги. Всё… Не хочу бесконечно сравнивать демо-версии, бояться результатов ЕГЭ, давить на учеников. У меня началась «ностальгия» по началу 90-х - по времени зарождающейся свободы, времени настоящего педагогического творчества. Я рада тому, что много чего хорошего из того времени "реанимируется".
Я вспомнила, как по крупицам собирала увлекательные материалы к урокам, не жалела на занятиях времени на мотивацию, а они слушали, обсуждали, и даже самые слабые не были равнодушными. Я была довольна. Да, мне тогда еще не хватало опыта. Но сейчас опыт есть, а где удовлетворенность?
Я пересмотрела свой архив. Он оказался достаточно весомым. Я нашла там материалы, которые давно не использовала - на них последние 10 лет было жалко времени на уроках. А ведь это – учение без принуждения, вот оно – сотрудничество. Я вошла в эту реку снова.
И опять увидела светящиеся глаза детей, увлеченно анализирующих добрые стихотворные тексты. И снова поняла, что перспективно только обучение, построенное на интересе, на увлеченности, потому что это добро и для детей, и для самого учителя.
В этой работе мне хотелось некоторым образом систематизировать один из применяемых мною методических приемов - использование стихотворных текстов на уроках русского языка.
МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Многие предметы школьного курса, кроме своего объективного внутреннего содержания, имеют какую-то притягательную силу. Физика и математика будоражат мозг возможностью заниматься научными исследованиями в области космоса и атомной энергетики. География и биология – изучением недр и морских глубин. История и обществоведение возбуждают ум далеким прошлым, настоящим и будущим, законами общественного развития. Искусство обогащает эмоции, приучает мыслить образно. А вот язык для многих детей оказался предметом сухим, требующим зубрежки и нередко не приносящим радости. А ведь слово сопровождает человека всю жизнь, каждую минуту. Почему же сначала школьник, а потом и взрослый лишает себя удовольствия познать это слово?
« Проведенные в ряде школ (Липецкой, Ростовской, Тюменской областей и г.Москвы) письменные сочинения на тему «Мой любимый предмет», ответы на вопросы анкет и интервьюирования свидетельствуют о том, что значительная часть учащихся считает учебный предмет русского языка неинтересным: «Русский язык - сплошная скука,…в сон клонит…Суффиксы да приставки, подлежащее да сказуемое – вот и копайся в них»,- пишет хорошо успевающая по всем предметам ученица 7 класса» (К.К. Гилев. С.55)
Из всех предметов школьной программы грамматика более всего требует усовершенствования, чтобы стать жизненной. Она должна познаваться не как свод правил, понятий, а через постижение смысла слов, насыщенных образами. И здесь не обойтись без умения учителя заинтересовать, поразить, зажечь искру жажды познания.
Проблема мотивации учения давно стоит перед педагогической теорией и практикой.
О ней писали выдающиеся педагоги и психологи: Коминский, Ушинский, Толстой, Шацкий, Макаренко, Блонский, Выготский, Рубинштейн, Бабанский, Иванов, Занков, Скаткин и другие.
В речи, посвященной открытию Университета научных знаний учителей, академик Несмеянов говорил: «…90% задачи педагога – возбудить интерес детей к знаниям, к науке… Все дело в интересе к знаниям. Усваивается хорошо то, что вкусно приготовлено и кушается с аппетитом. Так говорят медики, но это вполне можно отнести и к педагогике».
Одним из важнейших источников развития познавательного интереса является содержание учебных предметов. Какие уроки для учащихся наиболее интересны?
Анализ материалов исследований (В.А. Онищук. С.32) показывает, что учащимся наиболее интересны уроки, на которых четко организован учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им радость познания. Еще Гоголь говорил: «Детский возраст есть… безотчетное стремление к познанию… Слог преподавателя должен быть увлекающий… Что действует на воображение, не скоро выбьется из головы…»
Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности – ее разнообразие. Разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Когда ученик видит однообразную узаконенную структуру и методику урока, весь учебный процесс окрашивается для него оттенком шаблонности и однообразия.
Одним из методов, повышающих и познавательный интерес учащихся, и художественное чутье, и общий кругозор, и уровень конкретных лингвистических знаний, и качество связной речи ребят, является использование художественных текстов на уроках русского языка.
Т.М.Пахнова так охарактеризовала этот метод: «Обращение к художественным текстам – одно из средств создания развивающей личность речевой среды» (Т.М.Пахнова. С.12) Ее
Поддерживает Л.П.Федоренко: «Развивающий потенциал речевой среды тогда оптимален, когда обеспечены учебные средства, дающие образованность в области поэтики». (Т.М.Пахнова.С.2)
Систематическая работа над связным текстом дает большие возможности слить в единый поток обучение и воспитание. Но нельзя забывать, что в занятиях по языку связный текст используется главным образом в целях обучения, следовательно, он должен заключать в себе возможности для более успешной работы над той или иной грамматической темой; другими словами, текст должен быть таким, чтобы он позволял сосредоточить внимание детей на изучаемом грамматическом материале. Это возможно при наличии двух условий:
Содержание текста доступно пониманию учащихся и не требует пространных дополнительных разъяснений, занимающих много времени и уводящих класс в сторону от грамматических занятий.
Текст достаточно насыщен изучаемыми грамматическими категориями.
Основная отличительная особенность художественной литературы – образность, эмоциональность. Известно, что детям более свойственно наглядно-образное мышление, нежели отвлеченное, абстрактное. Поэтому грамматические категории, правила правописания, связанные с художественным текстом, прочнее запоминаются, что в свое время было подмечено еще К.Д.Ушинским.
Художественные тексты для занятий по русскому языку могут быть как прозаическими, так и стихотворными.
В истории методики было немало возражений против использования на уроках русского языка стихотворных текстов, «перлов высокой поэзии», прелесть которых якобы «блекнет от прикосновения грамматического анализа, как цветок, сорванный в целях ботанического изучения» (К.П.Шульгин. Заметки о преподавании языка.С.56). Такая точка зрения встречается в работах В.Я.Стюнина, Л.И.Поливавнова, Е.И.Тиховеевой. Но в то же время известно, что стихотворные тексты широко использовали и рекомендовали для уроков Ф.И.Буслаев, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский, И.И.Средневский.
В отечественной современной методике использование стихотворных текстов на уроках русского языка считается целесообразным, но следует помнить, что анализ не должен быть измельченным, назойливым, а также в начале и в конце работы необходимо выразительно читать его, чтобы восстановить целостность восприятия, впечатления.
Почему именно стихотворный текст несет в себе огромный потенциал для повышения научного и методического уровня урока?
А.Л.Барто писала: «Душа ребенка открыта, доверчива. И вся тянется к поэзии…»(А.Л.Барто.С.12).
Через поэзию у детей формируется особое восприятие мира, человек начинает испытывать эстетическое удовольствие от мысли, вложенной в стихотворную фразу. К.Д.Вишневский в книге «Мир глазами поэта» пишет: «Ритмическая организация, рифма, всевозможные созвучия, паузы, повторы, целый ряд других свойств в поэзии необычайно важны: они облекаются в звучащий стих и вместе с содержанием оказывают на нас сильное воздействие, вызывают у нас эстетическое ощущение, делают мысль более выпуклой и запоминающейся».
Для открытого, еще наивного и еще умеющего удивляться детского ума интересно и поразительно, как обыкновенные слова, хорошо всем знакомые в жизни, в поэтическом тексте приобретают особое качество: становятся многозначными, весомыми, надолго запоминаются, приобретают характер ярких и мудрых изречений. В.Брюсов утверждал, что «стихи пишут затем, чтобы больше сказать, чем в прозе». В этой сжатой фразе Брюсова скрыто понимание стиха как особого, сравнительно с прозой, типа речи. Ту же мысль, по сути дела, выразил Л.Н.Толстой: «Пришло бы место, где моя мысль потребовала бы большей сжатости, силы, законченности, и вышли бы стихи…»(Л.Н.Толстой.С.227). Говоря о стихе, Б.Томашевский подчеркнул, что «выразительные средства как бы концентрируются…,приобретают в стихе своеобразие и предельную выразительность…»(Б.Томашевский.С.67).
Но привлекает человека в стихах не только это. «Привлечением слушателя к поэтическому произведению является особое удовлетворение, которое он испытывает после восприятия поэтической речи. Это удовлетворение было названо катарсисом («очищение»). Эмоциональная психическая природа этого удовлетворения не вполне ясна. Тем не менее катарсис как результат восприятия поэтической речи – неотъемлемое средство культурного человека».(Ю.В.Рождественский.С.75)
Использовать стихотворные тексты при изучении грамматики начали еще в древности. Вспомним древнеиндийского грамматиста Панини (5-4в. до н.э.), который составил первую нормативную грамматику индийского языка в форме 3996 сутр – стихотворных правил, напоминающих алгебраические правила. Он касается вопросов фонетики, ударения, подробно говорит о комбинаторных звуковых изменениях, разбирает морфологические явления, касается морфемики.
МЕСТО И ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Использование стихотворных текстов – один из тех приемов, которые способны не только повысить интерес учащихся к урокам русского языка, но и выполняют функции дидактического материала, обращаясь к которому, ребенок увлеченно работает над текстом, с большей заинтересованностью выполняет задания к нему.
Когда же и как разумнее всего использовать стихотворные тексты на уроках русского языка?
Комплексная работа со стихотворным текстом дает возможность обеспечить на уроке органическую взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации внутрипредметных (межуровневых) и межпредметных (интеграционных) связей.
На всех типах уроков учителя используют частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с актуализацией знаний, с использованием на уроке поискового метода, с отработкой и закреплением тех или иных норм правописания, с проведением разных видов разбора слов и предложений. Когда текст неинтересен, сух, неэмоционален, ребята выполняют такую работу с неохотой. Стихотворный текст, а особенно с элементами шутки, юмора, всегда вызывает радость и мобилизует на эффективную работу. Я была приятно удивлена, когда, начав осваивать учебник Бунеева, обнаружила в методическом пособии для учителя интересные отрывки из стихотворений для синтаксического разбора. Единственное, чего мне лично не хватило, так это текстов полностью, чтобы можно было прочитать детям целое произведение или его логически законченную часть. Пришлось посидеть в библиотеке…
Не стоит бояться и элементов занимательности. Многие учителя опираются на этот прием как на эмоционально сильное средство запоминания таких правил, определений, которые по тем или иным причинам трудно запоминаются.
Многие поэты занимательно говорят в своих стихах о достаточно серьезных вопросах грамматики. «Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно о серьезном и важном»(А.Л.Барто)
При подборе стихотворного материала надо учитывать, какие темы уже изучены, какими орфографическими навыками ученики уже овладели. Здесь важно чувство меры: сколько новизны, а сколько уже изученного, сколько практики, а сколько теоретических выводов. Неправильное решение таких вопросов может повести интерес учащихся пор ложному пути (однобокая увлеченность, постоянное ожидание эффектности, поверхностность знаний).
Урок для ученика – источник ответов на многочисленные вопросы. Здесь и сомнение в правильности предлагаемого решения, и радость от самостоятельного открытия, и восхищение глубиной человеческого ума. Все это способен дать стихотворный текст, но, безусловно, только в комплексе с методическим мастерством преподавателя.
Стихотворный текст удобен тем, что может быть использован на любом этапе урока:
- при мотивации, формировании эмоционального настроя;
- при объяснении нового материала;
- при закреплении изученного материала в качестве дидактического материала;
- на итоговых уроках при проверке знаний;
- на уроках обобщения и систематизации знаний;
- на уроках развития речи.
Уместный стихотворный текст – это удачная методическая находка, с помощью которой преподаватель может целенаправленно, но ненавязчиво решать задачи обучения, учитывая при этом интересы детей.
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ
Определить «абсолютную разумность» использования стихотворений на уроке, наверное, нельзя. Каждый учитель определяет целесообразность сам. И сам выбирает формы организации учебной деятельности в зависимости от задач урока и особенностей детского коллектива. Перечислим некоторые из них, с использованием стихотворных текстов.
Безусловно, стихотворный текст, как образец художественного стиля, дает учителю, в первую очередь, массу возможностей для лингвистического анализа.
Стихи активно используются в качестве упражнений по всем разделам языкознания, дети с большим удовольствием выполняют все задания к стихотворным текстам.
«Письмо по слуху» (возможно, с выборкой) позволяет развивать навык быстрой ориентировки в изученном материале, память, слух, внимание, «лингвистическое чутье», дает возможность сочетать устную и письменную работу на уроке.
Хорошо зарекомендовали себя так называемые «рифмованные правила». Дети с удовольствием заучивают эти стишки, что позволяет многим из них ускорить освоение того или иного правила.
Зачастую в жертву абсолютной тишине и порядку на уроке приносится активность большей части класса. А ведь детей, особенно 5-7 классов, тяготит однообразие, им нужна смена деятельности. Тут уместна, например, такая форма, как загадки с хоровыми ответами: с одной стороны, в работу включается максимальное количество учеников, с другой – учитель видит, кто знает материал, а кто нет.
Оправдано использование стихотворных текстов-загадок (анаграмм, метаграмм, логогрифов, шарад и пр.) для словарных диктантов, когда учащимся предлагается записывать только правильный ответ с обозначением в нем орфограммы.
Нельзя не сказать, что стихотворные тексты – замечательное средство привлечения внимания, не говоря уже о том, что это прекрасный способ снять усталость, ведь к концу урока работоспособность детей обычно ослабевает, поэтому в качестве разрядки во второй половине занятия можно предложить ученикам сделать несложный анализ какого-нибудь шуточного стихотворения. Юмор – необходимый элемент урока. Еще Джанни Родари говорил: « В школах, которые я знаю, по-моему, мало смеются. Многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами – горькими и бесполезными».
Безусловно, мы все в той или иной мере используем стихотворения на уроках. Сделать эту работу системной или «раз от раза» - личный выбор каждого учителя.
ФОНЕТИКА
«Звуки и фонемы, в общем языке сами по себе лишенные смысла, в художественной речи начинают играть, приобретая некоторое самостоятельное значение, например, функцию «звукописи»,- пишет в «Книге о русском языке» И.С.Ильинская.
Для лингвистического анализа и заданий на определение аллитерации и ассонанса:
Веселые стихи о звуках.
Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
Гласные в песенке звонкой поются,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
С-с-с – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят.
В. Берестов
Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...
К. Бальмонт
Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится…
В. Суслов
Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? –
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…
Наверно, сейчас барабанить он станет…
Уже барабанит! Уже барабанит!
А. Шибаев
Для уроков по теме «Алфавит»:
Прапрадедовской порой стали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой!
Был он прозван АЛФАВИТ и повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь, начинается букварь.
Буквы разуму верны и за это им даны
Высочайшие права образовывать слова.
Вы подумайте о чуде: сколько букв – сестер родных?
Тридцать три! А сколько люди могут слов сложить из них?
Я. Козловский
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели.
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет…
В. Брюсов
В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:
Жила на свете ИЖИЦА,
А с нею вместе ЯТЬ.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква ИЖИЦА?
Где ЯТЬ? И где ФИТА?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Так говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
Ф. Кривин
К теме «Звуки речи»:
Мы – гласные! Мы – гласные!
Стоглазые и властные.
Мы в вашем первом крике.
На фронте. И на рынке.
В «Ура!» и в «Помогите!»
На сцене и в могиле,
В страдании и в злобе.
Мы – как фундамент в слове.
Р. Рождественский
Метаграммы: С К вполях меня найдете,
С Г романсы запоете. ( колос – голос)
С буквой Т меня в шкафу найдете,
С буквой Д я то, где вы живете. ( том – дом )
С глухим шипящим круглый, как мячик,
Со звонким, как огонь, горячий. (шар – жар)
С глухим траву она срезает,
Со звонким – все листочки объедает. (коса – коза)
С глухим согласным я числительное,
Со звонким – имя существительное. (шесть – жесть)
Со звуком (Л ) найдете под землей
(Я, как известно, каменный и бурый).
А с (Л) я в комнате любой,
В геометрической фигуре. (уголь – угол)
С твердым Л я на стене,
Книги, например, на мне.
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите. (полка – полька)
Палиндромы: В океанах он живет, и мала ему река.
Буквы ставь наоборот – будет дергаться щека. (кит – тик)
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно. (нос – сон)
Фонетический разбор:
Фонетический разбор –
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.
В. Синицын
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Есть множество способов «оживить» уроки по морфемике и наглядно показать детям, как «слово делится на части» и как с помощью морфем одно слово превращается в другое. Один из них – анализ стихов, в которых поэты используют эти функции языка.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым, был он только словом.
Это слово (слово-корень) разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.
Е. Измайлов
У меня друзей немало, но я всех нарисовала:
Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Соня спит,
Катя катит, Тоня тонет, но не дам ей утонуть:
Я спасу подружку Тоню, подрисую что-нибудь.
Г. Комаровский
Муравьишки-муравьята, торопливые ребята.
Рано утром по дорожке, по зелененькой тропинке
Муравьиные сапожки, муравьиные ботинки.
Муравьишки-муравейки, посидите на скамейке.
Но бегут быстрей девчонок, торопливее мальчишек
Муравьиха, муравьенок, муравьишка.
П. Вегин
Совята у совушки – умные головушки.
На каждый совушкин совет глазами хлопают в ответ.
И. Котляр
Вечер синий в небе синем звезды синие зажег.
Ветви сыплют синий иней на подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет, крытый синей ватою.
Тени ходят по стене сеткой синеватою.
Красит синькою мороз в окнах незабудки,
И зевает синий пес возле синей будки.
В. Фетисов
Слова, как деревья, ветвисты,
Возьми хоть бы слово ЛЮБОВЬ.
Войди в этот мир многолистый
И в музыку вслушайся вновь:
Любовь моя, Любонька, Люба,
Любляна, Любань, Люблино.
М. Танк
На зеленый горный склон со слоненком топал слон.
Стал слоненок ныть в дороге: - У меня устали ноги!
Молвил слон, подставив бок: - Прислонись ко мне, сынок.
Прислоняясь к слону, слоненок, отдохнул, набрал силенок,
И задолго до луны дальше двинулись слоны.
Я. Козловский
Однажды утром рыбаки, забросив сеть, рыбачили,
А в это время судаки о рыбаках судачили.
Один судак сказал: - Свояк, охота им рыбачить?
Мы, судаки – не чурбаки, и нас не околпачить.
Другой ответил: - Рыбаки, которые рыбачат,
Не рыбаки, а чудаки, которые чудачат.
А третий молвил: - Чудаки, которые рыбачат,
Не чудаки, а ишаки, которые ишачат.
А наверху один рыбак стал заверять второго,
Что всякий жареный судак достойней отварного.
Я. Козловский
Загадки: Он спускается в забой,
Его работа под землей. (шахтер)
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
Его работа в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб. (снегоочиститель)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «Ту» (пылесос)
Шарады: Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ мы встречаем,
Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите скоро.
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание)
Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надежно.
Суффикс в ГУДЕНИИ ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (сочинение)
Рифмованные правила: Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Корень слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
ЛЕКСИКА
В разделе «Лексика» много интересных тем, в которых уместно использовать стихотворные тексты: «О силе слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Синонимы и антонимы», «Омонимы», «Необщеупотребительная лексика», «Фразеологизмы». Весь накопленный мной дидактический материал обширен и не уместится в рамках данной работы. Я хочу остановиться на явлении, которое может включать в себя многозначность, воспринимаемую и в прямом, и в переносном значении, придавая речи комизм. Такая игра слов называется каламбуром. Почему я выделяю такие стихи? Ответов несколько.
Во-первых, мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее. Обыгрываемое слово сразу привлекает внимание учащихся. Им интересно самостоятельно изыскать источник игры слов: омонимы, многозначные слова, омофоны, омографы и др.
Во-вторых, каламбур развивает языковое чутье. Ребенок, изучив принципы игры словами на поэтических примерах, более внимателен к обыденной речи, ищет способы обогатить ее собственными каламбурами, живо реагирует на юмор острословов.
Во-третьих, каламбур – это смешно. А добрый смех развивает в детях здоровое чувство юмора, самоиронию. Соглашусь с утверждением С.М.Бондаренко: «В умелых руках веселое, смешное – не враг, а надежный друг прочного усвоения и глубокого понимания учебного материала».
На чем основаны каламбуры:
Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла, норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки, может, норка – возле норки?
Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки нет.
А. Шибаев
Едет зайка на трамвае, едет зай ка, рассуждая:
- Если я купил билет, кто я : заяц или нет?
А. Шибаев
Со столба кричит он : «Есть!»
Вспыхнул свет в окошке!
А на столб ему залезть
Помогли две кошки.
Е. Руженцева
Сердилась королевская масленка:
- Болтают в кухне со среды,
Что я родня какого-то масленка!
Помилуй бог, я из другой среды!
Я. Козловский
Вот шофер какой чудак: он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку он крутил-вертел баранку.
А зачем крутил-вертел? Лучше взял бы да и съел!
А. Шибаев
Бросил палку кверху мишка:
- Падай в шапку с ели шишка!
Шишка хлоп по голове –
Сразу стало шишек две!
Е. Петрищева
Боится идти на рыбалку рыбак,
- Чего ты робеешь, скажи мне, чудак?
- К реке не подходит трусишка Федот
С тех пор, как прослышал, что рыба…клюет!
В. Татаринов
Для производства футбольных голов
Ноги бывают важнее голов.
Э. Кроткий
У подъезда клубы пара – едут с бала лайки.
А за ними гончих пара – в лапах балалайки.
Я. Козловский
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай!
Я. Козловский
Свидание назначив Кате, ты
Забудь про синусы и катеты,
Начни в мороз и в пору снежности
Не с математики, а с нежности.
Я. Козловский
На медведя вы, сосна, шишку бросили со сна.
А на нас, а на нас уроните ананас!
Я. Козловский
Пересохла глина. Рассердилась Нина.
Не мука, а мука – поварам наука.
Я. Козловский
Каша в голове у дяди Саши,
И ботинки тоже просят каши.
А. Шибаев
Вешать можно на гвоздь полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку, и веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде не вешайте носа в беде!
Ю. Коринец
Нос не в свои дела суют, носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос папаша Карло нам принес! Я. Аким
За столом сказала мать: - Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно?
Г. Бойко
И щеки горят огнем, и обувь горит на нем.
А. Шибаев
МОРФОЛОГИЯ
На уроках по морфологии стихотворные тексты обычно используются в двух направлениях:
- для иллюстрации той или иной части речи или грамматического явления;
- в роли упражнения с грамматическим заданием.
Вот наиболее любимые мной тексты:
ГЛАГОЛ: Если б печь не топилась в избе,
Искры бы прыгать не стали в трубе.
Если бы ветер так сильно не дул,
Он бы из искры огня не раздул.
Если бы крыша железной была,
Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.
Если бы рядом стояла вода,
Люди бы сбили огонь без труда.
А если бы не было этого «бы»,
Не плакал бы дед у сгоревшей избы.
Г. Граубин
Не замыкайся в скорлупе, как червячок в орехе.
Пусть будут на твоей тропе и беды и огрехи.
При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха.
Пусть на пронзительном ветру и зябко и тревожно,
Не лезь в кротовую нору – в норе ослепнуть можно.
Не раскисай, не унывай, когда придется трудно.
Все, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат в простреленном окопе.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит.
О. Высотская
ПРИЧАСТИЕ:Вспомни с нами отступавших, воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших, с кем видались мы хоть раз,
Провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
А. Твардовский
ДЕЕПРИЧАСТИЕ: Лодорский водопад
Кипя, шипя, журча, ворча,
Струясь, крутясь, сливаясь,
Вздымаясь, вздуваясь, мелькая, шурша,
Резвясь и спеша, скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая,
В свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.
Р. Саути
ОРФОГРАФИЯ
К.Д. Ушинский писал еще в конце 18 века: «Заученные и объясненные как следует 15 небольших легких стихотворений дадут детям к двенадцатому году весьма сносное правописание». Это высказывание подтверждается практикой. В наши дни большая половина учителей русского языка в работе над орфографией использует такой прием, как рифмованные правила: кто-то ищет в книгах, кто-то сочиняет сам, кто-то списывает у коллег. Почему они так востребованы? Далеко не всем детям доступен научный стиль, некоторым приходится объяснять правило учебника, что называется, «на пальцах». Особенно это касается детей классов коррекции, которых с каждым годом становится все больше.
Представлю некоторые тексты, которые, на мой взгляд, действительно эффективно «работают».
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй
ЗУБ на ЗУБЫ, ЛЕД на ЛЬДЫ –
Будешь грамотным и ты.
Всегда после приставки меня вы твердо ставьте,
Коль за мной Е, Я, Ю, Ё – такое правило мое.
Прежде чем глагол писать, не забудь вопрос задать.
Если Ь в вопросе, и в глагол его заносим.
Пусть никто не забудет,
Что З приставкой никогда не будет.
Не забудьте, что приставки РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧЕРЕЗ-, БЕЗ-
Перед гласными глухими быстро сменят З на С.
Шорох, чокаться, трущобы,
Шов, крыжовник и обжоры,
Шомпол, чопорный и шоры,
Плюс - трещотка, капюшоны.
В корнях под удареньем, вместо Ё,
Вставляем в исключеньях букву О.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой,
ПРЕ мы напишем про это.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ,
ПРЕ- вам поставить надо.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ- несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил неумело –
Помни, что ПРИ- говорят обо всем,
Что добрые руки приделали.
На пригорке придорожном,
В пригороде приморском
И на пришкольном раздолье –
Приволье!
Если есть за корнем А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!
В отрицательном местоимении
Под ударением НЕ, а НИ без ударения.
Ты это выучи старательно:
В местоимениях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.
Для прилагательных давно
Записано в ученых книжках:
Коль -ИН, -АН, -ЯН, то Н одно,
И больше никаких излишков.
А где два Н? Простой ответ:
В окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.
-КОЕ, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ –
Ты дефисик не забудь.
А частицы ЛИ, ЖЕ, БЫ –
Ты раздельно их пиши!
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
На уроках по синтаксису и пунктуации ребята много пишут. И в основе такого урока – интересный текст, способствующий духовному развитию ребенка, соответствующий его возрастным особенностям, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и, разумеется, насыщенный грамматически.
Иногда при подборе языкового материала для урока целесообразно отдать предпочтение именно стихотворному тексту, а не прозаическому. Многие стихи помогут учителю полнее раскрыть суть того или иного пунктуационного правила или «оживить» синтаксическое явление.
Несомненно, стихотворные тексты удобнее для письма по памяти.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом,
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чертят.
Я. Козловский
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
М. Шехтер
Рифмованные правила:
По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой? – вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Мы падежные вопросы к дополненью задаем.
В предложении дополнение мы пунктиром подчеркнем.
Где? Когда? Откуда? Как?
И Куда помчался рак? -
Обстоятельство найдем,
Пунктиром с точкой подчеркнем.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Стихотворные тексты на уроках развития речи – это возможность развивать
фонематический слух ребенка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Это пример культурного языка, образец выразительности.
Не секрет, что большинство наших учеников дома и на улице поджидают другие «образцы» - нецензурная, бранная лексика. Для многих только школьный учитель является носителем литературного языка, способным научить вежливости, точности, корректности.
Слова с рожденья ждет жестокий выбор –
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века «Спасибо!» -
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Г. Веселовская
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
В. Кривошеев
В музее ли, в театре ли, в трамвае
О том о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим…
В какое бы общественное место
Судьба сегодня нас ни привела, -
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, неточные слова.
Они растут, как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Рифмованные правила:
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто разговорный,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай в них художественный стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль публицистический –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А заявление открой –
Официально-деловой.
В учебнике параграф учим –
Употребляем стиль научный.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно велика. На наших уроках формируется мышление, прививается
любовь к своему языку, ведь с помощью него происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех учебных дисциплин. Поэтому так важно заинтересовать учащихся изучением русского языка. Использование стихотворных текстов – один из приемов привлечения внимания к языку, к широким возможностям языковых средств в художественном тексте.
Произведения русских поэтов позволяют показать интонационную и лексическую выразительность национального поэтического слога, его особенности в области морфологии, фонетики, синтаксиса.
Стихотворные тексты можно использовать при изучении всех разделов грамматики, что показано в работе. Но просто необходим этот методический прием при изучении следующих лингвистических явлений:
- художественный текст как вершина речевой культуры;
- звуковая организация речи;
- изобразительная роль лексических средств;
- роль лексики, имеющей ограниченную сферу употребления;
- изобразительная роль морфологических средств языка;
- изобразительная роль синтаксических средств языка.
Использование стихотворных текстов может стать системным в работе словесника. И настанет момент, когда сами дети поймут простую, но такую важную мысль: «Вот чем еще хорош язык: без него у нас не было бы стихов. А поэзия делает нашу жизнь полнее и интереснее» (Ф.Фолсом)