kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по русскому языку 8 класс на тему "Второстепенные члены: дополнение и определение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет презентацию с материалами по изучению второстепенных членов: дополнение и определение.Также в работе представлены карточки для индивидуального изучения темы учащимися, карточки на закрепление материала и тестовые задания по всем второстепенным членам предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Карточка-задания 8 класс»


Карточка №1


1. Отметьте ошибку в характеристике дополнения 1) отвечает на в-сы косвенных падежей 2) Это ВЧП, который зависит от сказуемого или других членов предложения 3) Может быть выражено только суще-ствительным или местоимением


2. Распределите предложения А) с сущ-ным в роли дополнения Б) с прилаг-ным в роли дополнения

В) с числительным в роли дополнения

1) В гости к бабушке я хожу с удовольствием 2) Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних. 3) На всех московских есть особый отпечаток 4) Двадцать на шесть не делится 5) Мать посмотрела на дочь с укоризной 6) Небо заволокли низкие тучи.


3. Распределите предложения А) с прямым дополнением Б) с косвенным дополнением

1) С умным человеком и поговорить любопытно 2) С любимыми не расставайтесь! 3) Слона-то я и не приметил 4) Люблю Отчизну я… 5) Сына он теперь меньшого шлёт на выручку большого.


4. Распределите предложения А) с одним дополнением Б) с двумя дополнениями

1) По улице слона водили, как видно, на показ 2) Я лиру посвятил народу своему 3) Не обещайте деве юной любови вечной на земле 4) Историю невозможно повернуть вспять 5) Я хочу рассказать о своём проекте и планах его реализации.


5. Укажите предложения, в которых нет дополнения: 1) Здесь птицы не поют, деревья не растут 2) Никто не обнимет необъятного 3) Вот испанка молодая оперлася на балкон 4) Всё смешалось в доме Облонских.






Карточка №2

1. Укажите ошибку в характеристике дополнения: 1) Может быть выражено только сущ-ным, местоим,

глаголом. 2) Это ВЧП, который зависит от сказуемого или других членов предложения 3) Отвечает на вопросы косвенных падежей.

2. Распределите предложения А) с сущ-ным в роли дополнения Б) с местоимен. в роли дополнения

В) с неделимым СС в роли дополнения

1) Поэты ходят по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души! 2) Не делайте из еды культа. 3) Все за всех виноваты. 4) Со стороны океана потянуло ледяным холодом. 5) Обо мне не беспокойтесь.

6) Ничего не разобрать и не различить.

3. Распределите предложения А) с прямым дополнением Б) с косвенным дополнением

1) Тишины хочу, тишины 2) Красота спасет мир 3) От радости в зобу дыханье сперло 4) Крики пере-пелов и ястребов можно услышать в лесу 5) Мы с интересом смотрели на меняющуюся поверхность моря.

4. Распределите предложения А) с 1-м дополнением Б) с 2-мя дополнениями

1) Поэту в копеечку влетают слова 2) С войной покончили мы счеты 3) Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси. 4) Поток с шумом уносил камни и глину. 5) Раньше он не видел ни паро-ходов, ни широких рек.

5. Укажите предложения, в которых есть дополнение

1) Здоровью моему полезен русский холод 2) Я могу жить без необходимого, но без лишнего не могу.

3) Несбыточное грезится опять 4) Лучше быть жертвой, чем палачом.







Карточка №1


1. Укажите ошибку в характеристике определения: 1) Может быть только сущ-ным, местоимением или прилаг-ным 2) Это ВЧП, который обозначает признак предмета 3) Отвечает на в-сы: какой?чей?


2. Распределите предложения: А) с сущ-ным в роли определения Б) с местоимением В) с неделимым СС в роли определения

1) Мужчина небольшого роста вошел в комнату 2) Устроим его на нашем прииске, подыщем ему какую-нибудь должность 3) Товарищ рассказал мне случай из жизни 4) Как золотом облит наш сад 5)Деревья в снегу выглядели нарядно 6) Алексей с улыбкой на лице стоял на пороге


3. Распределите предложения: А) с согласованным Б) с несогласованным определением

1) Была у него слабость шикарно одеваться 2) У горы открылись ночные леса 3) Эта река принимает в себя безымянный приток 4) Через полчаса перестал существовать опорный узел 5) У меня есть желание учиться дальше


4. Распределите предложения: А) есть определение Б) нет определения

1) Гранит уходил в морские глубины так же отвесно, как и подымался вверх 2) Картины, лица и положение брались на удачу, экспромтом, а фабула и мораль вытекали как-то сами собой, помимо воли рассказчика 3) Военврач сказал, что у капитана предынфарктное состояние 4) И крупной кистью изумрудной роскошно виноград повис 5) Над рекой ярко светило солнце.


5. Укажите предложения, в которых определение согласуется с определяемым словом в роде, числе, падеже( числе, падеже)

1) Вода низвергается в балку, проникает в подземные трещины 2)Направо лежала равнина, такая же ровная и безграничная, как небо 3) Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте у незнакомого посёлка на безымянной высоте 4) День был безветренный и душный.







Карточка №2

1. Укажите ошибку в характеристике определения: 1) может быть выражено любой самостоятельной частью речи и синтаксически цельным СС 2) это ВЧП, который обозначает признак предмета 3) отве-чает на в-сы: каков?какова?каково?каковы?

2. Распределите предложения А) с инфинитивом Б) с наречием В) с числительным в роли определения

1) Были поданы яйца всмятку 2) На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину 3)Ещё в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху 4) Чтение вслух очень сближает 5) В двухтысячном году я закончил школу 6) Конферансье обратился с просьбой выключить мобиль-ные телефоны.

3. Распределите предложения: А) с согласованным Б) с несогласованным определением

1) Лестница на второй этаж была очень крутая 2) Величавые горы рассыпались в прах 3) Смотри, как золотом облит наш сад печальный 4) Тихо колышется угрюмый лес 5) Охота с ружьём и собакой пре-красна сама по себе.

4. Распределите предложения: А) есть определение Б) нет определения

1) В углу стоял шкаф из красного дерева 2) Здесь вижу двух озёр лазурные равнины 3) Я прошу вас говорить по существу дела 4) Летом день длиннее ночи 5) Вижу твой жребий на светлом челе.

5. Укажите предложения, в которых определение согласуется в роде, числе, падеже с определяемым словом

1) Побледневшее небо стало опять синеть 2) Полка для книг была сделана искусно 3) Они вошли в маленький дворик перед бараком 4) День торжества настал.



Карточка №1

1. Укажите ошибку в характеристике приложения: 1) это определение, выраженное сущ-ным, обычно согласованным с определяемым словом в падеже 2) приложения, представляющие собой названия книг, газет, журналов и т.д, могут быть несогласованными 3) приложение всегда отделяется от определяемого слова запятой


2. Распределите предложения А) обозначает качество предмета Б) возраст В) профессию, род деят-ти

1) Женщины-шахтёрки толпами провожали своих мужей и сыновей, которых отправляли в Чугуев 2) Он был для меня человеком-легендой 3) Рабочие-дружинники строго поверяли документы 4) Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик 5) Газик-вездеход то нырял в лужу, то подминал под себя мокрый высокий бурьян. 6) Саратов, старинный город,- центр добычи газа.


3. Распределите предложения А) с согласованным Б) с несогласованным приложением

1) Такая уж она была, Дарья 2) Шёл среди них и Мишкин брат, по прозванию Гурей 3) Все-таки любила она почитать, Клава 4) Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей 5) В доме восемь дробь один у заставы Ильича жил высокий господин, по прозванью «Каланча»


4. Распределите предложения А) есть приложение Б) нет приложения

1) Страстный любитель охоты, я целыми неделями не бывал дома 2) А мы, сытые, довольные, пели песни вместе с девчатами 3) Утомлённые, мы наконец заснули 4) Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам улицы 5) Я к этому времени уже начал редактировать морскую газету «Маяк»


5. Укажите предложение, в котором приложение должно быть отделено от определяемого слова дефисом 1) В журнале «Новый мир» опубликована повесть молодого писателя 2) В город Ярославль приехали вечером 3) Господа офицеры, прошу всех встать 4) Не ворчи ты, кот мурлыка, в неподвижном полусне.



Карточка №2

1. Укажите ошибку в характеристике приложения 1) это определение, выраженное сущ-ным, обычно согласованным с определяемым словом в падеже 2) приложение всегда отделяется от определяемого слова дефисом 3) приложения, представляющие собой названием книг, газет, предприятий и т.д., могут быть несогласованными

2. Распределите предложения: А) обозначает национальность 2) профессию, род деят-ти 3) кач-во предмета

1) Откуда эта пушка-громобой? 2) Как в сказке, стоят дома-великаны 3) Ребятам-гребцам было не скучно 4) Нам, цыганам, ничего не страшно 5) И Россия- мать родная- почесть всем отдаст сполна 6) Георгий Седов, сын простого рыбака, с большим трудом добился возможности учиться.


3. Распределите предложения А) с согласованным приложением Б) с несогласованным приложением

1) В этой картине в полной мере проявился могучий талант Репина- живописца 2) Белынь-озеро начи-налось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес 3) В газете «Таймс» написали о блестящем выступлении русского балета в Англии 4) На картине Левитана «Осенний день в Соколь-никах» присутствует человек 5) Много маленьких тайн можно открыть, наблюдая за зверюшками- посетителями лесной столовой.


4. Распределите предложения А) есть приложение Б) нет приложения

1) Команда «Динамо» значительно обновила состав нападающих 2) Счастливый, я спустился к оврагу 3) Сибиряк, я рос в лесном краю, где текут Иртыш, и Обь, и Лена 4) Когда я, промерзший, зашёл в блиндаж, ребята говорили о Москве 5) Утром сказали, что будет здоров красноармеец товарищ Петров.


5. Укажите предложения, в которых приложение должно быть отделено от определяемого слова дефисом 1) Я выучил наизусть отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 2) Петряков был сыном столяра краснодеревщика 3) Товарищ командир, разрешите обратиться! 4) Река Кама зарождается в лесном Заволжье.

Карточка на тему « Обстоятельство»

1. Укажите предложение с обстоятельством места

А) С горы бежит поток проворный Б) Вчера я долго не мог заснуть

В) И все почему-то вздохнули Г) Я сходил за картошкой.

2. Укажите предложение с обстоятельством времени

А) Я устал от жары. Б) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

В) Не очень-то я его боюсь. Г) Тихо падал снег.

3. Укажите предложение с обстоятельством причины.

А) Сенокос запоздал из-за дождей. Б) Несмотря на дождь, мы пошли дальше.

В) В доме тихо играла музыка. Г) Нас пригласили в филармонию послушать музыку.

4. Укажите предложение с обстоятельством образа действия.

А) Вчера была дождливая погода Б) Около полудня все собрались на палубе.

В) Снег падал медленно и бесшумно. Г) Издали послышались голоса.

5. Укажите предложение с обстоятельством степени.

А) Около полуночи все угомонились. Б) Пьеса оказалась совсем не интересной.

В) Вопреки предсказаниям, погода нас не подвела. Г) Вокруг летали птицы.


Просмотр содержимого документа
«Карточка для самостоятельного изучения»

Карточка Дополнение

Выучи теоретический материал

Выполни самостоятельно задание.

  1. Выучи определение дополнения, запиши примеры. Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие, и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком.? о чём?

Дополнения чаще всего выражаются существительным и местоимением в косвенных падежах и зависят от сказуемого:

Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу.

Приплыла ( к кому?) к нему рыбка.


  1. Разграничиваются дополнения прямые и косвенные. Прямые дополнения – это дополнения, обозначающие объект, на который направлено действие. Прямые дополнения выражаются сущ-ным или местоимением в

Вин.пад.без предлога: Ель рукавом мне тропинку завесила.

Завесила ( что?) тропинку (В.п)

Род.п при глаголе с отрицанием: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести.

Не увидите (чего?) прелести (Р.п)

Род.п для обозначения части целого: Он налил в стакан ландышевых капель. Налил (чего?) капель (Р.п)


Косвенные дополнения – это дополнения, выраженные другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами.

Озеро заросло (чем?) камышом. (Тв.п)


  • Дополнение может быть выражено инфинитивом.

Государь повелел (что?) ослепить этих зодчих.







  1. В данных предложениях найди и подчеркни дополнения.

  1. Осенью белочка делает большие запасы.

  2. Бобры построили сооружения.

  3. Брат привёз мне интересную игру

  4. Ветер сломал дерево.

  5. Солнце освещало пшеничное поле.

  • Над существительным и местоимением укажи падеж.


  1. С каждым из данных слов составь по два предложения, чтобы в первом слово было подлежащим, а во втором – дополнением. Образец: Мой брат учится в школе. Я очень люблю брата.

Школа, иней, степь.


  1. Самостоятельная работа: Перепиши, подчеркни дополнения, укажи, на какой вопрос они отвечают, в скобках укажи их вид. 1) К утру мороз высушил дорогу и тонким ледком затянул лужи. 2) Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов. 3) Наш отряд будет украшать зал, наряжать ёлку, вручать малышам подарки, следить за порядком.

4) Громкая музыка мешает учить стихи.



  • Расскажи товарищу то, что узнал о дополнении. Приведи примеры и объясни, как в предложении найти дополнение.


  • Попроси товарища повторить, что называется дополнением и ответить на вопросы: 1) От каких членов предложения зависят дополнения? 2) Что обозначают дополнения? 3) На какие вопросы отвечают? 4) Чем чаще всего бывают выражены? 5) На какие виды делятся дополнения? Как их определить?


























  • Продиктуй товарищу предложения. Попроси подчеркнуть в них дополнения и доказать правильность выбора.












  • Предложи товарищу выполнить задание. Проверь вместе с ним правильность выполнения.

















Карточка Определение

  1. Выучи, что называется определением. Запиши примеры. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качества и свойства и отвечает на вопросы: какой? чей? который? Определения зависят чаще всего от членов предложения, выраженных существительными. Определения чаще всего выражаются прилагательными, местоимениями, существительными с предлогами и без предлога, реже – другими частями речи. Мы вошли в сосновый бор. Бор (какой?) сосновый Сосновый – определение, т.к а) зависит от существительного: бор б) обозначает признак предмета в) отвечает на вопрос.: какой? г) выражено прилагательным. На (какой?) высокой сосне мы увидели дупло (чьё?) белки. (можно заменить: беличье)


  1. Запиши предложения, подчеркни определения. А) Мы пошли вдоль реки по красивой лесной дороге. Б) Середину двора занимал колодец из камня. В) Я давно не писал своим друзьям. Г) В углу висела старая шинель отца.


  1. Самостоятельная работа. Подчеркни главные члены предложения и определения. А) Сухие листья тихо шуршат под ногами. Б) Луч солнца осветил вершины могучих дубов. В) Рожок пастуха нарушил покой уснувшей реки.

  • Расскажи товарищу то, что узнал об определении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложении найти определение.

  • Попроси товарища повторить то, что называется определением и ответить на вопросы: А) От каких членов предложения зависят определения? Б) Что обозначают?

В) На какие вопросы отвечают?

Г) Чем чаще всего бывают выражены?


  • Попроси товарища придумать свои примеры и записать, подчёркивая определения.







Карточки по теме «Виды определения»

Задание 1: Выделите определения, укажите их вид и способы выражения. 1) Причиной моего движения было лежащее у меня в кармане внезапно полученное письмо. 2) В сером новом моём костюме и довольно приличном пальто я шёл по одной из центральных улиц столицы. 3) Я буду проводить линию партии. 4) С крыши дома напротив сбрасывали снег. 5) Я увидел необходимость переменить разговор. 6) Вошёл молодой офицер невысокого роста.



Задание 2: Самостоятельная работа: спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

Въехав в слободу Серебряный увидел что дворец отделён от прочих зданий глубоким рвом и валом. Трудно описать великолепие и разнообразие этой обители. Ни одно окно не походило на другое. Ни один столб не равнялся с другими узорами или краской. Множество глав венчали здание. Они теснились одна возле другой громоздились одна на другую, и сквозили, и пузырились. Золото серебро цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар – птицы слетались в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья. (А.К. Толстой)

  • Выпишите выделенные словосочетания, определите вид и средства выражения синтаксической связи в данных словосочетаниях.

  • Определите, какой частью речи выражены зависимые слова в словосочетаниях. Произведите их морфологический разбор ( 1 слово на выбор)

Просмотр содержимого документа
«Тесты по теме Второстепенные члены предложения»

Тест по теме «Дополнение» Вариант №1

А1. Что такое дополнение? 1) ВЧП, который зависит от сказуемого и отвечает на в-сы: кого?что?

2) ВЧП, котрый зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на в-сы косвенных падежей 3) ВЧП, который зависит от подлежащего и отвечает на в-сы косвенных падежей.

А2. Чем может быть выражено дополнение? 1) сущ-ным, любой частью речи в значении сущ-ного, инфинитивом, неделимым словосочетанием 2) только сущ-ным 3) только инфинитивом 4) только мес-тоимением.

А3. В каком предложении есть прямое дополнение? 1) За добро добром люди платят 2) С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России 3) Явственно доносился гул орудийной стрельбы

4) Давно ушедшее волновало поэта.

А4. В каком предложении дополнение выражено местоимением? 1) Уют квартире Жуковского придавала дружеская компания литераторов. 2) Морозная изморозь расписывает свои узоры на стёклах окон. 3) Я не советую Вам углубляться в эту проблему 4) Репин шествовал по залам Третьяковской галереи среди своих прославленных картин.

А5. В каком предложении дополнение выражено сущ-ным? 1) Отец разрешил мне пойти на каток

2) Полный ощущения неопределенной опасности, Алексей оглядел лесосеку 3) Отец некоторое время удивленно смотрел на него 4) Застал его дома в расстроенных чувствах.

А6. В каком предложении дополнение выражено прилагательным? 1) Тяжёлая, ядрёная роса клонила к земле листья травы 2) У каждого человека бывает потребность иногда подумать о вечном. 3) Малыш попросил мать купить ему игрушку. 4)Утро вечера мудренее.

А7. В каком предложении сочетание « глагол в личной форме + глагол в неопр.ф» является ПГС+допол-нением? 1) Мы можем выполнить это задание в срок 2) Я хочу послушать любимую музыку 3) Отец намерен поехать в Москву 4) Вы меня просили рассказать о впечатлениях об экскурсии.

В1. Для Пушкина имя прадеда было окружено легендами. Из данного предложения выпишите дополнения, определите их вид.

С1. Придумайте и запишите предложение с прямым дополнением, выраженным сущ-ным.


Тест по теме «Дополнение» Вариант №2

А1. Что такое дополнение? 1) ВЧП, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на в-сы косвенных падежей 2) ВЧП, который зависит от подлежащего и отвечает на в-сы: о ком?о чём? 3) ВЧП, который зависит от второстепенных членов предложения и отвечает на в-сы кос-венных падежей.

А2. Чем может быть выражено дополнение? 1) только сущ-ным 2) только наречием 3) сущ-ным, любой частью речи в значении сущ-ного, инфинитивом, неделимым словосочетанием 4) только прилагательн.

А3. В каком предложении косвенное дополнение? 1) С жадным интересом Пушкин наблюдал кавказскую природу, изучал местную жизнь и обычаи. 2) Недолго приходится любоваться редкой картиной. 3) Мы видим листья дикого цикория и одуванчика, виноградную лозу. 4) Дождь успокаивает и ветер, и песчаную бурю.

А4. В каком предложении дополнение выражено наречием? 1) Небо заволокли низкие тучи 2) Здоровому врач не надобен 3) О завтра нужно думать уже сегодня 4) В библиотеке отца Пушкин зачитывался жизнеописаниями героев Греции и Рима, стихами и баснями французских поэтов.

А5. В каком предложении дополнение выражено неделимым словосочетанием? 1)Караван поворачива-ется спиной к потокам песка и терпеливо ждёт 2) Лук семь недугов лечит, чеснок семь недугов изводит 3) Он машинально взглянул на жёлтый телефон и несколько секунд не мог отвести от него глаз.

4) Примечательно Болдино было своими размерами и широкой базарной площадью.

А6. В каком предложении дополнение выражено числительным? 1) Чайковскому нравился этот дере-вянный дом. 2) По математике я получил «5», что компенсировало мою неудачу по химии. 3) Образцы для резьбы наши предки брали из жизни людей, из природы, сказок и легенд 4) Благодаря своему высо-кому росту я всегда в строю был первым.

А7. В каком предложении сочетание « глагол в личной форме+ глагол в неопред.ф» является СГС?

1) Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг 2) Мастер требует выполнить задание в срок 3) Учитель посоветовал нам съездить в Константиново 4) Я хочу рассказать о своем проекте.

В1. Мы ни единого удара не отклонили от себя. Из данного предложения выпишите дополнения, опре-делите их вид.

С1. Придумайте и запишите предложение с косвен. дополнением, выраженным сущ-ным с предлогом.

Тест по теме «Определение» Вариант №1

А1. Что такое определение? 1) ВЧП, который характеризует предмет и отвечает на в-с: каков? 2) ВЧП, который обозначает признак предмета и отвечает на в-сы: какой?чей? 3) ВЧП, который обозначает при-знак предмета и отвечает на в-сы: какой?чей?каков?

А2. Каковы признаки согласованного определения? 1) согласуется с определяемым словом в падеже

2) соглас. с определяемым словом в падеже, числе, роде (в ед.ч) 3) соглас. с определяемым словом в падеже и числе 4) согласуется с определяемым словом в роде и числе.

А3. В каком предложении есть согласованное определение? 1) Книгу сказок можно взять в библиотеке 2) Сияние небес твоих великолепно 3) Я люблю есть яйца вкрутую.4) У меня есть мечта попутешество-вать по стране.

А4. В каком предложении определение выражено прилаг-ным? 1) Ярко светит зорька в небе голубом 2) Набежавшие тучки пролились дождем 3) Над костром висел закопчённый котелок с остро пахнущим варевом. 4) прогулка верхом доставляет удовольствие.

А5. В каком предложении определение выражено причастием? 1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой 2) Восьмая телега въехала на подворье утром 3) Дети постарше опекали малышей 4) В ущелье тесном рать побитая лежит.

А6. В каком предложении определение выражено сущ-ным? 1) Гроза, нахлынувшая тучей, вдруг на дубраву набежит 2) Ф.Рокотов улавливал сходство при первом наброске портрета. 3) Учебник по алгебре лежит на столе 4) Вспененные волны казались издали мелкой рябью.

А7. В каком предложении определение является эпитетом? 1) Бурые сучья раскинула липа 2) Ворчливое бульканье горячих источников заглушалось однообразным шелестом падающих капель 3) Пушкин пре-вратил отведённую ему комнату в рабочий кабинет 4) Она надела шёлковую голубую кофту с корот-кими рукавами и большим вырезом.

В1. Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт. Из данного предложения выпишите определения, определите их вид.

С1. придумайте и запишите предложение с причастием в роли согласованного определения.



Тест по теме «Определение» Вариант №2

А1. Что такое определение? 1) ВЧП, который обозначает признак предмета и отвечает на в-с: какой? 2)ВЧП, который называет предмет и отвечает на в-с: что такое предмет? 3) ВЧП, который обозначает признак предмета и отвечает на в-сы: каков?какова?

А2. Каковы признаки несогласованного определения? 1) связываются с сущ-ным по способу согласования 2) выражено сущ-ным в том же падеже, что и определяемое слово 3) выражено полным прилагательным 4) связываются с сущ-ным по способу управления и примыкания

А3. В каком предложении есть несогласованное определение? 1) Солнечный свет несколько раз сменяла прозрачная тень от пробегавших по небу облаков 2) Веками навороченные глыбы преграждали дорогу

3) Беседа наедине доставила нам огромное удовольствие 4) Путь показался пятерым путникам бесконе-чным

А4. В каком предложении определение выражено наречием? 1) Меж чёрных туч приветно засияла лазури полоса 2) Небольшие живые глаза её смотрели без смущения 3) Дорога обратно стала для путе-шественников испытанием 4) Деревянная пока с кухонной утварью и рубленый деревянный стол с тол-стыми ножками были чисто выскоблены.

А5. В каком предложении определение выражено причастием? 1) Одинокая сосна возвышалась на горе

2) Восьмая телега въехала на подворье 3) Дети постарше опекали малышей 4)Высушенное бельё стопкой лежало на стуле

А6. В каком предложении определение выражено инфинитивом? 1) Везде лились и капали прозрачные капли 2) Хозяйка вынула из печи чугун и начала разливать студень в деревянные чашки 3) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки 4) О его способности писать никто пока не знал.

А7. В каком предложении определение является эпитетом? 1) Над полем висело низкое серое небо, и от земли до неба стояла туманная мгла 2) Величавые горы рассыпались в прах… 3) У подножия бугра рос лиственный лес 4) Откуда-то издалека доносился странный, прерывистый и протяжный звук.

В1. Современники Ф.Рокотова говорят о его удивительной способности проникать во внутренний мир человека при написании портрета. Из данного предложения выпишите определения, определите их вид.

С1 Придумайте и запишите предложение с причастным оборотом в роли согласованного определения.


Тест по теме «Приложение» Вариант №1


А1 Что такое приложение? 1) определение, выраженное сущ-ным обычно в том же падеже, что и опре-деляемое слово 2) определение, выраженное сущ-ным в косвенном падеже, всегда отличающемся от падежа определяемого слова 3) определение, выраженное сущ-ным или местоимением в Им.п.


А2. Что может обозначать приложение? 1) только национальность и возраст 2) различные качества предмета, национальность, возраст, профессию и др 3) только названия газет, журналов, предприятий

4) только профессию


А3. В каком предложении есть приложение? 1) В комнату вошел мужчина лет тридцати 2) В магазине есть большой выбор штапельных тканей 3) Космонавтом может быть только смелый, волевой, решительный и находчивый человек 4) Город Санкт-Петербург находится на берегах реки Невы.


А4. В каком предложении приложение обозначает род деятельности? 1) Всю ночь перед штурмом Сапун-горы над немецкими укреплениями стояли белые колонны прожекторного света 2) Явился беженец-скворец на новую квартиру 3) Димка-мореплаватель был бесстрашным парнем 4) Это были билеты в Художественный театр на спектакли «Живой труп» и «Три сестры»


А5. В каком предложении приложение обозначает качество предмета?

1)И тут он, этот прохожий на воробья мальчуган, заметил, что карие глаза летчика заплывают слезами 2) Мы, рыболовы, обычно терпеливо ждали, когда наконец пройдет ненастье 3) На конференции Драгов присутствовал как представитель университета 4)Сторож- престарелый колхозник Вершинин- лежал, укрывшись зипуном, под курганчиком старой сурчиной норы.


А6. В каком предложении приложение стоит перед определяемым словом? 1) Из Севастополя пароход «Пестель» отвалил серым и тёплым утром 2) Мы шли по набережной Москвы- реки 3) Вагон-аптека был любимым местом Данилова 4) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.


А7. В каком предложении приложение не согласуется с определяемым словом?

1) Мальчик, по имени Валёк, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу. 2)Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор 3) Кузя, наездник, мастер своего дела, проехал раза три мимо меня 4) Город Киров стоит на реке Вятке, правом притоке Камы.


В1. Эвенки, соседи китов, не менее умелые и удачливые охотники. Из приведенного предложения выпишите приложение, определите, что оно обозначает.


С1. Придумайте и запишите предложение с приложением, обозначающим наименование-название.

















Тест по теме «Приложение» Вариант №2


А1. Что такое приложение? 1) определение, выраженное сущ-ным или местоимением в В.п 2)определение, выраженное сущ-ным в любом косвенном падеже, не согласуется с определяемым словом 3) определение, выраженное сущ-ным, обычно согласующееся с определяемым словом в падеже


А2. Что может обозначать приложение? 1) только национальность, возраст и профессию 2) только наз-вания газет, журналов, имена людей 3) различные качества предмета, национальность, возраст, имена людей, клички животных и т.д 4) только различные качества предмета.


А3. В каком предложении есть приложение? 1) По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость 2) Увлечённые игрой, они не слышали, как открылась дверь 3) Выручил его велосипед- единственное богатство, накопленное за четыре года 4) Всё, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий.


А4. В каком предложении приложение обозначает возраст? 1) Петя увидел хорошенькую девочку-подростка в новом ситцевом платье 2) По улице ребята-пастухи гнали скот на кладбище 3) Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке 4) Река Кама зарождается в лесном Заволжье.


А5. В каком предложении приложение обозначает название-наименование? 1) Рабочие-бетонщики жили в общежитии. 2) Старый пароход «Пушкин» шёл в Ялту. 3) Красноярск- центр огромного края, что протянулся поперёк всей Сибири вдоль Енисея,- лежит на пересечении этой реки и Сибирской магистрали 4) У города Чусового дорога выходит к реке Чусовой, левому притоку Камы.


А6. В каком предложении приложение стоит после определяемого слова? 1) Ванюша-шофер изредка посматривал на своего пассажира 2) За прикрытой дверью было тихо, постукивали часы-ходики 3) Над самой кручей у Днестра-реки виднелась крепость. 4) От распределительного щитка передвижной электростанции тянутся змеи-кабели.


А7. В каком предложении приложение согласуется с определяемым словом в падеже? 1) Он начал писать и сравнительно быстро закончил повесть «На Амуре» 2) Люди разместились в десяти крытых грузовиках-фургонах 3) Я всюду возил с собой начатую ещё в Таганроге повесть «О романтиках».4) Я решил опубликовать этот роман в журнале «Москва».


В1. Справляет свадьбу Андрей, молодой инженер. Из данного предложения выпишите приложение, определите, что оно обозначает.


С1. Придумайте и запишите предложение с приложением, обозначающим качество предмета.















Обобщающий тест Вариант №1


А1. Какое из данных сочетаний слов является подчинительным СС? 1) вечер чудесный 2) берёзы и осины 3) капля дрожит 4) неподвижные тучи


А2. В каком случае правильно определении тип связи в СС? 1) ласковое море (управлен) 2) предложили выйти (примыкание) 3) признак предмета(примыкание) 4) языки пламени( согласование).


А3. В каком случае неправильно определено главное слово в СС? 1) совсем новые 2) ранним утром 3) толкаю сильнее 4) гордится успехами.


А4. Какое из данных предложений простое? 1) Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. 2) Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. 3) Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы. 4) Книги встречают нас в самом раннем детстве, они сопровождают нас всю жизнь.


А5. В каком случае неправильно дана характеристика предложения? 1) День был прекрасный, светлый и нежаркий. ( Пов, невоскл, прост, двусост, распр, осложн. ОЧП) 2) После душной ночи потянул на рассвете восточный свежий ветерок (Пов, невоскл, прост,двусост, распр, осложн ОЧП) 3) В этой песне нет ничего от старого, рабьего мира. (Пов, невоскл, прост, односост,распр, осложн. ОЧП) 4) Разведчики не явились? (Вопрос, невоскл, прост, двусост, нераспр)


А6. В каком случае правильно найдено подлежащее в предложении? 1) На одной неделе семь пятниц не живёт. 2) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью. 3) Читать- значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное 4) Иметь разборчивый почерк- первое правило вежливости.


А7. В каком случае неправильно определено, чем выражено подлежащее? 1) Семеро не один, в обиду не дадим (числит) 2) Собравшиеся обсуждали повестку дня ( прилагат. в значении сущ-ного). 3) Каждый отправился в комнату, ему назначенную (местоимен) 4) В поле вышли от мала до велика (фразеологизм)


А8. В каком предложении ПГС? 1) Солнце взошло, багровое и холодное. 2) Тут силой всей народ тушить пожар принялся 3) Весна была весною даже в городе 4) Слово- это тоже дело.


А9. В каком предложении СИС? 1) На темном небе начинали мигать звёзды 2) Он старался казаться молодым 3) Научи ты меня, как мне жить теперь 4) Вишнёвый сад теперь мой.


А10. В каком предложении СГС? 1) Я был третьим по списку 2) Вечером небо было синего цвета 3) От воды потянуло сыростью 4) Он постарался побыстрее миновать брод.


А11. В каком случае неправильно найдена грамматическая основа предложения?

1) Плохой товарищ не подмога. 2) Солнце день ото дня становилось горячей 3) Хотелось бы надеяться на удачу. 4) Люблю бродить в лугу росистой весной.


А12. В каком предложении есть прямое дополнение? 1) Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду 2) Ещё в школе я выбрал себе профессию 3) Летом день длиннее ночи 4) Скорбные, жгучие слёзы тихо скатились с его славных глаз.


А13. В каком предложении есть косвенное дополнение? 1) После первого поворота над нами нависла таинственная тишина 2) Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотание птиц 3)Закат тяжело

пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой 4) Однажды весной я сидел в парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона.


А14. В каком предложении одно слово (сочетание слов) может быть воспринято как дополнение и обстоятельство ?

1) Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами, тёмную зелень сирени, садовые аллеи. 2)Густой теплый воздух гудел от весенней мошки 3) Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий шум громадной толпы. 4) Дрожащий воздух был наполнен гулом авиации.


А15. Найдите предложение с согласованным определением. 1) Меня всегда привлекал отдых на природе 2) Они вошли во дворик перед бараком 3) Побледневшее небо стало опять синеть 4) В углу стоял шкаф из красного дерева.


А 16. Найдите предложение с несогласованным определением 1) Величавые горы рассыпались в прах. 2)Смотри, как золотом облит наш парк печальный 3) Любимой забавой детей была игра в прятки. 4) Человек высокого роста, с усами вышел из чащи.


А17. Найдите предложение с несогласованным приложением 1) В сени вошел царь-отец. 2) Они играли Лизу в пьесе «Дворянское гнездо» 3) Десяток больших рек и сотни малых речек несут воды в матушку Обь. 4) Мохнатая ёлка-шатёр поманила спрятаться от дождя.


А18. Найдите предложение с приложением, которое необходимо заключить в кавычки. 1) Над рекой Москвою поднимались здания 2) Вот я снова в городе Кургане 3) Я решил опубликовать этот роман в журнале Москва 4) Воронов стал хорошим инженером строителем.


А19. Найдите предложение, в котором инфинитив является обстоятельством. 1) Доктор посоветовал отцу поехать в санаторий лечиться 2) Я хотел выполнить наказ моего учителя самым лучшим образом. 3) Из вежливости мы не решаемся оказаться твёрдо 4) Он хочет что-то сказать, но не может.


А20. Найдите предложение, в котором инфинитив входит в состав сказуемого. 1) Врач предложил нам прийти через два дня 2) В грибную пору мы почти перестали спать 3) Даже голова кружится от одной мысли отправиться в поход на Север. 4) Коллекционировать значки- большое удовольствие.


А21. Найдите предложение с ошибкой в постановке тире.

1) Хорошее дело- уметь удивляться 2) Люди- как реки 3) Пушкин- самое грандиозное явление, связан-ное с историей Лицея. 4) Работы бояться- счастья не видать.


На фоне тёмных елей переплетается тонкое кружево осиновых ветвей.

В1. Дайте характеристику данного предложения.

В2. Выпишите из данного предложения все СС, определите тип связи

В3. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

В4. Подчеркните ВЧП, определите их вид.


С1. Придумайте и запишите простое предложение, имеющее такую характеристику: вопросительное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное












Обобщающий тест Вариант №2


А1. Какое из данных сочетаний слов является подчинительным СС? 1) звенят бубенцы 2) клочья тумана 3) не случайно, а закономерно 4) в течение отпуска


А2. В каком варианте правильно определении тип связи в СС? 1) обвинение в лицемерии (примыкание) 2) чересчур громко ( согласование) 3) отчаянно бороться (примыкан) 4) под раскрывшимся парашютом (управление)


А3. В каком варианте неправильно определено главное слово в СС? 1) говорить улыбаясь 2) заливается лаем 3) участвовать в соревнованиях 4) нехоженые тропы


А4. Какое из данных предложений простое?

1) Леса шумят великим океанским гулом, и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 2) С каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу 3) К дому с обеих сторон при-легали тёмные деревья, аллея стриженых ёлок вела к подъезду 4) Было жарко, пахло сеном.


А5. В каком случае неправильно дана характеристика предложения?

1) Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пов,невоскл, прост, двусост, распр) 2) Как весело сверкает всё кругом! (Пов, воскл, прост, односост, распр) 3) Утро малоросистое. ( Пов, невоскл, прост, двусост, нераспр) 4) Ветер внезапно налетел и промчался ( Пов, невоскл, прост, двусост, распр, осложн. ОЧП)


А6. В каком случае неправильно найдено подлежащее в предложении?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него. 2) Охранять природу- значит охранять родину

3) Трое незаметно проскользнули во двор 4) Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.


А7. В каком случае неправильно определено, чем выражено подлежащее?

1) Никто не спал в эту ночь (местоимен) 2) Девять делится на три (числительн) 3) Заставить засмеяться аудиторию- наполовину убедить её в своей правоте (инфинитивом) 4) Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный путь ( существительным)


А8. В каком предложении ПГС?

1) Ночь была лунная и холодная 2) Художественная литература- это искусство слова 3) Из песни слова не выкинешь 4) Олег начинал сильно беспокоиться.


А9. В каком предложении СИС?

1) Для чтения надо выбирать книги, облагораживающие душу, тревожащие сердце. 2) Я уеду из этой деревни 3) Я с удовольствием прочитал бы эту книгу 4) Смех- силе брат.


А10. В каком предложении СГС? 1) Вернейший признак силы- знание своих недостатков 2) На этом месте он будет строить дом 3) Из-под гусениц потоками взлетала и падала на стёкла ржавая жижа. 4)День выдался жаркий.


А11. В каком случае неправильно найдена грамматическая основа предложения?

1) День вечеру не указчик 2) Будет грязь на дворе глубокая 3) И пусть травой покроется дорога 4)Слово – это великий зодчий всей культуры, всей цивилизации.


А12. В каком предложении есть прямое дополнение? 1) Кузьма затеял точить косу 2) Я хочу рассказать о своём проекте 3) Завтра не будет похоже на сегодня 4) Поля тянулись до самого небосклона.


А13. В каком предложении есть косвенное дополнение? 1) Охотник разжёг костёр 2) Утро не принесло ясности 3) Потерянного времени не вернешь 4) И медведя плясать учат.


А14. В каком предложении одно слово (сочетание слов) может быть воспринято как дополнение и обстоятельство?

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну. 2) Про меня забыли. 3) Лоси гложут кору осин. 4) Мне хотелось бы вот на что обратить ваше внимание.


А15. Найдите предложение с согласованным определением. 1) День торжества наступил 2) Чтение вслух помогает мне совершенствовать произношение 3) В углу стоял стол из красного дерева 4) Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание.


А16. Найдите предложение с несогласованным определением. 1) В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел. 2) Какая-то пичуга запела протяжную вечернюю песню. 3) Лестница на чердак была крутая 4) Сухая, позабывшая про дожди земля обдавала зноем.


А17. Найдите предложение с несогласованным приложением.

1) В школу пришёл молодой учитель-словесник 2) Я выписываю газету «Комсомольская правда»

3) Старик пастух медленно шёл за стадом. 4) Попугаи- неразлучники легко переносят неволю.


А18. Найдите предложение с приложением, которое необходимо заключить в кавычки.

1) Город Нижний Новгород стоит на слиянии двух рек- Оки и Волги 2) Спартак вышел в полуфинал чемпионата России. 3) Дерево пихта принадлежит к семейству сосновых 4) А Иж река бежала себе и бежала.


А19. Найдите предложение, в котором инфинитив является обстоятельством.

1) Во время пребывания в горах нам пришлось порядком поволноваться из-за урагана. 2) Всей душой она желала помочь вам 3) Когда вы начнете учить уроки? 4) Я наклонился над цветком полюбоваться его нежными очертаниями.


А20 Найдите предложение, в котором инфинитив входит в состав сказуемого.

1) В наших местах стали появляться бобры 2) Ребята побежали на речку купаться 3) Врач немедленно выехал осмотреть пострадавшего 4) Мы поехали за город подышать свежим воздухом.


А 21. Найдите предложение с ошибкой в постановке тире.

1) Июль – макушка лета 2) Небольшой снегопад – не помеха для охотников 3) Жить – народу служить 4) Читать – это не только узнавать факты.



Над скошенной травой изредка перелетают белые бабочки.

В1. Дайте характеристику данного предложения

В2. Выпишите из данного предложения все СС, определите тип связи

В3. Выпишите из предложения грамматическую основу.

В4. Подчеркните ВЧП, определите их вид.


С1. Придумайте и запишите простое предложение, имеющее такую характеристику: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное.




Просмотр содержимого презентации
«второстепен члены»

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Ответьте на вопросы  1. Какие члены предложения – второстепенные?  2. Почему они второстепенные?  3. Как определить второстепенный член предложения? Второстепенные члены предложения Не входят в грамматическую основу. Распространяют грамматическую основу     и другие члены предложения. Задать вопрос.

Ответьте на вопросы

1. Какие члены предложения – второстепенные?

2. Почему они второстепенные?

3. Как определить второстепенный член предложения?

Второстепенные члены предложения

Не входят в грамматическую основу.

Распространяют грамматическую основу и другие члены предложения.

Задать вопрос.

Электронная почта моментально доставила сообщение.  почта ( что сделала?) доставила  ( какая?) электронная  ( как?) моментально  (что?) сообщение Второстепенные члены предложения – это слова, поясняющие грамматическую основу и другие члены предложения.

Электронная почта моментально доставила сообщение.

почта ( что сделала?) доставила

( какая?)

электронная

( как?)

моментально

(что?)

сообщение

Второстепенные члены предложения – это слова, поясняющие грамматическую основу и другие члены предложения.

Дополнение – это второстепенный член - дополняет, поясняет смысл слова, от которого он зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей. я пишу что? письмо кому? сестре чем? ручкой о чём? об отдыхе на бумаге на чём?

Дополнение – это второстепенный член - дополняет, поясняет смысл слова, от которого он зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

я пишу

что?

письмо

кому?

сестре

чем?

ручкой

о чём?

об отдыхе

на бумаге

на чём?

Способы выражения дополнения 1) существительное  нахмурил ( что?) брови 2) местоимение навёл (на кого?) на него 3) прилагательное 4) наречие думал ( о чём?) о недавнем похоже ( на что?) на сегодня 5) инфинитив просили её ( о чём?) спеть 6) неделимое СС пленила (чем?) всей силой своею

Способы выражения дополнения

1) существительное

нахмурил ( что?) брови

2) местоимение

навёл (на кого?) на него

3) прилагательное

4) наречие

думал ( о чём?) о недавнем

похоже ( на что?) на сегодня

5) инфинитив

просили её ( о чём?) спеть

6) неделимое СС

пленила (чем?) всей силой своею

Виды дополнения  Прямые  Косвенные  1) переходный глаг + сущ. в Вин.п без предлога  выражены другими формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов 2) переходный глагол + сущ. в Род.п ( часть предмета)   ловить ( что?) рыбу  принесите (чего?) чаю  не грусти ( о ком?) обо мне (П.п)  3) НЕ + переходный глагол+ сущ. в Род.п (отрицание) приехал ( с кем?) со дружиною (Тв.п)  Не помню (чего?) вечера

Виды дополнения

Прямые

Косвенные

1) переходный глаг + сущ. в Вин.п без предлога

выражены другими формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов

2) переходный глагол + сущ. в Род.п ( часть предмета)

ловить ( что?) рыбу

принесите (чего?) чаю

не грусти ( о ком?) обо мне (П.п)

3) НЕ + переходный глагол+ сущ. в Род.п (отрицание)

приехал ( с кем?) со дружиною (Тв.п)

Не помню (чего?) вечера

Объяснительный диктант Высокие окна снаружи были наглухо забиты досками. 2. Она сняла с полки маленькую фигурку оленя из отполированной стали. 3. Настойчивый и булавкой выкопает колодец. 4. Врач посоветовал отцу уехать на юг. 5. Споры мы отложили на завтра. 6. Мы договорились встретиться на станции.

Объяснительный диктант

  • Высокие окна снаружи были наглухо забиты досками.

2. Она сняла с полки маленькую фигурку оленя из отполированной стали.

3. Настойчивый и булавкой выкопает колодец.

4. Врач посоветовал отцу уехать на юг.

5. Споры мы отложили на завтра.

6. Мы договорились встретиться на станции.

Творческое задание Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим , а в другом – дополнениями . Укажите падеж.

Творческое задание

Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим , а в другом – дополнениями . Укажите падеж.

  • рассказ,
  • берег,
  • степь,
  • скатерть,
  • сирень,
  • письмо.
Определения  признак, качество предмета  какой? чей?  который? Согласованные  определения стоят в том же падеже, роде и числе, что и определяемое ими существительное Несогласованные определения связываются с определяемым словом без согласования (управление, примыкание)

Определения

признак, качество предмета

какой? чей?

который?

Согласованные определения стоят в том же падеже, роде и числе, что и определяемое ими существительное

Несогласованные определения связываются с определяемым словом без согласования (управление, примыкание)

Способы выражения согласованных определений 1. Прилагательное в полной форме 2. Причастие в полной форме Ослепительное солнце Теснившиеся кусты 3. Местоимение - прилагательное  4. Числительное Наш путь  Первый урок   а)порядковое  б) количественное (один) Один листок

Способы выражения согласованных определений

1. Прилагательное в полной форме

2. Причастие в полной форме

Ослепительное солнце

Теснившиеся кусты

3. Местоимение - прилагательное

4. Числительное

Наш путь

Первый урок

а)порядковое

б) количественное (один)

Один листок

Способы выражения несогласованных определений 1. Существительным или местоимением в косвенном падеже к дому бабушки 2. Прилагательные в сравнительной степени мужчины постарше 3. Наречие  поездка верхом 4. Инфинитив желание успеть    5. Синтаксически неделимое словосочетание порог в три ступени

Способы выражения несогласованных определений

1. Существительным или местоимением в косвенном падеже

к дому бабушки

2. Прилагательные в сравнительной степени

мужчины постарше

3. Наречие

поездка верхом

4. Инфинитив

желание успеть

5. Синтаксически неделимое словосочетание

порог в три ступени

Укажите виды определений, способ выражения 1) Нас встретил старик с длинной седой бородой. 2) Развесистый дуб на холме зеленеет. 3) Девочка постарше стояла поодаль от ребят. 4) Отец катал меня на лодке с парусом. 5) У меня врождённая страсть противоречить. 6) Язык жестов не является одинаковым в разных странах . 7) И тут я увидел парня лет пятнадцати.

Укажите виды определений, способ выражения

1) Нас встретил старик с длинной седой бородой.

2) Развесистый дуб на холме зеленеет.

3) Девочка постарше стояла поодаль от ребят.

4) Отец катал меня на лодке с парусом.

5) У меня врождённая страсть противоречить.

6) Язык жестов не является одинаковым в разных странах .

7) И тут я увидел парня лет пятнадцати.

Замените несогласованное определение согласованным. Как изменился тип связи в словосочетании?

Замените несогласованное определение согласованным. Как изменился тип связи в словосочетании?

  • Туфли из кожи
  • Шкаф из дерева
  • Стол из дуба
  • Кольцо из серебра
  • Небо без облаков
  • Ответ без ошибок
  • Ветер с моря
  • Село в степи
  • Домик в саду
  • Пожар в лесу
  • Платье из ситца
В каком случае выделенное слово ( словосочетание) не является определением? Желание учиться росло год от года. Девочка с голубыми глазами прелестна. На завтрак подали кофе по – турецки . Деревья казались огромными. Укажите предложение, в котором неверно выделено определение Наступила ранняя осень. Это был дом из дерева . 3) Рабочие объявили забастовку. 4) Деревья утопали в серебряном инее.

В каком случае выделенное слово ( словосочетание) не является определением?

  • Желание учиться росло год от года.
  • Девочка с голубыми глазами прелестна.
  • На завтрак подали кофе по – турецки .
  • Деревья казались огромными.

Укажите предложение, в котором неверно выделено определение

  • Наступила ранняя осень.
  • Это был дом из дерева .

3) Рабочие объявили забастовку.

4) Деревья утопали в серебряном инее.

Самостоятельная работа: вставьте буквы, расставьте знаки препинания; подчеркните члены предложения. 1. Пр..крывший глаза ч..мпион вспоминал о пр..ветливом друге своём пр..езжавшем к нему на пр..ём. 2. Пр..каз пр.несён..ый вчера пр..кращал работу пр..вратника до утра. Пр..красные манеры пр..влекают внимание кавалера. 3. Пр..мер пр..ведённый пр..подавателем решить (не) удастся пр..милым пр..ятелям пр..выкшим пр..небрежительно относиться к урокам.

Самостоятельная работа: вставьте буквы, расставьте знаки препинания; подчеркните члены предложения.

1. Пр..крывший глаза ч..мпион вспоминал о пр..ветливом друге своём пр..езжавшем к нему на пр..ём.

2. Пр..каз пр.несён..ый вчера пр..кращал работу пр..вратника до утра. Пр..красные манеры пр..влекают внимание кавалера.

3. Пр..мер пр..ведённый пр..подавателем решить (не) удастся пр..милым пр..ятелям пр..выкшим пр..небрежительно относиться к урокам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Лазарева Ольга Валерьевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства