kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика преподавания синтаксиса. (главные члены предложения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на тему «Методика преподавания синтаксиса. (Главные члены предложения)» освещает методику преподавания главных членов в общей среднеобразовательной школе с узбекским языком обучения.

В введении указаны актуальность и цель данной квалификационной работы.

В части 2. 1 даётся определение синтаксису в современной лингвистике.

В части 2. 2. рассмотрен вопрос о подлежащем в языкознании.

В части 2. 2. говорится о глаголе, как главном члене предложения.

В заключительной части подведены итоги работы.

Предназначена для использования учителями русского языка в своей педагогической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания синтаксиса»

тема: Методика преподавания синтаксиса. (главные члены предложения).

аннотация


Работа на тему «Методика преподавания синтаксиса. (Главные члены предложения)» освещает методику преподавания главных членов в общей среднеобразовательной школе с узбекским языком обучения.

В введении указаны актуальность и цель данной квалификационной работы.

В части 2. 1 даётся определение синтаксису в современной лингвистике.

В части 2. 2. рассмотрен вопрос о подлежащем в языкознании.

В части 2. 2. говорится о глаголе, как главном члене предложения.

В заключительной части подведены итоги работы.

Предназначена для использования учителями русского языка в своей педагогической деятельности.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
















СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение

2. Основная часть

2. 1. Определение синтаксиса в лингвистике.

2. 2. Подлежащее.

2. 3. Сказуемое.

3. Заключение и рекомендации.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.



























ВВЕДЕНИЕ


Одной из актуальных проблем, стоящих перед народом Узбекистана, является задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости. Ее решение невозможно без обращения к богатейшей истории нашей страны. Как отметил глава нашего государства Шавкат Мирзиёев, один из важнейших вопросов, который всегда нас волнует, касается нравственного облика нашей молодежи, ее мировоззрения. Сегодня стремительно меняется время. Кто больше всех чувствует эти изменения и перемены? Конечно, молодежь. Безусловно, пусть молодежь шагает в ногу со временем, отвечает его требованиям. Однако в то же время она не должна терять свою национальную идентичность. Мысль о том, кто мы, потомками каких великих предков мы являемся, пусть всегда эхом отдается в ее сердцах и призывает быть приверженными национальному самосознанию. За счет чего мы достигнем этого? Только благодаря воспитанию, воспитанию и только воспитанию. Эти задачи возлагают большую ответственность на школу, семью, махаллю, всю общественность.

Известно, что человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка - словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц.

Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в важности и необходимости работы над главными членами предложения для решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи школьников, для усвоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом, для формирования коммуникативной компетентности. Цель моей работы- теоретическое изучение категории синтаксиса и дать практические советы по методике преподавания синтаксиса (главных членов) в узбекской школе.

Синтаксический строй речи - интегральное качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми навыками, знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приёмов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучения, применяемого к каждому школьнику. По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь – это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста.

Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников. В целом для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляется лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.


Основная часть

2. 1. Определение синтаксиса в лингвистике.


Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают младшим школьникам в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании.

Главная направленность речи - это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация - все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому знакомство с синтаксисом важно с первых шагов изучения родного языка.

Термин «синтаксис» в современной лингвистике применяется в двух значениях:

1) синтаксический строй языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка;

2) раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, т.е. синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Согласно В.А. Белошапковой, «синтаксис - это высший грамматический уровень темы языка, стоящий над морфологическим и изучающий, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой, те единства, в составе которых эти правила реализуются». В интерпретации Г.А. Золотовой, «синтаксис - это ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Соответственно, синтаксис как наука изучает средства и способы построения связной речи и прежде всего его коммуникативных единиц - предложений».

В соответствии с этапами синтезирования речи, синтаксис членится на три комплексных раздела:

1).Синтаксис частей речи (словосочетания, присловных связей, синтагматический синтаксис) - изучаются сочетательные возможности слова, способы их реализации (согласование, управление, примыкание и др.) и выражаемые ими отношения.

2).Синтаксис предложения - описываются внутренняя структура, коммуникативные типы, предикативность и модальность, семантика и синонимические преобразования простого и сложного предложения как целостной предикативной и полипредикативной единицы, а также виды и способы выражения отношений, формирующих сложное предложение - сочинения и подчинения.

Актуальный синтаксис, синтаксис текста - исследуется актуализация предложения, т.е. те модификации, которые оно претерпевает при вхождении в диалогический или монологический текст.

Минимальной единицей синтаксиса является синтаксическая форма слова (или синтаксема). Из синтаксических форм образуются словосочетания и предложения. Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют «максимальную» синтаксическую единицу – текст.

2. 2. Подлежащее


Подлежащее – один из главных членов двусоставного предложения, который обозначает производителя действия или носителя признака, названного соотносимым с ним вторым главным членом – сказуемым. Королева дала Белоснежке отравленное яблоко. Белоснежка стала одной из самых красивых принцесс в мире. Подлежащее в некоторых предложениях называет объект, над которым производится действие. Такие предложения в руском языке рассматриваются как конструкции со значением страдательного залога, производитель действия в них выражен другим членом предложения (как правило, дополнением в форме творительного падежа): Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?". Подлежащее может быть выражено: 1. существительным или местоименным существительным в форме именительного падежа. К местоименным существительным относят местоимения я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, кто, что и образованные от двух последних неопределенные и отрицательные (кто-то, ничто).Королева долго считалась одной из самых красивых женщин в своем королевстве. Она и не подозревала, что подрастающая принцесса Белоснежка сможет стать более красивой. "Разве не я первая красавица в королевстве?" - спрашивала королева у волшебного зеркальца. "Кто может знать точно?" - уклонялось от ответа зеркальце. 2. субстантивированным словом. Под субстантивированным словом понимают слово любой части речи, которое в предложении приобретает предметное значение, отвечает на вопросы "кто?" и "что?". Субстантивироваться может практически любая часть речи. Чаще всего субстантивация затрагивает прилагательные, причастия и местоименные прилагательные: Больные выздоравливали быстрее, если за ними ухаживала Белоснежка. Приглашенные во дворец не знали, как реагировать на слова королевы. Это было самым страшным колдовством из всех, к которым прибегала королева. В роли подлежащего очень часто выступает местоименное прилагательное "который" в придаточном определительном : Яблоко, которое было дано Белоснежке, оказалось отравленным. Для местоимения "который", по всей видимости, рассуждения о субстантивации будут неуместными, так как, будучи прилагательным по своим морфологическим свойствам, оно по синтаксическим признакам оказывается существительным, выступая именно в роли подлежащего в именительном падеже, а в косвенных падежах становясь дополнением. Субстантивироваться могут и другие части речи: наречия, междометия, даже союзы: Это завтра представлялось королеве главным днем в её жизни, ведь именно завтра она сможет рассправиться с Белоснежкой. Раскатистое "ау" раздавалось в лесу, но на зов Белоснежки никто не отзывался. "Но" было любимым словом Ворчуна, которое он прибавлял, даже если соглашался с собеседником. 3. количественным числительным: "Восемь больше пяти", - заключил умный Добряк. 4. инфинитивом: "Умываться лишь пустая трата времени!" - заявили гномики. Разные пособия по русскому языку предлагают разные решения вопроса о том, зависит ли функционирование инфинитива как подлежащего от его местоположения. Нам ближе всего высказанная в последнем издании пособия идея о независимости функционирования нфинитива в роли подлежащего от его положения в предложении. Следовательно, в предложении Мечта Белоснежки – влюбиться в какого-нибудь принца подлежащим тоже будет инфинитив. Здесь же оговорим, что если инфинитив выражен информативно недостаточным глаголом (чаще всего это глаголы "быть" или "стать"), то в состав подлежащего будет включено относящееся к нему слово: Стать первой красавицей королевства – очень нелегкая задача! 5. Подлежащие могут быть выражены и иными типами словосочетаний: · совместности , которые состоят из существительного или местоимения в именительном падеже, к которому при помощи союза "С" присоединяется существительное или местоимение в творительном падеже; сказуемое при этом стоит в форме множественного числа: Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки. Но: Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался. · количественные, которые включают в себя слово с количественным значением (числительное, существительное, наречие) и зависимое от него существительное (или субстантивированное слово) в родительном падеже: Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней. Часть камней они отдавали Горному троллю – хозяину леса. Несколько самых красивых изумрудов они оставляли себе и потом меняли их на еду. Именно количественные словосочетания в роли подлежащего могут "обойтись" без именительного падежа, если называют приблизительное количество (в этом случае они включают предлоги "около" и "от … до"): Около трехсот принцев добивались руки Белоснежки. От десяти до двадцати принцев ежедневно приезжали в королевство для личного знакомства с красавицей принцессой. · выделительные, в состав которых входит местоимение, существительное, числительное, прилагательное в превосходной степени, далее предлог "ИЗ" и существительное или субстантивированное слово: Трое из гномиков сразу же пошли мыть руки. "Любой из нас готов помочь тебе!" - закричал самый толстый из гномиков. · неопределенности или всеобщности, которые состоят из неопределенного или отрицательного местоименнного существительного вместе с определяющим его прилагательным или причастием: Что-то необычное творилось в этот день в королевстве. · фразеологизмы, то есть устойчивые сочетание слов : В жизни королевы наступили черные дни. 6. подлежащее может быть выражено целым предложением. Это не означает, что какое-то предложение целиком выделяется как подлежащее, но функция подлежащего для него определяется. Прежде всего эта функция выделяется для придаточной изъяснительной части, когда она вытесняет подлежащее из главной, в результате чего главная часть рассматривается как двусоставного предложения неполное: "Хорошо, что ты теперь живешь вместе с нами!" - сказали гномики после вкусного обеда. В прямой речи примера представлено сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, которое стоит на месте пропущенного в главной части подлежащего [это] хорошо… Во-вторых, позиция подлежащего может быть занята прямой речью: "Что-то с этой старушкой не так!" - мелькнуло в голове у Белоснежки.


2. 4. Сказуемое.


Сказуемое – один из главных членов двусоставного предложения, который обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим. Королева хотела погубить Белоснежку. Она отравила самое красивое яблоко и притворилась монашкой. Сказуемое выражает грамматическое и лексическое значение, причем в простом сказуемом лексическое и грамматическое значение соединены в одном слове, а в составных сказуемых эти значения разделены, лексическое выражает смысловая часть (инфинитив или именная часть), а грамматическое выражено вспомогательными глаголами и связками. Всего выделяют три типа сказуемого – простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное. Сказуемое вместе с подлежащим составляют предикативную основу предложения. О предикативности говорят как о способе для говорящего выразить в предложении своё отношение к действию или состоянию как к реальному или нереальному и происходящему в определеном времени, следовательно, основным для выражения предикативности членом предложения будет именно сказуемое, так как у глагольной формы сказуемого есть категории наклонения, выражающего отношение к реальности действия, и времени. В предложении Мама мыла раму выражается реальность действия, которое происходит в прошедшем времени. Это выражено в глагольной форме изъявительного (=реального) наклонения прошедшего времени. Если мы изменим форму глагола (=сказуемого), изменится в первую очередь время: Мама моет раму – реальное действие в настоящем времени. При изменении Мама, вымой раму! действие не отражает реальности, а значит, ни с каким временем не соотнесено. При изменении субъекта действия Петя мыл раму меняется подлежащее, при этом меняются соотносительные формы сказуемого, что подчеркивает взаимозависимость двух этих членов. Возможность выразить в форме сказуемого предикативность мы будем характеризовать в тексте как грамматическое значение сказуемого в отличие от лексического. Еще раз оговорим, что простое глагольное сказуемое – это тип сказуемого, где лексическое и грамматическое значение выражены одним словом или одним и тем же компонентом. Способы выражения простое глагольное сказуемое могут быть различные: 1. Простое глагольное сказуемое выражается спрягаемыми формами глагола в каком-либо наклонении. Изъявительное наклонение указывает на реальность действия, а условное и повелительное – на нереальность (желательность или требование осуществления действия). Это самый простой и распространенный способ выражения простое глагольное сказуемое, когда лексическое и грамматическое значения действительно выражены одним словом. – Гномики работают с утра до вечера. Белоснежка убралась в доме и перемыла всю посуду. "Я буду сидеть дома, а вы будете зарабатывать деньги!" - предложила Белоснежка гномикам. "Не открывай никому!" - строго заявил Ворчун. "Я бы съел мороженое!" - мечтательно произнес Тихоня. NB: обратите внимание, что будущее время в русском языке представлено сочетанием двух слов, но сказуемое мы считаем простое глагольное сказуемое, т.к. использование двух слов - способ выражения одного значения - изъявительное наклонение, будущее время глаголов несовершенного вида. Также необходимо помнить, что частица БЫ входит в состав сослагательного наклонения глагола, а значит, является частью простое глагольное сказуемое. 2. Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологическим оборотом, неразложимым сочетанием слов, выражающим одно лексическое значение. ( вышел из себя, принял участие, из пальца высосал, пришел в себя, впал в ярость, забил тревогу). Эти обороты выражают единое действие,а цельное словосочетание синонимично одному глагольному слову: Ворчун вышел из себя = рассердился. Он целые дни бьет баклуши = бездельничает. 3. Простое глагольное сказуемое может быть выражено сочетанием двух глаголов в одинаковой форме, первый из которых обозначает действие, а второй - цель действия: "Пойду погуляю в лесу", - сказала Белоснежка друзьям. 4. Простое глагольное сказуемое выражается конструкцией "взять + и/да и /да + глагол в той же форме, что и взять", где первый из глаголов выступает в ослабленном лексическом значении, фактически в роли частицы: Тут король возьми и скажи: "А я женюсь!". Королева взяла да и отравила яблоко. 5. Конструкцией с усилительным значением, где используется повтор однокоренных слов: "Мы все ждем не дождемся ужина", - сообщили гномики. 6. Конструкция, в которую входит inf + не + личная форма того же глагола: "Ты, Ворчун, сам спать не спишь, да и всем нам не даешь", - пробормотал Добряк. 7. Оборот для выражения длительности или интенсивности, куда входит элемент "только и делает, что" с ослабленным лексическим значением: Королева только и делала,что вредила окружающим. 8. Конструкция с повторением сказуемого для обозначения длительного действия: Зимы ждала,ждала природа...(эта фраза встречается во всех известных нам пособиях для иллюстрации этого способа выражения простое глагольное сказуемое). После А.С.Пушкина мы своих примеров придумывать не будем. 9. Конструкция для обозначения полностью осуществленного действия: "глагол + так + глагол в той же форме", где опять же первый из глаголов выступает в ослабленном значении: Тут он ответил так ответил, все даже растерялись. 10. Конструкция "знай себе (в составе сказуемого, на наш взгляд, это частица) + глагол": Все гномики моют руки, а Ворчун знай себе посмеивается. К традиционным примерам на этот способ выражения простое глагольное сказуемое относится пушкинское Он бежит себе в волнах, где один из входящих в конструкцию элементов опущен. 11. Конструкция для обозначения неосуществившегося действия: "глагол + было (частица)" – Слуга оставил было Белоснежку в лесу, но все-таки не смог пойти на преступление. 12. Существуют еще так называемые несогласуемые формы простое глагольное сказуемое, когда в значении изъявительного наклонения выступает глагольное междометие или inf: Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой... (это И.А.Крылов); И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами....(кто не знает, это А.С.Пушкин). Составное глагольное сказуемое – это тип сказуемого, где лексическое и грамматическое значение выражены в разных словах. Грамматическое значение выражает вспомогательный элемент (=приинфинитивная часть), а лексическое выражено в основном глаголе, который представлен в форме inf. Составное глагольное сказуемое = приинфинитивная часть + infinitiv Приинфинитивная часть может быть выражена несколькими способами, в первую очередь вспомогательными глаголами. Вспомогательные глаголы могут относиться только к двум типам: 1. Фазисные глаголы обозначают какую-либо фазу действия - его начало, середину, конец: В тот же день королева начала готовить новое колдовское зелье. Все эти глаголы относятся к неполнозначным, т.е. не могут употребляться в предложении самостоятельно (стать, начать, начинать, приняться, приниматься, продолжить, продолжать, перестать, переставать, прекратить, прекращать...). Отсутсвие inf при этих глаголах создает неполноту предложения. 2. Модальные глаголы – это те, которые дают оценку действия с точки зрения его возможности или невозможности; указывают на желание, намерение, способность или неспособность к совершению действия; выявляют степень обычности назвенного действия или вносят в предложение эмоциональную оценку: "Я хочу жить с вами", - сообщила гномикам Белоснежка. К модальным чаще всего относят глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и некоторые другие. Важно отметить, что многие из перечисленных глаголов имеют модальное значение только в сочетании с инфинитивом, в употреблении без inf они выступают как полноценные глаголы и будут простое глагольное сказуемое. Сравните: Королева думала решить все свои проблемы только при помощи колдовства. (Она не долго думала о своем горе и сразу приняла правильное решение.); Королева привыкла разговаривать перед сном со своим зеркальцем. (Она привыкла к мысли о своей красоте). Есть два момента, которые надо учитывать при рассмотрении предложений, где представлены глаголы указанных выше групп и сочетания глагола и инфинитива. Во-первых, предложения с использованием перечисленных глаголов могут оказаться неполными, к примеру, в придаточной части предложения Принц не мог забыть Белоснежку, потому что не хотел представлено не простое глагольное сказуемое, а неполное составное глагольное сказуемое, где inf восстанавливается по смыслу. Чаще представлены типы предложений с однородными составное глагольное сказуемое, где при втором вспомогательном глаголе опущен inf: Принц хотел забыть Белоснежку, но не мог. В этом предложении два однородных вспомогательных глагола относятся к одному инфинитиву. Второе сказуемое в принципе можно описать как неполное. Во-вторых, надо помнить, что не любой inf при глаголе входит в состав составное глагольное сказуемое. Есть три случая, когда это не так: 1. в составе простое глагольное сказуемое есть глагол несовершенного вида в сложном будущем времени (inf после глагола "быть"): Она будет думать об этом завтра. 2. после простое глагольное сказуемое стоит объектный inf, описывающий действие, которое совершает иной субъект, нежели тот, что совершает названное глаголом действие: Белоснежка посоветовала гномикам чаще умываться. Выявить такое употребление инфинитива легко, если задуматься о смысле предложения (советует Белоснежка, а умываться будут гномики), а еще и о том, что глагол "советовать" не принадлежит к фазисным или модальным. Инфинитив в этой позиции будет дополнением. 3. после простое глагольное сказуемое находится inf со значением цели, присоединяющийся чаще всего к глаголам со значением движения: Принц приехал в королевство познакомиться с красавицей принцессой. Инфинитив в этом случае рассматривается как обстоятельство цели. Фазисное значение в составное глагольное сказуемое может быть выражено только глаголом. Модальное значение может выражаться еще двумя способами: · краткими прилагательными, не имеющими полной формы, - рад, готов, обязан, должен, намерен, способен (их называют предикативными), а также наречиями и существительными, если они обладают модальным оттенком значения – Королева была готова подождать неделю, чтобы яд полностью впитался в яблоко. При этом она была не в состоянии не придумывать в это же время козни против принцессы. В приведенных примерах при прилагательном и существительном есть глагол-связка БЫТЬ, указывающий лишь на наклонение и время. В настоящем времени связка в таких составное глагольное сказуемое нулевая: "Мы рады помочь принцессе!" - ответили гномики. NB: по нашим многолетним наблюдениям, "должен" описывается школьниками как глагол. Пожалуйста, попытайтесь запомнить частиречную принадлежность данного слова! · В позиции модального глагола может употребляться фразеологическое сочетание с тем же значением - иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым... – Постепенно самые спокойные из гномиков приобрели привычку умываться по утрам. Вторым компонентом в составное глагольное сказуемое является inf основного глагола: Король не любил спорить с новой женой. Необходимо отметить, что в роли лексической части составное глагольное сказуемое может выступить не только inf глагола, но и inf синтаксически неразложимого сочетания: Королева намеревалась совершить преступление уже завтра. Принц готов был принять участие в смотре женихов Белоснежки. Инфинитивы при одной общей приинфинитивной части могут группироваться, в этом случае можно говорить об однородных сказуемых или об однородных частях сказуемого: После долгой дороги принц хотел умыться и отдохнуть. Структура сложного предложения иногда создает иллюзию однородности inf в составное глагольное сказуемое. Это возможно в бессоюзном или сложносочиненном предложении с параллелизмом построения частей, где в каждой части имеется свое подлежащее, а в составное глагольное сказуемое по смыслу предполагаются одни и те же приинфинитивные части, повтора которых нет: Вот уже стали виднеться звезды на небе, различаться созвездия, просматриваться молодой месяц. Во второй и третьей части этого бессоюзного предложения представлены неполные составное глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое может быть осложненным . Это бывает в случаях, когда употребляются сразу два вспомогательных глагола - фазисный и модальный. – Гномики решили начать умываться каждый вечер. Многие пособия выделяют еще один тип составное глагольное сказуемое и называют его составное глагольное сказуемое особого типа. В этом случае в предложении два инфинитива, один выполняет функцию подлежащего, другой входит в состав составное глагольное сказуемое: Быть постоянно злобной - значит рано постареть. Улыбаться – жить до глубокой старости. В наших примерах представлены обе разновидности составное глагольное сказуемое особого типа – со связкой "значит" и с нулевой связкой (реализация связки "быть" в настоящем времени, об этом речь будет идти при рассказе о составном именном сказуемом). Иногда "значит" рассматривается как частица, но это не так – это глагол, имеющий формы разных времен и наклонений: Отказаться значило бы обидеть гномиков. Определить "значит" как какой-то тип вспомогательного глагола не представляется возможным. Грамматическое значение сказуемого передает приименная часть (связка), а именная часть передает лексическое значение: В 16 лет все принцессы кажутся красавицами, но Белоснежка была красивее всех. Составной именной глагол = приименная часть (связка) + имя В роли связки могут выступать три группы глаголов: 1. Отвлеченная связка - это глагол "быть", лишенный своего лексического значения "существовать, быть в наличии, иметься". В роли связки он не имеет значения и выступает только для указания на наклонение, время, а в сочетании с подлежащим и на лицо. Белоснежка была обычной девочкой. "Она будет красавицей!" - говорили её отцу окружающие. В настоящем времени глагол "быть" имеет форму "есть", которая в русском языке традиционно не употребляется. Отсутствие глагола-связки в настоящем времени называют нулевой связкой, так как отсутствие значимо - Она красавица - нулевая связка указывает на настоящее время, изъявительное наклонение (реальная модальность), а на лицо в данном примере указывает подлежащее. Использование нулевой связки в настоящем времени - норма русского языка, употребление связки "есть" возможно в крайних случаях, например, в художественном тексте, имитирующем речь иностранца - "Я есть американский посол". 2. Полуотвлеченная связка - это особые полузнаменательные глаголы: явиться, являться, бывать, оказаться, казаться, представиться, представляться, стать, становиться, делаться, сделаться, остаться, оставаться, считаться, слыть и некоторые другие. В сочетании с именем эти глаголы не обладают самостоятельным значением, но дополняют и уточняют значение, выражаемое именной частью. С изменением формы отвлеченной связки меняется только грамматическое значение предложения, тогда как с изменением полуотвлеченной связки немного изменяется и смысл высказывания: Королева казалась ведьмой - считалась ведьмой - оказалась ведьмой. 3. Знаменательная связка - это использование в роли приименной части составной именной глагол полнозначных глаголов движения, состояния, деятельности: идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить, родиться и некоторых других. Все эти глаголы имеют собственное лексическое значение и сохраняют его в составе составной именной глагол, но это значение может ослабляться, а на передний план выходит значение имени. Не могут входить в состав составной именной глагол слова, отвечающие на вопросы "где?", "когда?", входят слова, отвечающие на вопрос "какой?": Гномики вернулись домой усталые. (ср: Они вернулись домой около полуночи); Первая жена короля уже месяц лежала больная. (ср: Она лежала в постели), Принцесса родилась счастливой (ср: Принцесса родилась под Рождество). Вторым компонентом составной именной глагол является именная часть, выражающая лексическое значение сказуемого. Именная часть имеет следующие формы выражения: 1. существительное в именительном или творительном падеже: Белоснежка такая душка!" - в один голос воскликнули гномики. На самом деле королева была настоящей колдуньей. 2. существительное в любом косвенном падеже с предлогом и без него: Лес был весь в сухих листьях. 3. прилагательное, местоименное прилагательное, порядковое числительное или причастие в полной форме в именительном или творительном падеже: Дорога от лесной опушки до домика гномов была долгой. Когда гномики выстраивались в ряд и шли на работу, Тихоня всегда был седьмым. "Этот домик наш!" - заявил Ворчун. Яблоко, полученное принцессой, оказалось отравленным. 4. краткое прилагательное или краткое причастие (для этих форм это единственная синтаксическая функция): Предложение Ворчуна выгнать Белоснежку из дома было глупо и необъяснимо. 5. местоимение - существительное в именительном (реже в творительном) падеже: "Я мечтаю познакомиться с принцем, но ведь Вы же не он", - вежливо заметила Белоснежка. 6. имя прилагательное в форме сравнительной или превосходной степени (вниманее! эта форма может быть простой и составной) - Жизнь с мачехой становилась для Белоснежки все тяжелее, но у многих жизнь бывает и более тяжелая. Этот лес был самым опасным в королевстве. Добряк был наименее конфликтным в отряде гномиков. 7. количественное числительное: Пятью пять - двадцать пять. 8. наречие, способное сочетаться с существительным: "Разговор у нас будет начистоту", -заявила слуге королева. Необходимо заметить, что наречия на –О,-Е в составе составной именной глагол встречаются, но только не в двусоставном предложениии, а в односоставном: В лесу было темно и страшно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Совершенствование составной именной глагол темы образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками составной именной глаголтемы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Цель данного исследования реализована. В ходе данного исследования нами были решены следующие задачи:

1. Изучены лингвистические основы изучения синтаксиса. Для решения данной задачи мы проанализировали литературу по данной теме и рассмотрели определение синтаксиса в лингвистике, словосочетание в лингвистике, рассмотрели предложение как основную единицу синтаксиса, описали классификацию предложений в русском языке.

2. Проанализирован анализ учебно-методических программ. Для решения данной задачи мы провели сравнительный анализ изучения раздела «Синтаксис» в различных учебно-методических комплектах по русскому языку для начальной школы, рассмотрели методику работу над словосочетаниями и предложениями в начальной школе, провели беседу с учителями, работающими по данным учебно-методическим программам.

3. Рассмотрена методика работы над словосочетаниями и предложениями в начальной школе. Для решения данной задачи мы проанализировали методику работы в начальной школе и пришли к выводу, что работа над словосочетанием в начальной школе направлено на развитие мышления и речи; формирование орфографических навыков; осознание словосочетаний как особой единицы языка, служащей для образования предложений. На материале предложений дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, у них формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

В результате сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного эксперимента, мы можем сделать следующие выводы: в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента вырос процент учащихся, справившихся с предложенными заданиями; в контрольной группе не произошло видимых изменений; число учащихся, которые не справились с предложенными зданиями, осталось приблизительно на том же уровне. Апробированная нами программа, направленная на совершенствование синтаксических умений и навыков, доказала свою эффективность и может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы.

Представленный в данной работе теоретический и практический материал способствует правильному осознанию языковых единиц: словосочетания и предложения, являющихся основным средством обогащения, развития, упорядочения речи, предупреждения речевых ошибок младших школьников. Материал может быть рекомендован к использованию учителями начальной школы или студентами педагогических вузов. Продолжением работы по данной теме может являться разработка и внедрение в практику школы программы совершенствования синтаксических умений и навыков младших школьников.


Список использованной литературы


1. Бабайцева В.В., Максимов Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация.- М., 2005. – 458с.

2. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка.- М.: «Просвещение», 1990. – 460с.

3. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис.- М., 2003.-297с.

4. Буслаев Ф.И. История грамматики русского языка.- М., 2002. – 448с.

5. Волина В.В.Учимся играя [Текст].- М.: Новая школа, 2014. – 147с.

6. Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков). - Избр. труды. Исследования по русской грамматике.- М., 1999. – 442с.

7. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М.,2011.- 212с.

8. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку [Текст].- М.: Просвещение, 2007.- 235с.

9. Золотова Г.Д., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка[Текст]. -М., 2001.- 275с.


РАЗРАБОТКА УРОКА


Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Форма урока: урок-практикум.

Задачи урока:

  • Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.

  • Расширить знания о подлежащем, его признаках, способах выражения.

  • Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.

  • Развивать наглядно-образное мышление, самостоятельности, творческих способностей.

Оборудование: презентация, листы, карточки(3-х цветов)

Технологии: проблемная ситуация, дифференцированный подход, тестовая технология, информационные технологии, индивидуальные задания, работа в парах, фронтальный опрос.

Ход занятия

Организационный момент. (запись числа, классной работы)

Актуализация изученного.

А) Работа с таблицей (устно)

- Ребята, перед вами таблица. Дополните недостающие звенья таблицы.

Синтаксис – это…

… - номинативные единицы синтаксиса.

… - коммуникативные единицы синтаксиса.

Подлежащее и сказуемое - ….

…, …, … - второстепенные члены предложения.

Распространённое предложение – это предложение, …

… - предложение, в котором есть только главные члены предложения.

Односоставное предложение – это предложение, …

… - предложение, в котором два главных члена предложения (подлежащее и сказуемое).

Б) Тест (словосочетание)

- Какую тему проходили в течение предыдущих уроков? (словосочетание)

Повторим тему «Виды подчинительной связи в словосочетании», которая встречается в задании №7 ОГЭ и даёт нам 1 балл.

Вспомним основные виды связи в словосочетании (СУП) – таблица - объяснение учащихся.

Выполним тест. Самопроверка.

В) Работа с предложением (у доски и в тетрадях)

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А.Бунин)

(пов,невос,прост,двусост,распр)

- синтаксический разбор предложения

-подчеркнуть все члены предложения

- указать части речи

УСТНО:

-найти все возможные словосочетания

-определить вид подчинительной связи в словосочетании (СУП)

Г) Проблемный вопрос:

- Какое сочетание слов в предложении не является словосочетанием? Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)

Изучение нового материала.

А) Работа по учебнику.

- Что такое подлежащее? Найдите правило в учебнике на с.55 параграфа 17.

- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)

- Наблюдение по таблице “Способы выражения подлежащего”

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в именительном падеже

Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч.

Метель надвинулась сразу.

Местоимение в именительном падеже

Со школьных лет я чувствовал красоту языка. Каждый отправился в свою комнату.

Прилагательное

Стойкий всегда побеждает.

А ( Кто?) самый дерзкий и молодой смотрел на солнце над водой. (составная форма превосходной степени прилагательного)

Наречие

Сегодня не похоже на вчера.

Числительное

Одиннадцать - нечетное число.

Причастие

Провожающие стояли у вагона.

(Кто?) Опоздавшие на спектакль не допускаются.

Глагол (инфинитив)

Встретить друга - большая радость.

Охранять природу — значит охранять Родину.

Междометие

Вдали послышалось ку-ку.

Словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

Прошло несколько дней.

Фразеологизмы

В поле вышли (кто?) от мала до велика.

 (Что?) Филькина грамота – это пустая, ничего не значащая бумажка.

Собственное наименование

Российская Федерация – одна из влиятельных держав мира.

Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь.

Предложение

  «Не стреляйте в белых   лебедей» - повесть Бориса Васильева.

- Какой вывод вы можете сделать? (в роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка).

Проблемный вопрос.

- Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа?

(мы должны понять кто выполняет действие, это и будет подлежащее)

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.

- Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении. 

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой.

Закрепление темы урока.

А) Дифференцированное задание. Ребята сами выбирают уровень.

- Выберите задание, уровень сложности увеличивается от 1 до 3. Чем выше сложность, тем больше балл за выполненное задание. (задание в презентации)

Б) Работа по учебнику – упр. 90

(по вариантам 1 часть – девочки, 2 часть – мальчики – по заданию)

В) Индивидуальные карточки – 2 человека.

Г) Работа в парах (на листочке)

- Подпишите листочки, выпишите на них подлежащее из каждого предложения

1. Гости приехали утром.

2. Он был в музее.

3. Старшие помогали младшим.

4. Желающие могли покататься на лодке.

5. Два да два – четыре.

6. Курить- здоровью вредить.

7. Завтра не наступит никогда.

8. Га-га-га слышалось на лугу.

9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.

Домашнее задание.

Параграф 17, упражнение 93

Подведение итогов урока.

– Что такое подлежащее?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Рефлексия

-Что это?(фразеологизмы) Что они обозначают? Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке.

ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ – зелёный (думать)

КРАЕМ УХА – жёлтый (услышать часть информации)

ХЛОПАТЬ УШАМИ – красный (прослушать)

Индивидуальная карточка №1

Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.

  1. Полицейские внимательно следили за порядком.

  2. Сквозь тучи пробился луч солнца.

  3. Вчера посадили мы дерево.

  4. Люблю грозу в начале мая.

  5. Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.

  6. Хороша была Танюша.

  7. Жили-были дед да баба.

  8. Каждый пошел в свой дом.

Индивидуальная карточка №2

Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.

  1. Комендантша с дочерью удалились.

  2. Кто-то угрюмо молчал.

  3. Для меня жить - значит работать.

  4. Вечером мы с братом будем заливать каток.

23


Просмотр содержимого презентации
«Методика преподавания синтаксиса в узбекской школе.(Главные члены предложения)»

_______ ______ _____

_______

______

_____

Это главные члены предложения , его грамматическая основа

Это главные члены предложения , его грамматическая основа

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

  • Леса поредели.
  • Листва кружится.
  • Птицы улетают.
  • Идут дожди.
  • Природа готовится.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика преподавания синтаксиса. (главные члены предложения)

Автор: Жумаев Шухрат Бобоназарович

Дата: 25.04.2020

Номер свидетельства: 547999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727534"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh1"
    ["file_id"] => string(6) "271658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727541"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методические приемы работы со словарными словами  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskiiepriiemyrabotysoslovarnymislovamivnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271659"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства