Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки к написанию сочинения по картине на уроках русского языка»
Методика подготовки к написанию сочинения
по картине на уроках
русского языка
Макарова С.А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 10 г. Ульяновска
Ульяновск
2020
План
Введение 3
Эффективность использования картины для обучения сочинению 3
Отбор картин для уроков развития речи 4
Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине 6
Содержание и структура уроков русского языка по картине 7
Программа работы по картине на уроках развития речи в 5 классе 17
Заключение 19
Библиографический список 19
ПРИЛОЖЕНИЯ 20
Сочинение-описание картины А. А. Пластова «Первый снег» 20
Сочинение-описание картины И. И. Левитана «Март». Научное и научно-популярное описания 24
Введение
Задача уроков русского языка в средней школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.
В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.
В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте. Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизода, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям ().
Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:
Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений. Картина позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).
Эффективность использования картины для обучения сочинению
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Сопереживание оставляет глубокие следы в сознании воспринимающего картину, заставляет его путем сосредоточенного внимания особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей.
Уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Еще в середине прошлого века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Ф. И. Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа.
В настоящее время в научно-методической литературе по проблемам обучения родному языку преобладает точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка, поскольку язык, как один из основных признаков нации, выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку. Кулыпуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальные традиции, религия, нравственно-этические ценности, искусство) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.
Работа по картине помогает строить обучение родному языку, тесно связанное с освоением реальной действительности, способствует «погруженности» учащихся в изображаемый художником мир. По мнению известного педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского, «произведение изобразительного искусства — еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое благородное видение мира».
Несомненно, что произведения живописи представляют собой богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи. Живопись (имеется в виду жанровая) позволяет организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспринимаемых зримо и поэтому объединяющих внеязыковые элементы, что так необходимо для формирования устной речи (например, составление рассказа на основе ролевой игры по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» с включением воображаемого диалога между персонажами картины).
Использование произведения живописи на уроках русского языка позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.
Работа над произведениями живописи позволяет реализовать учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческая, которая проявляется в стремлении учащихся как можно больше узнать о предметах, постичь причинно-следственные связи между ними и уяснить пространственные отношения, познать красоту и выразительность цветосочетаний. Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, — таким, каким он может стать. Раскрыть то в его личности, о чем он и сам, быть может, не знает.
Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение, в свою очередь порождающее у них собственную потребность в творчестве, которая может быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, рассказов по репродукции картины, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту, разыгрывание ролей ее персонажей, наделение их биографиями, высказывание собственного мнения о том или ином произведении живописи. При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника, усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных творческих способностей детей с учетом их возраста и уровня владения речью.
Отбор картин для уроков развития речи
Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка во многом зависит от того, какие репродукции картин будут предложены для рассмотрения.
Выбор картины должен отвечать поставленным учебным задачам, в частности, служить источником материала для проведения лексических, стилистических и грамматических упражнений. Картина должна выполнять роль опоры, стимула для осуществления речевых действий, вызывать учащихся на разговор, обсуждение (во время которого они могли бы высказать свое личное мнение, сформировать собственное отношение к изображенному), позволять организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспроизведенных на художественном полотне, формировать социально-ролевые отношения между обучаемыми.
Для этой цели следует отбирать картины с ярко выраженным, понятным определенному возрасту сюжетом, которые являются действенным стимулом для проведения ситуативно-ролевых игр. Такие картины помогают учащимся войти в ситуацию, разыграть изображенное событие, смоделировать речевое и неречевое поведение конкретных персонажей в разных ситуациях, способствуют решению социально-речевой задачи, позволяют организовать диалог и полилог учащихся в соответствии с сюжетом, предложенным художником. Овладевая какой-либо ролью, учащийся одновременно обучается речевому общению, выполняя ряд речевых упражнений, фактически не осознавая этого. По мере «разыгрывания» ситуации, изображенной на картине, происходит усвоение языкового материала по тематическому принципу.
Следует подбирать такие картины, которые смогли бы обеспечить соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся. Это предполагает необходимость отбирать картины с небольшим количеством персонажей или предметов, несложные по композиции и понятные по содержанию.
Следующим важным критерием отбора картин для уроков русского языка является возможность формирования культуроведческой компетенции учащихся, ознакомление их с историей, культурой, традициями, бытом народа. Этот критерий предусматривает соединение языка и культуры в учебном процессе и предполагает обогащение словарного запаса учащихся искусствоведческими терминами, словами с культурным компонентом, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.
Художественное полотно несет в себе не только отпечаток личности художника, его индивидуальное видение мира, но и след определенной исторической эпохи, аккумулирует срез национально-культурных традиций. Необходимо отбирать те произведения живописи, которые выдержали проверку временем, так как отражают типичные стороны жизни и представляют собой наибольшую художественную, познавательную и воспитательную ценность.
Целесообразно отбирать для уроков развития речи произведения преимущественно отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного самосознания русского народа, его стремлений и надежд.
При отборе картин для уроков русского языка необходимо в первую очередь учитывать их эстетическую и воспитательную функцию. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.
Одним из важных критериев отбора любого дидактического материала на урок является наличие у учащихся интереса к нему.
Произведение живописи должно рождать у учащихся естественный интерес и определенное отношение к изображенному, чтобы у них появилось желание рассказать о том, что ими увидено в плане личностного восприятия, чтобы возник эффект соучастия зрителя. Чувство интересного усиливает эмоциональный и мыслительный подъем личности.
Какие же картины, по нашим наблюдениям, вызывают интерес у учащихся?
Во-первых, те произведения, которые близки жизненному опыту учащихся. Когда сюжет пробуждает у ребенка пережитое в личном опыте, картина вызывает связный рассказ об изведанном и служит отправной точкой, отталкиваясь от которой, ребенок возвращается к пережитой ситуации или знакомому предмету в действительности.
Во-вторых, картины с четко выраженным сюжетом, более или менее развернутой фабулой, где присутствует событийность. Картина, представляющая интерес для учащихся, является эффективным средством их познавательной активности.
Большое значение при отборе картин для уроков русского языка имеет учет межпредметных связей, в частности с уроками изобразительного искусства, и особенностей восприятия учащимися произведений живописи в зависимости от их жанра, содержания, изобразительно-выразительного строя. Опора на знания учащихся по изобразительному искусству позволяет более эффективно организовать работу по картине на уроках русского языка, употреблять в беседе искусствоведческие термины, рассматривать картину в единстве содержания и формы, экономить время на уроке, определять последовательность ознакомления учащихся с жанрами живописи на каждом этапе обучения русскому языку.
При отборе картин для сочинений следует учитывать требования программы по развитию связной речи, в соответствии с которой учащиеся знакомятся с определенными жанрами и типами высказываний, с особенностями их композиционного и речевого оформления. Нужно учитывать, какие умения поможет сформировать у обучаемых работа по картине, каким видам сочинений их можно учить, используя определенный жанр живописи. Следовательно, программа по развитию речи позволяет провести отбор картин с учетом жанра (типа) сочинения.
Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине
Важная особенность работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятельности и формированию коммуникативных умений.
Картина, ограниченная рамками определенной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Рассматривая картину под руко
водством учителя, ученики понимают, что тема — это предмет изображения, а основная мысль — авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Например, одно и то же время года, явление природы каждый художник изображает по-своему: «Март» И. И. Левитана и «Мартовское солнце» К. Ф. Юона. Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины, что позволяет учащимся лучше понять изображенное и построить свое собственное высказывание в соответствии с темой картины и основной мыслью художника.
Эпизод, изображенный на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина дает возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, что способствует повышению их речевой активности в ходе урока. Ролевая игра по жанровой картине позволяет учащимся перевоплотиться в героев, запечатленных художникомь любое свое высказывание определенной теме и замыслу автора.
Особенно велика роль картины в формировании коммуникативных умений собирать и систематизировать собранный материал для сочинения. Это объясняется тем, что картина дает готовый наглядный материал, подсказывает программу и содержание будущего речевого произведения в соответствии с темой и замыслом художника.
Художник, отражая действительность, изображает на полотне самое существенное, главное с его точки зрения. Образ, созданный художником, концентрирует, как в фо-
кусе, внимание зрителей и тем самым помогает им внимательно рассматривать изображенный объект, его детали, признаки, местоположение, выделяя главное и второстепенное, сопоставлять те или иные предметы и явления. Если мы предложим ученику описать уголок природы, который он видит, то учащийся растеряется в массе деталей, не сумеет выделить главное. А тот же объект, запечатленный на полотне, организует наблюдение учащихся. Умение наблюдать помогает не только отбирать нужный материал для высказывания, но и располагать его в определенном порядке, способствуя логическому и последовательному изложению мыслей.
Опыт показывает, что учащиеся легче собирают и систематизируют материал по картине, чем с «натуры», поэтому работа по картине помогает учащимся подготовиться к высказыванию на аналогичную картине тему по другим источникам (наблюдения за окружающей действительностью и жизненные впечатления).
В процессе работы по картине у учащихся формируются коммуникативные умения строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), — выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.
Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж. Содержание этих жанров живописи предполагает построение высказывания описательного характера, отвечающего преимущественно на вопросы: какой? какое? какие? Изображенный художником на полотне фрагмент действительности (натюрморт, пейзаж), представляет собой готовый наглядный материал, который можно увидеть сразу и словесно обозначить, назвать одновременные признаки (цвет, форму, объем, размер) предметов, свойства явлений природы, установить определенные связи между отдельными частями картины. Это предполагает использование описательных слов, особенно «зрительного» ряда, именных словосочетаний, единого видовременного плана, раскрытие основной мысли за счет указания на новые признаки предмета или явления, что характерно для описательного типа речи.
Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда? Содержание жанровой картины, стимулируя воображение учащихся, как правило, подсказывает композиционную структуру высказывания: 1) зачин (начало действия) — предыстория того, что изображено на полотне художником; 2) основная часть (развитие действия — эпизод, запечатленный художником; 3) концовка (итог действия) — дальнейшее развитие (домысливание) сюжета, намеченного художником.
Жанровая картина облегчает учащимся работу над повествованием как в композиционном, так и в языковом плане, подготавливает их к высказываниям по другим источникам (по воображению, по наблюдениям, на основе жизненных впечатлений).
Это объясняется тем, что зрительное восприятие картины помогает учащимся при составлении высказывания детализировать изображенные действия, делить их на составные части, именно это обычно вызывает затруднения при построении любого повествовательного текста, предрасполагает к ошибкам неправильного выбора языковых средств (слов со значением начала и последовательности действий, употребление глагольных форм времени).
При обучении рассуждению, предполагающему обоснование главной мысли рядом аргументов, установление связи между предметами и явлениями, можно использовать любой жанр живописи.
Следует иметь в виду, что такое жанровое соответствие между содержанием картины и типом речи носит в некоторой мере условный характер. Один и тот же жанр живописи может быть использован для обучения различным типам речи, например, натюрморт может служить объектом как описания, так и рассуждения.
Содержание и структура уроков русского языка по картине
Уроки русского языка с использованием картины имеют ряд особенностей.
Эти уроки предполагают эстетически грамотный анализ картины, внимание к специфическим средствам живописи (цвет, колорит, композиция, светотень ит.п.), закрепляют основы зрительской культуры, умения чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его.
На уроках при работе с картиной сочетаются все виды речевой деятельности учащихся: аудирование, говорение, чтение, письмо при одновременном рассматривании репродукции картины.
Уроки с использованием картины предусматривают формирование коммуникативных умений, связанных с анализом картины (умение раскрывать тему и основную мысль, собирать и систематизировать материал) и совершенствование знаний о тексте (на материале искусствоведческого текста).
Отбор языкового и речевого материала для этих уроков определяется внеязыковыми темами, связанными с содержанием картины.
Данные уроки предусматривают решение задач нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Уроки по картине имеют свою специфическую структуру:
подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);
рассматривание картины;
анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);
словарно-стилистическая и орфографическая работа;
чтение искусствоведческого текста;
анализ искусствоведческого текста;
составление схемы или плана речевого произведения;
устное или письменное сочинение;
анализ письменных работ учащихся.
Естественно, все указанные компоненты урока взаимосвязаны и могут проводиться в иной последовательности. Однако они имеют свои особенности, поэтому остановимся на некоторых из них подробнее.
Приступая к работе по картине, учитель сообщает тему урока, количество времени, отведенного для этой цели (1—3 урока), говорит о том, чему учащиеся должны научиться, какими речевыми навыками и умениями они должны овладеть, устанавливает связь с уроками изобразительного искусства, напоминает о том, что с этим художником, картиной они уже знакомы, предупреждает о конечной цели работы по картине (составление рассказа, написание изложения или сочинения и т.д.), о задании на дом. Такая предварительная установка активизирует мышление учащихся, сосредоточивает их внимание, настраивает на серьезное отношение к работе.
Вступительное слово учителя.
Важным компонентом урока по картине является вступительное слово (рассказ) учителя о художнике и его произведении, задача которого дать сведения о художнике, истории создания картины, подготовить учащихся к восприятию произведения искусства.
Как показывает опыт, восприятию картины помогает сообщение учителем сведений об истории создания картины, отрывков из воспоминаний или писем художников, касающихся данного произведения, пересказ отрывков из
художественных произведений или чтение стихотворных строк, близких теме картины.
Так, к эмоциональному восприятию натюрморта П. П. Кончаловского («Сирень») пятиклассников подготавливает высказывание художника о своей работе: «В этом букете все живет, цветет и радуется», а также строчки из стихотворения Всеволода Рождественского «Сирень»: «Сколько белых и темно-лиловых вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь».
Более глубокому пониманию замысла художника, передающего свое любовное отношение к деревенским детям (картины «Первый снег», «Летом»), способствует, например, высказывание А. Пластова: «Ребятишек я люблю. Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе — ясность, свежесть, цвета, приближающиеся по краске к звукам. Писать ребятишек — наслаждение. Ты счастлив, и они счастливы. Это видно: у ребенка все как на тарелке».
Подготавливая учащихся к работе по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», учитель может рассказать об истории создания пейзажа: «Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и рассмеялся: за окном голубело небо... Но главное — птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.
Раскрытию основной мысли картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» поможет рассказ учителя о работе художника над картиной. Ф. П. Решетников долго не мог найти натуру для главного героя. И вот однажды художник шел по двору и вдруг услыхал веселые крики: ребята с увлечением играли в футбол. Он подошел поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах, растопырив руки и ноги, прыгал бойкий мальчишка. Светлая голова с хохолком на макушке, живые глаза, пухлые губы — самый подходящий типаж для героя! Спустя полчаса вратарь уже входил в мастерскую. После школы он не успел еще забежать домой и явился с туго набитым портфелем в руках; порыжелый, весь в трещинах, побывавший в боях — такой портфель был тоже отличной находкой для картины (О. Туберовская).
К сожалению, не всегда имеется возможность общения с подлинником. Накануне урока подготовки к сочинению по картине желательно организовать экскурсию в картинную галерею, музей, на выставку, чтобы познакомить учащихся с произведениями живописи аналогичного жанра (например, натюрморт, пейзаж) или с творчеством художника, одну из картин которого предполагается рассмотреть на уроке. Посещение музея, выставки всегда производит на учащихся положительное эмоциональное воздействие, и этим не стоит пренебрегать.
Рассматривание картины и ее анализ (беседа).
В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыслу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства, человек видит в картине в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Ученик, рассматривая картину, обращает внимание прежде
всего на то, что его больше волнует, интересует, что стало для него поводом к решению, может быть, пока неосознанных своих проблем, что явилось для него новым, неожиданным. В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа, нравственной позиции художника.
Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, пятиклассники затрудняются самостоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.
Цель анализа картины — углубить первоначальное восприятие ее, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы. Необходимо выработать правильную эстетическую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка, подсказанные картиной.
Анализ картины проводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений или в ходе беседы.
Беседуя по картине-пейзажу в пятом классе, учитель может задать такие вопросы аналитико-синтетического характера: «Какой цвет является основным в картине?», «Почему?», «С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня?» (например, по картине А. А. Пластова «Летом»). «Чтобы создать у нас радостное настроение, какие краски использует художник?», «Какими изобразил художник деревья?», «Какого
цвета снег на картине?», «Почему?» (И. Грабарь «Мартовский снег»), «Как построена картина?», «Как передана глубина в картине?», «Какие цвета использовал художник, чтобы показать «золотую осень?» (И. Левитан «Золотая осень»).
При работе с натюрмортным жанром в 5 классе можно задать вопросы: «Что изображено на картине?», «Как расположены предметы на картине?», «На каком фоне изображены эти предметы?», «Какой цвет преобладает?», «Какие цвета художник противопоставляет в натюрморте?» (И. Хруцкий «Цветы и плоды»). «Определите авторскую позицию в этом натюрморте». «Какими изобразительно-выразительными средствами передает ее художник?», «Чувствуется ли в натюрморте присутствие человека?», «Как художник показал присутствие человека?», «О чем нам рассказал натюрморт?» «Почему художник ритмично расположил предметы?» (В. Стожаров «Хлеб, соль, братина»).
Восприятие и глубина понимания картины зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности. С постановки каких вопросов начать беседу? Это не праздный вопрос, учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи. Мы разделяем мнение искусствоведа Е. Ковтун о том, что в восприятии и анализе произведений живописи нужно идти не от сюжета, а от первого эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением. Поэтому сразу следует поставить вопросы, выявляющие эмоциональное отношение учащихся к картине, их первое наиболее яркое впечатление, например: «Какое настроение вызывает картина?», «Какое настроение создается у вас при первом взгляде на картину?», «Какое впечатление производит на вас картина?», «Нравится ли вам эта картина?», «Нравится ли вам
цветовой контраст этого натюрморта (пейзажа)?», «Нравится ли вам, как художник расположил предметы в этом натюрморте?» «Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, веселое (грустное) настроение?», «Ощутили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на картину?», «Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину?» (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. С. Остроухов «Ранняя весна»); «Удалось ли художнику передать красоту осеннего дня?» (И. Левитан «Золотая осень»); «Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?» (П. П. Кончаловский «Сирень»); «Ощутили ли вы свежесть первого зимнего дня?» (А. А. Пластов «Первый снег»).
Далее выделяется группа вопросов, связанная с определением сюжета картины и способами его выражения. В ходе структурного анализа выявляется тема и основная мысль картины, роль изобразительных средств в раскрытии замысла художника. При этом большое значение имеет формулировка вопросов, которая должна отвечать следующим требованиям:
1) быть точной, лаконичной и понятной учащимся; 2) помогать учащимся рассматривать картину в единстве содержания и средств художественной выразительности, видеть и понимать образный язык изобразительного искусства; 3) способствовать организации наблюдения учащихся по картине, фокусированию их внимания как на выделение главного, так и на «говорящие» детали; 4) активизировать мышление и речь учащихся путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей; 5) выявлять авторскую позицию в картине, формировать у учащихся самостоятельное суждение о произведении, собственное эстетическое переживание.
В начале беседы целесообразны вопросы-подсказки, помогающие употребить слова, использованные в форму-
лировке вопроса. Так, добиваясь целостного восприятия картины в единстве содержания и средств выражения, учитель ставит вопросы: «Кто главный герой картины?», «Почему художник изобразил ученика на переднем плане?», «Как художник показал, что ученик — главный герой картины?» (Ф. П. Решетников «Опять двойка»); «Какой момент ранней весны в России запечатлел художник?», «Почему картина названа «Грачи прилетели?» (А. К. Саврасов «Грачи прилетели»); «Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день?», «Какие цвета использовал художник для изображения летнего жаркого дня?», «Что в наряде девочки бросается в глаза?», «Почему художник изобразил платок красного цвета?» (А. А. Пластов «Летом»); «Кого поместил художник на переднем плане картины?», «Как воспринимают первый падающий снег девочка и мальчик?», «Чему радуется мальчик?» (А. А. Пластов «Первый снег»).
Правильная постановка вопроса имеет большое значение в организации наблюдения, необходимого для анализа картины.
Развитию наблюдательности учащихся способствуют как общие, так и детализирующие вопросы. Однако детализирующие вопросы помогают более внимательно и всесторонне рассмотреть объекты, изображенные на картине, заметить характерные детали, важные для раскрытия замысла художника. Так, при рассматривании картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» важно обратить внимание учащихся на такую «говорящую» деталь, как портфель: «Почему художник так четко на переднем плане изобразил портфель мальчика?», «Каким художник изобразил портфель мальчика?», «О чем говорит «бывалый» портфель?», «Что вы видите в портфеле?». При работе с картиной К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» следует привлечь внимание учащихся к рыболовным принадлежностям: «По каким деталям кар-
тины можно догадаться, что мальчик готовился к рыбалке?», «Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?»; «Какой день изобразил художник?», «По каким признакам можно определить, что на картине изображен полдень?» (А. Пластов «Полдень»).
Активизации мышления и речи учащихся способствуют вопросы на сопоставление, на раскрытие причинно-следственных связей, на обобщение, на установление причинно-временных и пространственных связей. Как правило, такие вопросы подсказывают жанровые картины, беседа по которым может касаться не только того, что изображено на них, но также предшествующих и последующих событий. Так, при анализе картины К. Н. Успен- ской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» закономерны такие вопросы: «Какое настроение у малыша и почему?», «Как художница показала огорчение малыша?», «Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображен на картине?», «Обещали ли старшие малышу взять его на рыбалку?», «Как вы определили возраст мальчика?».
Особенно эффективны с точки зрения развития речи вопросы на сопоставление, способствующие формированию собственного мнения, например: «Сравните, как изобразил художник защитников Севастополя и фашистских захватчиков?», «Почему художник использовал контрастные цвета?», «Как художник показал светлые и темные силы в картине?» (А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»).
Формированию собственного суждения и эстетического переживания у учащихся помогают вопросы на выявление авторской позиции художника и своего личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы по анализу картины, например: «Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину?», «Что дорого художнику в природе в этот зимний день?» (И. И. Шишкин «Зима», И. Э. Грабарь «Февральская
лазурь», К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»); «Что и по- чему понравилось в картине?», «Как художник относится к изображенным людям?», «Какими средствами художник передал свое отношение к изображенному?» (А. А. Пластов «Летом», «Первый снег» и т.д.). «Каков эмоциональный тон картины?», «Как художник сумел пробудить у нас светлое радостное настроение?» (К. Ф. Юон «Мартовское солнце», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», А. А. Рылов «В голубом просторе» и т.д.).
Итак, успех беседы предопределяют формулировка, характер и последовательность вопросов. Вопросы необходимо строить в зависимости от уровня искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра картины, от целей и задач урока, в зависимости от того, используется ли текст к картине, и конечно, следует учитывать интересы, настроение и обстановку в классе, важно убедиться, что вопрос понятен учащимся. Задавая вопрос, учитель опирается не только на картину, но и на свой предшествующий рассказ о художнике и картине (вступительное слово), вопросы ставятся с учетом рассмотрения в первую очередь ближайших объектов (передний план), а затем отдаленных (задний план).
Проведение словарной работы.
В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, по^- скольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.
При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.
Учитывая, что лексическая подготовка к работе по картине в основном проведена накануне урока, во время беседы акцентируется внимание на отбор наиболее точных и ярких языковых выразительных средств. В этом случае не нарушается целостное художественное восприятие картины попутным объяснением значения большого количества слов и, наоборот, подбор наиболее удачных выразительных средств речи способствует более глубокому осмыслению художественных образов.
В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально окрашенные слова.
Так, в процессе беседы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер», учащиеся подобрали следующие прилагательные и образные средства для описания снега: белый, голубой, голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало (скатерть), словно пушистое одеяло;для характеристики зимнего вечера нашли такие слова: замечательный, чудесный, прекрасный, отличный, великолепный, сказочный, чудный, незабываемый. При описании натюрморта «Сирень» П. П. Кончаловского пятиклассники в ходе совместной работы употребили «цветовые» и оценочные имена прилагательные: белая, розовая, бледно-розовая, красная, темно-красная, фиолетовая, ярко-красная, жемчужная, нежная, чудесная, прекрасная, замечательная, великолепная, любимая.
Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
В процессе беседы учащиеся записывают отдельные слова, трудные в семантическом и орфографическом отношении.
Успешному проведению словарно-стилистической работы способствует использование толкового словарика на уроке, к которому учащиеся могут обращаться в ходе беседы. В нашем опыте обучения мы использовали словарик живописи, составленный на основе анализа искусствоведческих текстов и включающий толкование искусствоведческих терминов, слов, связанных с живописью и список эмоционально-оценочных слов, относящихся к картине. Работа со словариком, во-первых, развивает у учащихся жизненно важное умение пользоваться толковым словарем и, во-вторых, облегчает проведение беседы и словарной работы. Этот словарик постепенно пополняется новыми словами на тему картины, поскольку тематический принцип отбора картин обеспечивает объединение слов в тематические группы. Так, в связи с изучением лексико-грамматической темы «Природа», «Времена года», «Имя прилагательное» проводится работа по картинам, изображающим, например, зимний пейзаж (С. В. Герасимов «Зима», И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», К. Ф. Юон «Русская зима», «Лыжная экскурсия. Иней», «Конец зимы. Полдень», Г. Г. Нисский «Зима», «Над снегами», Н. П. Крымов «Зима», «Зимний пейзаж», «Зимний вечер», И. И. Шишкин «Зима» и т.п.). По одной или двум картинам подбираются и записываются слова на тему: «Зима», например: зима — холодная, снежная, вьюжная, седая, морозная, теплая; снег — пушистый, серый, густой, редкий, липкий, чистый, плотный, побуревший; идет — падает, кружится, ложится, сверкает, искрится, лежит, переливается, оседает, тает, метет, покрывает; небо — низкое, серое, облачное, темное, свинцовое, в солнечный день — голубое, ясное, розоватое, синее, светлое; лес — редкий, голый, оголенный, темный, дрем-
пощий, грустный, занесенный снегом, засыпанный, запорошенный снегом, пронизанный солнечными лучами, дремучий, стоит непроходимой стеной и т. д.
Тематический словарик может составляться по любой картине, связанной с той или иной лексической темой: «С емья», «Школа», «Спорт», «Отдых», «В мире прекрасного» ит. д. По перечисленным темам учащимся в той или иной мере придется общаться в жизни.
Словарно-стилистическая работа как необходимый элемент урока с использованием картины проводится фрагментарно на протяжении всего урока: в ходе анализа картины, в процессе чтения и после чтения искусствоведческого текста. Однако может быть проведена и комплексно, если искусствоведческий текст предъявляется до беседы по картине. В этом случае беседа и словарная работа ведутся одновременно и по картине, и по тексту, например, рассматривая картину И. Левитана «Март», учитель спрашивает учащихся: «Какой снег вы видите на картине? А какие слова использует Б. Иогансон для описания снега?»
Чтение и анализ искусствоведческого текста.
Одним из компонентов урока родного языка по картине является чтение и анализ искусствоведческого текста, выполняющего роль образца для предстоящего высказывания учащихся.
Анализ образца, проведенный на базе сознательного осмысления содержания картины во время беседы, усиливает эмоциональное восприятие текста и помогает глубже понять его содержание. Использование анализа образца после беседы предоставляет учащимся возможность сравнить «свои» слова, найденные в ходе беседы со словами, употребленными автором текста, и убедиться в богатейших возможностях русского языка. Кроме того, у учащихся обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину
красиво, заимствуя содержание, лексику и стиль текста-образца. При таком подходе влияние текста проявляется более умеренно и он в большей мере подвергается творческой переработке.
В классах со слабой подготовкой целесообразно проводить не сочинение, а обучающее изложение с языковым разбором искусствоведческого текста при одновременном восприятии картины. В этом случае ставится иная задача и подражание исходному тексту полезно, поскольку, приближаясь к оригиналу, учащиеся усваивают новую лексику и прежде всего образно-выразительные средства родного языка, убеждаются в необходимости выбирать речевые средства в соответствии с задачами высказывания. Методика анализа искусствоведческого текста-образца имеет свои особенности:
Текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников.
При анализе текста обращается внимание на искусствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов.
Содержательно-композиционный анализ текста проводится в органической связи со средствами его языкового выражения:
а) определение темы и основной мысли;
б) нахождение опорных слов («данное» и «новое»), обеспечивающих смысловую сетку текста;
в) выделение структурных частей текста (зачин, основная часть, концовка);
г) определение авторской позиции в тексте, нахождение слов* с помощью которых автор достигает большей эмоциональности описания, ярко и точно описывает изображенное;
д) установление способов связей между предложениями, абзацами и частями текста.
Определение композиционного жанра и стиля текста.
Составление плана высказывания по картине.
Составление плана или композиционной схемы предстоящего высказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения.
Собирая и систематизируя материал по картине, учащиеся одновременно овладевают умением планировать свое высказывание, поскольку в процессе сбора материала они приводят его в определенный порядок, группируют по темам, устанавливают последовательность его использования в соответствии с темой и замыслом предстоящего высказывания. Составление плана сочинения на основе произведения живописи имеет ( вой особенности, связанные с необходимой искусствоведческой подготовкой учащихся, их умением понимать замысел художника, его настроение, выраженное на полотне.
При обучении сочинению целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя, причем вначале составляется простой план, а потом — сложный. При этом следует учитывать композиционный жанр будущего высказывания: описание, повествование, рассуждение, — так как план в какой-то степени предопределяет тип и стиль речевого произведения. Так, при подготовке к описанию натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень» составляется простой план, предполагающий жанр описания:
Сирень (ее цвет, грозди, листья).
Банка.
Фон натюрморта.
«В этом букете все живет, цветет и радуется» (П. Кончаловский).
В процессе работы над сочинением-описанием пейзажа учащиеся коллективно составляют сложный план описания картины, например, Н. П. Крымова «Зимний вечер».
Н. П. Крымов — замечательный русский художник-
пейзажист.
Зима в изображении художника Н. П. Крымова:
признаки наступления зимнего вечера:
а) снег,
б) тени,
в) небо, воздух;
особенности композиции (построения) пейзажа;
цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера.
Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?
При знакомстве учащихся с новой композиционной формой — рассуждением учитель дает учащимся готовую композиционную схему этого типа высказывания: 1) тезис, 2) доказательства, 3) вывод, — а затем предлагает коллективно превратить ее в план, например, по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»:
тезис (главная мысль): «Мне нравится картина Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»;
доказательства:
а) привлекает уходящее вдаль шоссе,
б) поражает мчащийся паровоз,
в) нравится движение (темп жизни),
г) радует красота природы;
вывод: картина создает хорошее настроение.
Покажем методику работы над планом сочинения-рассказа на основе картины А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя».
План составляется коллективно и записывается на доске, учитель предлагает учащимся вспомнить, в какой последовательности проводилась беседа по картине.
О чем мы говорили в начале урока? (О героической обороне Севастополя, о художнике А. А. Дейнеке, о теме картины.)
Подумайте, как можно озаглавить вступительную часть сочинения? («Героизм защитников Севастополя», «Краткие сведения о художнике», «Тема картины А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя», «Мое впечатление о картине».)
О чем вы будете писать в основной части сочинения и в какой последовательности? (О том, что изображено на картине. Сначала опишем матросов с гранатами и черноморцев, атакующих врагов, затем — фашистов и само сражение. Также надо сказать о фоне картины, описать море, небо.)
А как можно по-другому построить основную часть сочинения? (Можно сначала описать бой, затем — советских матросов, а потом — фашистов, изображенных на картине.)
Вспомните, о чем мы говорили в заключительной части беседы? (О замысле художника, о значении картины в наше время, о чувствах, которые вызывает у нас картина.)
Примерный план сочинения. Далее можно предложить учащимся составить два варианта планов (устно или письменно).
I вариант
Тема картины А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя».
Описание картины.
Матрос на переднем плане.
Молодой матрос с гранатой.
Черноморцы в штыковой атаке.
Изображение врагов.
Описание сражения.
Фон картины.
Какие чувства вызывает картина?
II вариант
Мое первое впечатление от картины «Оборона Севастополя».
Героизм защитников Севастополя.
Бой в разгаре.
Рукопашная схватка.
Матрос со связкой гранат.
Мужество и храбрость советских матросов.
Значение картины.
На основе коллективно составленного плана учащиеся овладевают умением самостоятельно составлять план описания картины.
Написание изложения или сочиненияопределенного композиционного жанра (описание, повествование, рассуждение)
Завершающим этапом в работе с картиной на уроке русского языка является написание изложения или сочинения определенного композиционного жанра (описание, повествование, рассуждение), а также составление рассказа, отзыва, заметки в газету. В зависимости от задачи урока, наличия у учащихся картины в домашних условиях и времени на уроке письменные работы по картине проводятся в классе или задаются на дом. Методика подготовки и проведения письменных и устных работ по картине подробно рассмотрена во втором разделе книги.
Проверка и анализ письменных работпо картине
Проверка и анализ письменных работ по картине также имеет свою специфику, которая выражается в том, что учитель, оценивая изложение или сочинение, обращает внимание на то, в какой мере учащийся использовал источник (произведение живописи), выполнил ли он поставленную задачу, например, описать картину или составить рассказ на основе изображенного художником; соответствует ли его высказывание теме и замыслу художника; употребил ли он искусствоведческую лексику, отражающую особенности источника высказывания. Проверяя письменную работу, учитель должен учитывать, что картина каждым учеником воспринимается индивидуально, создает
СВОЙ эмоциональный настрой, свое понимание, и поэтому необходимо проявлять особый такт, поощрять самостоятельность и творческие находки учят^хСЯ, оригиналь- М9СТЬ В рсчСВОм оформлении.
Цель анализа проверенных работ состоит в том, чтобы показать учащимся как положительные, так и отрицательные стороны их работы в композиционно-содержательном плане и речевом оформлении.
При этом учитель исходит из той задачи, которая ставилась перед учащимися при работе с картиной. Например, приступая к уроку с использованием картины, учитель сообщает учащимся о задачах урока: 1) научиться описывать природу, изображенную на картине (И. Левитан «Золотая осень»). 2) сбоГаТйТь свою речь лексикой на тему «Осень» искусствоведческими терминами. На уроке использовался искусствоведческий текст В. Б. Розенвассера.
Анализируя сочинение учащихся, учитель отмечает, что некоторые учащиеся вместо описания картины написали свое сочинение в жанре повествования, т.е. изложили явления во временной последовательности («Наступила осень. Это красивое время года... Но скоро опадут все листья, пойдут дожди»); отдельные учащиеся не выразили своего отношения к картине или к природе, изображенной на картине. Далее учитель указывает на нарушение последовательности в изложении мыслей, на отсутствие связи между предложениями и абзацами, на недостатки в речевом оформлении, на бедность языка, отсутствие искусствоведческих слов в сочинениях некоторых учащихся. При этом учитель не ограничивается констатацией недостатков, а привлекает учеников к их исправлению, составлению более удачных вариантов предложений и отрывков текста, напоминает учащимся, что при описании картины необходимо использовать искусствоведческие слова (картина, художник, краски, цвет, передний (задний) план и т.д.).
Совершенствование написанного ( использование искусствоведческого текста)
Коллективный анализ сочинений подготавливает учащихся к еще более ответственному этапу работы — к совершенствованию написанного. Формированию умения совершенствовать написанное помогает использование искусствоведческого текста, который используется не только в качестве образца при подготовке к сочинению, но и как образец для совершенствования написанного.
Искусствоведческий текст целесообразно применять с целью совершенствования написанного в том случае, если он не использовался в качестве образца при подготовке к сочинению. Повторное использование текста снижает к нему интерес учащихся, особенно хорошо успевающих. Поэтому, готовясь к работе С картиной, учитель в зависимости от задачи урока решает вопрос о целесообразности использования текста-образца в ходе подготовки к сочинению или для совершенствования написанного.
Программа работы по картине на уроках развития речи в 5 классе
В «Программе работы по картине на уроках русского языка в 5 классе» отражены основные положения методики работы по картине, суть которых раскрыта в первом разделе.
Характерной особенностью программы является то, что, «вписываясь» в общую систему, она тесно взаимодействует с другими видами работ по развитию речи, при этом формирование первоначальных речевых умений и навыков, как правило, проводится по картине, а затем по другим источникам.
Программа работы по картине в 5 классе
Лексическая
тема.
Культуровед- ческий аспект
Требования программы по развитию связной речи: речеведческие понятия и коммуникативные
умения
Содержание работы по картине и искусствоведческому тексту
Сведения по изобразительному искусству
Искусствоведческая лексика
Коли
чество
часов
Примерный перечень картин для использования на уроках развития речи
Лето.
Летние
каникулы
Тема высказывания.
Умение осмысливать объем содержания текста
Тема картины и средства ее выражения. Подготовка к высказыванию на основе жизненного опыта
Композиция. Колорит. Бытовой жанр. Кульминация. Сюжет
2
Ф. Решетников «Опять двойка»,
Война.
День Победы
Рассказ на основе увиденного (изображенного)
План сочинения с обрамлением
Повторение сведений о средствах выражения замысла художника
Символ,
обрамление,
цветовая
гамма
2
А. Дейнека «Оборона Севастополя»,
Заключение
В своей работе я рассмотрела педагогические и психологические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений, описала основные методические приёмы подготовки к написанию сочинений, представила программу работы по картине в 5 классе.
Библиографический список
Методика русского языка в средней школе /Под ред. А.В. Текучева. – М.: Просвещение, 1980.
Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: тория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 5 классе. – М.: АСТ: Астрель, 2004
Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 6 классе. – М.: АСТ: Астрель, 2004
Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 7 классе. – М.: АСТ: Астрель, 2004
Ходякова Л.А., Г.Н. Галкина, Новикова Л.И.Сочинение по картине в 8 классе. – М.: АСТ: Астрель, 2005. –
Зельманова Л.М., Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом "Дрофа", 1998
Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 (обязательное)
Сочинение-описание картины А. А. Пластова «Первый снег»
Цели урока:
научить пятиклассников собирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине;
подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме картины) сочинению на основе жизненного опыта;
научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи.
Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег» (см. цветную вклейку).
Ход урока
Рассказ о художнике и его картине
Картины А. А. Пластова бесконечно разнообразны. Средствами живописи художник умеет выражать самые гонкие и глубокие чувства и переживания людей; изображает русскую природу. Невозможно себе представить Пластова отдельно от России, от ее природы.
В картине «Первый снег» (1946 год) Пластов передает проникновенное чувство ощущения свежего зимнего дня и того особого очарования и радости, которые наступают в природе в час первого снегопада. Удивительно хороши в этом пейзаже образы ребятишек, заставляющих нас смотреть на происходящее в природе их глазами.
Составление рабочих материалов
Учитель предлагает шестиклассникам внимательно рассмотреть картину и спрашивает:
Почему картина называется «Первый снег»? («Картина передает тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые крупные пушистые снежинки, покрывая ее ровным белым покрывалом. «Зима пришла!» — словно бы говорят дети. И мы видим радость восприятия первого снега».)
Что прежде всего привлекает ваше внимание на картине? («Прежде всего привлекает внимание падающий белый пушистый снег. Он покрывает все: и дома, и землю, и забор, и дерево, и ребятишек. Очень интересно наблюдать за ребятишками, как они радуются первому снегу!»)
Учитель предлагает коллективно составить и записать материал к одной из главных подтем сочинения, например к описанию падающего снега. Возникает примерно такая запись.
Первый падающий снег, обновленная природа; крыши домов, земля, крыльцо устланы снегом; крупные мохнатые хлопья снега мягко и легко падают на землю; кружась и совершая замысловатые движения, снежинки плавно опускаются на землю; крупные пушистые снежинки покрывают все вокруг плотным белым покрывалом; танцуя, падают снежинки; в своем порхании снежинки похожи на беленьких мотыльков.
Опишите детей, изображенных на переднем плане картины. {На переднем плане картины справа мы видим девочку и мальчика. На девочке бело-розовое платьице с поясочком, светлые чулки и комнатные тапочки, отороченные темным мехом. На голову и плечи девочка накинула желтый платок. На левой ножке у девочки чулочек съехал, а может быть, она его просто не успела натянуть. Видно, что девочка выбежала без пальто на зов братишки поглядеть на первый падающий снег.
Мальчик одет по-зимнему. На нем шапка-ушанка, пальто с меховым воротником коричневого цвета и валенки. Видимо, это брат и сестра. Они похожи друг на друга. Вероятно, мальчик вышел погулять и увидел снег. Он постоял, полюбовался на тихо падающий снег(шапку и плечи уже успел припорошить снег) и кинулся за сестренкой (о чем говорит след на крыльце, ведущий к двери). Девочка от неожиданности, нетерпения, не успев одеться, а только накинув платок, бросилась на крыльцо и остановилась в изумлении перед открывшимся ей видом падающего снега.)
Учитель предлагает составить и записать рабочие материалы к подтеме «Дети».
Девочка в бело-розовом платьице с поясом, тапочки, отороченные темным мехом; набросив платок на голову и плечи, девочка без пальто выбежала на крыльцо; в немом изумлении наблюдает за падающими снежинками, подняла лицо навстречу белым хлопьям снега.
Мальчик в пальто с меховым воротником, на голове шапка-ушанка; радуется выпавшему снегу, с восторгом смотрит на белое пушистое покрывало; мечтает покататься на санках, лыжах, поиграть в снежки.
Внимательно рассмотрите и опишите березу. Подберите для ее описания уместные эпитеты, сравнения. (Около дома художник изобразил старую, могучую березу. Ствол у березы белый, и лишь сучки и шероховатость коры нарушают своим черным цветом ее глянцевое покрытие. Ветки у березы длинные, гибкие и заканчиваются тонкими и густыми побегами. Они еще зелены и, как распущенные косы девушки, спадают вниз. На некоторых веточках еще сохранились летние зеленые листочки.)
После устного коллективного описания березы, изображенной на картине, учитель предлагает шестиклассникам самостоятельно составить рабочие материалы к подтеме «Береза».
Что изображено на заднем плане картины? (Вдали видна деревенская улица, лошадь, запряженная в сани, в санях стоит человек. Крыши домов покрыты снегом. Снег ровной пеленой покрыл землю, но сугробов не видно, так как снега выпало еще мало. Рядом с забором ворона, которая спешит подобрать не засыпанные снегом кусочки еды.)
Ученикам предлагается самостоятельно составить и записать рабочие материалы к подтеме «Задний план картины».
Собранные рабочие материалы будут использованы на следующем уроке во время беседы по картине.
Беседа по картине
Прежде чем начать беседу по картине, для эмоционального настроя можно спросить школьников:
Запомнился ли вам тот день, когда вы увидели первый снег? (Обычно этот день запоминается так же хорошо, как Новый год. Ведь первый снег знаменует приход зимы: было сыро, слякотно; земля покрыта лужами и размокшей от дождя грязью. И вдруг в течение какого- то часа земля становится чистой-чистой, белой, приветливой. И нет страха испачкать ботинки или даже повалиться боком в снег — одежда останется чистой»; «Мне запомнился первый снег потому, что отец купил красивые и легкие лыжи. Они так и просили: «Прокатись на нас!» А снег все не шел. Я бегал по нескольку раз в день во двор, вставал ночью и заглядывал в окно... Но было все черным-черно. Наконец выпал снег. В то тихое утро ослепительно белели покрытые снегом земля, крыши домов. Я схватил лыжи и побежал прокатиться по первому пушистому снегу.)
Какие чувства вызывает у вас первый падающий снег? (iОчень радостно и интересно наблюдать, как снежинки, весело порхая, опускаются на землю, спешат поскорее одеть в красивый наряд дома, деревья, землю. Удивитель-
но, как в течение короткого времени природа из осени шагнула в зиму. Такого очевидного и резкого перехода другие времена года не имеют.)
Нравится ли вам картина? {Да. Картина прекрасно передает ощущение свежего зимнего дня и той особенной тишины, которая наступает в природе в час первого снегопада, когда пушистые снежинки покрывают все своим ослепительно белым, чистым покровом. Прекрасны и образы ребятишек, живых и наблюдательных, с радостью и наивным удивлением воспринимающих наступление зимы. Мы смотрим на детей и видим первый снег их глазами, то есть воспринимаем картину так, как чувствовали эти дети. Силой своего искусства Пластов превращает самую обыденную сценку в праздник, в светлое и поэтичное постижение красоты жизни.)
Как воспринимают первый падающий снег девочка и мальчик? (Девочка в немом изумлении наблюдает за опускающимся хороводом снежинок. Эта тишина и красота первого зимнего дня радуют и восхищают девочку, она улыбается, подняв лицо навстречу белым хлопьям, которые, попадая на нос, губы, щеки, лоб, щекочут их, а потом превращаются в маленькие капли воды.
Мальчик рад вдвойне: его радует выпавший снег и то, что он первый увидел этот снег и позвал из дома сестренку. Поэтому у него на лице немой восторг и снисходительная улыбка сделавшего открытие человека.)
Какое настроение у девочки? Что привлекает ее внимание? {«Внимание девочки привлечено падающими снежинками. Они так нежны, хрупки, тонки — как паутинка в лесу, как блесточки на новогодней елке»; «Снежинки большие, мохнатые, пушистые и в своем порхании похожи на маленьких беленьких мотыльков. Снежинки собираются в хороводы и совершают затейливые движения танца. А когда подует легкий ветерок, снежинки гурьбой устремляются в одну сторону, спеша поскорее одеть в красивый наряд ветки, забор, крыльцо, землю. Как интересно смотреть на полет снежинок!» «Девочкаулы-
бается от радости при виде пришедшей зимы; на ее личике написан восторг».)
Почему мальчик рад первому снегу? (Как видно, мальчика привлекает не падающий снег, а снег, покрывший поля, огороды, дома, дорогу, горку. Он смотрит на белое пушистое покрывало и рад его белизне, чистоте, прохладной мягкости и самое главное — возможности покататься на салазках, лыжах, поиграть в снежки и не бояться поваляться в снегу.)
Опишите снег на крышах домов, на крыльце, ветвях березы, на земле. (Художник изобразил выпавший снег чистым, свежим, еще рыхлым. Снег ровной пеленой, мягко опускаясь, покрывает те поверхности, на которых может удержаться. Так как ветра нет, то не видно сугробов на дороге, у забора и крыльца. Даже на ветках березы снежок удерживается, особенно там, где ветки толстые. И только еще не замерзшую большую лужу у забора снег не засыпал: бурая вода пропитывает снег насквозь; снежинки в воде тают, увеличивая и без того большую лужу.
Снега выпало еще мало {это видно по толщине снега на крыльце; из-под снега торчит осенняя пожелтевшая трава).
Какова основная мысль картины? (А. А. Пластов в картине «Первый снег» передает ощущение прелести свежего зимнего дня, радости и очарования в час первого снегопада, восхищение обновленной природой.)
Какие средства использует художник для раскрытия своего замысла? {«Чистота и белизна снега, теплые тона красок создают у зрителя ощущение радости и восхищения.)
Какие краски преобладают в картине, почему? {Большое место в картине отводится изображению снега. Но снег не просто белый, он желтоватый перед крыльцом, синеватый у забора и на крыльце, сероватый на заборе. Этим художник достигает эффекта нашего вое-
приятия снега на картине таким, каким мы его видели в жизни.
Особую теплоту картине придают розовое небо, розовое платье, желтый платок девочки, оранжевые стебли засохшей травы у забора, коричневый цвет лужи, дома, лошади, крыльца. Художник использовал в основном теплые цвета, а это вызывает у нас соответствующее хорошее настроение, радость.
Чтобы подчеркнуть чистоту и белизну снега, художник дал его на фоне темных стен дома и темного забора.)
Какие чувства вызывает у вас картина? Какими средствами этого добивается художник? (Картина вызывает у нас чувство радости, любви к нашей природе, доброго и ласкового отношения к ребятишкам. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снегау той особой тишины и свежести зимнего дня, неповторимости сельского пейзажа. Особенно нас восхищает падающий снег: чистый, белый, крупный, мохнатый; он даже какой-то веселый. Такое ощущение радости вызывают у нас преобладание теплых красок, изображение восторженных детей и белого, свежего снега.)
Употребите слово падаетв различных значениях, составьте словосочетания. (Падает с коня, падает звезда, со скалы падает вода, падает цена, падает снег, падают листьяу падает свет в глаза.)
Подберите определения к словосочетанию падающий снег. (Пушистый, белый, мохнатый, блестящий, густой, красивый, мелкий, колючий, сухой, редкий, частый, крупный.)
Написание сочинения
Дома собрать и систематизировать материал к сочинению по наблюдениям или на основе жизненного опыта и написать сочинение на одну из тем: «Первый снег в моей жизни», «Каким я запомнил(а) первый снег», «Падает первый снег», «Кружатся первые снежинки», «Чем радует меня первый снег», «Как красив первый снег!», «Первый снег в этом году выпал рано...»
Приложение №2 (обязательное)
Сочинение-описание картины И. И. Левитана «Март». Научное и научно-популярное описания
Цели урока:
познакомить учащихся с особенностями научного и научно-популярного стилей речи на основе их сравнения;
показать, как автор текста может проявить свою позицию, отношение к картине (на примере искусствоведческого текста);
активизировать лексику по теме «весна»;
повторить употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Март» (см. цветную вклейку); 2) искусствоведческий текст Б. В. Иогансона, рассчитанный на широкий круг читателей; 3) искусствоведческий текст И. И. Гинзбурга, адресованный узкому кругу специалистов.
Ход урока
Рассказ учителя о художнике и его картине
Мыс вами уже знакомы с биографией И. Левитана (см. с. 233 этой книги), поэтому расскажу вам только о картине «Март», которую Левитан написал в 1895 году. Эта картина в чем-то возвращает художника к живой непосредственности восприятия природы, характерной для некоторых ранних его произведений. Известно, что «Март» был написан с натуры под Москвой, в Горке — имении Турчаниновых, друзей художника.
Беседа по картине
Если бы вы не знали, как называется картина, смогли бы вы определить время года, изображенное на полотне? {Дау смогли бы. Это весна. Снег на дороге уже тает и образует проталины. Сугробы тоже подтаяли и стали ноздреватыми. На деревьях уже нет снега, а с мокрой крыши сугроб вот-вот упадет. Свет солнышка теплый, желтый. Так и хочется выйти на улицу и вдохнуть чистый воздух. Небо ярко-голубоеу чистое.)
О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, который никогда не видел эту картину? (Рассказал бы о том, что картина очень красивая, радостная, потому что художник подобрал яркие, сочные, теплые краскиу потому что лошадь стоит у деревянного дома, а вокруг — густой лес, потому что начинается весна. Тепло на улице, совсем нет ветра, и все спокойно. Теплый солнечный закат озаряет всю картину.)
(Во время беседы учитель раздает учащимся по два отпечатанных текста.)
Представьте себе, что вы главный редактор одного из детских журналов. Вам принесли для публикации две статьи — два искусствоведческих текста о картине И. И. Левитана «Март». Эти статьи перед вами. Прочитайте их.
Ваша задача: выбрать для своего журнала один из текстов и объяснить автору другого текста, почему его статья не подходит.
Искусствоведческий текст № 1
Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой светоносной ослепительностью мартовского солнца Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. А главное — в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею, когда проталины чередуются с заморозками и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворечниками, поджидающими пере-
летных гостей. Всякий раз, когда мне удается в марте Рыть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять вспоминаешь Левитана (Б.В. Иогансон).
Искусствоведческий текст № 2
Картины, исполненные И. И. Левитаном в 1895 — 1897 годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и «Весна. Большая вода», своим мажорным строем образуют отчетливый контраст грустным настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность.
Впоследствии не раз высказывалось мнение, что, начиная с «Марта», импрессионистские приемы становятся неотъемлемой частью Левитановской техники. И на самом деле, здесь от порыжевших на темном солнце елей к зелено-рыжей роще, к желтому дому проложены легкие лилово-голубые тени. Левитан видит, что в тени освещенного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблюдение в цветовую схему, не противопоставляет с назойливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит, что в реальности это взаимодействие значительно сложнее и что оно находится также в непосредственной внутренней зависимости от цвета, постоянно присущего данному предмету и не зависящего от временных условий освещения (И. И. Гинзбург)
Я бы выбрал текст Б. Иогансона.
Текст И. Гинзбурга — непонятный и сложный. В нем ого неясного; много неизвестных слов. Он состоит из очень сложных предложений и в общем он какой-то «сухой», скучный, неинтересный. Этот текст не поймут дети и, мне кажется, даже взрослые.
А текст Б. Иогансона — очень приятный и простой. Мы как будто вместе с ним смотрим на картину и видим то же самое, и чувствуем то же самое. Здесь все слова и предложения понятные и знакомые. Сразу видно, что Иогансону эта картина очень понравилась. Этот текст с удовольствием прочитают и дети, и взрослые.
Вы сделали правильный выбор, решив поместить в свой журнал текст Иогансона. Текст Гинзбурга слишком сложен для его читателей. В чем же заключается его сложность? В тексте И. Гинзбурга много слов, понятных только художникам, например «цветность», «тональность», «цветовая схема» и др., много непонятных слов: «мажорный», «реальность», «импрессионистский» и т. д. В тексте много больших и сложных предложений. Последнее предложение состоит из 50 слов!
Вы четко увидели разницу между двумя текстами. Казалось бы, авторы этих текстов говорят об одном и том же — о картине «Март» И. И. Левитана, но делают они это по-разному. А все зависит от того, в какой ситуации будет использован этот текст.
Текст И. Гинзбурга хорош и полезен для художников, искусствоведов, то есть для людей, хорошо разбирающихся в живописи. Поэтому автору легче говорить на том языке, на котором общаются ученые, следовательно, стиль его статьи — научный, и задача автора — сообщить новое, научить.
А Б. Иогансон написал текст для того, чтобы разъяснить нам тайны картины, познакомить с ней, сделать ее доступной и любимой всеми, то есть популярной. Поэтому и слова, и предложения, которыми воспользовался Иогансон, просты и понятны всем. А чтобы стать к нам поближе, автор ведет рассказ от первого лица, как будто разговаривает с нами.
Стиль такого текста называется научно-популярным.
Научно-популярным стилем написаны почти все ваши учебники, литература для дополнительного чтения по разным предметам, научно-познавательные книги. Этот стиль сразу можно узнать по тому, что в нем есть что-то новое, научное, но все это написано понятно и просто.
Словарно-стилистическая работа
Во многих текстах ярко проявляется авторское отношение к рассматриваемой теме. Обратите внимание, как Б. Иогансон показывает свое отношение к художнику и его картине. Он использует не только отдельные слова и словосочетания, которые выражают его авторско-зрительскую оценку и чувства (поражаюсь, ослепительность, зачарованный, «чудо», сверкающий, глубокая (синева), особый (свет), перелетные гости), но даже специально посвящает своему видению картины художника целое предложение: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» Авторская позиция в тексте Иоган- сона проявляется и в том, что он употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, в слове «речушек».
Итак, авторское отношение может быть выражено в эмоционально-оценочной лексике, в употреблении суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и даже целыми отрывками из текста.
В ходе словарно-стилистической работы можно дать толкование следующих слов: игра света, контраст, парадокс.
Написание сочинения-статьи
Подготовьте (дома или в классе) свой вариант статьи в детский журнал о картине И. И. Левитана «Март» и проявите в ней свою авторскую позицию.