kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика подготовки к написанию сочинения по картине на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена методика подготовки написания сочинения по картине на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки к написанию сочинения по картине на уроках русского языка»








Методика подготовки к написанию сочинения

по картине на уроках

русского языка






Макарова С.А.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 10 г. Ульяновска









Ульяновск

2020


















План


Введение 3

Эффективность использования картины для обучения сочинению 3

Отбор картин для уроков развития речи 4

Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине 6

Содержание и структура уроков русского языка по картине 7

Программа работы по картине на уроках развития речи в 5 классе 17

Заключение 19

Библиографический список 19

ПРИЛОЖЕНИЯ 20

Сочинение-описание картины А. А. Пластова «Первый снег» 20

Сочинение-описание картины И. И. Левитана «Март». Научное и научно-популярное описания 24



Введение


Задача уроков русского языка в средней школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте. Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизода, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям ().

Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:

Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений. Картина позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).


Эффективность использования картины для обучения сочинению


Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит осно­вой для осмысленного связного высказывания школьни­ков. Картина помогает сосредоточить внимание на опре­деленной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.

Эффективность воздействия живописи состоит в воз­буждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Сопере­живание оставляет глубокие следы в сознании восприни­мающего картину, заставляет его путем сосредоточенного внимания особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей.

Уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспо­собность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

Еще в середине прошлого века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Ф. И. Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа.

В настоящее время в научно-методической литерату­ре по проблемам обучения родному языку преобладает точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка, поскольку язык, как один из основных признаков нации, выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку. Кулыпуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает усвоение учащими­ся в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальные традиции, религия, нравствен­но-этические ценности, искусство) и духовно-эстетиче­ское воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.

Работа по картине помогает строить обучение родно­му языку, тесно связанное с освоением реальной действи­тельности, способствует «погруженности» учащихся в изображаемый художником мир. По мнению известного педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского, «произведение изобразительного искусства — еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое благородное ви­дение мира».

Несомненно, что произведения живописи представ­ляют собой богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи. Живопись (имеется в виду жанровая) позволяет ор­ганизовать учебный материал с использованием типич­ных ситуаций, воспринимаемых зримо и поэтому объеди­няющих внеязыковые элементы, что так необходимо для формирования устной речи (например, составление рас­сказа на основе ролевой игры по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» с включением воображаемого диалога между персонажами картины).

Использование произведения живописи на уроках рус­ского языка позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.

Работа над произведениями живописи позволяет реа­лизовать учащимся такую важную человеческую потреб­ность, как познавательно-творческая, которая проявляет­ся в стремлении учащихся как можно больше узнать о предметах, постичь причинно-следственные связи между ними и уяснить пространственные отношения, познать красоту и выразительность цветосочетаний. Положитель­ное воздействие искусства на развитие творческих способ­ностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, — таким, каким он может стать. Раскрыть то в его личности, о чем он и сам, быть может, не знает.

Восприятие произведения искусства вызывает у учащих­ся творческое вдохновение, в свою очередь порождающее у них собственную потребность в творчестве, которая мо­жет быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, рассказов по репродукции картины, придумывание эпизодов, предшествующих изображенно­му на ней моменту, разыгрывание ролей ее персонажей, наделение их биографиями, высказывание собственного мнения о том или ином произведении живописи. При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника, усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных твор­ческих способностей детей с учетом их возраста и уровня владения речью.


Отбор картин для уроков развития речи



Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка во многом зависит от того, какие репро­дукции картин будут предложены для рассмотрения.

Выбор картины должен отвечать поставленным учеб­ным задачам, в частности, служить источником матери­ала для проведения лексических, стилистических и грам­матических упражнений. Картина должна выполнять роль опоры, стимула для осуществления речевых действий, вызывать учащихся на разговор, обсуждение (во время которого они могли бы высказать свое личное мнение, сформировать собственное отношение к изображенно­му), позволять организовать учебный материал с исполь­зованием типичных ситуаций, воспроизведенных на ху­дожественном полотне, формировать социально-ролевые отношения между обучаемыми.

Для этой цели следует отбирать картины с ярко выра­женным, понятным определенному возрасту сюжетом, которые являются действенным стимулом для проведе­ния ситуативно-ролевых игр. Такие картины помогают учащимся войти в ситуацию, разыграть изображенное событие, смоделировать речевое и неречевое поведение конкретных персонажей в разных ситуациях, способствуют решению социально-речевой задачи, позволяют органи­зовать диалог и полилог учащихся в соответствии с сюже­том, предложенным художником. Овладевая какой-либо ролью, учащийся одновременно обучается речевому об­щению, выполняя ряд речевых упражнений, фактически не осознавая этого. По мере «разыгрывания» ситуации, изображенной на картине, происходит усвоение языко­вого материала по тематическому принципу.

Следует подбирать такие картины, которые смогли бы обеспечить соответствие между достаточной информа­тивностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся. Это предполагает необходимость отбирать картины с небольшим количеством персонажей или предметов, несложные по композиции и понятные по со­держанию.

Следующим важным критерием отбора картин для уро­ков русского языка является возможность фор­мирования культуроведческой компетенции учащихся, ознакомление их с историей, культурой, традициями, бы­том народа. Этот критерий предусматривает соединение языка и культуры в учебном процессе и предполагает обогащение словарного запаса учащихся искусствоведче­скими терминами, словами с культурным компонентом, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

Художественное полотно несет в себе не только отпе­чаток личности художника, его индивидуальное видение мира, но и след определенной исторической эпохи, акку­мулирует срез национально-культурных традиций. Необ­ходимо отбирать те произведения живописи, которые вы­держали проверку временем, так как отражают типичные стороны жизни и представляют собой наибольшую художе­ственную, познавательную и воспитательную ценность.

Целесообразно отбирать для уроков развития речи про­изведения преимущественно отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного са­мосознания русского народа, его стремлений и надежд.

При отборе картин для уроков русского языка необхо­димо в первую очередь учитывать их эстетическую и воспитательную функцию. Приобщение к шедеврам рус­ского искусства постепенно формирует у учащихся чувст­во красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с тра­дициями лучших достижений мировой культуры.

Одним из важных критериев отбора любого дидакти­ческого материала на урок является наличие у учащихся интереса к нему.

Произведение живописи должно рождать у учащихся естественный интерес и определенное отношение к изо­браженному, чтобы у них появилось желание рассказать о том, что ими увидено в плане личностного восприятия, чтобы возник эффект соучастия зрителя. Чувство ин­тересного усиливает эмоциональный и мыслительный подъем личности.


Какие же картины, по нашим наблюдениям, вызыва­ют интерес у учащихся?

Во-первых, те произведения, которые близки жизнен­ному опыту учащихся. Когда сюжет пробуждает у ребенка пережитое в личном опыте, картина вызывает связный рассказ об изведанном и служит отправной точкой, оттал­киваясь от которой, ребенок возвращается к пережитой си­туации или знакомому предмету в действительности.

Во-вторых, картины с четко выраженным сюжетом, более или менее развернутой фабулой, где присутствует событийность. Картина, представляющая интерес для учащихся, является эффективным средством их познава­тельной активности.

Большое значение при отборе картин для уроков рус­ского языка имеет учет межпредметных связей, в част­ности с уроками изобразительного искусства, и особен­ностей восприятия учащимися произведений живописи в зависимости от их жанра, содержания, изобразитель­но-выразительного строя. Опора на знания учащихся по изобразительному искусству позволяет более эффектив­но организовать работу по картине на уроках русского языка, употреблять в беседе искусствоведческие терми­ны, рассматривать картину в единстве содержания и фор­мы, экономить время на уроке, определять последова­тельность ознакомления учащихся с жанрами живописи на каждом этапе обучения русскому языку.

При отборе картин для сочинений следует учитывать требования программы по развитию связной речи, в соот­ветствии с которой учащиеся знакомятся с определенны­ми жанрами и типами высказываний, с особенностями их композиционного и речевого оформления. Нужно учиты­вать, какие умения поможет сформировать у обучаемых работа по картине, каким видам сочинений их можно учить, используя определенный жанр живописи. Следо­вательно, программа по развитию речи позволяет провес­ти отбор картин с учетом жанра (типа) сочинения.

Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине



Важная особенность работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятель­ности и формированию коммуникативных умений.

Картина, ограниченная рамками определенной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Рассматривая картину под руко

водством учителя, ученики понимают, что тема — это предмет изображения, а основная мысль — авторский замысел, который художник раскрывает изобразительны­ми средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Например, одно и то же время года, явление природы каждый художник изображает по-своему: «Март» И. И. Ле­витана и «Мартовское солнце» К. Ф. Юона. Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины, что позволяет учащимся лучше понять изобра­женное и построить свое собственное высказывание в соот­ветствии с темой картины и основной мыслью художника.

Эпизод, изображенный на картине, чаще всего моде­лирует реальную ситуацию, поэтому картина дает воз­можность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, что способствует повышению их речевой активности в ходе урока. Ролевая игра по жанровой кар­тине позволяет учащимся перевоплотиться в героев, запе­чатленных художникомь любое свое высказывание определен­ной теме и замыслу автора.

Особенно велика роль картины в формировании ком­муникативных умений собирать и систематизировать со­бранный материал для сочинения. Это объясняется тем, что картина дает готовый наглядный материал, подсказы­вает программу и содержание будущего речевого произ­ведения в соответствии с темой и замыслом художника.

Художник, отражая действительность, изображает на полотне самое существенное, главное с его точки зрения. Образ, созданный художником, концентрирует, как в фо-

кусе, внимание зрителей и тем самым помогает им внима­тельно рассматривать изображенный объект, его детали, признаки, местоположение, выделяя главное и второсте­пенное, сопоставлять те или иные предметы и явления. Если мы предложим ученику описать уголок природы, который он видит, то учащийся растеряется в массе дета­лей, не сумеет выделить главное. А тот же объект, запе­чатленный на полотне, организует наблюдение учащихся. Умение наблюдать помогает не только отбирать нужный материал для высказывания, но и располагать его в опре­деленном порядке, способствуя логическому и последо­вательному изложению мыслей.

Опыт показывает, что учащиеся легче собирают и сис­тематизируют материал по картине, чем с «натуры», по­этому работа по картине помогает учащимся подгото­виться к высказыванию на аналогичную картине тему по другим источникам (наблюдения за окружающей дейст­вительностью и жизненные впечатления).

В процессе работы по картине у учащихся фор­мируются коммуникативные умения строить речевые про­изведения разных жанров (описание, повествование, рас­суждение), — выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являют­ся признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж. Содержание этих жанров живо­писи предполагает построение высказывания описатель­ного характера, отвечающего преимущественно на воп­росы: какой? какое? какие? Изображенный художником на полотне фрагмент действительности (натюрморт, пей­заж), представляет собой готовый наглядный материал, который можно увидеть сразу и словесно обозначить, на­звать одновременные признаки (цвет, форму, объем, размер) предметов, свойства явлений природы, установить определенные связи между отдельными частями карти­ны. Это предполагает использование описательных слов, особенно «зрительного» ряда, именных словосочетаний, единого видовременного плана, раскрытие основной мысли за счет указания на новые признаки предмета или явления, что характерно для описательного типа речи.

Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда? Содержание жанровой картины, стимулируя вооб­ражение учащихся, как правило, подсказывает компози­ционную структуру высказывания: 1) зачин (начало дей­ствия) — предыстория того, что изображено на полотне художником; 2) основная часть (развитие действия — эпизод, запечатленный художником; 3) концовка (итог действия) — дальнейшее развитие (домысливание) сюже­та, намеченного художником.

Жанровая картина облегчает учащимся работу над по­вествованием как в композиционном, так и в языковом плане, подготавливает их к высказываниям по другим ис­точникам (по воображению, по наблюдениям, на основе жизненных впечатлений).

Это объясняется тем, что зрительное восприятие кар­тины помогает учащимся при составлении высказывания детализировать изображенные действия, делить их на со­ставные части, именно это обычно вызывает затруднения при построении любого повествовательного текста, пред­располагает к ошибкам неправильного выбора языковых средств (слов со значением начала и последовательности действий, употребление глагольных форм времени).

При обучении рассуждению, предполагающему обо­снование главной мысли рядом аргументов, установление связи между предметами и явлениями, можно использо­вать любой жанр живописи.

Следует иметь в виду, что такое жанровое соответст­вие между содержанием картины и типом речи носит в некоторой мере условный характер. Один и тот же жанр живописи может быть использован для обучения различ­ным типам речи, например, натюрморт может служить объектом как описания, так и рассуждения.

Содержание и структура уроков русского языка по картине



Уроки русского языка с использованием картины имеют ряд особенностей.

Эти уроки предполагают эстетически грамотный анализ картины, внимание к специфическим средствам живописи (цвет, колорит, композиция, светотень ит.п.), закрепляют основы зрительской культуры, умения чувствовать красо­ту живописного полотна, «читать» его.

На уроках при работе с картиной сочетаются все виды речевой деятельности учащихся: аудирование, говорение, чтение, письмо при одновременном рассматривании реп­родукции картины.

Уроки с использованием картины предусматривают формирование коммуникативных умений, связанных с анализом картины (умение раскрывать тему и основную мысль, собирать и систематизировать материал) и совер­шенствование знаний о тексте (на материале искусство­ведческого текста).

Отбор языкового и речевого материала для этих уро­ков определяется внеязыковыми темами, связанными с содержанием картины.

Данные уроки предусматривают решение задач нрав­ственного и эстетического воспитания учащихся.

Уроки по картине имеют свою специфическую структуру:

  • подготовка учащихся к восприятию картины (всту­пительное слово учителя);

  • рассматривание картины;

  • анализ картины как произведения искусства (бесе­да по картине);

  • словарно-стилистическая и орфографическая работа;

  • чтение искусствоведческого текста;

  • анализ искусствоведческого текста;

  • составление схемы или плана речевого произведения;

  • устное или письменное сочинение;

  • анализ письменных работ учащихся.

Естественно, все указанные компоненты урока взаи­мосвязаны и могут проводиться в иной последователь­ности. Однако они имеют свои особенности, поэтому ос­тановимся на некоторых из них подробнее.

Приступая к работе по картине, учитель сообщает те­му урока, количество времени, отведенного для этой цели (1—3 урока), говорит о том, чему учащиеся должны на­учиться, какими речевыми навыками и умениями они должны овладеть, устанавливает связь с уроками изобра­зительного искусства, напоминает о том, что с этим ху­дожником, картиной они уже знакомы, предупреждает о конечной цели работы по картине (составление рассказа, написание изложения или сочинения и т.д.), о задании на дом. Такая предварительная установка активизирует мышление учащихся, сосредоточивает их внимание, на­страивает на серьезное отношение к работе.

Вступительное слово учителя.


Важным компонентом урока по картине является вступительное слово (рассказ) учителя о художнике и его произведении, задача которого дать сведения о художнике, истории создания картины, подготовить учащихся к восприятию произведения ис­кусства.

Как показывает опыт, восприятию картины помогает сообщение учителем сведений об истории создания карти­ны, отрывков из воспоминаний или писем художников, касающихся данного произведения, пересказ отрывков из

художественных произведений или чтение стихотворных строк, близких теме картины.

Так, к эмоциональному восприятию натюрморта П. П. Кончаловского («Сирень») пятиклассников подго­тавливает высказывание художника о своей работе: «В этом букете все живет, цветет и радуется», а также строчки из стихотворения Всеволода Рождественского «Сирень»: «Сколько белых и темно-лиловых вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым осы­пается мокрая гроздь».

Более глубокому пониманию замысла художника, пе­редающего свое любовное отношение к деревенским де­тям (картины «Первый снег», «Летом»), способствует, на­пример, высказывание А. Пластова: «Ребятишек я люблю. Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе — ясность, свежесть, цвета, приближающиеся по краске к звукам. Писать ребятишек — наслаждение. Ты счастлив, и они счастливы. Это видно: у ребенка все как на тарелке».

Подготавливая учащихся к работе по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», учитель может рас­сказать об истории создания пейзажа: «Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и рассмеялся: за окном голубело небо... Но главное — птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку они кружились в прозрачном весен­нем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг хло­почут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.

— Грачи прилетели! Грачи прилетели! — напевал ху­дожник».

Раскрытию основной мысли картины Ф. П. Решетни­кова «Опять двойка» поможет рассказ учителя о работе художника над картиной. Ф. П. Решетников долго не мог найти натуру для главного героя. И вот однажды худож­ник шел по двору и вдруг услыхал веселые крики: ребята с увлечением играли в футбол. Он подошел поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах, растопырив руки и ноги, прыгал бойкий мальчишка. Светлая голова с хо­холком на макушке, живые глаза, пухлые губы — самый подходящий типаж для героя! Спустя полчаса вратарь уже входил в мастерскую. После школы он не успел еще забе­жать домой и явился с туго набитым портфелем в руках; порыжелый, весь в трещинах, побывавший в боях — та­кой портфель был тоже отличной находкой для картины (О. Туберовская).

К сожалению, не всегда имеется возможность обще­ния с подлинником. Накануне урока подготовки к сочи­нению по картине желательно организовать экскурсию в картинную галерею, музей, на выставку, чтобы познако­мить учащихся с произведениями живописи аналогично­го жанра (например, натюрморт, пейзаж) или с творчест­вом художника, одну из картин которого предполагается рассмотреть на уроке. Посещение музея, выставки всегда производит на учащихся положительное эмоциональное воздействие, и этим не стоит пренебрегать.



Рассматривание картины и ее анализ (беседа).


В про­цессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыс­лу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный инди­видуальный процесс. Как и при восприятии любого про­изведения искусства, человек видит в картине в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Уче­ник, рассматривая картину, обращает внимание прежде

всего на то, что его больше волнует, интересует, что стало для него поводом к решению, может быть, пока неосоз­нанных своих проблем, что явилось для него новым, нео­жиданным. В этот момент определяется отношение уча­щихся к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа, нравственной пози­ции художника.

Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них жела­ние высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, пятиклассники затрудняются само­стоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.

Цель анализа картины — углубить первоначальное восприятие ее, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы. Необходимо выработать правильную эстетиче­скую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образ­но-выразительные средства русского языка, подсказан­ные картиной.

Анализ картины проводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений или в ходе беседы.

Беседуя по картине-пейзажу в пятом классе, учитель может задать такие вопросы аналитико-синтетического характера: «Какой цвет является основным в картине?», «Почему?», «С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня?» (например, по картине А. А. Пластова «Летом»). «Чтобы создать у нас радостное настроение, какие краски использует худож­ник?», «Какими изобразил художник деревья?», «Какого

цвета снег на картине?», «Почему?» (И. Грабарь «Мартов­ский снег»), «Как построена картина?», «Как передана глубина в картине?», «Какие цвета использовал худож­ник, чтобы показать «золотую осень?» (И. Левитан «Золо­тая осень»).

При работе с натюрмортным жанром в 5 классе мож­но задать вопросы: «Что изображено на картине?», «Как расположены предметы на картине?», «На каком фоне изображены эти предметы?», «Какой цвет преобладает?», «Какие цвета художник противопоставляет в натюр­морте?» (И. Хруцкий «Цветы и плоды»). «Определите авторскую позицию в этом натюрморте». «Какими изобразительно-выразительными средствами передает ее художник?», «Чувствуется ли в натюрморте присутствие человека?», «Как художник показал присутствие челове­ка?», «О чем нам рассказал натюрморт?» «Почему худож­ник ритмично расположил предметы?» (В. Стожаров «Хлеб, соль, братина»).

Восприятие и глубина понимания картины зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности. С постановки каких вопросов на­чать беседу? Это не праздный вопрос, учитывая эмоци­ональную сторону воздействия живописи. Мы разделяем мнение искусствоведа Е. Ковтун о том, что в восприятии и анализе произведений живописи нужно идти не от сю­жета, а от первого эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением. Поэтому сразу следует поста­вить вопросы, выявляющие эмоциональное отношение учащихся к картине, их первое наиболее яркое впечатле­ние, например: «Какое настроение вызывает картина?», «Какое настроение создается у вас при первом взгляде на картину?», «Какое впечатление производит на вас карти­на?», «Нравится ли вам эта картина?», «Нравится ли вам

цветовой контраст этого натюрморта (пейзажа)?», «Нра­вится ли вам, как художник расположил предметы в этом натюрморте?» «Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, веселое (грустное) настроение?», «Ощу­тили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на кар­тину?», «Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину?» (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. С. Остроухов «Ранняя весна»); «Удалось ли художнику передать красоту осеннего дня?» (И. Левитан «Золотая осень»); «Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?» (П. П. Кончаловский «Сирень»); «Ощутили ли вы све­жесть первого зимнего дня?» (А. А. Пластов «Первый снег»).

Далее выделяется группа вопросов, связанная с опре­делением сюжета картины и способами его выражения. В ходе структурного анализа выявляется тема и основная мысль картины, роль изобразительных средств в раскры­тии замысла художника. При этом большое значение имеет формулировка вопросов, которая должна отвечать следующим требованиям:

1) быть точной, лаконичной и понятной учащимся; 2) помогать учащимся рассматривать картину в единстве содержания и средств художественной выразительности, видеть и понимать образный язык изобразительного ис­кусства; 3) способствовать организации наблюдения уча­щихся по картине, фокусированию их внимания как на выделение главного, так и на «говорящие» детали; 4) ак­тивизировать мышление и речь учащихся путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей; 5) выявлять авторскую позицию в картине, формировать у учащихся самостоя­тельное суждение о произведении, собственное эстетиче­ское переживание.

В начале беседы целесообразны вопросы-подсказки, помогающие употребить слова, использованные в форму-

лировке вопроса. Так, добиваясь целостного восприятия картины в единстве содержания и средств выражения, учитель ставит вопросы: «Кто главный герой картины?», «Почему художник изобразил ученика на переднем пла­не?», «Как художник показал, что ученик — главный ге­рой картины?» (Ф. П. Решетников «Опять двойка»); «Ка­кой момент ранней весны в России запечатлел художник?», «Почему картина названа «Грачи прилете­ли?» (А. К. Саврасов «Грачи прилетели»); «Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день?», «Какие цвета использовал художник для изображения летнего жаркого дня?», «Что в наряде девочки бросается в глаза?», «Почему художник изобразил платок красного цвета?» (А. А. Пластов «Летом»); «Кого поместил художник на пе­реднем плане картины?», «Как воспринимают первый па­дающий снег девочка и мальчик?», «Чему радуется маль­чик?» (А. А. Пластов «Первый снег»).

Правильная постановка вопроса имеет большое зна­чение в организации наблюдения, необходимого для ана­лиза картины.

Развитию наблюдательности учащихся способствуют как общие, так и детализирующие вопросы. Однако дета­лизирующие вопросы помогают более внимательно и всесторонне рассмотреть объекты, изображенные на кар­тине, заметить характерные детали, важные для раскры­тия замысла художника. Так, при рассматривании карти­ны Ф. П. Решетникова «Опять двойка» важно обратить внимание учащихся на такую «говорящую» деталь, как портфель: «Почему художник так четко на переднем пла­не изобразил портфель мальчика?», «Каким художник изобразил портфель мальчика?», «О чем говорит «быва­лый» портфель?», «Что вы видите в портфеле?». При ра­боте с картиной К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взя­ли на рыбалку» следует привлечь внимание учащихся к рыболовным принадлежностям: «По каким деталям кар-

тины можно догадаться, что мальчик готовился к рыбал­ке?», «Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?»; «Какой день изобразил худож­ник?», «По каким признакам можно определить, что на картине изображен полдень?» (А. Пластов «Полдень»).

Активизации мышления и речи учащихся способству­ют вопросы на сопоставление, на раскрытие причин­но-следственных связей, на обобщение, на установление причинно-временных и пространственных связей. Как правило, такие вопросы подсказывают жанровые карти­ны, беседа по которым может касаться не только того, что изображено на них, но также предшествующих и после­дующих событий. Так, при анализе картины К. Н. Успен- ской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» закономерны такие вопросы: «Какое настроение у малыша и почему?», «Как художница показала огорчение малыша?», «Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображен на картине?», «Обещали ли старшие малышу взять его на рыбалку?», «Как вы определили возраст мальчика?».

Особенно эффективны с точки зрения развития речи вопросы на сопоставление, способствующие формирова­нию собственного мнения, например: «Сравните, как изо­бразил художник защитников Севастополя и фашистских захватчиков?», «Почему художник использовал контраст­ные цвета?», «Как художник показал светлые и темные си­лы в картине?» (А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»).

Формированию собственного суждения и эстетиче­ского переживания у учащихся помогают вопросы на вы­явление авторской позиции художника и своего личного отношения, которые целесообразно задать в конце бесе­ды по анализу картины, например: «Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину?», «Что до­рого художнику в природе в этот зимний день?» (И. И. Шишкин «Зима», И. Э. Грабарь «Февральская

лазурь», К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»); «Что и по- чему понравилось в картине?», «Как художник относится к изображенным людям?», «Какими средствами ху­дожник передал свое отношение к изображенному?» (А. А. Пластов «Летом», «Первый снег» и т.д.). «Каков эмо­циональный тон картины?», «Как художник сумел пробу­дить у нас светлое радостное настроение?» (К. Ф. Юон «Мартовское солнце», И. Э. Грабарь «Февральская ла­зурь», А. А. Рылов «В голубом просторе» и т.д.).

Итак, успех беседы предопределяют формулировка, характер и последовательность вопросов. Вопросы необ­ходимо строить в зависимости от уровня искусствоведче­ских знаний учащихся, от содержания и жанра картины, от целей и задач урока, в зависимости от того, использу­ется ли текст к картине, и конечно, следует учитывать ин­тересы, настроение и обстановку в классе, важно убе­диться, что вопрос понятен учащимся. Задавая вопрос, учитель опирается не только на картину, но и на свой предшествующий рассказ о художнике и картине (всту­пительное слово), вопросы ставятся с учетом рассмотре­ния в первую очередь ближайших объектов (передний план), а затем отдаленных (задний план).

Проведение словарной работы.


В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, по^- скольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.

При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следо­вала в той последовательности, в которой нужно описы­вать картину, он стремится не только к расширению сло­варя, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.

Учитывая, что лексическая подготовка к работе по картине в основном проведена накануне урока, во время беседы акцентируется внимание на отбор наиболее точ­ных и ярких языковых выразительных средств. В этом случае не нарушается целостное художественное вос­приятие картины попутным объяснением значения боль­шого количества слов и, наоборот, подбор наиболее удач­ных выразительных средств речи способствует более глубокому осмыслению художественных образов.

В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально окрашен­ные слова.

Так, в процессе беседы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер», учащиеся подобрали следующие прилага­тельные и образные средства для описания снега: белый, го­лубой, голубоватый, сероватый, серебристый, светло-си­ний, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало (скатерть), словно пушистое одеяло;для харак­теристики зимнего вечера нашли такие слова: замеча­тельный, чудесный, прекрасный, отличный, великолепный, сказочный, чудный, незабываемый. При описании натюр­морта «Сирень» П. П. Кончаловского пятиклассники в ходе совместной работы употребили «цветовые» и оце­ночные имена прилагательные: белая, розовая, бледно-ро­зовая, красная, темно-красная, фиолетовая, ярко-красная, жемчужная, нежная, чудесная, прекрасная, замечательная, великолепная, любимая.

Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.

В процессе беседы учащиеся записывают отдельные слова, трудные в семантическом и орфографическом от­ношении.

Успешному проведению словарно-стилистической работы способствует использование толкового словарика на уроке, к которому учащиеся могут обращаться в ходе беседы. В нашем опыте обучения мы использовали сло­варик живописи, составленный на основе анализа искус­ствоведческих текстов и включающий толкование искус­ствоведческих терминов, слов, связанных с живописью и список эмоционально-оценочных слов, относящихся к картине. Работа со словариком, во-первых, развивает у учащихся жизненно важное умение пользоваться толко­вым словарем и, во-вторых, облегчает проведение беседы и словарной работы. Этот словарик постепенно пополня­ется новыми словами на тему картины, поскольку тема­тический принцип отбора картин обеспечивает объеди­нение слов в тематические группы. Так, в связи с изучением лексико-грамматической темы «Природа», «Времена года», «Имя прилагательное» проводится рабо­та по картинам, изображающим, например, зимний пей­заж (С. В. Герасимов «Зима», И. Э. Грабарь «Зимний пей­заж», «Февральская лазурь», К. Ф. Юон «Русская зима», «Лыжная экскурсия. Иней», «Конец зимы. Полдень», Г. Г. Нисский «Зима», «Над снегами», Н. П. Крымов «Зи­ма», «Зимний пейзаж», «Зимний вечер», И. И. Шишкин «Зима» и т.п.). По одной или двум картинам подбираются и записываются слова на тему: «Зима», например: зима — холодная, снежная, вьюжная, седая, морозная, теплая; снег — пушистый, серый, густой, редкий, липкий, чистый, плот­ный, побуревший; идет — падает, кружится, ложится, сверкает, искрится, лежит, переливается, оседает, тает, метет, покрывает; небо — низкое, серое, облачное, темное, свинцовое, в солнечный день — голубое, ясное, розоватое, си­нее, светлое; лес — редкий, голый, оголенный, темный, дрем-

пощий, грустный, занесенный снегом, засыпанный, запоро­шенный снегом, пронизанный солнечными лучами, дремучий, стоит непроходимой стеной и т. д.

Тематический словарик может составляться по любой картине, связанной с той или иной лексической темой: «С емья», «Школа», «Спорт», «Отдых», «В мире прекрас­ного» ит. д. По перечисленным темам учащимся в той или иной мере придется общаться в жизни.

Словарно-стилистическая работа как необходимый элемент урока с использованием картины проводится фрагментарно на протяжении всего урока: в ходе анализа картины, в процессе чтения и после чтения искусствовед­ческого текста. Однако может быть проведена и комп­лексно, если искусствоведческий текст предъявляется до беседы по картине. В этом случае беседа и словарная ра­бота ведутся одновременно и по картине, и по тексту, на­пример, рассматривая картину И. Левитана «Март», учи­тель спрашивает учащихся: «Какой снег вы видите на картине? А какие слова использует Б. Иогансон для опи­сания снега?»

Чтение и анализ искусствоведческого текста.


Одним из компонентов урока родного языка по картине является чтение и анализ искусствоведческого текста, выполняюще­го роль образца для предстоящего высказывания учащихся.

Анализ образца, проведенный на базе сознательного осмысления содержания картины во время беседы, уси­ливает эмоциональное восприятие текста и помогает глубже понять его содержание. Использование анализа образца после беседы предоставляет учащимся возмож­ность сравнить «свои» слова, найденные в ходе беседы со словами, употребленными автором текста, и убедиться в богатейших возможностях русского языка. Кроме того, у учащихся обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину

красиво, заимствуя содержание, лексику и стиль текс­та-образца. При таком подходе влияние текста проявля­ется более умеренно и он в большей мере подвергается творческой переработке.

В классах со слабой подготовкой целесообразно про­водить не сочинение, а обучающее изложение с языко­вым разбором искусствоведческого текста при одновре­менном восприятии картины. В этом случае ставится иная задача и подражание исходному тексту полезно, по­скольку, приближаясь к оригиналу, учащиеся усваивают новую лексику и прежде всего образно-выразительные средства родного языка, убеждаются в необходимости выбирать речевые средства в соответствии с задачами вы­сказывания. Методика анализа искусствоведческого текста-образца имеет свои особенности:

  1. Текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников.

  2. При анализе текста обращается внимание на искус­ствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов.

  3. Содержательно-композиционный анализ текста про­водится в органической связи со средствами его языково­го выражения:

а) определение темы и основной мысли;

б) нахождение опорных слов («данное» и «новое»), обеспечивающих смысловую сетку текста;

в) выделение структурных частей текста (зачин, ос­новная часть, концовка);

г) определение авторской позиции в тексте, нахожде­ние слов* с помощью которых автор достигает большей эмоциональности описания, ярко и точно описывает изо­браженное;

д) установление способов связей между предложения­ми, абзацами и частями текста.

  1. Определение композиционного жанра и стиля текста.

Составление плана высказывания по картине.


Состав­ление плана или композиционной схемы предстоящего вы­сказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обуче­ния, тесно связанный с умением систематизировать со­бранный материал, подготавливает учащихся к составле­нию собственного речевого произведения.

Собирая и систематизируя материал по картине, учащиеся одновременно овладевают умением планиро­вать свое высказывание, поскольку в процессе сбора ма­териала они приводят его в определенный порядок, группируют по темам, устанавливают последователь­ность его использования в соответствии с темой и за­мыслом предстоящего высказывания. Составление пла­на сочинения на основе произведения живописи имеет ( вой особенности, связанные с необходимой искусст­воведческой подготовкой учащихся, их умением по­нимать замысел художника, его настроение, выражен­ное на полотне.

При обучении сочинению целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя, причем вначале составляется простой план, а потом — сложный. При этом следует учитывать композиционный жанр бу­дущего высказывания: описание, повествование, рассуж­дение, — так как план в какой-то степени предопределяет тип и стиль речевого произведения. Так, при подготовке к описанию натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень» составляется простой план, предполагающий жанр опи­сания:

  1. Сирень (ее цвет, грозди, листья).

  2. Банка.

  3. Фон натюрморта.

  4. «В этом букете все живет, цветет и радуется» (П. Конча­ловский).

В процессе работы над сочинением-описанием пейза­жа учащиеся коллективно составляют сложный план описания картины, например, Н. П. Крымова «Зимний вечер».

  1. Н. П. Крымов — замечательный русский художник-

пейзажист.

  1. Зима в изображении художника Н. П. Крымова:

  1. признаки наступления зимнего вечера:

а) снег,

б) тени,

в) небо, воздух;

  1. особенности композиции (построения) пейзажа;

  2. цвета, используемые художником для изображения зим­него вечера.

  1. Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?

При знакомстве учащихся с новой композиционной формой — рассуждением учитель дает учащимся готовую композиционную схему этого типа высказывания: 1) те­зис, 2) доказательства, 3) вывод, — а затем предлагает коллективно превратить ее в план, например, по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»:

  1. тезис (главная мысль): «Мне нравится картина Г. Г. Нис­ского «Февраль. Подмосковье»;

  2. доказательства:

а) привлекает уходящее вдаль шоссе,

б) поражает мчащийся паровоз,

в) нравится движение (темп жизни),

г) радует красота природы;

  1. вывод: картина создает хорошее настроение.

Покажем методику работы над планом сочине­ния-рассказа на основе картины А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя».

План составляется коллективно и записывается на доске, учитель предлагает учащимся вспомнить, в какой последовательности проводилась беседа по картине.

  • О чем мы говорили в начале урока? (О героической обороне Севастополя, о художнике А. А. Дейнеке, о теме картины.)

  • Подумайте, как можно озаглавить вступитель­ную часть сочинения? («Героизм защитников Севасто­поля», «Краткие сведения о художнике», «Тема картины А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя», «Мое впечатление о картине».)

  • О чем вы будете писать в основной части сочине­ния и в какой последовательности? (О том, что изобра­жено на картине. Сначала опишем матросов с гранатами и черноморцев, атакующих врагов, затемфашистов и само сражение. Также надо сказать о фоне картины, описать море, небо.)

  • А как можно по-другому построить основную часть сочинения? (Можно сначала описать бой, затем — совет­ских матросов, а потомфашистов, изображенных на картине.)

  • Вспомните, о чем мы говорили в заключительной части беседы? (О замысле художника, о значении картины в наше время, о чувствах, которые вызывает у нас картина.)

Примерный план сочинения. Далее можно предложить учащимся составить два варианта планов (устно или письменно).

I вариант

  1. Тема картины А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя».

  2. Описание картины.

  1. Матрос на переднем плане.

  2. Молодой матрос с гранатой.

  3. Черноморцы в штыковой атаке.

  4. Изображение врагов.

  5. Описание сражения.

  6. Фон картины.

  1. Какие чувства вызывает картина?

II вариант

  1. Мое первое впечатление от картины «Оборона Севасто­поля».

  2. Героизм защитников Севастополя.

  1. Бой в разгаре.

  2. Рукопашная схватка.

  3. Матрос со связкой гранат.

  4. Мужество и храбрость советских матросов.

  1. Значение картины.

На основе коллективно составленного плана учащие­ся овладевают умением самостоятельно составлять план описания картины.

Написание изложения или сочинения опре­деленного композиционного жанра (описание, повество­вание, рассуждение)


Завер­шающим этапом в работе с картиной на уроке русского языка является написание изложения или сочинения опре­деленного композиционного жанра (описание, повество­вание, рассуждение), а также составление рассказа, отзы­ва, заметки в газету. В зависимости от задачи урока, наличия у учащихся картины в домашних условиях и вре­мени на уроке письменные работы по картине проводят­ся в классе или задаются на дом. Методика подготовки и проведения письменных и устных работ по картине под­робно рассмотрена во втором разделе книги.


Проверка и анализ письменных работ по картине


Проверка и анализ письменных работ по картине также имеет свою специфику, которая выражается в том, что учитель, оценивая изложение или сочинение, обращает внимание на то, в какой мере учащийся использовал ис­точник (произведение живописи), выполнил ли он пос­тавленную задачу, например, описать картину или соста­вить рассказ на основе изображенного художником; соответствует ли его высказывание теме и замыслу худож­ника; употребил ли он искусствоведческую лексику, отра­жающую особенности источника высказывания. Проверяя письменную работу, учитель должен учитывать, что картина каждым учеником воспринимается индивидуально, создает

СВОЙ эмоциональный настрой, свое понимание, и поэтому необходимо проявлять особый такт, поощрять самостоя­тельность и творческие находки учят^хСЯ, оригиналь- М9СТЬ В рсчСВОм оформлении.

Цель анализа проверенных работ состоит в том, чтобы показать учащимся как положительные, так и отрица­тельные стороны их работы в композиционно-содержа­тельном плане и речевом оформлении.

При этом учитель исходит из той задачи, которая ста­вилась перед учащимися при работе с картиной. Напри­мер, приступая к уроку с использованием картины, учи­тель сообщает учащимся о задачах урока: 1) научиться описывать природу, изображенную на картине (И. Левитан «Золотая осень»). 2) сбоГаТйТь свою речь лексикой на тему «Осень» искусствоведческими терминами. На уроке ис­пользовался искусствоведческий текст В. Б. Розенвассера.

Анализируя сочинение учащихся, учитель отмечает, что некоторые учащиеся вместо описания картины напи­сали свое сочинение в жанре повествования, т.е. изложи­ли явления во временной последовательности («Наступи­ла осень. Это красивое время года... Но скоро опадут все листья, пойдут дожди»); отдельные учащиеся не вырази­ли своего отношения к картине или к природе, изобра­женной на картине. Далее учитель указывает на нарушение последовательности в изложении мыслей, на отсутствие связи между предложениями и абзацами, на недостатки в речевом оформлении, на бедность языка, отсутствие ис­кусствоведческих слов в сочинениях некоторых учащих­ся. При этом учитель не ограничивается констатацией недостатков, а привлекает учеников к их исправлению, составлению более удачных вариантов предложений и от­рывков текста, напоминает учащимся, что при описании картины необходимо использовать искусствоведческие слова (картина, художник, краски, цвет, передний (за­дний) план и т.д.).


Совершенствование написанного ( использование искусствоведческого текста)


Коллективный анализ сочинений подготавливает уча­щихся к еще более ответственному этапу работы — к совершенствованию написанного. Формированию умения совершенствовать написанное помогает использование искусствоведческого текста, который ис­пользуется не только в качестве образца при подготовке к сочинению, но и как образец для совершенствования на­писанного.

Искусствоведческий текст целесообразно применять с целью совершенствования написанного в том случае, если он не использовался в качестве образца при подго­товке к сочинению. Повторное использование текста сни­жает к нему интерес учащихся, особенно хорошо успеваю­щих. Поэтому, готовясь к работе С картиной, учитель в зависимости от задачи урока решает вопрос о целесообраз­ности использования текста-образца в ходе подготовки к сочинению или для совершенствования написанного.
















Программа работы по картине на уроках развития речи в 5 классе

В «Программе работы по картине на уроках русского языка в 5 классе» отражены основные положения методики работы по картине, суть которых раскрыта в первом разделе.

Характерной особенностью программы является то, что, «вписываясь» в общую систему, она тесно взаимо­действует с другими видами работ по развитию речи, при этом формирование первоначальных речевых умений и навыков, как правило, проводится по картине, а затем по другим источникам.

Программа работы по картине в 5 классе

Лексическая

тема.

Культуровед- ческий аспект


Требования программы по развитию связной речи: речеведческие понятия и коммуника­тивные

умения

Содержание работы по картине и искусство­ведческому тексту

Сведения по изобрази­тельному искусству

Искусствовед­ческая лексика

Коли­

чество

часов

Примерный перечень картин для использования на уроках развития речи

Лето.

Летние

каникулы

Тема высказы­вания.

Умение ос­мысливать объем содер­жания текста

Тема картины и средства ее выражения. Подготовка к высказыванию на основе жизненного опыта

Тема картины. Цвет.

Холодные и теплые цвета

Цвет, краски, живопись, репродукция, холст, полот­но, контраст

2

А.А. Пластов «Летом», «Полдень»1, Н.М. Ромадин «Свежий ветер»,


Осень

Тема. Основ­ная мысль. Текст, его признаки, средства связи в тексте

Тема искусст­воведческого текста, его ха­рактеристики. Сочинение по картине

Колорит как средство раскрытия содержания картины

Колорит, фон, полутон, свет

3

И. И. Левитан «Золотая осень», «Осен­ний день. Сокольники»,
И. Остроухов «Золотая осень», «Осень», В. Поленов «Осень в Абрамцеве»

Мир вещей, цветов и пло­дов

Описание предмета. Умение выражать свое отношение к увиденному

Учебный рису­нок и произве­дение живопи­си. Научный и художествен­ный стиль ре­чи. Устное и письменное описание на­тюрморта

Понятие о натюрморте. Отношение художника к изображае­мому

Натюрморт, освещение, фон, художес­твенная де­таль

2

Б. В. Щербаков «Фрукты»

Кончаловский «Сирень», «Сирень в корзине

Домашние и дикие животные

Описание животного. Выражение отношения к животному

Описание животного по картине (ри­сунку). Стили научный, худо­жественный, разговорный

Анималисти­ческий жанр

Анималисти­ческий жанр, акварель

2

А. Н. Комаров «Медведь»,«Наводне­ние», «Заяц», «Теленок с собакой», ри­сунки Е. И. Чарушина и др.

Зима.

Подмосковье

Элементы рассуждения в описании. Мотивировка отношения к картине

Сочине­ние-описа­ние с элемен­тами рассуж­дения

Цвет как сред­ство раскры­тия замысла ху­дожника. Единство содержания и формы

Передний и задний план. Контраст. Передний и задний план. Ритм. Перс­пектива. Ди­намика

2

А. К. Саврасов «Дворик. Зима»,

А. А. Пластов «Первый снег»,

И. Э. Грабарь «Мартовский снег»,


Школа.

Семья

Рассказ, осо­бенности его построения. Композици­онная схема рассказа. Диа­лог

Сочине­ние-рассказ по картине. Ролевая игра

Композиция картины. Жанровая картина. Кульмина­ционный мо­мент

Композиция. Колорит. Бы­товой жанр. Кульмина­ция. Сюжет

2

Ф. Решетников «Опять двойка»,


Война.

День Победы

Рассказ на основе уви­денного (изо­браженного)

План сочине­ния с обрам­лением

Повторение сведений о средствах вы­ражения за­мысла худож­ника

Символ,

обрамление,

цветовая

гамма

2

  • А. Дейнека «Оборона Севастополя»,





Заключение


В своей работе я рассмотрела педагогические и психологические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений, описала основные методические приёмы подготовки к написанию сочинений, представила программу работы по картине в 5 классе.



Библиографический список
  1. Методика русского языка в средней школе /Под ред. А.В. Текучева. – М.: Просвещение, 1980.

  2. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

  3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: тория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 5 классе. – М.: АСТ: Астрель, 2004

  5. Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 6 классе. – М.: АСТ: Астрель, 2004

  6. Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 7 классе. – М.: АСТ: Астрель, 2004

  7. Ходякова Л.А., Г.Н. Галкина, Новикова Л.И.Сочинение по картине в 8 классе. – М.: АСТ: Астрель, 2005. –

  8. Зельманова Л.М., Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом "Дрофа", 1998

  9. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1
(обязательное)


Сочинение-описание картины А. А. Пластова «Первый снег»

Цели урока:

  • научить пятиклассников собирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине;

  • подготовить учащихся к самостоятельному (аналогич­ному теме картины) сочинению на основе жизненного опыта;

  • научить школьников пользоваться синонимами и об­разно-выразительными средствами языка в собствен­ной речи.

Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег» (см. цветную вклейку).

Ход урока

Рассказ о художнике и его картине

Картины А. А. Пластова бесконечно разнообразны. Средствами живописи художник умеет выражать самые гонкие и глубокие чувства и переживания людей; изоб­ражает русскую природу. Невозможно себе представить Пластова отдельно от России, от ее природы.

В картине «Первый снег» (1946 год) Пластов пере­дает проникновенное чувство ощущения свежего зим­него дня и того особого очарования и радости, которые наступают в природе в час первого снегопада. Удиви­тельно хороши в этом пейзаже образы ребятишек, за­ставляющих нас смотреть на происходящее в природе их глазами.

Составление рабочих материалов

Учитель предлагает шестиклассникам внимательно рассмотреть картину и спрашивает:

  • Почему картина называется «Первый снег»? («Карти­на передает тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые круп­ные пушистые снежинки, покрывая ее ровным белым по­крывалом. «Зима пришла!» — словно бы говорят дети. И мы видим радость восприятия первого снега».)

  • Что прежде всего привлекает ваше внимание на кар­тине? Прежде всего привлекает внимание падающий белый пушистый снег. Он покрывает все: и дома, и зем­лю, и забор, и дерево, и ребятишек. Очень интересно на­блюдать за ребятишками, как они радуются первому снегу!»)

Учитель предлагает коллективно составить и записать материал к одной из главных подтем сочинения, например к описанию падающего снега. Возникает примерно такая запись.

Первый падающий снег, обновленная природа; кры­ши домов, земля, крыльцо устланы снегом; крупные мох­натые хлопья снега мягко и легко падают на землю; кру­жась и совершая замысловатые движения, снежинки плав­но опускаются на землю; крупные пушистые снежинки покрывают все вокруг плотным белым покрывалом; танцуя, падают снежинки; в своем порхании снежинки похожи на беленьких мотыльков.

  • Опишите детей, изображенных на переднем плане кар­тины. {На переднем плане картины справа мы видим де­вочку и мальчика. На девочке бело-розовое платьице с поясочком, светлые чулки и комнатные тапочки, оторо­ченные темным мехом. На голову и плечи девочка накину­ла желтый платок. На левой ножке у девочки чулочек съехал, а может быть, она его просто не успела натя­нуть. Видно, что девочка выбежала без пальто на зов братишки поглядеть на первый падающий снег.

Мальчик одет по-зимнему. На нем шапка-ушанка, паль­то с меховым воротником коричневого цвета и валенки. Видимо, это брат и сестра. Они похожи друг на друга. Вероятно, мальчик вышел погулять и увидел снег. Он по­стоял, полюбовался на тихо падающий снег (шапку и пле­чи уже успел припорошить снег) и кинулся за сестренкой (о чем говорит след на крыльце, ведущий к двери). Девочка от неожиданности, нетерпения, не успев одеться, а только накинув платок, бросилась на крыльцо и остано­вилась в изумлении перед открывшимся ей видом падаю­щего снега.)

Учитель предлагает составить и записать рабочие ма­териалы к подтеме «Дети».

Девочка в бело-розовом платьице с поясом, тапочки, отороченные темным мехом; набросив платок на голову и плечи, девочка без пальто выбежала на крыльцо; в немом изумлении наблюдает за падающими снежинками, под­няла лицо навстречу белым хлопьям снега.

Мальчик в пальто с меховым воротником, на голове шап­ка-ушанка; радуется выпавшему снегу, с восторгом смот­рит на белое пушистое покрывало; мечтает покататься на санках, лыжах, поиграть в снежки.

Внимательно рассмотрите и опишите березу. Подберите для ее описания уместные эпитеты, сравнения. (Около дома художник изобразил старую, могучую березу. Ствол у березы белый, и лишь сучки и шероховатость коры нару­шают своим черным цветом ее глянцевое покрытие. Вет­ки у березы длинные, гибкие и заканчиваются тонкими и густыми побегами. Они еще зелены и, как распущенные косы девушки, спадают вниз. На некоторых веточках еще сохранились летние зеленые листочки.)

После устного коллективного описания березы, изоб­раженной на картине, учитель предлагает шестиклассни­кам самостоятельно составить рабочие материалы к под­теме «Береза».

  1. Что изображено на заднем плане картины? (Вдали вид­на деревенская улица, лошадь, запряженная в сани, в са­нях стоит человек. Крыши домов покрыты снегом. Снег ровной пеленой покрыл землю, но сугробов не видно, так как снега выпало еще мало. Рядом с забором ворона, ко­торая спешит подобрать не засыпанные снегом кусочки еды.)

Ученикам предлагается самостоятельно составить и за­писать рабочие материалы к подтеме «Задний план карти­ны».

Собранные рабочие материалы будут использованы на следующем уроке во время беседы по картине.

Беседа по картине

Прежде чем начать беседу по картине, для эмоциональ­ного настроя можно спросить школьников:

  1. Запомнился ли вам тот день, когда вы увидели первый снег? (Обычно этот день запоминается так же хоро­шо, как Новый год. Ведь первый снег знаменует приход зимы: было сыро, слякотно; земля покрыта лужами и размокшей от дождя грязью. И вдруг в течение какого- то часа земля становится чистой-чистой, белой, при­ветливой. И нет страха испачкать ботинки или даже повалиться боком в снег — одежда останется чистой»; «Мне запомнился первый снег потому, что отец купил красивые и легкие лыжи. Они так и просили: «Прока­тись на нас!» А снег все не шел. Я бегал по нескольку раз в день во двор, вставал ночью и заглядывал в окно... Но было все черным-черно. Наконец выпал снег. В то тихое утро ослепительно белели покрытые снегом земля, кры­ши домов. Я схватил лыжи и побежал прокатиться по первому пушистому снегу.)

  2. Какие чувства вызывает у вас первый падающий снег? (iОчень радостно и интересно наблюдать, как снежинки, весело порхая, опускаются на землю, спешат поскорее одеть в красивый наряд дома, деревья, землю. Удивитель-

но, как в течение короткого времени природа из осени шагнула в зиму. Такого очевидного и резкого перехода дру­гие времена года не имеют.)

  1. Нравится ли вам картина? {Да. Картина прекрасно пе­редает ощущение свежего зимнего дня и той особенной тишины, которая наступает в природе в час первого сне­гопада, когда пушистые снежинки покрывают все своим ослепительно белым, чистым покровом. Прекрасны и об­разы ребятишек, живых и наблюдательных, с радостью и наивным удивлением воспринимающих наступление зимы. Мы смотрим на детей и видим первый снег их гла­зами, то есть воспринимаем картину так, как чувство­вали эти дети. Силой своего искусства Пластов превра­щает самую обыденную сценку в праздник, в светлое и поэтичное постижение красоты жизни.)

  2. Как воспринимают первый падающий снег девочка и мальчик? (Девочка в немом изумлении наблюдает за опус­кающимся хороводом снежинок. Эта тишина и красота первого зимнего дня радуют и восхищают девочку, она улыбается, подняв лицо навстречу белым хлопьям, кото­рые, попадая на нос, губы, щеки, лоб, щекочут их, а потом превращаются в маленькие капли воды.

Мальчик рад вдвойне: его радует выпавший снег и то, что он первый увидел этот снег и позвал из дома сестренку. Поэтому у него на лице немой восторг и снисходительная улыбка сделавшего открытие человека.)

  1. Какое настроение у девочки? Что привлекает ее вни­мание? {«Внимание девочки привлечено падающими снежинками. Они так нежны, хрупки, тонкикак пау­тинка в лесу, как блесточки на новогодней елке»; «Сне­жинки большие, мохнатые, пушистые и в своем порхании похожи на маленьких беленьких мотыльков. Снежинки собираются в хороводы и совершают затейливые дви­жения танца. А когда подует легкий ветерок, снежинки гурьбой устремляются в одну сторону, спеша поскорее одеть в красивый наряд ветки, забор, крыльцо, землю. Как интересно смотреть на полет снежинок!» «Девочкаулы-

бается от радости при виде пришедшей зимы; на ее личи­ке написан восторг».)

  1. Почему мальчик рад первому снегу? (Как видно, маль­чика привлекает не падающий снег, а снег, покрывший поля, огороды, дома, дорогу, горку. Он смотрит на белое пуши­стое покрывало и рад его белизне, чистоте, прохладной мягкости и самое главноевозможности покататься на салазках, лыжах, поиграть в снежки и не бояться по­валяться в снегу.)

  2. Опишите снег на крышах домов, на крыльце, ветвях бе­резы, на земле. (Художник изобразил выпавший снег чис­тым, свежим, еще рыхлым. Снег ровной пеленой, мягко опускаясь, покрывает те поверхности, на которых мо­жет удержаться. Так как ветра нет, то не видно сугро­бов на дороге, у забора и крыльца. Даже на ветках бере­зы снежок удерживается, особенно там, где ветки тол­стые. И только еще не замерзшую большую лужу у забора снег не засыпал: бурая вода пропитывает снег насквозь; снежинки в воде тают, увеличивая и без того большую лужу.

Снега выпало еще мало {это видно по толщине снега на крыльце; из-под снега торчит осенняя пожелтевшая трава).

  1. Какова основная мысль картины? (А. А. Пластов в кар­тине «Первый снег» передает ощущение прелести све­жего зимнего дня, радости и очарования в час первого снегопада, восхищение обновленной природой.)

  2. Какие средства использует художник для раскрытия своего замысла? {«Чистота и белизна снега, теплые тона красок создают у зрителя ощущение радости и восхище­ния.)

  3. Какие краски преобладают в картине, почему? {Боль­шое место в картине отводится изображению снега. Но снег не просто белый, он желтоватый перед крыль­цом, синеватый у забора и на крыльце, сероватый на за­боре. Этим художник достигает эффекта нашего вое-

приятия снега на картине таким, каким мы его видели в жизни.

Особую теплоту картине придают розовое небо, розовое платье, желтый платок девочки, оранжевые стебли за­сохшей травы у забора, коричневый цвет лужи, дома, лошади, крыльца. Художник использовал в основном теп­лые цвета, а это вызывает у нас соответствующее хо­рошее настроение, радость.

Чтобы подчеркнуть чистоту и белизну снега, художник дал его на фоне темных стен дома и темного забора.)

  1. Какие чувства вызывает у вас картина? Какими сред­ствами этого добивается художник? (Картина вызыва­ет у нас чувство радости, любви к нашей природе, добро­го и ласкового отношения к ребятишкам. Глядя на кар­тину, мы ощущаем прелесть первого снегау той особой тишины и свежести зимнего дня, неповторимости сель­ского пейзажа. Особенно нас восхищает падающий снег: чистый, белый, крупный, мохнатый; он даже какой-то веселый. Такое ощущение радости вызывают у нас преоб­ладание теплых красок, изображение восторженных де­тей и белого, свежего снега.)

Словарно-стилистическая работа

  1. Подберите синонимы к слову падает (снег). (Снег пада­ет, идет, кружится, опускается, сыплется, вьюжится, метет, покрывает, сечет, порхает, устремляется, вих­рится.)

  2. Употребите слово падает в различных значениях, со­ставьте словосочетания. (Падает с коня, падает звезда, со скалы падает вода, падает цена, падает снег, падают листьяу падает свет в глаза.)

  3. Подберите определения к словосочетанию падающий снег. (Пушистый, белый, мохнатый, блестящий, густой, красивый, мелкий, колючий, сухой, редкий, частый, круп­ный.)

Написание сочинения

Дома собрать и систематизировать материал к сочине­нию по наблюдениям или на основе жизненного опыта и написать сочинение на одну из тем: «Первый снег в моей жизни», «Каким я запомнил(а) первый снег», «Падает пер­вый снег», «Кружатся первые снежинки», «Чем радует меня первый снег», «Как красив первый снег!», «Первый снег в этом году выпал рано...»

Приложение №2
(обязательное)


Сочинение-описание картины И. И. Левитана «Март». Научное и научно-популярное описания

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностями научного и на­учно-популярного стилей речи на основе их сравнения;

  • показать, как автор текста может проявить свою пози­цию, отношение к картине (на примере искусствовед­ческого текста);

  • активизировать лексику по теме «весна»;

  • повторить употребление слов с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами.

Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Март» (см. цветную вклейку); 2) искусствоведческий текст Б. В. Иогансона, рассчитанный на широкий круг читателей; 3) искусствоведческий текст И. И. Гинзбурга, адресованный узкому кругу специалистов.

Ход урока

Рассказ учителя о художнике и его картине

Мыс вами уже знакомы с биографией И. Левитана (см. с. 233 этой книги), поэтому расскажу вам только о картине «Март», которую Левитан написал в 1895 году. Эта картина в чем-то возвращает художника к живой не­посредственности восприятия природы, характерной для некоторых ранних его произведений. Известно, что «Март» был написан с натуры под Москвой, в Горке — имении Турчаниновых, друзей художника.

Беседа по картине

Если бы вы не знали, как называется картина, смогли бы вы определить время года, изображенное на полот­не? {Дау смогли бы. Это весна. Снег на дороге уже тает и образует проталины. Сугробы тоже подтаяли и стали ноздреватыми. На деревьях уже нет снега, а с мокрой крыши сугроб вот-вот упадет. Свет солнышка теплый, желтый. Так и хочется выйти на улицу и вдохнуть чис­тый воздух. Небо ярко-голубоеу чистое.)

  • О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, ко­торый никогда не видел эту картину? (Рассказал бы о том, что картина очень красивая, радостная, потому что художник подобрал яркие, сочные, теплые краскиу потому что лошадь стоит у деревянного дома, а во­круггустой лес, потому что начинается весна. Тепло на улице, совсем нет ветра, и все спокойно. Теплый сол­нечный закат озаряет всю картину.)

(Во время беседы учитель раздает учащимся по два от­печатанных текста.)

  • Представьте себе, что вы главный редактор одного из детских журналов. Вам принесли для публикации две статьи — два искусствоведческих текста о картине И. И. Левитана «Март». Эти статьи перед вами. Про­читайте их.

Ваша задача: выбрать для своего журнала один из тек­стов и объяснить автору другого текста, почему его статья не подходит.

Искусствоведческий текст № 1

Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой све­тоносной ослепительностью мартовского солнца Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкаю­щем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. А главное — в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею, когда проталины чере­дуются с заморозками и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворечниками, поджидающими пере-

летных гостей. Всякий раз, когда мне удается в марте Рыть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять вспоминаешь Левитана (Б.В. Иогансон).

Искусствоведческий текст № 2

Картины, исполненные И. И. Левитаном в 1895 — 1897 годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и «Весна. Большая вода», своим мажорным стро­ем образуют отчетливый контраст грустным настроени­ям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, ра­достная цветность.

Впоследствии не раз высказывалось мнение, что, на­чиная с «Марта», импрессионистские приемы становят­ся неотъемлемой частью Левитановской техники. И на самом деле, здесь от порыжевших на темном солнце елей к зелено-рыжей роще, к желтому дому проложены легкие лилово-голубые тени. Левитан видит, что в тени освещен­ного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблю­дение в цветовую схему, не противопоставляет с назой­ливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит, что в реальности это взаимодействие значительно сложнее и что оно находится также в непо­средственной внутренней зависимости от цвета, посто­янно присущего данному предмету и не зависящего от временных условий освещения (И. И. Гинзбург)

Я бы выбрал текст Б. Иогансона.

Текст И. Гинзбурга — непонятный и сложный. В нем ого неясного; много неизвестных слов. Он состоит из очень сложных предложений и в общем он какой-то «су­хой», скучный, неинтересный. Этот текст не поймут дети и, мне кажется, даже взрослые.

А текст Б. Иогансона — очень приятный и простой. Мы как будто вместе с ним смотрим на картину и видим то же самое, и чувствуем то же самое. Здесь все слова и пред­ложения понятные и знакомые. Сразу видно, что Иогансону эта картина очень понравилась. Этот текст с удоволь­ствием прочитают и дети, и взрослые.

  1. Вы сделали правильный выбор, решив поместить в свой журнал текст Иогансона. Текст Гинзбурга слишком сло­жен для его читателей. В чем же заключается его слож­ность? В тексте И. Гинзбурга много слов, понятных толь­ко художникам, например «цветность», «тональность», «цветовая схема» и др., много непонятных слов: «ма­жорный», «реальность», «импрессионистский» и т. д. В тексте много больших и сложных предложений. Последнее предложение состоит из 50 слов!

  2. Вы четко увидели разницу между двумя текстами. Ка­залось бы, авторы этих текстов говорят об одном и том же — о картине «Март» И. И. Левитана, но делают они это по-разному. А все зависит от того, в какой ситуации будет использован этот текст.

Текст И. Гинзбурга хорош и полезен для художников, искусствоведов, то есть для людей, хорошо разбирающих­ся в живописи. Поэтому автору легче говорить на том язы­ке, на котором общаются ученые, следовательно, стиль его статьи — научный, и задача автора — сообщить новое, на­учить.

А Б. Иогансон написал текст для того, чтобы разъяс­нить нам тайны картины, познакомить с ней, сделать ее доступной и любимой всеми, то есть популярной. Поэтому и слова, и предложения, которыми воспользовался Иоган­сон, просты и понятны всем. А чтобы стать к нам поближе, автор ведет рассказ от первого лица, как будто разговари­вает с нами.

Стиль такого текста называется научно-популярным.

Научно-популярным стилем написаны почти все ваши учебники, литература для дополнительного чтения по разным предметам, научно-познавательные книги. Этот стиль сразу можно узнать по тому, что в нем есть что-то новое, научное, но все это написано понятно и просто.

Словарно-стилистическая работа

Во многих текстах ярко проявляется авторское отно­шение к рассматриваемой теме. Обратите внимание, как Б. Иогансон показывает свое отношение к художнику и его картине. Он использует не только отдельные слова и словосочетания, которые выражают его авторско-зри­тельскую оценку и чувства (поражаюсь, ослепительность, зачарованный, «чудо», сверкающий, глубокая (синева), особый (свет), перелетные гости), но даже специально посвящает своему видению картины художника целое предложение: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» Авторская позиция в тексте Иоган- сона проявляется и в том, что он употребляет уменьши­тельно-ласкательные суффиксы, например, в слове «ре­чушек».

Итак, авторское отношение может быть выражено в эмоционально-оценочной лексике, в употреблении суф­фиксов с уменьшительно-ласкательным значением и даже целыми отрывками из текста.

В ходе словарно-стилистической работы можно дать толкование следующих слов: игра света, контраст, па­радокс.

Написание сочинения-статьи

Подготовьте (дома или в классе) свой вариант статьи в детский журнал о картине И. И. Левитана «Март» и про­явите в ней свою авторскую позицию.


1

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методика подготовки к написанию сочинения по картине на уроках русского языка

Автор: Макарова Светлана Александровна

Дата: 22.03.2020

Номер свидетельства: 543721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Открытый урок. Тема: Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег». 4 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "otkrytyi-urok-tiema-podghotovka-k-sochinieniiu-po-kartinie-a-a-plastova-piervyi-sniegh-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100387"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402379204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме  «Подготовка к сочинению – описанию внешности.  Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»». "
    ["seo_title"] => string(169) "urok-razvitiia-riechi-komplieksnogho-primienieniia-znanii-po-tiemie-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-vnieshnosti-opisaniie-kartiny-v-a-sierova-dievochka-s-piersikami"
    ["file_id"] => string(6) "145231"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418881476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства