Методическая разработка: «Устная и письменная разновидности литературного языка».
Методическая разработка: «Устная и письменная разновидности литературного языка».
Речевая деятельность – это речь, включающая говорение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида, другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включающую говорение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Устная и письменная разновидности литературного языка».»
Методическая разработка: «Устная и письменная разновидности литературного языка».
Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной.
Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов:
1) правил референции;
2) правил предикации.
Прежде всего, речевая деятельность – это речь, включающая говорение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включающую говорение. При этом выделяют два понятия:
1) речевой акт;
2) структуру языка.
Язык изучают как явление социальное. Действительно, язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку его слова понятны другим.
Основой речевой деятельности является мышление. Наши мысли мы можем передавать посредством органа говорения – языка. Из биологии мы знаем, что это подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.
Лизать языком, попробовать на язык (т.е. на вкус).
Язык также понимается как исторически сложившийся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Устная речь – это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности:
Устная форма представлена в двух своих разновидностях:
1) разговорная речь;
2) кодифицированная речь.
Разговорная речь допускает непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жестов и мимики); возможность смены ролей говорящего и слушающего. Разговорная речь имеет свои нормы, которых каждый говорящий должен придерживаться.
Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (на конференциях, собраниях и т.д.).
Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Для нее характерны преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов.
Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.
Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в сообщении.
Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную. Разговорная речь разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную.
Устная речь имеет свою специфику. Она происходит в условиях территориальной и временной близости собеседников. Поэтому в устной речи важную роль играют не только языковые средства, но и интонации, жесты, мимика.
Роль внеязыковых факторов
Одним из важнейших требований, предъявляемых к оратору, является способность чутко относиться к звучащей речи, к звучащему слову
Сила и высота голоса, темп речи.
Смысловое восприятие звучащей речи зависит от многих параметров. Одним из главнейших является темп произнесения. Темп – это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в минуту). Средний темп произнесения – 100–120 слов в минуту – является оптимальным для легкого восприятия речи. Самые важные мысли могут высказываться в замедленном темпе, менее важная информация – проговариваться быстро.
Слишком медленный темп речи имеет свои недостатки. Он не успевает за восприятием слушателями сказанного. Слушателю при этом сложно вычленить главное и второстепенное, поэтому он может не уяснить сути рассуждения. Медленно говорящий оратор, какие гениальные бы высказывания он ни произносил, может вызвать лишь зевоту и скуку, а иногда и раздражение аудитории.
Другой важный для хорошего оратора показатель – сила голоса. Тут есть две стороны: нельзя говорить ни слишком тихо, ни слишком громко. При тихой речи оратора могут просто не услышать. И, напротив, чрезмерно громкая и особенно крикливая речь может вызвать неприятие, психологическое отторжение сказанного.
Следующий параметр, который должен учитывать оратор,– высота голоса . Высота голоса зависит от природных физиологических показателей. Голос может быть низким, высоким, средним. Большой выразительности может добиться оратор, умеющий мастерски повышать или понижать голос.
Обращая внимание на особенности владения голосом, оратор может избежать монотонности в своем выступлении.
Ясность и четкость произношения
Часто в устной речи звуки произносятся нечетко. Концы слов и фраз при этом могут проглатываться. Такое произношение допустимо в обычной разговорной речи. Иная ситуация – выступление перед большой аудиторией. К выступающему в этом случае предъявляется требование хорошей дикции.
Дикция – это четкое и ясное произношение слов. Если человек от природы не обладает хорошей дикцией, то, систематически работая над ней, можно добиться эффективных результатов. Один из приемов работы над дикцией – скороговорки . Благодаря им достигаются точность, чистота, ясность произношения в случаях трудных сочетаний согласных при любом темпе произношения.
Пространство, место, в котором выступает оратор, также играют большую роль в эффективности речи. Если помещение большое, то речь должна быть медленнее, иначе аудитория может не все услышать. Нужно дать время для распространения звуковых волн в большом помещении.
Выражение с помощью голоса различных чувств.
Голосом при условии владения им можно передавать не только слова и мысли, но и чувства, эмоции, переживания. Установлено более 20 интонаций, которые выражают самые различные чувства: угрозу и удивление, негодование и радость, возмущение и восхищение, страх, сомнение, злобу и т.д.
Соответственно, о грустном нужно говорить печальным голосом, о веселом – радостным. Хороший оратор должен, во-первых, придать эмоциональность содержанию своей речи, а во-вторых, стремиться выразить ее своим голосом. Слушатели могу пропустить до 30–40 % информации, если ораторская интонация не будет отвечать его речи.