Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как один из приёмов мотивации к изучению русского языка»
И.В.Холоша
учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа №80 г.Донецка»
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
Общеизвестно, что познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении русского языка и литературы. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической работе. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда знания, неудержимое стремление познавать что-то новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению русского языка и литературы, но наиболее эффективным считаю метод проектов, направленный на активизацию творческих возможностей личности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Его суть заключается в том, что важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Целью проектной деятельности является:
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;
- повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и
учащимися.
Действительно, при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.
Формы организации исследовательской деятельности: урок; интегрированный курс (метод проектов как метод обучения), спецкурс, факультатив, индивидуально-групповые занятия; исследовательская деятельность как специфический вид занятий.
Что же может стать предметом исследования на уроках русского языка? Ведь изменения в языке происходят достаточно медленно, и у учеников может сложиться впечатление о русском языке как о явлении застывшем и статичном. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.
В современной педагогике различают три уровня реализации исследовательского обучения.
Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.
Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.
Следует учитывать, что при нынешней загруженности большинства учащихся возможной становится работа только лишь над одним-двумя проектами в год. Как же быть в такой ситуации? Например, задаю темы проектных работ как домашнее задание на летние каникулы. Например, ученикам 5 класса, нынешним шестиклассникам, были предложены такие темы проектных работ на лето:
- «Имена и фамилии нашего класса»;
- «Улицы моего посёлка»;
- «Сборник правил русского языка»;
- «Берёза – символ Руси»
Дети активно поучаствовали и результаты своей работы представили в виде сшитых книжечек, альбомов, плакатов, лэпбуков.
Также предлагаю учащимся творческие мини-проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, буклеты, коллажи и др. Проектный метод использую не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. На осенних каникулах задавала детям проект «Басни Крылова», с которым они успешно справились и результаты работы были представлены в виде лэпбуков, плакатов, сшитых книжечек, поделок из пластилина!
Помимо проектов, представленных выше, считаю, что такие виды заданий, как создание коллажей, лэпбуков, буктрейлеров, также мотивируют учащихся на дальнейшее изучение русского языка и литературы.
Считаю, что организация научно-исследовательской работы на базе школы имеет множеством положительных моментов:
для учащихся – это развитие творческих и исследовательских способностей, навыков самостоятельной работы, работы в группе и в команде, возможность выбора темы и руководителя, «погружение» в тему (так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет), наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя, развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру, приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей, тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.
педагогам организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, повысить дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки, помогает раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, апробировать инновационные технологии, обобщить опыт работы через СМИ, углубиться в исследуемую проблему;
Таким образом, проектная работа на уроках русского языка позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.
Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата.
Названные пути повышения мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя.
Литература
Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев //Завуч. – 2005. - № 6. – с. 4 – 29.
Безрукова, В. С. Директору об исследовательской деятельности школьников / В. С. Безрукова. – Библиотека журнала «Директор школы» выпуск № 2, 2002 год. – М.: Сентябрь, 2002. – 159 с.
Белых, С. Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых. – Под.ред.А.С.Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников». – 2007. – 56 с.
Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. - М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.