kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов как один из приёмов мотивации к изучению русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предлагает рассмотреть метод проектов как способ повышения мотивации к изучению русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как один из приёмов мотивации к изучению русского языка»

И.В.Холоша

учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа №80 г.Донецка»



МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Общеизвестно, что познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении русского языка и литературы. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической работе. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда знания, неудержимое стремление познавать что-то новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению русского языка и литературы, но наиболее эффективным считаю метод проектов, направленный на активизацию творческих возможностей личности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Его суть заключается в том, что важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Целью проектной деятельности является:

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;

- повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и

учащимися.


Действительно, при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.

Формы организации исследовательской деятельности: урок; интегрированный курс (метод проектов как метод обучения), спец­курс, факультатив, индивидуально-групповые занятия; исследовательская деятельность как специфи­ческий вид занятий.

Что же может стать предметом исследования на уроках русского языка? Ведь изменения в языке происходят достаточно медленно, и у учеников может сложиться впечатление о русском языке как о явлении застывшем и статичном. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.

В современной педагогике различают три уровня реализации исследовательского обучения.

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Следует учитывать, что при нынешней загруженности большинства учащихся возможной становится работа только лишь над одним-двумя проектами в год. Как же быть в такой ситуации? Например, задаю темы проектных работ как домашнее задание на летние каникулы. Например, ученикам 5 класса, нынешним шестиклассникам, были предложены такие темы проектных работ на лето:

- «Имена и фамилии нашего класса»;

- «Улицы моего посёлка»;

- «Сборник правил русского языка»;

- «Берёза – символ Руси»

Дети активно поучаствовали и результаты своей работы представили в виде сшитых книжечек, альбомов, плакатов, лэпбуков.

Также предлагаю учащимся творческие мини-проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, буклеты, коллажи и др. Проектный метод использую не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. На осенних каникулах задавала детям проект «Басни Крылова», с которым они успешно справились и результаты работы были представлены в виде лэпбуков, плакатов, сшитых книжечек, поделок из пластилина!

Помимо проектов, представленных выше, считаю, что такие виды заданий, как создание коллажей, лэпбуков, буктрейлеров, также мотивируют учащихся на дальнейшее изучение русского языка и литературы.

Считаю, что организация научно-исследовательской работы на базе школы имеет множеством положительных моментов:

  • для учащихся – это развитие творческих и исследовательских способностей, навыков самостоятельной работы, работы в группе и в команде, возможность выбора темы и руководителя, «погружение» в тему (так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет), наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя, развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру, приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей, тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.

  • педагогам организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, повысить дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки, помогает раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, апробировать инновационные технологии, обобщить опыт работы через СМИ, углубиться в исследуемую проблему;

Таким образом, проектная работа на уроках русского языка позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.

Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата.

Названные пути повышения мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя.

Литература

  1. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев //Завуч. – 2005. - № 6. – с. 4 – 29.

  2. Безрукова, В. С. Директору об исследовательской деятельности школьников / В. С. Безрукова. – Библиотека журнала «Директор школы» выпуск № 2, 2002 год. – М.: Сентябрь, 2002. – 159 с.

  3. Белых, С. Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых. – Под.ред.А.С.Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников». – 2007. – 56 с.

  4. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. - М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Метод проектов как один из приёмов мотивации к изучению русского языка

Автор: Холоша Инна Валериевна

Дата: 12.05.2022

Номер свидетельства: 606712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Проектная деятельность на уроках английского языка - как важная составляющая  ФГОС в начальной и основной школе. "
    ["seo_title"] => string(127) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-kak-vazhnaia-sostavliaiushchaia-fgos-v-nachal-noi-i-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "221660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства