1. Формулирование проблемы текста.
Проблема текста - это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа. Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта. Слово «проблема» должно обязательно прозвучать в сочинении. Важно не путать проблему с авторской позицией. Проблему можно сформулировать двумя основными способами: сочетанием слова проблема с существительным в род.п. (проблема чего?) и в виде вопроса. Проблема может быть не одна, а несколько.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Задачи: выбрать одну из рассматриваемых проблем, чётко её сформулировать.
Объём: 2-3 предложения.
Речевые клише:
В этом тексте автор поднимает (затрагивает, ставит, освещает) проблему…
В современном мире проблема … представляет особую актуальность.
…? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
Прочитав текст (чей?), я ёщё раз убедился, что проблема … была актуальна всегда.
Проблема, которую хотел нам показать (автор), такова: …
Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это …
Работа с текстами.
1. Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.
Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого -то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.
Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», - говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.
Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В.Солоухин).
Тема текста: время.
Проблемы: широкая – человек и время
узкая – почему люди опаздывают
точная – восприятие времени человеком
2. Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.
К нему приходили с насморком, с грыжей, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» - говорил он им, и, на первый взгляд, это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели были вправе возмущаться доктором, который не хочет лечить их флюсы, грыжи и насморки.
Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха». (В.Солоухин).
Примеры формулировки проблемы:
Прочитав текст В.Солоухина, я ещё раз убедился, что проблема условий для научных исследований была актуальна всегда.
Проблема, которую хотел нам показать В.Солоухин, такова: общество не всегда создаёт условия, необходимые для научных исследований.
Автор текста поднимает важную проблему: следует ли учёному-медику заниматься лечебной практикой, или ему надо создать условия для концентрации внимания на исследованиях.
Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это отношение общества к исследователям, которые могут дать нам нечто большее, чем простая каждодневная практика в небольшом городке.
В этом тексте автор ставит проблему отношения людей к великим исследователям.
3. Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно даёт главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приёмы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику. (Е.А. Крашенинникова).
Темой текста является:
1) одиночество; 2) отношение к людям; 3)социальная полноценность; 4)общение.
Проблемой текста является:
1) преодоление одиночества;
2) значение общения в жизни человека;
3) проблемы в общении;
4) достижение душевного комфорта.
4. В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашёл, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а её остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.
Вероятно, иногда внутри нас возникают ещё более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами».
(В.Солоухин).