kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для подготовки к сочинению (часть 2 ЕГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен материал, который будет полезен учителю и ученикам 11 класса при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит речевые клише, задания, образцы сочинений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1. Формулирование проблемы текста»

1. Формулирование проблемы текста.

Проблема текста - это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа. Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта. Слово «проблема» должно обязательно прозвучать в сочинении. Важно не путать проблему с авторской позицией. Проблему можно сформулировать двумя основными способами: сочетанием слова проблема с существительным в род.п. (проблема чего?) и в виде вопроса. Проблема может быть не одна, а несколько.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

Задачи: выбрать одну из рассматриваемых проблем, чётко её сформулировать.

Объём: 2-3 предложения.

Речевые клише:

В этом тексте автор поднимает (затрагивает, ставит, освещает) проблему…

В современном мире проблема … представляет особую актуальность.

? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

Прочитав текст (чей?), я ёщё раз убедился, что проблема … была актуальна всегда.

Проблема, которую хотел нам показать (автор), такова: …

Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это …

Работа с текстами.

1. Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.

Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого -то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.

Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», - говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.

Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В.Солоухин).


Тема текста: время.

Проблемы: широкая – человек и время

узкая – почему люди опаздывают

точная – восприятие времени человеком






2. Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.

К нему приходили с насморком, с грыжей, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» - говорил он им, и, на первый взгляд, это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели были вправе возмущаться доктором, который не хочет лечить их флюсы, грыжи и насморки.

Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха». (В.Солоухин).

Примеры формулировки проблемы:

Прочитав текст В.Солоухина, я ещё раз убедился, что проблема условий для научных исследований была актуальна всегда.

Проблема, которую хотел нам показать В.Солоухин, такова: общество не всегда создаёт условия, необходимые для научных исследований.

Автор текста поднимает важную проблему: следует ли учёному-медику заниматься лечебной практикой, или ему надо создать условия для концентрации внимания на исследованиях.

Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это отношение общества к исследователям, которые могут дать нам нечто большее, чем простая каждодневная практика в небольшом городке.

В этом тексте автор ставит проблему отношения людей к великим исследователям.

3. Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно даёт главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приёмы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику. (Е.А. Крашенинникова).


Темой текста является:

1) одиночество; 2) отношение к людям; 3)социальная полноценность; 4)общение.

Проблемой текста является:

1) преодоление одиночества;

2) значение общения в жизни человека;

3) проблемы в общении;

4) достижение душевного комфорта.


4. В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашёл, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а её остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.

Вероятно, иногда внутри нас возникают ещё более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами».

(В.Солоухин).

Просмотр содержимого документа
«2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста - копия»

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.



Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование.

Задачи: растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать её, сказав об отношении общества к ней, её отнесённости к определённому типу проблем, её актуальности, новизне; объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей. Цитирование обязательно.

Объём: 8-12 предложений.

Ошибки: чрезмерное цитирование; подмена комментария пересказом; вычленяется одна проблема, а комментируется другая; допускаются фактические ошибки.

Речевые клише:

Автор рассказывает…

Автор вспоминает…

Внимание автора привлекает…

Автор подчёркивает…

Автор с грустной иронией (печалью, грустью, радостью, скорбью, восхищением, сочувствием, одобрением, неодобрением, осуждением…) пишет… .

Важно охарактеризовать проблему, какая она: актуальная, нравственная, социальная, философская, житейская, вечная, экологическая, этическая и т.д.


Работа с текстом.

1. Около тысячи лет назад в Киеве, при Ярославе Мудром, под сводами Софийского храма, была создана первая у нас библиотека. В ней трудились переводчики, писцы и художники. Много заморских книг тогда было переведено на славянский язык. Сначала книги переписывались в Киеве и Новгороде, а потом и в других местах Руси – Чернигове, Галиче, Суздале, Ростове Великом, во Владимире, Старой Рязани, и , наконец, книжный свет пришёл в Москву. Восторженная похвала книгам была создана в Киеве. Её повторяли несколько столетий подряд и помнят в наше время: «Велика бывает польза от учения книжного». Книги – «реки, напояющие вселенную» мудростью. В книгах – неисчётная глубина, ими мы в « печали утешаемся…»

Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествиях врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги. Книги укрепляли дух, утешали, вселяли надежду. (Евгений Осетров).

Фрагмент сочинения.

Известный писатель и библиофил Евгений Осетров пишет об истории возникновения книги и поднимает проблему отношения людей к книге в древние времена.

Исторический экскурс, предпринятый автором, интересен тем, что читающему текст даётся возможность понять, что испокон веку «велика бывает польза от учения книжного». Внимание автора привлекает исторический аспект проблемы, потому что история книги неразрывно связана с историей народа. Её изучение позволяет увидеть истоки уважения к книге, которое оказывали ей образованные люди в любое время. Автор текста – истинный ценитель и знаток книг – рассматривая проблему, упоминает об интересных фактах, в частности о создании первой на Руси библиотеке в Софийском соборе Киева. Возможно, побудило автора к этому посещение этого уникального места, но уж точно то, что любой прочитавший текст тут же испытывает желание посетить Киев и побывать в святых для нас местах. Мне кажется, что проблема, которую поднимает автор, актуальна сегодня в свете того, что интерес к книге падает, особенно это заметно в среде молодёжи. Однако автор не морализует, а пытается заинтересовать читателя, вызвать уважение к книге.


Замечания. Названа тема, сформулирована проблема. Прокомментирована проблема отношения к книге, важность исторического подхода к рассмотрению проблемы, который применяет автор. Правильно понят моральный смысл текста и его воспитательное значение. Искажений смысла в работе нет. О верной интерпретации текста говорят уместные ссылки на конкретные предложения. Экзаменуемый пытается понять причину интереса автора к данной проблеме.


2. Россия долго оставалась едва ли не единственной страной, не имевшей даже приблизительных данных о культурных ценностях, похищенных и вывезенных с её территории в годы Второй мировой войны. Списки, составленные Государственной чрезвычайной комиссией по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (ГКЧ), носили лишь приблизительный характер. Работу, проводившуюся по горячим следам событий, осложняло то, что оккупанты, грабя учреждения культуры, старались уничтожить или вывезти с собой инвентарные книги. К тому же материалы ГКЧ предназначались для Нюрнбергского процесса, и надо было спешить. Затем многие десятилетия этой проблемой у нас никто не занимался, поскольку сама тема находилась под негласным запретом. Возможно, потому, что у нас были свои «трофеи».

Настоящая работа в этом направлении началась лишь в 90-е годы. На заседании Государственной комиссии по реституции культурных ценностей, состоявшемся в апреле 1996 года, было решено подготовить реестр культурных ценностей России, утраченных в годы войны. (Н.Никандров)



Просмотр содержимого документа
«3. Определение позиции автора»

3. Определение позиции автора.



Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста.

Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, иными словами, основная мысль текста.


Задачи: понять мнение автора относительно вычлененной проблемы, объяснить причину возникновения такой позиции. Цитирование!

Объём: 2-5 предложений.

Авторская позиция в публицистическом тексте обозначена более чётко. Выявление авторской позиции в художественном тексте может быть затруднено. В таком случае обращаем внимание на эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, оценочные слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение и т.д.), дают оценку описываемым фактам. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы.


Речевые клише:

Автор считает, что…

Автор глубоко убеждён в том, что…

Позиция автора сформулирована весьма чётко:…

Решая проблему, автор приходит к такому выводу:…

Автор убедительно доказывает, что…

Автор уверен в том, что…

… - вот позиция автора.


Работа с текстом.

1. Подлинная наука всегда связана с жизнью, из неё, собственно и рождается, а не из голых мозговых акций. Всякая отвлечённая, лишённая связей с природой, жизнью, мысль обескровливает себя, закупоривается, лишается жизненных соков, подлинно человеческого прозрения. Ведь творческая мысль – не одно только интеллектуальное усилие. Это проявление всей полноты личности учёного (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий. Без «человеческих чувств» учёного, без его качеств гражданина и патриота обедняется и сама творческая мысль. (М. Лобанов).

Фрагменты сочинений.

1). Текст М. Лобанова посвящён теме науки. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в связи науки с жизнью, в нежизнеспособности той науки, которая зовётся «отвлечённой».

Мнение автора предельно понятно: М. Лобанов считает, что научные открытия рождаются из самой жизни. Истинный учёный, по мнению автора, аккумулирует накопленный человеческий опыт, пропускает его через собственные убеждения и моральные основания и лишь на базе этого делает обобщения. В тексте однозначно негативно оценивается отрыв науки от моральных устоев.

Замечания. Названа тема, правильно сформулирована проблема. Позиция автора сформулирована верно, авторские аргументы прокомментированы.

2). Автор прочитанного мною текста рассуждает о том, что такое наука.

Автор считает, что наука связана с жизнью.

Замечания. Экзаменуемый расширил проблематику текста. Позиция автора сформулирована очень общо.


2. Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. Вместо человека чести человек принципов…

Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П.Чехова. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить свою совесть с ним я не мог, - писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению…о сложении с меня звания почётного академика». А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли ещё что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

( Д. Гранин).


Задание. Сформулируйте проблему и позицию автора.



Просмотр содержимого документа
«4. Выражение согласия»

4. Выражение согласия/несогласия, частичного согласия с автором. Формулирование собственной позиции (тезиса).

Задачи: одобрить или не одобрить позицию автора;

сформулировать собственную позицию, т.е. отношение к проблеме и путям её разрешения; сформулировать тезис будущей аргументации.

Объём: 1-2 предложения. Цитирование.

Речевые клише:

Я разделяю мнение автора и считаю, что… .

Трудно спорить с автором в том, что… . И моя позиция состоит в … .

Думаю, что следует согласиться с автором в том, что… .

Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что… .

Мне близка позиция автора относительно… . Я тоже считаю, что … .

Я не разделяю мнение автора и хочу выразить свою точку зрения.

По моему мнению, автор не совсем прав. Я хочу ему возразить и высказать свою точку зрения.

Внимание! Даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес.

Работа с текстом.

Мы говорили сейчас о словах, которые уже давно отзвучали. Их нет больше в мире. Только в древних книгах, на листах выцветших рукописей и грамот остались их отпечатки, их тени. Никто не говорит «кметь», когда нужно назвать вина. Ни один человек не поименует дядю «уем» или мужа «ладой», как в дни Мономаха. Древние слова подобны потухшим звёздам: их давно нет, а до нас всё ещё доходит их свет, потому что свет идёт медленно.

Да понятно: собирать тени нелегко. Зато со словами живой речи дело, наверное, обстоит лучше? Вот, скажем, народный язык, его местные говоры, областные наречия и диалекты. Они же ещё живут; с ними всё видимо, всё ясно… Это – русский язык, а мы тоже русские люди.

Вы думаете, с ними так просто? Вы идёте где-либо по глухому лесу, вдоль реки, впадающей в Белое море. Тропка змеится впереди. И вдруг из-за вековой ели какой-то дедка дружелюбно кричит вам: «Эй, друг! Туды не ходи: там няша!» Что подумаете вы при этом?

Вы подумаете: «Дед либо нерусский, либо шутник! «Няша»! Скажите на милость! Что это: «бука», «бяка»? Нашёл, чем стращать!»

Но не теряйтесь в догадках; спросите в любой северной деревне и узнаете: нет, «няша» не «бука». «Няша» - на местном наречии болото. А соваться в болото, действительно, ни к чему.

Слово «няша» известно только на Крайнем Севере. Ни рязанец, ни орловец его не поймут. Зато у них есть свои местные слова, точно так же неизвестные в других частях громадной нашей страны.

Было время, наречия эти резко отделялись друг от друга и не менялись веками: ведь жители разных частей нашей родины – тверяки, псковичи, вологжане, куряне – почти никогда не встречались и даже не слышали друг друга. Теперь не то: наша жизнь с её железными дорогами, почтой, радио, телеграфом, книгами, газетами всё сильней и сильней стирает все языковые рубежи. Областные говоры и сегодня влияют на общерусский язык. В них гораздо крепче, чем в городской речи, сохраняются следы прошлого. Не приходится удивляться, если языковеды спят и во сне видят: хоть напоследок собрать, запечатлеть, изучить эти вымирающие диалекты: не из них ли вырос и весь наш язык?


Образец сочинения.

Русский язык! Какой долгий путь развития прошёл он! И сегодня продолжаются языковые изменения: в языке постоянно что-то отмирает и появляется новое. Давайте вслед за Л. Успенским поразмышляем о судьбе диалектных слов, которые отличаются от литературных ограниченностью сферы употребления – территорией распространения.

Л.Успенский, автор прочитанного мною текста, поднимает важную тему – отмирание диалектных слов, сближения говоров друг с другом и с языковой нормой. Автор излагает своё видение проблемы использования диалектизмов в речи людей. С одной стороны, как пишет Успенский, говоры ещё живут, они представляют интерес для науки, однако с другой стороны, их трудно понимать людям, живущим в иной местности. Действительно, раньше говоры значительно отличались друг от друга. Теперь же уровень образования, использование средств коммуникации, как тех, о которых пишет автор, так и новых, вплоть до электронной почты, позволяют людям овладеть литературной нормой. И жители столицы, и сельчане воспринимают речь телеведущих, деятелей культуры, политиков и равняются на них. Это приводит к постепенному исчезновению диалектизмов.

Мне понятна позиция автора. Диалектные слова, безусловно, затрудняют понимание речи, но их следует изучать. В них в определённой мере запечатлена история нашего языка. Вот, например, буква «ж» в слове «варежка» является труднопроверяемой. Однако в некоторых областях встречается диалектное слово «варега» , которое объясняет с учётом чередования букву «ж». Кроме того, изучение диалектов позволяет узнать много интересного о жизни наших предков. Вспомним стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина «В хате». Приведу лишь один пример: почему в стихотворении говорится, что солонка стоит на лавке? Вспомним примету с рассыпанной солью, представим, как легко уронить маленькую солонку, если она стоит на лавке. Однако изучение диалектизмов даёт нам ключ к отгадке. Оказывается, в рязанских сёлах солонки делали очень большими, в них насыпали столько соли, что их практически невозможно было свернуть.

Таким образом, видно, что мы с автором текста, исследователем нашего языка Л.Успенским, единомышленники: мы оба понимаем, что диалектных слов в нашей речи встречается с каждым годом всё меньше, однако они представляют интерес для тех, кому не безразлично прошлое нашей страны.


Задание. Найдите в сочинении вступление, формулирование проблемы, комментарий проблемы, позицию автора, выражение согласия с автором, формулирование собственной позиции, аргументы, вывод. Что вам понравилось в сочинении, что бы вы исправили, с чем не согласны?


Просмотр содержимого документа
«5. Доказательство справедливости собственной позиции»

5. Доказательство справедливости собственной позиции. Аргументация собственного мнения по проблеме.

Задачи: подобрать не менее 2 доводов, доказывающих справедливость тезиса; подкрепить доводы конкретными примерами. Цитирование.

Объём: 8-12 предложений.

Аргумент – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить.

Структура аргументации


Тезис

Довод 1 Довод 2


Иллюстрация(и) Иллюстрация(и)


Вывод

Пример аргументации

Тезис

Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира

Довод 1

Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив.

Если же он, наделённый от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству.

Довод 2

Лишь в творчестве и деятельности проявляется истинная красота.

Человек прекрасен в минуты творческого подъёма, эмоциональной напряжённости.




Довод 3

Красота человека с богатым внутренним миром не меркнет со временем.

Иллюстрация 1

Героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова и Элен Курагина.

Иллюстрация 2

Примеры из жизни известных актрис, которые, не обладая внешними данными, отвечающим принятым представлениям о красоте, добились успеха и считаются звёздами, в том числе исполняют роли красавиц (например, Алиса Фрейндлих).

Иллюстрация 3

Примеры из жизни великих людей, родных и знакомых, которые даже в преклонном возрасте сохранили способность удивляться, любить, жить яркой эмоциональной жизнью и могут быть названы красивыми.





Виды аргументов

Логические (более сильные)

Психологические (менее сильные)

Влияют на разум, убеждают через сферу рационального:

факты, не вызывающие сомнения;

выводы науки (в том числе и научные аксиомы);

статистические данные;

законы природы;

положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов;

данные, полученные экспериментальным путём и др.

Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального:

личная уверенность пишущего;

ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы);

примеры, вызывающие эмоции;

показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис;

цитаты;

прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.


Тезис и вывод могу быть сформулированы в 1-2 предложениях. Переход от тезиса к доводам может осуществляться с помощью фраз:

Попытаюсь доказать это.

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.


Связь между аргументами можно установить с помощью вводных слов:

во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, а вывод – итак, следовательно, таким образом.


Фрагмент сочинения.

Я считаю, что всё в нашей жизни определено теми установками, которые сформированы в детстве. Во-первых, именно в детстве формируется характер человека. Во-вторых, события детства многие помнят всю жизнь, детские впечатления самые яркие. В- третьих, в детские годы происходит грандиозное по объёму накопление опыта, который ребёнок черпает из книг, рассказов родителей и учителей, игр с друзьями.

Задание. Дополните доводы иллюстрациями.


Задание. Подберите несколько пословиц, афоризмов, примеров из художественной литературы к каждой теме, чтобы потом использовать их для аргументации:

1) труд 8) лень

2)родина 9) общение

3) родители 10) богатство

4) дружба 11) мудрость

5) природа 12) время

6) ученье 13) книга

7) война 14) судьба





Пример аргументации.

Блок

Фрагмент сочинения

Выражение согласия с автором исходного текста

Я полностью согласна с мнением автора относительно опасности компьютерной зависимости.

Формулировка собственной позиции

Мне кажется, что Паутина действует губительно на многих людей, несмотря на то, что в целом она позволяет экономить время и быстро находить нужную информацию, обмениваться сообщениями.

Связка

Попробую доказать собственное мнение.

Довод 1

Во-первых, виртуальное общение затягивает больше, чем реальное, потому что позволяет спрятать собственные комплексы.

Иллюстрация 1

Например, застенчивый человек, критически оценивающий собственную внешность, испытывающий проблемы в реальном общении, может, общаясь в сети, чувствовать себя героем дня, мудрым советчиком, интересным собеседником. Это чувство начинает нравиться, и человек проводит дни, часы в сети. А родные, друзья, близкие теряют его, им не хватает общения, они обижаются.

Довод 2

Во-вторых, Интернет- удовольствие не бесплатное.

Иллюстрация 2

Конечно, от одного часа из семейного бюджета много не убудет, однако зависимые люди проводят в сети столько времени, что это бьёт по кошельку.

Довод 3

В-третьих, от многочасового сиденья перед монитором портится зрение.

Иллюстрация 3

Когда человек общается в чатах по 5-7 часов, зрение так напрягается, что глаза ломит, они краснеют. Я лично знаю людей, которые носят очки в результате длительного сидения за компьютером.


Вывод

Таким образом, Интернет может причинять вред человеку, если им пользоваться неумеренно, не находить в себе силы вовремя остановиться.











Прочитайте фрагмент сочинения ученика. Оцените аргументацию с точки зрения её эффективности и соблюдения этических норм. Какой аргумент вы заменили бы? Что вы считаете неприемлемым: сам факт использования довода или его формулировку?


Автор прочитанного мною текста поднимает множество проблем: «побочные плоды» цивилизации, апатичность людей, роль прошлого в настоящем и будущем, важность литературы и другие. Все эти проблемы тесно связаны между собой, но основной я считаю проблему цивилизации.

Технический прогресс, на мой взгляд, и есть самая большая проблема человечества. Во-первых, технический прогресс – результат лени. К примеру, если в древности людям было тяжело добираться из соседнего города, они придумывали транспорт: телеги, автомобили, поезда, самолёты. Теперь же мы в соседний квартал в гости или в магазин предпочитаем ездить на машине вместо того, чтобы прогуляться сто-двести метров. Во-вторых, прогресс отрицательно сказывается как на природе, так и на самом человеке. Так, несмотря на достижения медицины, продолжительность жизни сокращается, а о таких болезнях, как птичий грипп или СПИД, раньше даже и не слышали. В-третьих, прогресс приводит к тому, что люди начинают пренебрегать нравственными нормами. Исчезают понятия благородства и чести. Теперь на альтруистов смотрят как на психически нездоровых. В современной литературе господствует мысль, что человек стал свиньёй и возгордился этим. Свои взгляды он стал считать нормой, а, дабы не казаться свиньёй, лучшие чувства других людей облил грязью. Чувства людей затупились. Религию отвергли, а вместе с ней всё то, что она проповедует: любовь к ближнему, незлобливость, смирение. Даже « звёздное небо уже не кажется нам тайною тайн»(Ю.Бондарев). Чем более прогрессирует человек, тем более изощрённые способы уничтожения своих собратьев он придумывает.

Просмотр содержимого документа
«6-7. Оформление вступления к сочинению Концовка сочинения.»

6.Оформление вступления к сочинению.

Задачи: 1) вступить в контакт с читателем;

2) ввести читателя в тему;

3) подготовить к восприятию текста.

Приёмы: 1) сообщение о теме;

2) сообщение об авторе;

3) цитата или афоризм;

4) риторический вопрос;

5) вопросно-ответное единство;

6) именительный темы;

7) риторическое восклицание;

8) сообщение о прочтении текста;

9) парадокс.

Объём: 3-5 предложений.

Задание: определите вид вступления.

1. Автор текста, который я прочитал, - Дмитрий Сергеевич Лихачёв, настоящий мастер слова, публицист и общественный деятель, чьи статьи неизменно вызывают интерес читателей, заставил меня задуматься о …

2. Счастье… Кто из нас не мечтал о нём! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется.

3. Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!

4. Что даёт миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?

5. Наследственность или воспитание? Природное или социальное? Что же определяет направление формирования способностей личности?

6. «О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста.

7. Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящён текст…

Вступление должно быть ярким, своеобразным, говорить об индивидуальности автора сочинения, свободе его мышления.

Задание: подберите три разных вступления к фрагменту сочинения, используя следующие приёмы:1)риторическое восклицание; 2) сообщение о теме; 3) афоризм.

Проблема отношения к родной земле привлекла внимание В.Белова. Автор пишет о своём детстве, о жизни в родном доме, где всё знакомо и привычно, где «вильнула хвостом тропа», по которой ходил он много-много раз, где по-особому шепчут берёзки, где повсюду чувствуется теплота земли. Каждое слово автора проникнуто любовью, но в нём же чувствуется и боль, ведь на смену цветущим сёлам приходят многоэтажные коробки, а шёпот травы заглушает гул реактивного самолёта. Проблема в том, что принять эти метаморфозы так сложно! Вот и вопрошает автор: «Как мне понять, что это?..»


7.Оформление концовки сочинения.

Задачи: 1) завершить контакт с читателем;

2) подвести итог;

3) побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы.

Приёмы: 1) нравственный вывод;

2) сообщение об итоге анализа текста;

3) цитата;

4) афоризм;

5) призыв;

6) вопросно-ответное единство;

7) возвращение к началу;

8) риторическое восклицание;

9) пословица;

10) пожелание на будущее.

Объём: 3-5 предложений.

Задание: определите вид концовки.

1. Так давайте же сохраним то неоценимое наследие, которое досталось нам от предков!

2. Итак, мастерство – это финал профессиональной подготовки. К нему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии. «Дело мастера боится», - так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером.

3. Так зачем же люди вступают в общественные организации и движения? Это новое общение, возможность самореализоваться и развить собственные задатки, шанс не пройти по жизни незамеченным, а принести пользу обществу.

4. В.Вересаев начинает статью следующими словами: «Трудное и запутанное дело – писательство». Прочитав текст, я в этом полностью убедился. Действительно сложно найти «золотую середину» между литературным творчеством и способом заработать деньги.

Задание: подберите три разных вида концовки к фрагменту сочинения, используя следующие приёмы: 1) призыв;

2) нравственный вывод;

3) афоризм.

Я не могу не согласиться с мнением М.Молиной, которая утверждает, что небрежное отношение к языку, «криминализация» русской речи, стирание границ между «хорошим» и «плохим» губительны для нашего языка. Вслед за автором я выскажу негодование по поводу использования в СМИ внелитературной лексики, пропаганды речевой агрессии, которая идёт с экранов, использования жаргонных и просторечных слов даже в публичных выступлениях известных политиков.

Такое отношение к языку, по-моему, ведёт к тому, что в сознании детей многие случаи речевой практики, которые не соответствуют нашему речевому этикету, могут откладываться как нормативные. Например, можно отметить ставшие частотными случаи обращения на «ты» взрослых людей в официальной обстановке. Это ведёт к разрушению традиций, которые сложились много веков назад, и не нам их отменять. Традиции использования языка влияют на языковое сознание нации. Не будет этих общих канонов – не будет и единства всех говорящих на русском языке.

Просмотр содержимого документа
«8. Корректировка написанного»

8.Корректировка написанного.


1.Прочитайте фрагмент сочинения и оцените структуру предложений. Что бы вы исправили? Как сделать предложения более разнообразными?

Я прочитал текст В.Белова. Автор восхищён картинами природы. Его очаровывают сменяющие друг друга пейзажные настроения. Всё вокруг меняет цвета. Я согласен с автором. Только глухой и слепой не замечает меняющиеся картины мира.


2.Выявите и исправьте речевые ошибки.

1) Красоту родной природы можно увидеть глазами лиричного героя Есенина, который понимает язык цветов и трав, птиц и животных.

2) Огромное значение в нашей жизни играет охрана природы – нашего общего дома.

3) На выборах в Государственную Думу партия СПС одержала поражения благодаря плохо организованной избирательной компании.

4) До сих пор огромная масса народа преклоняется перед героями 1812 года.

5) В 1916 году Есенин выпускает свой первый сборник «Радуница». Он привлёк внимание общественности.

5) Великолепный русский писатель Ф.М.Достоевский говорил, что русской душе свойственна раздвоенность. С одной стороны, она стремится в небо, а с другой – примагничивается к земле.


3. Выявите и исправьте грамматические ошибки.

1) Древний мудрец говорил, что: «Память потомков – величайшее богатство». Не знать своей истории – значит не знать себя. Историю невозможно знать без литературы. Мы не знали бы историю без великих произведений: роман-эпопея «Война и мир», «Слово о полку Игореве» и другие. Наша литература потеряла много из наследия предков, потому что в свет не вышли произведения авторов, попавших в лагеря в годы репрессий и которые не пропустила цензура.

2) Я частично согласен с Вересаевым. Трудно возражать автору про то, что полная отдача литературе приводит писателя к творческому краху. Но часто бывают такие ситуации в жизни, что иного выхода нет, как только зарабатывать себе на жизнь писательством и когда нет других возможностей. Работая над книгой, у писателя есть цель, которая заключается не только в том, чтобы довести к читателю свои мысли, а и заработать гонорар. Но тогда писательство превращается не в творчество, а в ремесло, зарабатывание денег, и многие такие произведения получаются посредственными.


4.Найдите фактические ошибки в сочинении.

1) Великое назначение искусства заключается в том, что оно заставляет нас задуматься о важном, вызывает у нас размышления о человеке , жизни в разных его проявлениях. Я, например, люблю картину Васнецова «Три богатыря». Всадники-богатыри, изображённые на ней, охраняют простор родной земли. Эти грозные стражи не позволяют врагу топтать нашу землю. Когда я видел эту картину в музее имени Пушкина, я думал, что и сегодня русские воины так же зорко охраняют рубежи Родины. Таким образом, Васнецов хотел показать нам, что защита Отечества – долг каждого зрелого мужчины.

2) Да, благодаря литературе мы можем узнать то, что было задолго до нашего рождения. Например, В.Солоухин пишет, что мы можем побывать «на Бородинском поле во время сражения». Я вспоминаю, как изобразил битву очевидец – поэт М.Ю.Лермонтов:

Да, был денёк! Сквозь залп летучий

Французы двинулись как тучи.

3) В повести «Война и мир» рассказывается об Отечественной войне 1812 года.

4) В романе «Преступление с наказанием» главный герой Радион Роскольников.

5.Исправьте все ошибки в сочинении ученика (исходный текст – см. Выражение согласия/несогласия с автором).

Я думаю, что автор прав насчёт своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали оброщать внимание на те слова которые они употребляют они бы задумались о том, что не всё понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков то сразу видно, как они общаються. В нашем обществе люди общаются некультурно, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравиться. Могу даже начаться митинги. А диалектные слова люди используют потому что не могут их заменить на какие- нибудь другие. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек вырожает мысль и применяет слово которое слышал от бабушки, а она жила где то на севере. а так мы бы и не узнали, что было такое слово.

Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И надо учёным изучать диалекты и составлять словари.


6.Найдите этические ошибки.

1) Автор наезжает на молодёжь.

2) Бабки около подъезда часто делают нам замечания.

3) И с такими рожами идут в театр.

4) Она на уроке включила дурочку, якобы совсем ничего не понимает.

5) И сидит сейчас этот старикашка на берегу, думая о своих победах.



Просмотр содержимого документа
«9. Напишите сочинение по прочитанному тексту»

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Формулирование

проблемы текста

В этом тексте автор поднимает (затрагивает, ставит, освещает) проблему…

В современном мире проблема … представляет особую актуальность.

? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

Прочитав текст (чей?), я ёщё раз убедился, что проблема … была актуальна всегда.

Проблема, которую хотел нам показать (автор), такова: …

Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это …


Комментарий к сформулированной проблеме

Автор рассказывает…

Автор вспоминает…

Внимание автора привлекает…

Автор подчёркивает…

Автор с грустной иронией (печалью, грустью, радостью, скорбью, восхищением, сочувствием, одобрением, неодобрением, осуждением…) пишет…

Определение позиции автора

Автор считает, что…

Автор глубоко убеждён в том, что…

Позиция автора сформулирована весьма чётко:…

Решая проблему, автор приходит к такому выводу:…

Автор убедительно доказывает, что…

Автор уверен в том, что…

… - вот позиция автора.


Выражение согласия/несогласия, частичного согласия с автором. Формулирование собственной позиции (тезиса).

Я разделяю мнение автора и считаю, что… .

Трудно спорить с автором в том, что… . И моя позиция состоит в … .

Думаю, что следует согласиться с автором в том, что… .

Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что… .

Мне близка позиция автора относительно… . Я тоже считаю, что … .

Я не разделяю мнение автора и хочу выразить свою точку зрения.

По моему мнению, автор не совсем прав. Я хочу ему возразить и высказать свою точку зрения.


Доказательство справедливости собственной позиции. Аргументация собственного мнения по проблеме.

Попытаюсь доказать это.

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; вывод – итак, следовательно, таким образом.




На углу моего палисадника давно еще, при заселении деревенской избы, посадил я золотошар. Но ни разу цветам, поднимающимся над штакетником, не удалось отцвести. Соседи у меня хорошие, трудолюбивые, они держат двух коров. Я беру у них молоко.

Соседские коровы, как только золотошар высунет свои празднично сияющие цветки за штакетник, идя с пастбища, полусонные, с полным выменем, неторопливо сворачивают с дороги и сжевывают цветы. Делают они это неторопливо, словно по обязанности, глядя в какое-то пространство. Сжевавши цветы, коровы задирают хвосты, шлепают возле ограды жидкие зеленые лепехи и следуют во двор, заранее для них раскрытый, на дойку, на покой следуют.

В шестидесятые годы поселился я в уральской деревне Быковке. Возле запущенной одичалой избы, которую купил я по дешевке, тесно росли, друг друга затеняя и подавляя, черемухи.

В них, в черемухах, жил и каждую весну пел соловей.

Уж так хорошо было сердцу, сладостно от пения этого залетного певуна. Слушать не уставали его обитатели моего домика с вечернего и до ночного часа, когда и до утра.

По всей речке Быковке, как бы опоясанной белопенной вилючей лентой, упоительно, взахлеб, подпевали нашему соловью собратья его…

Одной весной не слышно и не слышно нашего подоконного соловья. Я подумал, что чистый слух певца обеспокоили мои частые гости, тоже пробующие запеть по пьяному делу, либо соседская хищница кошка его спугнула. Улетел он вить гнездо в другое место, скорее всего под гору к речке.

Но вот разогрелась весна, пышно и в то же время как бы потаенно в черемухах зацвели посаженные мною таежные цветы – марьины коренья. Я пошел подивиться на них, благодарно потрогать и погладить их теплой ладонью и увидел в хламе прошлогодних листьев прикрытые севом черемушного цвета мокрые, серенькие перышки.

Есть пагубная привычка у нашего соловья: чем-либо встревоженный, вспугнутый, он спархивает на землю. Тут его, царя среди певцов, очень скромного видом, поймала и съела кошка. В нем и мяса-то на один жевок…

Говорят и пишут, что французскому королю Людовику, чревоугоднику, готовили блюдо из соловьиных язычков. Пишут, что ради повышения половой потенции повсеместно истребляется самая грациозная, самая беззащитная из ланей – кабарга. Добываемое из ее чрева снадобье, называется струей, потрафляет похоть сладострастников. Бродягу медведя валят из-за желчи, величайших земных животных – слонов – лупят в грудь из карабинов ради бивней, годных на украшения.

Глядя на коров, жующих солнечно сияющие золотошары, я со скорбью и печалью думаю обо всех нас, все время жующих и поглощающих, и о короле Людовике тоже, о соловье, изжеванном кошкой. Думаю и вспоминаю из прочитанного о матросах, что в Зимнем дворце жрали самогон из хрустальных ваз и, расстегнув брючные ремни, стояли в очередь, оправиться в малахитовые чаши, украшавшие, точнее венчавшие, дворцовую лестницу, - те чаши делали семьями уральские камнерезы, мастера-кудесники.

Глядя на корову, жующую цветы, явственно слышу новодержавных молодцов со свастиками, беснующихся пока еще на малочисленных сборищах. Они сулятся, что «как придут, то дадут».

Никак до сих пор не могу отделаться от воспоминаний о соловье, изжеванном кошкой. Ей все равно, чего и кого жевать.

В.П. Астафьев




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Материалы для подготовки к сочинению (часть 2 ЕГЭ)

Автор: Филиппова Надежда Николаевна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Дидактические материалы для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ» "
    ["seo_title"] => string(75) "didaktichieskiie-matierialy-dlia-podghotovki-k-sochinieniiu-v-formatie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "228564"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441382496"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Материалы для подготовки учащихся к сочинению на ЕГЭ (задание 27) по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(80) "materialy_dlia_podgotovki_uchashchikhsia_k_sochineniiu_na_ege_zadanie_27_po_russ"
    ["file_id"] => string(6) "492794"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545772242"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Советы родителям по подготовке к ГИА по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(52) "sovietyroditieliampopodghotovkiekgiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "294964"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455769093"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Справка  по результатам проведения  итогового  сочинения (изложения) в 11 классе 2014-2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(113) "spravka-po-riezul-tatam-proviedieniia-itoghovogho-sochinieniia-izlozhieniia-v-11-klassie-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "189317"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426865817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства