ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Лингвокультурологические проекты на уроках русского языка позволяют развивать исследовательские навыки учащихся, воображение, кругозор детей. Через взаимосвязь разных видов искусства и русского языка происходит реализация принципа интегративного обучения в современной школе.
Наша статья рассказывает о возможном применении метода проектов на уроках русского языка в 7 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ »
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Инновационный проект учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №14 г. Арзамаса Нижегородской области
Лоськовой Тамары Анатольевны
Современная школа призвана решать проблему совершенствования речевой деятельности учащихся и повышения их речевой культуры, которая является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально успешной личности, свободно ориентирующейся в культурологическом пространстве, способной к эффективному речевому взаимодействию. Развитие лингвокультурологическойкомпетентности – важнейшая задача уроков русского языка в условиях современной школы. Решать эту задачу помогает организация проектной деятельностилингвокультурологической направленности, поскольку такой вид работы способствует развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Целью обучения становится развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате применения проектной деятельности формируются компетенции в сфере самостоятельной познания, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работы в команде.
Для реализации проекта организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность школьников, имеющая общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата по решению проблемы, значимой для участников проекта.
При реализации проектов лингвокультурологической направленности у детей развиваются:
-коммуникативные умения, информационные умения, в том числе умения поиска, систематизации, обработки и интерпретации лингвистического и культуроведческого материала с целью его дальнейшего использования в решении различных коммуникативных задач;
-умения соединять знания, полученные из других изучаемых предметов;
-учебные умения обобщать, выделять главное, анализировать, сопоставлять, находить сходное и различное, устанавливать взаимосвязи, умения интегрировать знания в соответствии с речевой учебной задачей.
Изменяется мотивация учения: важно понимание, которое достигается в процессе собственного анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения. В ходе проектной деятельности происходит овладение языковыми средствами и способами выражения мысли – нормой и синонимикой, развитие связной речи, навыков коммуникации, затрагиваются богатейшие пласты отечественной и мировой культуры, усваиваются различные языковые единицы: слова, словосочетания, предложения или различные типы текста, структура речевой деятельности, ее отдельные операции.
Значителен и творческий эффект лингвокультурологических исследований. При построении связных высказываний дети учатся выбирать из ряда языковых средств только те, которые необходимы в конкретном случае. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения. В реализацию проекта вовлекаются все учащиеся класса; индивидуальные, групповые и фронтальные виды работы позволяют каждому ребенку проявить творческую индивидуальность.
На уроках у детей появляется возможность:
-включить учащихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность;
-индивидуализировать процесс обучения, создав возможность выбора уровня сложности, объема и количества учебного материала;
-варьировать степень автономии учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями и распределять ответственность между учителем и учеником;
-организовать гибкий контроль за деятельностью учащихся и стимулировать у них развитие рефлексии;
-совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;
-интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира;
-развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.
Практика показывает, что данный вид работы позволяет учащимся совершенствовать свою коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, способствует осознанию целостной картины мира на основе интегрированных знаний. У ребят поддерживается интерес к достижениям человечества, возникает чувство гордости за вклад своего народа в мировую культуру и цивилизацию в целом, а также формируется потребность к самообразованию и самосовершенствованию.
Особенно эффективной является групповая работа, поскольку в аналитическую деятельность вовлекается значительно большее число участников, при этом им предоставляется возможность выбора задания. В группах происходит обучение творческому сотрудничеству.
Работая над проектом, дети учатся находить, выбирать и структурировать материал, пользоваться научным аппаратом, что помогает при создании исследовательских работ.
Важно, что проектная деятельность имеет логическое завершение в оформлении словаря, альбома или энциклопедии. Это практически ценно, так как приучает ребят к необходимости закончить выполнение любого вида заданий и дает возможность проявить творческие способности.
Лингвокультурологический проект «Энциклопедия Зимы»
на уроках русского языка в 7 классе
Проектная деятельность учащихся, направленная на создание лингвокультурологических энциклопедий, эффективна на уроках русского языка в 5-9 классах, поскольку не только обогащает речь детей, но и учит видеть текст включенным в культурологическую среду, способствует знакомству с произведениями разных видов искусства.
В 7 классе предметом проектной деятельности может стать создание лингвокультурологической «Энциклопедии Зимы». Выбор закономерен, поскольку на уроках русского языка дети сталкиваются с произведениями искусства, в которых звучит тема зимы: ряд текстов упражнений, работа над сочинением в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» и написание текста для телепередачи по картине К. Ф. Юона по картине «Конец зимы. Полдень». Используется учебник «Русский язык», 7 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорьян, И. И. Кулибаба.
Выбор проекта обоснован и особым эмоциональным настроем на «зимнюю» тему: чувства детей, наблюдающих первый снег, ожидание светлых зимних праздников, предчувствие весны.
«Энциклопедия Зимы» может включать несколько разделов:
1.«Зимние» слова.
2. Цветовая лексика зимы.
3. Лингвокультурологические словари к художественным текстам. ( «Зимняя» лексика в произведениях русских писателей и поэтов).
4. Словарь зимних праздников.
5. Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников.
При создании раздела ««Зимние» слова» дети не только подбирают слова данной тематической группы, работают со словарями, но и изучают семантические поля слов, находят примеры использования слов в произведениях русских писателей и поэтов. Составление «цветового» словарика поможет в работе с картинами при анализе колорита. Третья часть проекта – основная, поскольку при реализации проекта дети практикуются в лингвокультурологическом анализе текста. Работа над четвертым разделом позволяет ребятам окунуться в культурные традиции нашей страны. Знакомство с произведениями живописи способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них культуроведческой компетенции.
Деятельность по реализации проекта может строиться по-разному: система занятий, когда каждый учащийся примет участие в создании всех разделов Энциклопедии, или работа в группах, когда ребенок составляет один из разделов.
Первый этап реализации проекта – создание раздела, включающего «зимние» слова. Учащиеся развивают наблюдательность, расширяют словарный запас, формируют навыки работы с различными словарями, готовятся к созданию собственных текстов. Настроиться на работу поможет выполнение рисунков на тему «Зимняя природа». Дети рассказывают о том, какой зимний месяц они изобразили и почему, какая погода, какое время суток показаны на рисунке.
Затем предлагаются следующие задания.
- Запишите на карточках слова на тему «Зима». Сгруппируйте их по частям речи, по подтемам. Составьте словосочетания и предложения с данными словами.
- Сформулируйте значения слов.
- Рассмотрите, как данные слова представлены в различных словарях.
- Подберите синонимы ко всем или нескольким словам.
- Можно предложить поработать с текстом, в котором используются синонимы, например, со стихотворением С. Я. Маршака «Вьюга».
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматой ели.
- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат?
Дети отмечают различные оттенки синонимов, составляют свои предложения со словами, развивая языковое чутье.
На первом этапе важно научить ребят видеть, что, слово, находясь в тесных семантических связях с другими словами, образует вокруг себя смысловое поле. Составление семантического поля поможет детям осознать системность лексики, ее взаимосвязь с другими разделами языка, это в дальнейшем облегчит работу над созданием словарной статьи для лингвокультурологического словаря. Например, семантическое поле слова «холодный».
Далее предлагается поработать со словом «снег», являющимся ключевым в данной теме. На этом этапе дети учатся пользоваться словарями и справочными пособиями, чтобы узнать, как этот образ-символ рассматривается в фольклоре, мифологии, искусстве. После выяснения толкования слова в различных словарях выполняется анализ небольшого текста о зиме. Например, такого: «Снег искрится радужной пылью самоцветов, залиловыми лысинами речки, на лугах лежал пышный парчовый покров. А под ним – синяя тишина. Эта чуткая тишина обнимала все видимое, как бы ожидая, даже требуя, чтобы сказано было нечто особенно значительное» (М. Горький).
Вопросы по тексту.
- С помощью каких художественных средств создается образ снега?
- Какой еще образ является значимым в этом отрывке?
- Как соотносятся понятия снег и тишина в тексте?
- Вспомните примеры из других произведений, где образы снега и тишины являются ведущими.
При работе над первым разделом можно предложить и другие виды лексических упражнений: творческий словарный диктант, творческое дописывание или конструирование, подбор перифраз, сочинение загадок, объяснение секрета названия.
Разная степень сложности поможет каждому ребенку справиться с тем или иным заданием, что является важным позитивным моментом.
Заключительный вид работы на данном этапе – написание миниатюры с ключевым словом «снег».
Второй раздел лингвокультурологической энциклопедии – «Цветовая лексика зимы». Следует отдельно выделить работу над словами данной тематической группы, так как учащиеся часто затрудняются в подборе слов, обозначающих цвет. Обращение к детским рисункам акцентирует внимание на том, какие использовали ребята. Рассмотрим и репродукцию уже знакомой картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», поскольку полотно очень точно передает всевозможные оттенки снега.
Дети отвечают на вопросы.
- Какую цветовую лексику можно использовать и при создании рисунка и при описании зимнего дня?
- Каким бывает снег? (Индивидуальная, а затем общая работа). Запишите прилагательные, обозначающие цвет.
- Какие еще определения можно дать снегу?
-Каким бывает зимнее небо?
-Каким мы видим солнце? Подберите имена прилагательные для описания зимнего неба и солнца.
- Составьте словарик эпитетов «Таким бывает снег».
-Какова культурологическая значимость каждого образа? На данном этапе целесообразно обратиться к символике цвета в иконописи, в фольклоре, где цвет несет богатейшую смысловую нагрузку. Например, в фольклоре белый цвет – символ красоты, духовности, высших нравственных качеств, несет положительную оценку: белый день, белая лебедушка. В религии это знак чистоты, святости.
Создание третьего раздела – «Лингвокультурологические словари к художественным текстам» - основной этап работы.
Работа над созданием словаря предполагает следующие этапы.
1.Этап ориентировки, на котором выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, выдвигается предварительная гипотеза о значимости слов лексико-семантической группы «Зима», определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).
2.На этапе планирования подбираются тексты для лингвокультурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря
3.Этап реализации предусматривает следующие стадии:
-анализ подобранного текста и создание к нему лингвокультурологического словаря;
-работа со словарями;
-подготовка устного высказывания;
-написание собственного текста художественного стиля;
-защита проекта на уроке.
Дети учатся определять ключевые слова, составлять словарную статью, выявлять культурологическую значимость слова. Для подготовительной работы используем тексты сказок, «детских стихотворений», что вызовет у ребенка дополнительный интерес и создаст благоприятные условия для каждого ребенка. Например, текст сказки «Снежинки» Д. Кайгородова.
Жили- были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.
Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.
Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.
Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.
И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали О том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.
Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.
Предлагаются такие вопросы и задания:
- Сформулируйте лексическое значение слова «снежинка», вынесенного в заглавие. Посмотрите, как значение слова формулируется в разных словарях.
- Выясните происхождение слова.
- Отметьте словообразовательные связи.
- Какое значение имеет слово «шестигранный?»
- Определите значение слова «земля». Приведите примеры употребления слова в других значениях.
- Что обозначает слово «хрупкий»? С какими словами сочетается это слово? С какими сочетается в переносном значении? В каком значении употреблено в словосочетании «хрупкий наряд»?
- Как вы понимаете выражение «дикая музыка»? Как можно сказать иначе? Почему автор употребляет такое сочетание?
-Укажите в первом абзаце текста слова, употребленные в переносном значении. Какие еще слова употреблены в данном тексте в переносном значении? Почему?
- Найдите сравнения. Какова их роль?
- Подберите синонимы к слову «сверкать». Какой синоним наиболее удачный?
- назовите синонимы в последнем абзаце. Какова их роль?
- Составьте на основании текста словарик, отражающий движения, «выполняемые» снежинками.
После анализа текста следует предложить детям составить словарик снежинок или собственное высказывание на основе ключевых слов. Ребята выполняют описание снежинки, учатся обращать внимание на детали. Сочинения могут быть оформлены в виде снежинок. Конкурс на лучшую снежинку способствует привлечению внимания к предмету, создает возможность для реализации творческих способностей всех учеников.
Интересно сравнить образ снежинки в прозаическом и поэтическом тексте, например, в стихотворении К. Д. Бальмонта «Снежинки».
Вопросы по тексту стихотворения.
-Какой предстает снежинка в стихотворении Бальмонта?
- С помощью каких художественных средств создается образ?
- Какова смысловая и культурологическая нагрузка слова «белый»?
-Какую роль играет этот эпитет для создания образа снежинки?
На следующем этапе дети приступают к самостоятельному составлениюлингвокультурологического словаря к художественному тексту. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В связи с выбранной темой предлагаются следующие произведения: стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», Б. Пастернака «Зимняя ночь», «Снег идет», Н. Рубцова «Первый снег», «Выпал снег…», В. Брюсова «Первый снег» (следует отметить, что поэтические тексты воспринимаются детьми легче).
Примерный план анализа текста.
- Каковы ваши впечатления от произведения?
- Чем интересен для вас денный текст?
- Внимательно перечитайте художественный текст, определите главные образы и ключевые слова.
- Как трактуются эти слова в различных справочниках и словарях? Установите этимологические, синонимические, фразеологические, словообразовательные связи ключевых слов.
- Как трактуются эти слова в различных справочниках? Установите фольклорные (мифологические, библейские) истоки того или иного образа.
- Как можно толковать ключевые слова (на основе прямого или переносного значения, этимологии, на основе жизненных ассоциаций, общефилософских представлений, языческих верований, библейских образов)?
- Какова культурологическая значимость образа-символа в данном произведении?
На уроке, где реализуется данный проект, можно использовать несколько или одно из предложенных стихотворений. При работе с одним произведением дети имеют возможность сравнить свои результаты с результатами одноклассников, что позволит развивать наблюдательность, самокритичность. При таком варианте деятельности дети лучше подготовятся к самостоятельной групповой работе, когда для анализа будут предложены разные тексты.
Особый эмоциональный настрой позволит создать стихотворение В. Я. Брюсова «Первый снег», предлагаемое всему классу в качестве основа для создания словаря. Тема урока формулируется строкой «Целый мир из серебра!», помогающей ребятам настроиться на восприятие текста. После чтения стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником выявляется восприятие данного произведения.
Затем учащиеся работают в творческих группах, обсуждая, какие слова являются ключевыми, важными; дети решают, есть ли в стихотворении значимые слова, не связанные с «зимней» тематикой. Организуется обсуждение, ребята высказывают свое мнение, доказывая, почему они выбрали именно эти лексемы. Анализируя стихотворение В. Я. Брюсова, ученики, как правило, выделяют две семантические группы: отвлеченные существительные, обозначающие волшебный мир (мир, греза, область, призрак, сон,мечтание, жизнь, игра), глагольные формы и существительные, обозначающие цвет и свет (серебро, огни, блестки, жемчуга, гореть, озарены).
После обсуждения смысловых групп начинается непосредственная работа над составлением словаря (индивидуальная, парная или групповая, это зависит от уровня подготовленности класса и от наличия необходимого количества словарей).
На данном этапе обсуждаем возможный вариант словарной статьи.
1.Лексическое значение слова, для определения которого используется «Словарь русского языка» С. И. Ожегова и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. Дети выясняют, однозначное или многозначное слово, знакомятся с разными значениями, приводят свои примеры употребления слов в разных значениях.
2.Этимология слова. (Шанский Н. М., Боброва Т. А. «Этимологический словарь русского языка»). Важно произвести этимологический анализ слова, что во многих случаях поможет прочувствовать стилистическую окрашенность слова, принадлежность лексемы к определенному пласту культуры.
3.Синонимические связи (З. Е.Александрова «Словарь синонимов русского языка»). Подбирая синонимы, дети значительно расширяют свой словарный запас.
4.Фразеологизмы (В. П. Жуков, А. В. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка»). Подбирая фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы, выясняя их значение, учащиеся выявляют связь слова с народной культурой, мифологией и религией.
5.Словообразовательное гнездо (А. Н. Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка»). Представляет интерес, на каком этапе образовано слово, является ли основа производной или производящей.
6.Ассоциации. Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской культуры.
Образец словарной статьи.
Жемчуга.
Лексическое значение.
Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков, обычно перламутрового цвета, употребляется в качестве драгоценно украшения. Морской жемчуг. (С. И. Ожегов.)
Самородные шарики, образующиеся в раковинах. Редкость, драгоценность (сорока, кокошник, украшенный жемчугом). Наросты на оленьих рогах.
Этимология.
Восточнославянское заимствование из тюркского языка. Древнетюркское janeu заимствовано из китайского языка, в котором «гончу» образовано от слов «гон» - «настоящий» и «чу» - «жемчуг».
Синонимы.
Жемчуг – перл (уст. И трад.-поэт.).
Ассоциации. Слово «жемчуг» ассоциируется с чем-то сказочным, светлым. Жемчугом девушки-крестьянки украшали свои сарафаны, жемчугом расшивают одежду священников. Вспоминается картина М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».В произведении слово используется во фразе «В жемчугах горят березки...», обозначает снежный покров на березках, слово употреблено в переносном значении.
Когда школьники самостоятельно составят словарь, необходимо выслушать разные варианты, обсудить, какие слова были выбраны и почему. Следует вернуться к тексту стихотворения, выяснить у ребят, что изменилось в восприятии стихотворения после составления словаря. Дети отмечают, что они по-новому начинают воспринимать произведение, легко проводят параллели с другими видами искусства. Мир стихотворения В. Я. Брюсова «Первый снег» сравнивают с поэтическим миром русских сказок, сопоставляют с картинами И. Э. Грабаря.
Таким образом, составление лингвокультурологического словаря помогает выявить культурную значимость образов-символов, дифференцирующую роль образов, находящихся в одном семантическом поле с главным словом, способствует выявлению различных культурных коннотаций. Дети видят тесные взаимодействия различных пластов культуры, что углубляет и расширяет понимание всего текста. Красочное оформление словаря способствует развитию творческих способностей детей.
При реализации данного проекта мы не сможем обойтись без четвертого этапа работы, посвященного созданию «Словаря лексики зимних праздников», поскольку этот раздел вызывает особый интерес, помогает от слова перейти к изучению традиций разных народов, показывает слово как элемент культуры. Работа организуется в преддверии новогодних праздников, что позволяет организовать конкурс сочинений «Моя любимая елочная игрушка», конкурс дизайнеров елочных украшений. Предлагаются задания поискового характера: выяснить происхождение образов Деда Мороза и Снегурочки, составить по детским стихотворениям «Словарик елочных украшений».
На уроке дети непременно знакомятся главой «Рождество» из романа И. С. Шмелева «Лето Господне». Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают фрагменты главы, рассказывают о традиции празднования Рождества в России, знакомят с иконописной традицией изображения одного из самых важных православных праздников.
Учащиеся находят в тексте ключевые слова (как правило, называются слова «мороз», «елка», «снег», «звезда», «волхвы»), составляют на основе данных лексем небольшие словарики
Практика показывает: несмотря на кажущуюся простоту темы, дети не слишком хорошо владеют информацией о праздновании Нового года и Рождества, а поскольку праздники любимы детьми, ребята с удовольствием знакомятся с новым материалом. В ходе реализации этого этапа проекта происходит взаимодействие языка, культуры и личности.
Создание различных разделов энциклопедии способствует глубокому проникновению в «зимнюю» тему, помогает подготовить детей к реализации пятого этапа проекта «Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников».
Целесообразно включить работу над картиной И. Попова «Первый снег» в последний этап реализации проекта. На уроке будут использоваться произведения различных видов искусства, главной темой станет изображение первого снега в литературе и живописи, дети смогут не только расширить свой словарный запас, но и проникнуться духом начала зимы. Особенно удачным будет проведение такого урока после составления третьего раздела энциклопедии, когда дети работают со стихотворением В. Я. Брюсова «Первый снег».
При подготовке к уроку дети на основании изученных стихотворений должны составить словарик слов и выражений, помогающих представить картину наступления зимы ярко, образно. Слова группируются по темам. В результате индивидуальной и групповой работы появляется такой словарь.
Зима: волшебница, область грезы, невидимка.
Лес, деревья: березки в жемчугах; сосна повязалась белой косынкой; ель в белых космах тонет; березка, как невеста; березка, словно лебедушка; ели – балерины в белых пачках.
Затем учащиеся слушают музыку Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», рассказывают об ассоциациях, вызванных произведением. Из стихотворений дети выбирают наиболее красочные обороты, отмечают, какие художественные приемы помогли поэтам создать незабываемый образ первого снега.
Далее обращаемся к картине И. Попова «Первый снег». Предварительная работа с произведениями других видов искусства поможет детям рассказать о своих впечатлениях от первого снега, настроиться на восприятие картины. Предлагаем такие вопросы и задания.
- Какие чувства вызывает у нас первый снег?
- Как выразить свое восхищение?
-Какие средства художественной выразительности можно использовать?
-Составьте таблицу-словарик к картине «Первый снег», выделив тематические группы «Снег», «Небо», «Дома», «Тротуар», «Люди», «Деревья», «Собака».
- Каким может быть первый снег?
-Какие детали картины вы отметите?
-Могут ли девочки, изображенные на картине, быть знакомы автору?
- О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?
- Почему вдруг замер щенок?
- Все рады первому снегу. Город еще только просыпается: 8.00. А что будет через час? А когда вы вернетесь из школы? А вечером?
- Попробуйте написать сочинение в форме дневниковых записей.
- Что такое дневник? Каковы значения слова? Что заносят люди в личные дневники? Ведут ли дневники в наше время? В какой форме? Почему вести дневниковые записи очень интересно?
Чтобы облегчить детям работу, записываем на доске слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении: скрипящий под ногами снег, белый пушистый ковер, свежий запах зимнего воздуха, морозный воздух, глубокие следы, крупные хлопья снега, снежинки, похожие на парашютики.
В 7 классе предусмотрено написание сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», ребята должны создать текст для телевизионной передачи «Времена года».
Эмоциональным толчком к работе над картиной станет текст М. Горького: «Зима цепляется снежными крыльями за крыши домов. Она заворачивается в пушистые сугробы, как в шубу, примеряет на платье бахрому инея. Зима, оказывается, большая модница и не любит весну за то, что весною ее белоснежное платье превращается в грязные лохмотья».
Вопросы по тексту:
-Какие художественные приемы помогли автору создать такой выразительный текст?
-Какие новые характеристики образа зимы появляются в этом тексте?
-Какие значения слова «зима» мы можем воспринимать в данном тексте?
Далее целесообразно обратить внимание на изображение зимы в русской живописи. Дети заранее могут подготовить, например, виртуальную экскурсию по картинам русских художников. Затем переходим к анализу картины К. Ф. Юона.
Вопросы по картине.
- Какие чувства охватывают нас при рассматривании картины?
- Как художник показывает конец зимы и начало весны?
-Удалось ли автору передать ощущения, которые испытывает человек в конце зимы?
- Какие детали привлекли внимание автора? Какие деревья? Как изображен дом?
- Какую цветовую гамму использует художник?
- Запишите слова и словосочетания, отражающие состояние природы.
- Представьте, что вы готовите на телевидении цикл передач «Времена года». Как вы будете использовать картину К. Ф. Юона? С чего начнете свое выступление?
Мы видим, что работа с картинами может стать одним из этапов реализации проекта «Энциклопедия Зимы».
Логическим завершением проектной деятельности становится создание альбома, в который войдут лучшие работы (словари, сочинения, рисунки) детей.
Диагностика
лингвистической и культуроведческой компетенции учащихся
По окончании реализации проекта целесообразно провести диагностику лингвистической и культуроведческой компетенции учащихся. Предлагаем комплекс диагностики лингвистической и литературоведческой компетенции учащихся.
1.Закончите фразы, укажите автора и название произведения:
а) «Мороз и солнце! День чудесный…»
б) «Этот мир очарований…»
в) «В Диканьке никто не слышал, как…»
г) «Выпал снег, и все забылось…»
2.Подберите определения к слову «снег».
3.Что вы можете сказать о символике белого цвета в русской культуре?
4.Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к слову «мерзнуть».
5.Назовите несколько известных вам;
а) блюд, подаваемых к рождественскому столу;
б) народных зимних праздников;
в) древних русских имен;
г) слов, важных для русского человека;
д) народных примет.
6.Слово «красный» в древности означало «красивый». Приведите устойчивые выражения, пословицы, поговорки, которые доказывают, что это именно так. Какие оттенки красного цвета вы знаете?
7.Русский писатель И. С. Тургенев назвал русский язык «великим и могучим». Согласны ли вы с ним?
8.Если бы вашему классу поручили написать детскую энциклопедию о людях русской культуры, о ком бы вы рассказали?
а) композиторы:
б) художники;
в) писатели, поэты;
г) выдающиеся деятели русской культуры.
9.Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
В лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжей корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши остриями вниз свисали толстые сосули, сквозящие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали высокие лапы под пухлым и сверкающим грузом.
- О чем говорит автор в тексте?
- На какие детали зимней природы обращает внимание автор?
- Какие слова являются ключевыми? Каков их смысл? Какую роль они играют в создании образа зимы?
- Какие средства художественной выразительности использованы?
Диагностика проводится в двух классах – там, где велась работа над проектом (экспериментальный класс), и в классе, где такого проекта не было (контрольный класс). Выделяем четыре уровня лингвистической и культуроведческой компетенции: низкий (до 25% выполненных заданий), средний (26-50%), достаточный (51-75%), высокий (76-100%).
Результаты диагностики показали, что в экспериментальном классе у 26% учащихся высокий уровень компетенции (в контрольном классе – 10%); у 31% достаточный (в контрольном классе – 25%); у 20% - средний (в контрольном классе – 19%); у 23% - низкий (в контрольном классе – 46%).
Наиболее легкими в экспериментальном классе оказались задания 1, 2, 3, 7, 8. Достаточно хорошо дети смогли ответить на вопросы по предложенному тексту. При решении 5 задания крайне мало было названо блюд русской кухни, древних русских имен. Вызвали затруднения 4 и 6 задания, в которых необходимо было вспомнить пословицы и фразеологизмы. Не затрудняются дети и в выборе деятелей русской культуры.
Таким образом, в ходе реализации проекта мы убедились, что детям интересен такой вид работы. В ходе проектной деятельности у ребят формируется умение находить общий язык со сверстниками и взрослыми, как в школе, так и за ее пределами. У школьников снимается комплекс при использовании Интернет-ресурсов, в поисках необходимой литературы в библиотеке, а главное – каждый ребенок имеет возможность проявить себя в разных видах деятельности и добиться значительных результатов.