kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Составление лингвокультурологических словарей на уроках русского языка в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие лингвокультурологической компетентности - важнейшая задача уроков русского языка в условиях реализации ФГОС. Проекты лингвокультурологической направленности способствуют развитию познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Составление лингвокультурологических словарей на уроках русского языка в средней школе»

СОСТАВЛЕНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Т. А. Лоськова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа «14», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, e-mail:[email protected]

Россия, Нижегородская обл., г. Арзамас, 11 микрорайон, дом 11


Развитие лингвокультурологической компетентности - важнейшая задача уроков русского языка в условиях реализации ФГОС. Проекты лингвокультурологической направленности способствуют развитию познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Ключевые слова: лингвокультурология, проект, русский язык, современная школа.


Современная школа призвана решать проблему совершенствования речевой деятельности учащихся и повышения их речевой культуры, которая является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально успешной личности, свободно ориентирующейся в культурологическом пространстве, способной к эффективному речевому взаимодействию. Развитие лингвокультурологической компетентности - важнейшая задача уроков русского языка в условиях современной школы. Решать эту задачу помогает организация проектной деятельности лингвокультурологической направленности, поскольку такой вид работы способствует развитию познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Целью обучения становится развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате применения проектной деятельности формируются компетенции в сфере самостоятельной познания, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работы в команде.

Проектная деятельность учащихся, направленная на создание лингвокультурологических энциклопедий, эффективна на уроках русского языка в 5-9 классах, поскольку не только обогащает речь детей, но и учит видеть текст частью культурологического пространства, способствует знакомству с произведениями разных видов искусства.

В 7 классе предметом проектной деятельности может стать создание лингвокультурологической «Энциклопедии Зимы». Выбор закономерен, поскольку на уроках русского языка дети сталкиваются с произведениями искусства, в которых звучит тема зимы: ряд текстов упражнений, работа над сочинением в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» и написание текста для телепередачи по картине К. Ф. Юона по картине «Конец зимы. Полдень». Используется учебник Русский язык. 7 класс, М., Просвещение. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Выбор проекта обоснован и особым эмоциональным настроем на «зимнюю» тему: чувства детей, наблюдающих первый снег, ожидание светлых зимних праздников, предчувствие весны.

«Энциклопедия Зимы» может включать несколько разделов: ««Зимние» слова»; «Цветовая лексика зимы»; «Лингвокультурологические словари к художественным текстам»; «Словарь зимних праздников»; «Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников».

При создании раздела ««Зимние» слова» дети не только подбирают слова данной тематической группы, работают со словарями, но и изучают семантические поля слов, находят примеры использования слов в произведениях русских писателей и поэтов. Составление «цветового» словарика поможет в работе с картинами при анализе колорита. Третья часть проекта основная, поскольку дети практикуются в лингвокультурологическом анализе текста. Работа над четвёртым разделом позволяет ребятам окунуться в культурные традиции нашей страны. Знакомство с произведениями живописи способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них культуроведческой компетенции.

Деятельность по реализации проекта может строиться по-разному: система занятий, когда каждый учащийся примет участие в создании всех разделов Энциклопедии, или работа в группах, когда ребёнок составляет один из разделов.

На первом этапе реализации проекта создается раздел, включающий «зимние» слова. Учащиеся развивают наблюдательность, расширяют словарный запас, формируют навыки работы с различными словарями, готовятся к созданию собственных текстов. Настроиться на работу поможет выполнение рисунков на тему «Зимняя природа». Дети рассказывают о том, какой зимний месяц они изобразили и почему, какая погода, какое время суток показаны на рисунке.

Затем предлагаются следующие задания: запишите на карточках слова на тему «Зима». Сгруппируйте их по частям речи, по темам. Составьте словосочетания и предложения с данными словами, сформулируйте значения слов. Рассмотрите, как данные слова представлены в различных словарях.

На первом этапе важно научить ребят видеть, что, слово, находясь в тесных семантических связях с другими словами, образует вокруг себя смысловое поле. Составление семантического поля поможет детям осознать системность лексики, её взаимосвязь с другими разделами языка, это в дальнейшем облегчит работу над созданием словарной статьи для лингвокультурологического словаря. Например, семантическое поле слова «холодный».

Лексико-семантические отношения: мёрзлый, студёный, морозный.

Родственные отношения: холод, холодильник, охладитель, охлаждать, охлажденный.

Синонимические отношения: низкотемпературный, морозный, студёный, мёрзлый, ледяной, стылый, хладный.

Антонимические отношения: горячий, тёплый, жаркий, знойный.

Второй раздел лингвокультурологической энциклопедии подразумевает знакомство с «Цветовой лексикой зимы». Следует отдельно выделить работу над словами данной тематической группы, так как учащиеся часто затрудняются в подборе слов, обозначающих цвет. Обращение к детским рисункам акцентирует внимание на том, какие краски использовали ребята. Рассмотрим и репродукцию уже знакомой картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», поскольку полотно очень точно передает всевозможные оттенки снега.

Примерные вопросы и задания. Какую цветовую лексику можно использовать и при создании рисунка и при описании зимнего дня? Каким бывает снег? Запишите прилагательные, обозначающие цвет. Какие ещё определения можно дать снегу? Каким бывает зимнее небо? Каким мы видим солнце? Подберите имена прилагательные для описания зимнего неба и солнца. Составьте словарик эпитетов «Таким бывает снег». Какова культурологическая значимость каждого образа?

На данном этапе целесообразно обратиться к символике цвета в иконописи, в фольклоре, где цвет несёт богатейшую смысловую нагрузку.

Раздел «Лингвокультурологические словари к художественным текстам» можно считать основным разделом нашей энциклопедии. Выделяем несколько этапов работы:

1. Этап ориентировки, на котором выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, выдвигается предварительная гипотеза о значимости слов лексико-семантической группы «Зима», определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).

2. На этапе планирования подбираются тексты для лингвокультурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря

3. Этап реализации предусматривает следующие стадии: анализ подобранного текста и создание к нему лингвокультурологического словаря; работа со словарями; подготовка устного высказывания; написание собственного текста художественного стиля; защита проекта на уроке.

Дети учатся определять ключевые слова, составлять словарную статью, выявлять культурологическую значимость слова. Для подготовительной работы используем тексты сказок, «детских стихотворений», что вызовет у ребёнка дополнительный интерес и создаст благоприятные условия для каждого ребёнка. Например, текст сказки «Снежинки» Д. Кайгородова.

Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.

Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.

Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.

Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.

И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали о том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.

Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.

Примерные вопросы и задания. Сформулируйте лексическое значение слова «снежинка». Посмотрите, как значение слова формулируется в разных словарях. Выясните происхождение слова. Отметьте словообразовательные связи. Какое значение имеет слово «шестигранный»? Определите значение слова «земля». Приведите примеры употребления слова в других значениях. Что обозначает слово «хрупкий»? Как вы понимаете выражение «дикая музыка»? Укажите в первом абзаце текста слова, употребленные в переносном значении. Какие еще слова употреблены в данном тексте в переносном значении? Почему? Найдите сравнения. Какова их роль? Назовите синонимы в последнем абзаце. Какова их роль?

После анализа текста следует предложить детям составить словарик снежинок или собственное высказывание на основе ключевых слов. Ребята выполняют описание снежинки, учатся обращать внимание на детали. Сочинения могут быть оформлены в виде снежинок. Конкурс на лучшую снежинку способствует привлечению внимания к предмету, создает возможность для реализации творческих способностей всех учеников.

На следующем этапе дети приступают к самостоятельному составлению лингвокультурологического словаря к художественному тексту. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В связи с выбранной темой предлагаются следующие произведения: стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», Б. Пастернака «Зимняя ночь», «Снег идет», Н. Рубцова «Первый снег», «Выпал снег», В. Брюсова «Первый снег».

Примерный план анализа текста

– Каковы ваши впечатления от произведения?

– Чем интересен для вас данный текст?

– Внимательно перечитайте художественный текст, определите главные образы и ключевые слова.

– Как трактуются эти слова в различных справочниках и словарях? Установите этимологические, синонимические, фразеологические, словообразовательные связи ключевых слов.

– Как трактуются эти слова в различных справочниках? Установите фольклорные (мифологические, библейские) истоки того или иного образа.

– Как можно толковать ключевые слова (на основе прямого или переносного значения, этимологии, на основе жизненных ассоциаций, общефилософских представлений, языческих верований, библейских образов)?

– Какова культурологическая значимость образа-символа в данном произведении?

На уроке, где реализуется данный проект, можно использовать несколько или одно из предложенных стихотворений. На данном этапе обсуждаем возможный вариант словарной статьи.

1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова. Важно произвести этимологический анализ слова, что во многих случаях поможет прочувствовать стилистическую окрашенность слова, его принадлежность к определенному пласту культуры.

3. Синонимические связи. Подбирая синонимы, дети значительно расширяют свой словарный запас.

4. Фразеологизмы. Подбирая фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы, выясняя их значение, учащиеся выявляют связь слова с народной культурой, мифологией и религией.

5. Словообразовательное. Представляет интерес, на каком этапе образовано слово, является ли основа производной или производящей.

6. Ассоциации. Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской культуры.

Составление лингвокультурологического словаря помогает выявить культурную значимость образов-символов, дифференцирующую роль образов, находящихся в одном семантическом поле с главным словом, способствует выявлению различных культурных коннотаций. Дети видят тесные взаимодействия различных пластов культуры, что углубляет и расширяет понимание всего текста. Красочное оформление словаря способствует развитию творческих способностей детей.

При реализации данного проекта мы не сможем обойтись без четвертого этапа работы, посвященного созданию «Словаря лексики зимних праздников», поскольку этот раздел вызывает особый интерес, помогает от слова перейти к изучению традиций разных народов, показывает слово как элемент культуры.

Создание различных разделов энциклопедии способствует глубокому проникновению в «зимнюю» тему, помогает подготовить детей к реализации пятого этапа проекта «Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников».

Учитель самостоятельно выбирает картины для работы, но целесообразно включить работу над картиной И. Попова «Первый снег» в последний этап реализации проекта. На уроке будут использоваться произведения различных видов искусства, главной темой станет изображение первого снега в литературе и живописи, дети смогут не только расширить свой словарный запас, но и проникнуться духом начала зимы.

Далее обращаемся к картине И. Попова «Первый снег». Предварительная работа с произведениями других видов искусства поможет детям рассказать о своих впечатлениях от первого снега, настроиться на восприятие картины. Предлагаем такие вопросы и задания.

– Какие чувства вызывает у нас первый снег?

– Как выразить свое восхищение?

– Какие средства художественной выразительности можно использовать?

– Составьте таблицу-словарик к картине «Первый снег», выделив тематические группы «Снег», «Небо», «Дома», «Тротуар», «Люди», «Деревья», «Собака».

– Каким может быть первый снег?

– Какие детали картины вы отметите?

– Могут ли девочки, изображенные на картине, быть знакомы автору?

– О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?

– Почему вдруг замер щенок?

– Все рады первому снегу. Город ещё только просыпается: 8.00. А что будет через час? А когда вы вернётесь из школы? А вечером? (задание из учебника).

– Попробуйте написать сочинение в форме дневниковых записей.

В 7 классе предусмотрено написание сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», ребята должны создать текст для телевизионной передачи «Времена года».

Дети заранее могут подготовить, например, виртуальную экскурсию по картинам русских художников. Затем переходим к анализу картины К. Ф. Юона.

Вопросы по картине

– Какие чувства охватывают нас при рассматривании картины?

– Как художник показывает конец зимы и начало весны?

– Удалось ли автору передать ощущения, которые испытывает человек в конце зимы?

– Какие детали привлекли внимание автора? Какие деревья? Как изображён дом?

– Какую цветовую гамму использует художник?

– Запишите слова и словосочетания, отражающие состояние природы.

– Представьте, что вы готовите на телевидении цикл передач «Времена года». Как вы будете использовать картину К. Ф. Юона? Напишите текст выступления.

Логическим завершением проектной деятельности становится создание альбома, в который войдут лучшие работы (словари, сочинения, рисунки) детей.

Подобные виды заданий можно использовать на уроках русского языка при изучении разных разделов. Проектная деятельность помогает развивать речь и прививать любовь к слову, к культуре.


ЛИТЕРАТУРА


1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс. М., Просвещение, 2019.

2.Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., ВАКО, 2018.

3. Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю. Русский язык. 7 класс. Методическое пособие к УМК «Русский язык». М., Вертикаль, 2014.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лоськова Тамара Анатольевна

Дата: 01.11.2022

Номер свидетельства: 616450


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства