Программа курса рассчитана на учащихся 8-ых классов. Учебных занятий 17. Ориентирована на гуманитарный профиль. Цель курса: обощить, закрепить и углубить полученные знания по орфографии, полученные в курсе основной школы. Данный курс нацелен на расширение познавательных интересов учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курс элективный "Секреты русской орфографии"»
Элективный курс «Секреты русской орфографии»
Пояснительная записка.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки от 19 апреля 2011 года №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. N 598 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 №1015»
5. Приказ министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6. Образовательная программа основного общего образования МОАУ СОШ №17 на 2014-2018 учебные годы
Программа курса « Секреты русской орфографии» рассчитана для учащихся 8-х классов на 17 часов и ориентирована на гуманитарный профиль.
Цель курса:
- обобщить, закрепить и углубить полученные знания по орфографии, полученные в курсе основной школы.
Задачи курса:
- при анализе трудных случаев правописания уделить внимание этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания отдельных морфем;
- развить умение применять теоретические знания на практике на основе анализа текстов с активным применением лингвистических словарей.
Данный курс нацелен на расширение познавательных интересов учащихся. Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и наречий. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы: « Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- и другие) в качестве приставок», «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей не и приставкой до- », «Модели образования сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый».
Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим анализом текстов, а также другими упражнениями для закрепления материала.
Изучение языка, особенно грамматики, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико – синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. В связи с этим особое место отводится формированию грамотного письма, которое носит практическую направленность.
Элективный курс предлагается для всех учащихся по степени обученности и обучаемости. Его программа предусматривает углубление полученных знаний по правописанию за 5— 8 классы, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии.
Содержание программы
Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии. Комплексный подход к этимологическому анализу.
Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок. Правописание сложных существительных.
Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до-. Орфографический анализ текста.
Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний.
Модели образования сложных прилагательных. Слитное написание сложных прилагательных. Написание через дефис и раздельно.
-Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях. Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и краткой форме. Правописание бесприставочных причастий, образованных от глаголов совершенного вида. Правописание отглагольных прилагательных.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные соединением предлогов – приставок. Наречия, имеющие в своем составе существительные или именные формы, не употребляющиеся в современном русском языке. Зависимость правописания наречий от контекста. Наречия пространственного и временного значения. Раздельное написание наречных сочетаний.
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый.
Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Правописание существительных, прилагательных, наречий, частиц через дефис. Дефисное написание повторяющихся слов. Обособленные приложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие приставки от других частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при- . Употребление слов с иноязычными приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями слова.
Итоговое тестирование.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
планируемая
Дата
фактическая
8 Б
8 В
8 Б
8 В
1-2
Вводное занятие. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии.
2
3
Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок.
1
4
Написание глаголов с приставкой
недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- .
1
5-7
Правописание производных предлогов и предложных сочетаний.
3
8-9
Модели образования сложных прилагательных.
2
10-11
-Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях.
2
12-13
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
2
14
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на - мый.
1
15
Дефис и тире в орфографии и синтаксисе.
1
16
Словообразование и этимология.
1
17
Итоговое тестирование.
1
Литература:
1.Богданова Г.Ф. Уроки русского языка в 9 классе. - М., 2001.
6. Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. - Саратов, 2004.
7. Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982. 9.Львова СИ Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
10. Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. - Ростов-на-Дону, 2004.
11. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб.пособие. -М.:Дрофа,1994.