1. Проверка готовности к уроку 2. Повторение правил посадки и подготовки руки к письму А) упражнение для кистей рук Б) упражнение для пальцев рук 1. Определение темы минутки чистописания: - Букву, которую мы будем писать сегодня, вы определите сами, отгадав загадку: Спать отправились подружки, Взяли пышные подушки: Р – одну, а буква …- две. Что это за буква? (В) 2. Определите последовательность букв в данном ряду: 3. Контроль и оценка выполнения работы - Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите. Знакомство с новым словарным словом «корзина». 1. Логическое задание - Слово, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, если прочтете написанное через одну букву: К П О Е Р Г З В И Б Н М А 2. – Что такое «корзина»? Этимологическая справка. 3. – Найдите слово в словаре, запишите в тетради. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную 4. – Скажите, как можно использовать корзину в жизни? - Придумайте примеры фантастического характера, как можно использовать пальто. (Можно создать корзину-холодильник и т.д) 1. Работа с загадкой. - Какое слово состоит из 7 букв «я»? (семья) - Каково значение слова? - Прослушайте стихотворение: Возле школьного крыльца посадили деревца: Петя – клен, ольху – Олег, Роман Иванович – орех, А бабушка Нина – березу и калину. - О какой семье идет речь в стихотворении? (о семье деревьев) - Назови членов семьи. (Клен, ольха, орех, береза, калина) - Без чего не может жить семья людей? А семья деревьев? (Без корней). - Получается без корня деревце жить не сможет. Так и в русском языке у слова есть часть слова, которое называется корень. Без него слово не сможет существовать. - Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковы корень? (Однокоренные) 2. Звукобуквенный анализ слова «корень» к - [к] согласный, твердый, глухой; о - [о] гласный, ударный; р - [р’] согласный, звонкий, мягкий; е - [э] гласный, безударный; н - [н’] согласный, звонкий, мягкий; ь - [-] 6 букв, 5 звуков. 3. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности на урок. - Откройте учебники на странице 74 и сформулируйте цели урока. 1. Работа с учебниками. - Прочитайте слова под картинками на странице 74. Одинаковое ли значение у этих слов? (Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой) - Что их объединяет? Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова? Объясните, почему. 2. Уточнение представлений о корне слова. - Как называется часть слова, которую мы сегодня изучаем? (Корень) - Одинаковый ли корень у слов «ворона» и «воровка»? - Прочитайте информацию на странице 75. - Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? В какой части слова содержится основное значение? Как обозначается корень? 3. Выполнение упр.1. - Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь. Гриб – грибок – грибник (Общая часть – гриб, это корень слов. Слова являются родственными.) Город – городок – пригород (Общая часть – город, это корень слов. Слова являются родственными.) Правда – правдивый – неправда (Общая часть – правд, это корень слов. Слова являются родственными.) Лес – лесной – лесок (Общая часть – лес, это корень слов. Слова являются родственными.) Бросить – бросок – выбросить (Общая часть – брос, это корень слов. Слова являются родственными.) Трава – травяной – травушка (Общая часть – трав, это корень слов. Слова являются родственными.) Рыба – рыбак – рыбный (Общая часть – рыб, это корень слов. Слова являются родственными.) Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? Под слова речовки «Хомка» 1. Выполним упр.3. 1 ученик находит однокоренные слова Еловый – ельник, трава – травушка, поле – полевой, осень – осенний, туча – тучка, ветер – ветерок, паук – паутинка. 2 ученик находит формы одного и того же слова Дождик – дождиком, желтый – желтому, птица – птицы, земля – земли. Прочитайте внизу упражнения задание. Кто готов доказать свою точку зрения? Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? 2. Выполним упр.4 - Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Чем отличается вторая и третья картинка от первой? Какие слова являются однокоренными, а какие формами одного и того же слова? Обоснуйте свою точку зрения. Запишите пары слов в тетрадь. - Дети, вы заметили, что сегодня ночью был мороз? Подберите к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы: какой? что сделал? (морозный, заморозил) - Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему? - Следующее задание: составьте из предложенных слов предложение: заморозил В морозный Мороз Ленивицу день. (В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.) - Из какой сказки эти герои? - Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы? (Это имя героя) - Запишите это предложение в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах. Вашим домашним заданием будет выполнить упр.2. Продолжите фразы: Сегодня я узнал (-а)…, потому что… . Я научился (-лась)…, потому что … . Мне было интересно…, потому что… . Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… . |