Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа в формате ОГЭ.»
Контрольная работа по русскому языку
8 класс
Пояснительная записка
Назначение работы– контрольная работа предназначена для установления уровня усвоения курса русского языка 8-го класса
Содержание контрольной работыопределяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного стандарта основного общего образования.
2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Характеристика структуры и содержания работы
В работу по русскому языку включено 16 заданий, которые разделены на 2 части.
Первая часть: 4 задания - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.
Вторая часть: выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 12 заданий (1– 12). Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в бланке работы. В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
В работе предусмотрены задания, проверяющие остаточные знания обучающихся за курс 7-го класса, по следующим темам:
- Правописание НЕ с различными частями речи;
- Правописание суффиксов прилагательных;
- Правописание приставок;
- Обособление причастного и деепричастного оборотов.
Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий, в зависимости от формы представления информации в условии задания и объёма информации, которую необходимо проанализировать и осмыслить составляет от 2 (для заданий с выбором ответа) до 5 минут (для заданий с кратким ответом);
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительное оборудование не требуется.
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС
Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе
1
Орфоэпия
2
Лексическое значение слова
3
Синонимы.
4
Фразеологические обороты
5
Значимые части слова (морфемы)
6
Морфемный анализ слова
7
Словосочетание
8
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
19
Пунктуационный анализ
20
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
21
Средства выразительности
Перечень требований к уровню подготовки учащихся,
достижение, которого проверяется на контрольной работе по русскому языку 8 КЛАСС
1
Различные виды анализа
1.1
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
1.2
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента.
1.3
Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы.
2
Аудирование и чтение
2.1
Адекватно понимать информацию письменного сообщения
2.2
Читать тексты разных стилей и жанров
2.3
Владеть разными видами чтения
3
Письмо
3.1
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
Критерии оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Часть 1
За верное выполнение заданий первой части итоговой работы (задание 1-5) обучающийся получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов
Часть 2
За верное выполнение заданий второй части итоговой работы (задание 6-16) обучающийся получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
За верное выполнение каждого задания работы ученик получает 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие выставляетсяноль баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 16.
2. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?
1) сокр..щать, р..скошный
2) предв..рительно, ск..кать
3) безотл..гательный, ди..гональ
4) прор..стать, п..норама
3. В каком ряду во всех словах НЕ пишется слитно
1) (НЕ)затихающая буря, (НЕ)кошеная утром трава
2) (НЕ)отремонтированный аккуратно дом, говорил (НЕ)умолкая
3) Рисунок (НЕ)завершён, (НЕ)встречаясь в пути
4) (НЕ)доумевающий взгляд, (НЕ)покрашенная стена
4. Внимательно прочитай и укажи строку, в которой во всех словах в окончании пишется ОДИНАКОВАЯ гласная Е
он колыш..т, держ..т
он посе..т, чу..т
он кат..тся, утеша..т
он упуст..т, стел..т
Часть2.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.
(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.
(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.
(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.
(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
(20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
(21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
(По К.Г.Паустовскому)
Ответами к заданиям 6 - 16 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать.
5. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой «зачитался» сказками «Андерсена»?
1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.
2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключенавторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
7. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия"
8.Из предложений 21–23 найдите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах краткихстрадательных причастий».
9. Замените слово КАРТИНОКв предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
10. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11. Выпишите грамматическую основупредложения 11.
12. Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.
13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Тогда я еще не знал,(1) конечно,(2) двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал,(3) что в каждой детской сказке заключена вторая,(4) которую в полной мере могут понять только взрослые.
14.Укажите количество грамматических основв предложении 25.
15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами предложения.
Он долго рассматривал меня,(1) прищурив один глаз и посмеиваясь,(2) потом достал из кармана белоснежный душистый платок,(3) встряхнул им,(4) и из платка вдруг выпала большая белая роза.
16. Среди предложений 9,11 найдите сложное предложение, одна из частей которого представляет собой односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
4. Внимательно прочитай и укажи строку, в которой во всех словах в окончании пишетсяОДИНАКОВАЯ гласная И
он дыш..т, раздел..т
он распил..т, скач..т
он угон..тся, он колыш..т
он услыш..т, вздрогн..т
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. (2)Потом эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу: например, от мелькнувшего за окнами вагона мимолетного пейзажа, который вызывает непонятное нам самим чувство волнения и счастья…(3)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.
(4)Однажды художник плыл на пароходе по Волге. (5)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.(6)Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. (7)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. (8)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (9)Она чернела на ночном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая.
(10)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе. (11)С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
(12)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (13)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (14)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (15)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
(16)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля; вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.
(19)Каждый день приносил трогательные неожиданности. (20)То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак. (21)То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся. (22)А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. (23)Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24)В «волжских» работах Левитана впервые появились свет и блеск. (25)Об этих полотнах Чехов сказал ему: (26)«На твоих картинах уже есть улыбка».
(По К.Г. Паустовскому)
Ответами к заданиям 6 - 16 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать.
5.В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в Плесе «начался светлыйпромежуток» жизни Левитана?»
1) (1) Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.
2) (15) В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
3) (16) Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17) Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета.
4) (23) Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24) Так в «волжских» работах впервые появились у Левитана свет и блеск.
6.Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.
1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.
2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.
3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.
4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.
7.Из предложений 10–12 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание согласной(-ых) в приставкезависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
8.В предложениях 1–3 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание ННопределяется правилом: «Две буквы –Нпишутся в прилагательных,образованных от существительных при помощи суффиксов -онн- , -енн- ».Выпишите найденное(-ые) слово(-а).
9. Замените слово ДОЛЮв предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
10. Замените словосочетание КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН(предложение 13), построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
13.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводномслове.
То дети,(1) подталкивая друг друга в спину,(2) попросят,(3) чтобы их нарисовали,(4) потом прыснут от смеха и разбегутся. А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. Пожалуй,(5) именно в Плёсе художник ощутил тепло и ласковость русской земли.
14. Укажите количество грамматических основв предложении 10.
15.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами.
Берега наплывали медленно,(1) однообразно, (2)не радуя глаз ни живописными селами,(3) ни задумчивыми и плавными поворотами.
16. Среди предложений 6-9 найдите 11 найдите сложное предложение, одна из частей которого представляет собой односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.