Разработка урока по русскому языку 4 класс
по теме: Части речи
учителя начальных классов МКОУ «Бороздинская СОШ» Мамутовой
Шариповой Минзили Марсовны
Тема: Части речи.
Тип урок: урок развития умений и навыков
Цели: обобщить знания об изученных частях речи, развивать умение различать части речи и определять их признаки.
Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,
как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое
значение;
развивающая – продолжить формирование орфографических и
пунктуационных навыков, развитие познавательной активности
учащихся;
воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной
темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и
уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского
языка.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок!
II. Актуализация опорных знаний
- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый - ?
Твёрдый - ?
(К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением). Эти слова начинаются с одной буквы: с буквы М.)
- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М. Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.
- На второй строке запишите различные соединения строчных букв МЛО (МОЛ ЛОМ ЛМО ОЛМ ОМЛ. Проверка по эталону.)
- Можно ли среди этих сочетаний выделить слова? Что они означают?
(самоанализ-обвести самое красивое соединение зелёным карандашом, самое некрасивое – красным )
2. Словарный диктант.
(на откидной доске работают два ученика )
Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.
3. Проверка работы учащихся у доски .
Учащиеся читают поочерёдно слова , называют орфограмму,подчёркивают .
Одновременно производится взаимопроверка.
(учащиеся меняются тетрадями с соседом)
III. Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте тему урока по первым буквам отгадок
Живёт спокойно - не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет (черепаха)
Буквы-значки как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называется он (алфавит)
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый (светлячок)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (тишина)
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю (игрушки)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: Кошка, брысь,
Потому что это… (рысь)
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт,
И ты будь таким,
Как чистюля (енот)
Как это скучно –
Солнце глянуло сквозь щелку,
Свесив огненную (чёлку)
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ноги с обрыва
Такая грустная (ива)
-Назовите тему нашего урока.
(Части речи)
- Давайте определимся с нашими целями на урок.
(Записываю на доске: распознавать части речи, определять их морфологические признаки)
IV. Физкультминутка.
Мы покажем букву А
Улыбнулись все сперва
Ноги в стороны прыжком,
Руки к верху шалашом
Перед вами буква А
Раз присели, встали – два! (2 раза)
V. Работа по теме урока.
1. Работа в парах
-Хорошо ,ребята, все ли мы части речи назвали?
-Я вам раздам таблички, вы должны их заполнить.
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. |
предмет | признак | процесс |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Помогает, серый, помощь, горный, серость, золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный |
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. |
предмет | признак | процесс |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Строит, пишет, строительный, строитель, письмо, писатель, красный, бег, краснеть, бежит. |
- Значит на какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?
-Перечислите самостоятельные части речи?
-Перечислите служебные части речи?
2. Работа по определению частей речи.
- Запишите вот такие слова.
сущ. гл. прил.
учение учить ученый
- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)
3. Разбор предложения.
Составьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?
Какой частью речи оно будет являться?
сущ. гл. прил. сущ.
Ученый написал новую книгу.
Разберем это предложение по членам предложения.
4.Работа с учебником.
1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).
2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)
3. Запись нового словарного слова.
Двенадцать
5. Индивидуальная работа. Для тех , кто быстро справился с заданием – карточки!
Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.
Век живи – век ….. Тетрадь –…….. ученика. Сперва аз да буки, а потом и .………. Чем …….. раз читать, лучше один раз записать. Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно. | маленькое учись десять науки зеркало |
VI. Подведение итогов.
Рефлексия.
Что мы с вами изучили на уроке?
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
- Была ли достигнута цель урока?
2. Оценивание.(покажите смайлики, которые лежат у вас на партах)
3. Домашнее задание.