kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста. Трудные вопросы лингвистики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной программы является совершенствование речевой и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, формирование умения анализировать и классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста. Трудные вопросы лингвистики»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ»


по предмету (курсу) русский язык

Класс 9

Педагог Журавская Н.И., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория




город Ульяновск

2019 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста. Трудные вопросы лингвистики» предназначена для учащихся 9-х классов, проявляющих интерес к изучению лингвистики.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г, с изменениями и дополнениями, от 3 июля 2016 года № 306-Ф

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г

  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального, общего основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования",

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 08.05.2019 года № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»

  • Примерная образовательная программа: ООО протокол 1/15 от 08.04.2015 г.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ

  • Учебный план МБОУ СШ на 2019-2020 учебный год

  • Программа основного общего образования для общеобразовательных учреждений: «Русский язык. 5 – 9 классы». Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: «Просвещение», 2015.

Рабочая программа спецкурса является авторской («Комплексный анализ текста. Трудные вопросы лингвистики»), разработана Журавской Н.И., учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СШ № 28 города Ульяновска. Программа рецензирована специалистом кафедры филологии ИПК ПРО Курошиной Л.Н. (сертификат прилагается). Программа направлена на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями, обеспечение языкового развития обучающихся; овладение ими речевой деятельностью, углубление и расширение знаний для самоопределения в выборе будущей профессии;

  • совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Задачи организации учебной деятельности

  • Развивать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  • Углублять и расширять знания о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствовать умения моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

  • Развивать и совершенствовать коммуникативную, лингвистическую (языковедческую) и культуроведческую компетенции.

Методы и приёмы обучения:

А. Традиционные:

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);

  • метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации);

  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными лингвистическими словарями графические работы);

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, практикумы, самостоятельные работы);

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).

Б. Инновационные образовательные технологии:

ИКТ–технологии, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, тест-технологии, дифференцированное обучение, метод проектов и исследовательского изучения, игровые технологии, метод эвристических вопросов.

Рабочая программа курса реализуется в объеме 34 часов и предназначена для изучения русского языка на углубленном уровне – 1 час в неделю. Параллельно проводится систематизация и углубление знаний, ведётся работа по повышению орфографической и пунктуационной грамотности. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

2. Общая характеристика спецкурса по русскому языку «комплексный анализ текста»

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается культурный уровень, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

Структура программы СПЕЦКУРСА «Комплексный анализ текста»

п/п

Тема

1

Язык и речь.

2

Текст как речевое произведение.

3

Средства художественной изобразительности.

4

Лексические средства выразительности русского языка..

5

Словообразование и его изобразительные ресурсы

6

Морфологические средства выразительности

7

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности

8

Синтаксические изобразительные возможности языка

9

Культура речи.

10

Многоаспектный лингвистический анализ текста.

Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии, к эстетической функции изучаемых языковых явлений, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей. Программа реализует культуроведческий аспект в обучении русскому языку. Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.

Данная рабочая программа в разделах «Орфография», «Пунктуация», «Текстоведение» предусматривает анализ нестандартных лингвистических ситуаций. Лингвистическое явление рассматривается во взаимосвязи с фонетической, грамматической характеристикой слова или предложения с их правописанием, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфемикой, морфологией и синтаксисом. В разделе «Текстоведение» углубленно рассматривается материал о композиции текста, способах связи его структурных частей, типах и стилях речи, использованных выразительных речевых средствах (тропов, стилистических фигур). Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся; сведения об основных нормах русского литературного языка. Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста. Трудные вопросы лингвистики» предполагает компактное и четкое изложение теоретических основ лингвистики, обучение учащихся приемам создания авторского текста. Данный курс позволит учащимся 9-х классов детально вникнуть во все тонкости изучаемого текста, применить сформированные умения и навыки в выборе профессий, связанных с педагогической деятельностью, журналистикой, юриспруденцией.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения, проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических норм, синтаксических конструкций; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользовать различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоения норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка является важнейшим условием формирования грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности являются коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие о сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска ,в том числе компьютерных средств; перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе изучения русского языка в школе.

3. Описание места спецкурса «комплексный анализ текста» в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа, в том числе на контрольные работы 8 часов (изложения 2, сочинения 2, КР 2, тестирование 2)

Количество часов

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего


9

8

9

8

34

Контрольная работа (анализ текста)

1


1


2

Тестирование


1


1

2

Сочинение

1


1


2

Изложение


1


1

2


4. Личностные, предметные, метапредметные результаты усвоения спецкурса

Личностными результатами освоения программы являются осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенстванию. Средством достижения этих результатов служат тексты заданий, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология.

Метапредметными результатами изучения курса «Комплексный анализ текста. Трудные вопросы лингвистики» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1. Владение всеми видами речевой деятельности;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

2. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и других).

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • по орфографии: классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; производить орфографический разбор слов;

  • по пунктуации: находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;

  • по связной речи: создавать тексты всех стилей и типов речи, составлять тезисы, конспект; писать рецензию, реферат; производить комплексный анализ текста.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Изучая классические речевые образцы, ученики постигают общие законы и правила построения текстов различных типов, характерных для разных речевых ситуаций, составлять собственные тексты разных жанров.


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО СПЕЦКУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

Тема

Содержание курса

Язык и речь

Богатство и выразительность русского языка

Текст как речевое произведение

Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста. Основные средства связи предложений в тексте.

Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях, закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние структуры предложения на тип речи. Микротема. Ключевые слова. Приёмы сжатия текста. Типы речи. Стиль текста.

Средства художественной изобразительности.

Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в произведениях художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры. Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Фонетический принцип написания.

Лексические средства выразительности русского языка.

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствование. Использование в тексте поэтических тропов: метафор, эпитетов, гипербол, сравнений, олицетворений. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы. Лексика. Орфография. Однозначные и многозначные слова.

Словообразование и его изобразительные ресурсы

Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Морфологические средства выразительности


Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Лингвостилистический анализ пейзажей из произведений художественной литературы. Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейших моментов духовной жизни героев произведения История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Морфологические признаки самостоятельных частей речи. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Трудные случаи различения омонимичных частей речи

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Синтаксические изобразительные возможности языка


Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа. Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи. Синтаксические нормы

Культура речи.

Типы норм русского литературного языка. Нормы речи: орфоэпические, грамматические, синтаксические. Трудные случаи.

Многоаспектный лингвистический анализ текста.

Многоаспектный лингвистический анализ текста. Практикум


Распределение учебных часов по разделам программы спецкурса

п/п

Тема

Количество часов

1

Язык и речь.

1

2

Текст как речевое произведение.

5

3

Средства художественной изобразительности.

5

4

Лексические средства выразительности русского языка..

3

5

Словообразование и его изобразительные ресурсы

4

6

Морфологические средства выразительности

3

7

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности

3

8

Синтаксические изобразительные возможности языка

6

9

Культура речи.

2

10

Многоаспектный лингвистический анализ текста.

2


Всего часов

34

6.Тематическое планирование спецкурса «комплексный анализ текста. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ»

урока

Раздел, тема урока

Количество часов

Тип урока, форма урока

Планируемые результаты

Организация учебной деятельности

Вид и формы контроля

Дата урока План/факт

предметные

Метапредметные

Личностные

ЯЗЫК И РЕЧЬ (1)

1

Язык и речь.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Знать: информацию о роли русского языка среди языков мира, высказывания писателей и ученых о богатстве и выразительности русского языка; нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Иметь целостное представление о богатстве и выразительности русского языка. Уметь использовать в речи высказывания русских писателей о русском языке, опознавать языковые единицы,
решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

2.Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Формирование представлений о языке как сокровищнице духовной культуры.

Осознание эстетической ценности русского языка.

Обучение конспектированию научной статьи. Составление тезисного плана


Опрос


Текст как речевое произведение (5)

2

Текст как речевое произведение.

1

Закрепление знаний; лекция с элементами беседы; семинар


Знать структурно-смысловые признаки текста, понятие текста как целостного выражения мысли, понятие об основной мысли текста, микротеме, ключевых словах.

Уметь определять основную мысль текста, стиль текста, аргументировать свое мнение, выделять индивидуальный стиль автора.

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов

Аналитическая работа на основе текста

Творческая работа


3

Основные средства связи предложений в тексте

1

Закрепление знаний;

лекция с элементами беседы, практикум

Знать основные средства связи между предложениями в тексте. Уметь выделять средства связи между предложениями, между абзацами, уметь это доказывать

1.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем.

2. Классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку

Составление схемы «Основные средства связи предложений в тексте»

Опрос


4

Приёмы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема; ключевые слова.

1

Закрепление знаний;

практикум

Знать приемы сжатия текста, виды связи предложений в тексте

Уметь объяснять понятия «микротема», «ключевое слово»

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов

Аналитическая работа на основе текста

Творческое задание


5-6

Типы речи. Стиль текста.

2

Комплексное применение знаний;

зачет

Знать функционально-смысловые типы речи, понятия «тип речи» и «жанр».

Уметь характеризовать функционально-смысловые типы речи

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Аналитическая работа на основе текста

Контрольная работа


Средства художественной изобразительности (5)

7

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний; лекция с элементами беседы; практикум

Знать словесные выразительные средства русского языка: эпитет, сравнение, аллитерация, перифраз, метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, ирония.

Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства языка, производить их художественно-стилистический анализ.

1.Выражать положительное отношение к процессу познания.

2.Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Аналитическая работа на основе текста

Викторина


8

Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний; лекция с элементами беседы; практикум

Знать выразительные средства русского языка – стилистические фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос и другие

Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства языка, производить их художественно-стилистический анализ.

1.Выражать положительное отношение к процессу познания.

2.Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Аналитическая работа на основе текста

Тест


9

Звуковые изобразительные возможности русского языка.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний; лекция, консультация

Знать основные звуковые средства выразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звуковой символизм, ритм, интонация).

Уметь использовать в тексте основные типы интонационных конструкций.

1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию


Анализ прозаического

текста

Викторина


10

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи.


1

Закрепление знаний; практикум

Знать организующую роль ударения в стихотворной речи. Уметь определять стихотворный размер

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

2.Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

3.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию

Анализ поэтического текста

Кроссворд


11

Использование в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций.

1

Обобщение и систематизация знаний;

семинар

Уметь анализировать художественное произведение с точки зрения фонетико-интонационной целостности. Наблюдение над текстами.

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

2.Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

3.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Анализ поэтического и прозаического текстов

Контрольная работа


Лексические средства выразительности русского языка (3)

12

Лексическое богатство русского языка.

1

Изучение нового материала; лекция с элементами беседы

Знать: основные пути обогащения словарного состава, осознавать непрерывность развития словарного состава языка.

Уметь анализировать художественное произведение с точки зрения лексического состава.

1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Составление таблицы

Опрос


13

Лексические средства выразительности

1

Закрепление знаний; практикум

Уметь правильно использовать лексические средства в речи. Владеть лексическим разбором слова. Употреблять в речи и тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

1.Выражать положительное отношение к процессу познания:

2.Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Составление опорной схемы

Кроссворд


14

Лексика ограниченного употребления

1

Обобщение и систематизация; семинар

Знать: основные
нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические), диалектизмы, жаргонизмы, профессиональные слова, использование их в речи, в произведениях художественной литературы

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Составление диалога

Дискуссия


Словообразование и его изобразительные ресурсы (4)

15

Словообразование и его изобразительные ресурсы.

1

Изучение нового материала; лекция с элементами беседы

Знать основные способы словообразования

Уметь производить фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

1.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем.

2. Классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

Практикум

Опрос


16

Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем.

1

Закрепление знаний; практикум

Знать: понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, основные правила правописания двойных согласных

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения

1.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

2.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Составление таблицы

Тест


17

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Авторские неологизмы

1

Закрепление знаний; практикум

Знать: понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем

Уметь: производить словообразовательный разбор.

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

2.Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Составление опорной схемы

Контрольная работа


18

Использование различных словообразовательных средств в тексте


1

Обобщение и систематизация; семинар

Знать: понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем

Уметь: наблюдать за использованием различных словообразовательных средств в тексте, применять изученные правила, соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы

1.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

2.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Анализ текста

Зачет


Морфологические средства выразительности (3)

19

Морфологические средства выразительности. История происхождения имен собственных. Грамматический род и пол живых существ.

1

Изучение нового материала; лекция с элементами беседы

Знать морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики.

Уметь определять грамматический род и пол живых существ.

1.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов.

Анализ текста

Опрос


20

Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.

1

Закрепление знаний; практикум

Знать об олицетворении, морфологических свойствах русской речи и их изобразительные возможности.

Уметь использовать краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества

1.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Стремление к речевому совершенствованию;

достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста.

Редактирование текста

Сочинение на лингвистическую тему


21

Лингвостилистический анализ пейзажей из произведений художественной литературы.

1

Комплексное применение знаний;

практикум

Знать понятие «комплексный анализ текста»

Уметь производить комплексный анализ текста, содержащий описание природы, понимать роль пейзажа в выражении авторской мысли

1.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Стремление к речевому совершенствованию ; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в письменной форме.

Анализ текста

Сочинение


Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3)

22

Графика, орфография, пунктуация и их выразительные возможности.

1

Изучение нового материала; лекция с элементами беседы

Знать о происхождении письма, изобразительных ресурсах современной графики.

Уметь производить отбор изобразительных ресурсов современной графики и орфографии при создании текста.

1.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи

Анализ текста

Опрос


23

Пунктуация и смысл высказывания.

1

Закрепление знаний; практикум

Знать функции знаков препинания, стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

1.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности. Стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов

Анализ текста

Тест


24

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи.

1

Комплексное применение знаний;

практикум

Знать принципы русской орфографии, стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

1.Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности. Стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов

Анализ текста

Диктант с творческим заданием


Синтаксические изобразительные возможности языка (6)

25

Синтаксические возможности русского языка. Антитеза.

1

Изучение нового материала; лекция с элементами беседы

Знать понятие «антитеза»

Уметь использовать семантико-стилистические возможности односоставных предложений, обращений, сравнений, употреблять конструкции с противопоставлением (антитезные конструкции).

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

2.Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Интерес к созданию собственных текстов; осознание и определение своих эмоций; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в устной форме. Осознание и определение своих эмоций.

Создание текста на лингвистическую тему

Сочинение


26

Синтаксическая синонимия.

1

Закрепление знаний; практикум

Знать о синтаксической синонимии как источнике стилистического богатства русского языка.

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности.

Анализ текста

Опрос


27

Интонационный рисунок предложения.

1

Закрепление знаний; практикум

Знать особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений, риторический вопрос

Уметь определять интонационный рисунок предложения, основные стилистические фигуры

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи.

Анализ текста

Изложение


28

Односоставные и осложненные предложения.

1

Закрепление знаний; практикум

Знать возможности использования в художественных текстах односоставных предложений, семантико-стилистические функции однородных членов предложения, обращение как средство поэтического синтаксиса, сравнение, способы его выражения и использование

Уметь определять стилистические фигуры.

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Анализ текста

Опрос


29

Инверсия как изобразительное средство.

1

Закрепление знаний; практикум

Знать понятие «инверсия»

Уметь характеризовать данное изобразительно-выразительное средство

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Анализ текста

Сжатое изложение


30

Употребление сложных предложений. Понятие периода.

1

Комплексное применение знаний;

зачет

Знать о структурном параллелизме сложных предложений как средстве выразительности.

Уметь определять период как особую форму организации сложных предложений, как поэтическую фигуру художественной речи.

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

2.Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Стремление к совершенствованию собственной речи.

Анализ текста

Тест


Культура речи (2)

31-32

Культура речи. Типы норм русского литературного языка. Нормы речи: орфоэпические, грамматические, синтаксические. Трудные случаи.

2

изучение нового материала, лекция с элементами беседы

Знать: основные функции языка в современном мире; истоки русского языка; почему литературный язык является высшей формой языка.

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

2.Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа.

Анализ текста

Тест


Многоаспектный лингвистический анализ текста (2)

33-34

Многоаспектный лингвистический анализ текста

2

углублённое повторение,

практикум

Знать понятие «комплексный анализ текста», его составляющие (аспекты).

Уметь производить комплексный анализ текста.

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

2.Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста

Анализ текста

Зачет



7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

технические и электронные средства обучения:

мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; интерактивная доска PROMETHEAN.

Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер, мультимедиапроектор) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;

  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, Интернет - ресурсы, ЭОР (CD, DVD – диски).

Средства контроля знаний учащихся

Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый

Формы контроля: диктант, тест, компьютерное тестирование, лингвистический анализ текста, редактирование текста, изложение с опорой на текст, сочинение на лингвистическую тему. В свете подготовки к ОГЭ и ЕГЭ некоторые контрольные работы запланированы в тестовой форме. Итоговая контрольная работа запланирована в формате ОГЭ. На занятиях по всем основным темам предусмотрены задания в тестовой форме.

учебная и справочная литература

для учащихся:

  • Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.А. Дейкина, О.М. Александрова. Научный редактор Н.М. Шанский – М.: «Просвещение», 2017.

  • Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2014.

  • Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2019

  • Н.А.Сенина. ОГЭ-2020. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Издательство «Легион».Ростов-на-Дону, 2019

для учителя:

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018

  • Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / Львова С.И. – М.: Эксмо, 2018

  • Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2009

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2018

  • Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл.: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1999

  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2016

  • «Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» / Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015.

  • Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2018

  • Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2014

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. Для учителя / В.И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик, Л.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1991

Дополнительная литература

  • Деловое письмо Г. Х. Ахбарова. Т. О. Скиргайло. – М.: Просвещение, 2005. – (Библиотека учителя русского языка).

  • Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8-11 класс. – М.: Аквариум, 1998

  • Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999

  • Русский язык. Сборник упражнений и диктантов: Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М.: Оникс: Мир и образование, 2005

  • Русский язык. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008

  • Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. – М.: Просвещение, 2004

  • Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Лад-Ком, 2008

  • Фразеологический словарь русского языка. (Авторский коллектив: проф. И.В. Федосов, канд. ф.н. А.Н. Лапицкий). – М.: Лад-Ком, 2007

  • Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка. – М.: Лад-Ком, 2008

  • Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М.: Айрис-пресс, 2004

Электронные ресурсы

  • http://www.ege.edu.ru

  • http://www.pritchi.nm.ru

  • http://www.prosa.ru

  • http://www.gramota.ru

  • http://language.edu.ru

  • Мир слова русского   http://www.rusword.org

  • Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

  • Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

  • http://rusolimp.kopeisk.ru/ 


8.Планируемые результаты изучения спецкурса по русскому языку «комплексный анализ текста. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ»

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече­вого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот­ребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо­бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос­венной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо­значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

Учащиеся должны уметь:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический и стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • определять стиль и тип речи;

  • соблюдать все основные нормы литературного языка.

Фонетика и орфоэпия:

  • Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения.

  • Анализировать любую речь с точки зрения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование:

  • Владеть приемами поморфемного разбора

  • Пользоваться разными видами словарей.

  • Составлять словообразовательные гнезда.

Лексикология и фразеология:

  • Правильно употреблять и уметь разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики.

  • Верно использовать термины.

Морфология:

  • Распознавать части речи и их формы в трудных случаях

  • Правильно образовывать формы слова.

Орфография:

  • Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V – IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

  • Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии, объяснять написание с трудно проверяемыми орфограммами.

  • Проводить орфографический анализ текста.

Синтаксис и пунктуация:

  • Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V – IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки

  • Различать изученные виды простых и сложных предложений.

  • Составлять схемы всех видов предложений и конструировать предложения по схемам.

  • Объяснять постановку знаков препинания.

  • Проводить пунктуационный анализ .

Анализ текста. Определять стиль речи, тему вы­сказывания и его основную мысль, указывать спосо­бы и средства связи предложений в тексте; анализи­ровать строение текста, языковые и речевые средст­ва, характерные для изученных стилей речи. Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с ис­пользованием разных типов речи. Составлять заяв­ление, автобиографию. Составлять тезисы и кон­спект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи). Совершенствование написанного. Исправлять ре­чевые недочеты и грамматические ошибки, наруше­ния логики высказывания; повышать выразитель­ность речи, добиваться целесообразного выбора язы­ковых средств.

Речевая деятельность:

  • Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографии. Владеть навыком сжатого изложения текста. Уметь писать сочинения-рассуждения на проблемную и лингвистическую темы. Владеть навыком решения тестовых задач по содержанию текста и всем разделам программы русского языка за 5-9 классы. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

  • Составлять тезисы, конспекты, резюме, полно и сжато пересказывать текст.

  • Формулировать вопросы по содержанию текста, отвечать на вопросы по тексту.

  • Создавать устные монологические высказывания.

  • Владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания.

  • Составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма.

  • Осуществлять речевой самоконтроль.

  • Писать изложения полные и сжатые, водить в текст изложения элементы сочинения различных типов речи.

  • Выделять главную и второстепенную информацию текста и определять его принадлежность к типу речи.

Текстоведение:

  • Проводить текстоведческий анализ текстов различных стилей и типов речи.

  • Оценивать изобразительно-выразительные средства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплексный анализ текста. Трудные вопросы лингвистики

Автор: Журавская Наталья Ивановна

Дата: 02.01.2020

Номер свидетельства: 534251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект комплексного анализа текста в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-komplieksnogho-analiza-tieksta-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "220593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434708799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства