Из опыта работы "Обучение сочинению в сельской школе"
Из опыта работы "Обучение сочинению в сельской школе"
Особенности работы по развитию речи в сельской школе
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.
Выделяют две основных разновидности сочинений: а) сочинения, связанные с изучением литературы (или сочинения на литературную тему) и б) сочинения, несвязанные с ней (или сочинения на нелитературные темы).
Это предполагает наличие таких тем сочинений, в которых ученик использует материал собственных наблюдений, и материал литературы.
Сочинения на нелитературные темы называют ещё и свободными, творческими. Сочинения на «свободные» темы не менее конкретны, чем литературные, они предполагают, не меньшую, а наоборот большую связь с окружающей жизнью. Автору в них труднее остаться бесстрастным.
Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя. Благодаря этим сочинениям, преподаватель готовит «людей, умеющих дать себе отчёт в личных переживаниях и умеющих с любовью работать над словом».
«Литературные» сочинения также имеют важное значение, если в них ученик не просто пересказывает учебник. Они так же, как и сочинения, основанные на опыте ученика, помогают ему понять жизнь, развивают его мысли речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, они учат работать с книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывать вкус к ним.
Таким образом, сочинения являются одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Обучение сочинению в сельской школе" »
Особенности работы по развитию речи в сельской школе
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.
Выделяют две основных разновидности сочинений: а) сочинения, связанные с изучением литературы (или сочинения на литературную тему) и б) сочинения, несвязанные с ней (или сочинения на нелитературные темы).
Это предполагает наличие таких тем сочинений, в которых ученик использует материал собственных наблюдений, и материал литературы.
Сочинения на нелитературные темы называют ещё и свободными, творческими. Сочинения на «свободные» темы не менее конкретны, чем литературные, они предполагают, не меньшую, а наоборот большую связь с окружающей жизнью. Автору в них труднее остаться бесстрастным.
Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя.. Благодаря этим сочинениям, преподаватель готовит «людей, умеющих дать себе отчёт в личных переживаниях и умеющих с любовью работать над словом».
«Литературные» сочинения также имеют важное значение, если в них ученик не просто пересказывает учебник. Они так же, как и сочинения, основанные на опыте ученика, помогают ему понять жизнь, развивают его мысли речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, они учат работать с книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывать вкус к ним.
Таким образом, сочинения являются одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных качеств.
Воспитывать – это значит открывать детям глаза на мир – огромный, прекрасный, многообразный. Учить видеть, слышать. И если человек научится видеть и слышать, он никогда не скажет пустого слова.
Работа над сочинением предоставляет учителю большие возможности «открыть детям глаза на мир», развивать их душу, чувство, разум.
В настоящее время развитию речи учащихся, в том числе и обучению сочинениям необходимо уделять больше внимания, так дети разучились мыслить, рассуждать.
Учащиеся нуждаются в помощи преподавателя, который должен не только дать ему подходящую и интересную тему, но и научить учащегося с ней справляться. И здесь задача учителя заключается в том, чтобы привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением.
В результате ученик должен овладеть следующими умениями и навыками:
1. Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.
2. Умение подчинять своё сочинение определенной мысле.
3. Умение собирать материал для сочинения.
4. Умение систематизировать собранный материал.
5. Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.
6. Умение в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли.
7. Умение совершенствовать написанное.
Процесс живой речи, как известно, не предполагает обращения к сведениям о системе языка, то есть человек чаще говорит не так, как надо, а так, как он привык говорить с детства. Поэтому речевое развитие многих, в том числе сельских школьников к моменту начала знакомства с языком как системой вербальных знаков, уже имеет устойчивый характер, далеко не всегда совпадающий с требованиями языковых законов.
Самый влиятельный фактор формирования речи ребёнка – речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребёнок осваивает речь как средство общения, усваивая все ярусы языковой системы.
В семьях большинства учеников сельских школ уровень речевого общения далёк от совершенства. В первую очередь этот связано с образовательным уровнем родителей. Также сказывается и низкий уровень общей культуры родителей. Разумеется, качество речи в таких семьях значительно ниже общепринятого уровня: она изобилует речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом. Кроме этого, в формировании навыка правильной речи играет большую роль чтение. Вывод показывает, что учащиеся читают крайне редко. Отсюда: насыщенность речи диалектными словами и выражениями (типа чо – что, седни – сегодня, щас – сейчас, ихний др.); чрезмерное употребление сленговых выражений; бедный синтаксис; отсутствие высокой, оценочной, абстрактной лексики в речи; неумение создавать развернутое связное высказывание.
Именно через творческие упражнения идет закрепление умений и навыков и дальнейшее их совершенствование на основе различных видов речевой деятельности: чтения, говорения, письма. С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного высказывания.
Представленные виды упражнений творческого характера не только помогают учащимся приобретать необходимые навыки грамотного письма, но и способствуют речевому развитию школьников.
Конечно, не всегда эти работы отличаются высокими художественными особенностями, но у большей части учеников они вызывают интерес к слову. И такие работы позволяют почувствовать удовлетворение от потраченных усилий.
Основные виды творческих работ
Тексты, развивающие логику и мышления. Такие тексты могут быть использованы в разных видах работ: диктант с элементами сочинения, диктант с творческим заданием, изложения с элементами сочинения, комплексный анализ текста, диктант, сочинение, изложение в одном тексте. В представленных вариантах заданий можно выбрать то, что актуально для конкретного класса и отдельного ученика. Разные части текста будут привлекательны для учеников с разными каналами восприятия: аудиалам, кинестетиков, визуалов.
Кровь быстро капала из раны на её грудке и окрашивала белый песок, унося жизнь из маленького тела.(4)
«самое дорогое – это, конечно, жизнь, - подумала птичка. –Но стоит ли доброй волшебнице брать у меня жизнь, которую она сама дает мне? Добрая волшебница, верно, шутит…»
И, взглянув на неё потухающими глазами, птичка прошептала:
- Хорошо, вылечи! Отдам тебе самое дорогое.
Волшебница дотронулась своим жезлом до её ранки – ранка зажила, и птичка встрепенулась, ожившая и здоровая.
- А теперь отдай мне свои крылья! – сказала волшебница.
- Нет! – отвечала птичка, вздрогнув. – Нет! Ни за что!
- Разве они на самое дорогое для тебя?
- Потому-то я не могу отдать их тебе! – тихо прошептала птичка. – сделай лучше так, чтобы я умерла: лучше не жить совсем, чем жить и не летать.
- Лети, - улыбнулась волшебница, - я не хочу твоей смерти. Но помни, что___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Варианты заданий к тексту:
Самостоятельно озаглавьте текст,
Допишите последнее предложение или абзац, обосновав свой выбор,
Выпишите из толкового словаря значение выделенного слова,
Сделайте синтаксический анализ указанного предложения,
Определите события, которые называются завязка. Кульминация, развязка,
Назовите тип текста,
Укажите стиль текста, обоснуйте,
Выпишите тропы (метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, антитеза и т.д.)
Понравился ли вам текст? Почему?
Определите тему, проблему текста,
Определите жанр текста (рассказ, сказка, басня, анекдот, афоризм…)
выпишите из текста отрывок, соответствующий иллюстрации,
Также в систему уроков по развитию речи могут быть включены экстралингвистические знания
Помимо языка, ученику нужно владеть определенным объемом знаний о той его части, которая в данный момент воспринимается, познается. Следовательно, необходимо определить, каким образом и какие именно экстралингвистические знания могут быть вплетены в системе уроков русского языка, каждый из которых является и уроком развития речи. Сенсорная информация заключается в ощущениях и представлениях. Эти образы – зрительные, осязательные, вкусовые и т.п. – могут быть случайными (фрагментарными), но, закрепляясь со временем на практике и приобретая поддержку в виде рациональной и эмоциональной оценки, они образуют в сознании сложные и устойчивые представления.
Экстралингвистика, или точнее психолингвистика – это наука, область лингвистики, изучающая процессы речеобразования и формирования речи в их соотнесенности с системой языка.
Поэтому использование произведений искусства в процессе обучения языку и речи имеет ряд обоснований.
Первое обоснование – большая роль искусства в развитии духовно-нравственного потенциала учащихся. При работе с произведением искусства на учебном занятии собственно языковое, речевое, духовное и эстетическое развитие школьников представляет собой единый процесс.
Второе обоснование – психологическое. Во-первых, процессы восприятия окружающего мира и мира искусства изначально психологически одинаковы. Во-вторых, использование художественных произведений создает в образовательном процессе единство эмоционального рационального. В-третьих, искусство помогает человеку понять чувства не только самого себя, автора, но и тех, кто участвует в обсуждении произведения.
Третье обоснование имеет психолингвистическую основу. При восприятии произведений искусства становятся задействованными и наглядно-образные, и словесно-логические механизмы обучения. Образы-представления автора и тех, воспринимает художественное творчество, соотносимы.
Произведения искусства дают возможность сопоставить различные формальные (словесные и несловесные) средства для выражения одного и того же содержания.
Использование произведения искусства создает среду, которая благоприятно влияет на развитие творческого потенциала и учителя, и учащихся.
Итак, рассмотрим, каким образом экстралингвистические знания могут быть включены в систему уроков русского языка.
Метод чувственного познания.
Человек воспринимает мир не только посредством своих ощущений, но и эмоционально, на основе чувств. Познание языка тоже относится к сфере объективного мира, который предстоит освоить и сделать понимаемым, своим, родным. При реализации этого метода можно использовать следующие приемы:
Обращение к эмоциям ученика.
Чтобы пробудить эмоции ученика, полезно обратиться к факту из истории создания произведения, памятника архитектуры, привести свидетельства (или предположения) о настроении, чувствах автора в момент работы над произведением, высказать собственную оценку того или иного факта, сопоставить художественные образы с реальными людьми и событиями, поговорить об ассоциациях, которые вызывает данное произведение искусства
Воображаемое перемещение в мир иной культуры, т.е. в другие время и пространство.
Определите свое местонахождение в пространстве картины. Где бы вы встали, сели? Где бы вы хотели (не хотели) находиться? Что бы сделали (сказали)? Как бы себя чувствовали в этой среде? Объясните причину своего желания. ( При ответе на вопросы повторяются темы «Глагол. Условное наклонение», «Раздельное написание частицы бы с глаголами в условном наклонении». Производится отбор и анализ материалов к сочинению.)
Расскажите, каким образом вы выразили бы свое настроение в данный момент. Какие цветовые пятна нанесли бы на лежащий перед вами белый лист? (Тема «Глагол». Поиск аргументов для текста-рассуждения.)
Из данных трактовок произведения искусства выберите ту, которая более близка вашему пониманию. Объясните, почему. (Сжатый пересказ. Отбор материалов к сочинению.)
По данному высказыванию попытайтесь определить, к какао социальной группе относится автор, когда, где он жил. (Обучение сочинению-рассуждению.)
Как бы вы себя повели, оказавшись в изображенной на картине ситуации? (Тема «Глагол. Условное наклонение».)
Представьте себя в роли персонажа какого-либо жанрового произведения изобразительного искусства и опишите состояние героя.
II. Метод мысленного составления целостной информации о какой-либо картине мира.
Сущность этого метода заключается в осмыслении учащимися поступающей информации. Мыслительные образы, отражающие действительность, различны: 1) чувственно-наглядные образы представления; 2) понятия; 3) целостные мыслительные структуры – совокупность знаний о предмете.
Приемы работы с образами-представлениями.
Выявление связи между словом и образом.
Прием заключается в вычленении из потока различных образов-представлений одного образа и последующего его словесного описания.
Расскажите, какой образ возникает у вас пи произведении слова/ термины искусства: книга, картина, музей, радость? (Упражнение по развитию речи с опорой на образ-воспоминание. Сбор материалов к сочинению.)
Запомните самое первое впечатление от произведения искусства, а затеи быстро запишите его в нескольких словах (словосочетаниях) или в одном-двух предложениях.(Подготовка к сочинению с использованием произведения искусства. Побуждение к художественной коммуникации.)
Анализ названия произведения искусства.
Придумайте название для картины. Сопоставьте его с авторским, попытайтесь обосновать выбор художника. (Сбор материала к сочинению-рассуждению.)
Приведите примеры картин, в названиях которых использованы односоставные назывные предложения с существительными-подлежащими, указывающими на место или на время действия, само действие, имя. Объясните причины выбора подобной словесной формы. (Темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Односоставные предложения». Сбор материала к сочинению.)
Примеры работы с понятиями
Сопоставьте, как толкуют один и тот же термин искусства разные люди. Проверьте точность понимания слова по словарю. (Темы «Словари», «Профессионализмы». Пересказ исходного текста.)
Активное рассматривание. Это спонтанное обозначение словами, словосочетаниями предложениями того, что видит человек в процессе зрительного восприятия картины. Прием эффективен при первом знакомстве с явлением в искусства. (Сбор рабочих материалов к языковому оформлению сочинения.)
Напишите художнику письмо, используя трехчастную композицию: комплимент, вопрос – сомнение и выражение несогласия с автором в чем – либо. (Письмо как одна из разновидностей текста. Создание текста по данным темам).
Приемы работы с целостными мыслительными структурами – с многокомпонентной информацией о какой – либо картине.
Прочитайте (дома) и перескажите (на уроке) искуствоведчиский текст. (Создание текста на основе исходного.)
Сопоставьте тексты, например, описания картины и истории ее создания. (Сравнительная характеристика.)
Определите порядок предложений в тексте, рассказывающем об истории создания какого – либо произведения. (Тема «Связность как признак текста».)
Отгадайте название произведения искусства по его словесному описанию. (Отбор доказательства для текста – рассуждения.)
Составьте план сценария, в котором описываются, например, процесс изготовления дымковской игрушки или действия мастера, расписывающего гжель. (Темы «Причастие», «Деепричастие».)
III. Метод классификации.
Сущность метода заключается в явлении сходства между
предметами, явлениями окружающего мира.
1. Приемы группировки признаков.
Распределите термины искусства по однородным классам, например, по художественным стилям, жанрам искусства. (Тема «Профессионализмы».)
Составьте с термином словосочетание или предложение. (Тема «Профессионализмы», «Синтаксис».)
2. Приемы сопоставления признаков.
С помощью толкового словаря сравните признаки, характеризующие разные явления искусства. (Тема «Лексика».)
Игра «Четвертый лишний» с использованием искусствоведческих терминов.
3. Формулирование ключевого вопроса.
Идея пейзажа Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» передана через движение. Какие изобразительно – выразительные средства выбирает художник, чтобы передать движение жизни, ее стремительность, напряженность?
IV. Метод ассоциаций.
Слово в речи выявляет не только свои прямые и переносные значения, но и ассоциативно связанные с ним образы, чувства. Каждое слово связано не только с другими единицами языка, но и с образами – воспоминаниями о явлениях действительности.
1. Выявление связей слова и образов – воспоминаний.
Учитель произносит слова – стимулы (например, картина, искусства, контраст, архитектура…) – ученики записывают ответ реакцию.
2. Выявления ассоциативных связей слов, обозначающих чувства, и названий произведений искусства.
Радость. Какое произведение искусства вызывает у вас чувства радости?
Тревога. Какое произведение искусства вы связываете с тревожным предчувствием?
3. Приемы работы по явлению художественных ассоциаций.
Какая музыка, какие стихи могли бы сопровождать ваш рассказ о картине в кругу друзей в телепередаче, домашнем видеофильме? (Подготовка к сочинению публицистического характера.)
Может ли орнамент быть музыкальным? (Обучение сочинению – этюду.)
Итак, ощущение и восприятие в сознании человека по содержанию образны, а по форме знаковы. Вот почему для развития речи необходимо формировать у наших школьников не только знания о языке, но и знания о мире, которые находят отражение в языке народа и отдельного его представителя.ами языка но и собразамия ащимиия.
Таким образом, для овладения словом в достаточной мере, для успешного уяснения его значения, а также при обучении языку и речи учащихся необходимы не только языковые (лингвистические) знания, но и знания экстралингвистические
Сочинения на основе восприятия инструментальной (вокальной) музыки. В произведениях данного жанра органически сливаются мелодтя и текст. На основе восприятия музыкальных произведений проводятся сочинения-миниатюры.
Упражнения на восстановление текста.
Диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктант по памяти , творческий, свободный, восстановленный, диктант по аналогии.
Работа с лингвистическими словарями.
Составление рассказа на лингвистическую тему.
Письменные ответы на вопросы лингвистического содержания.
Обобщение теоретического материала с помощью таблиц.
Подбор примеров на определенную тему из художественных произведений или устного народного творчества.
Различные занимательные упражнения(составление рассказа: чтобы слова начинались с одной буквы, например В, или заканчивались на одну букву; даны 10 букв в определенном порядке, необходимо составить рассказ таким образом, чтобы все слова в 1 предложении начинались на одну букву и т.д. например, Шура шила шапку. Рита раскрашивала рисунок. Варианты заданий с буквами могут быть разными.
Комплексный анализ текста.
Составление опорных таблиц, конспектов, памяток.
Перечисленные виды работ творческого характера не только помогают учащимся приобретать необходимые знания, но и способствуют речевому развитию школьников, что особенно важно в связи с усилием общей речевой направленности современного школьного курса русского языка.
И пусть не всегда эти работы отличают высокие художественные достоинства, но у большинства учеников они вызывают интерес к слову, его изобразительным возможностям.
Урок развития речи на тему: «Описание природы ». (6 класс)
Цель:
Развитие умения составлять текст описательного характера, используя разнообразную лексику,
Формирование умения последовательно излагать мысли,
Развитие логического мышления, наблюдательности.
Ход урока.
Оргмомент.
Вводное слово.
основная часть урока.
1) Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.
2) Как вы думаете, что необходимо для полного овладения русским языком? (Необходимо общение с природой)
Таким образом, для того чтобы описывать природу, необходимо её наблюдать.
В дом моих друзей принесли кактус – живой привет из далекой пустыни. Он стоит на окне в гордом одиночестве. Ощетинился своими колючими, как иголки, отростками. Видно, ему всё здесь не нравится.
Случилось так, что я давно не бывал в этом доме. А когда пришёл и увидел на окне этот странный цветок, я вдруг заметил что стебли кактуса с неожиданной кротостью опустились и весь он стал окутываться какой-то теплотой. Словно покрывало затягивало все его щупальца.
Я ищу причины этой чудесной перемены. И вижу: из чернозёма, у ног этого сурового гордеца, пробиваются хрупкие листочки. Они доверчиво прильнули к колючему стволу, и он нежно и трогательно оберегает их трепетный рост.
Через некоторое время, когда я снова побывал у своих друзей, я увидел, что один из отростков кактуса, тот, который прежде всего так гордо выглядывал из горшка, как-то поник и пожелтел…
Мне хочется сравнить этот гордый кактус с теми людьми, которые только внешне выглядят колючими и замкнутыми. И не каждый знает, что под видимой суровостью у них чаще всего бьется нежное, доброе сердце. Сердце, которое знает секрет истиной дружбы и любви.
(М. Разумный)
Задания для учащихся:
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое дружба? Что это такое?
- В чем, по мнению автора, кроется секрет настоящей дружбы?
- Встречались ли вам люди, которые внешне выглядели «колючими и замкнутыми», а на самом деле они «готовы отдать людям свое тепло»? расскажите о них.
- Какова основная мысль текста?
- Сколько логических частей в тексте?
- Где находится мораль текста? Прочтите ее.
- Какой прием использовал автор в данном тексте?
- Вспомните, что такое метафора, сравнение, олицетворение, эпитет. Приведите примеры из текста.
- Подготовьте пересказ текста по плану:
1. Живой привет из далекой пустыни.
2. Странная перемена.
3. Трогательная забота.
4. Гибель отростка.
5. Секрет истинной дружбы.
- Напишите изложение по данному тексту. Закончите его примером из жизни: расскажите о тех, кто знает секрет истинной дружбы и любви.
- Напишите сочинение на одну из тем: « С лица воду не пить»; «В самом лучшем друге должен ты иметь самого злейшего врага»; « Секрет истинной дружбы».
- Подберите к своему сочинению эпиграф. Постарайтесь использовать в тексте изобразительно-выразительные средства.
Карточки для коррекционной работы по развитию речи.
Карточка 1.
По заголовкам определите стиль статей.
А) Здоровье нации – дело каждого и всех.
Б) человек и компьютер.
В) Наш сад.
Г) Беречь землю.
Д) из истории лингвистических терминов.
Е) Чтобы море оставалось чистым.
Моё село: сегодня, завтра.
У подножия синих гор,
Где ветер рвётся на простор,
Лежит Табатская земля –
Родная Родина моя!
На ней одной семьёй живут –
Хакасы, русские, мордва,
Здесь встретишь немца, латыша,
У всех у них одна судьба.
И этой дружною семьёй
Мы славим край любимый свой.
Пётр Соколов
Мы живем в тревожное время и не знаем, что ожидает нас завтра. Каждый из нас когда-то впервые самостоятельно шагнул навстречу протянутым материнским рукам. Мы росли, год за годом постигая суть добра и зла, отваги и трусости, бескорыстия и вдохновения, воспитывая в себе чувства товарищества и патриотизма.
Мы взрослеем, торопясь определить своё место в жизни, найти любовь и затем вырастить своих детей.
Какой он след оставит в завтра
Мой век, что мне других милей?!
И поэтому сегодня, мы, молодое поколение, обращая свой взгляд в будущее, мечтаем о «светлом небе над головой» и «добром пути».
А пока современная молодёжь, в силу своего юного возраста, смотрит на мир ещё сквозь розовые очки. И всё бы, на первыё взгляд, хорошо, но вот, что-то на «стёклах» стали появляться «чёрные пятна».
Я родилась и проживаю в сельской местности. Село, как село, небольшое, с обычным, на первый взгляд, названием – Табат. Впрочем, много их, таких разных, ничем неприметных, расположенных по всей России-матушке. Много их, но в одном они схожи: приходится им делить одни и те же проблемы.
И сегодня я хочу рассказать о том, что происходит с нашим селом. Хочу рассказать о тех проблемах, о которых молчать уже просто невозможно. Их очень много, но я попытаюсь остановиться на более значимых.
Самым страшным злом, скажем, первой проблемой для села является то, что ГОСУДАРСТВО не может справиться с коррупцией, в которой погрязла страна, с обманом более слабых слоёв населения, не способных дать отпор. А это касается в первую очередь людей села. Царит безработица, сокращаются рабочие места.
Крестьяне, измученные летней страдой на своих приусадебных участках и ожидая от Господа Бога «лётной погоды», по своему опыту знают, что погоды такой не дождаться им, и отдают за бесценок слезами политый и горбом поднятый свой урожай.
Отсюда возникает вопрос: кому отдано предпочтение жить безбедно, с надеждой на «ещё лучшее будущее»? Село развивается и держится на «горбу» бессловесных крестьян.
Давайте посмотрим вокруг. Что же мы имеем на сегодняшний день?..
Образование - условное. Плати за диплом – получай его. Нам, сельской молодёжи, порой бывает очень обидно, что мы не можем ещё пока твёрдо стоять на одном уровне с городскими сверстниками.
Причин тому много. И одной из них является слабая материальная база сельских образовательных учреждений. Необходимо также привлекать в сельские школы молодых специалистов, так как у них новые взгляды на образование.
А медицинское обслуживание? Плати наличными – возможно, вылечат. А у сельчан таких возможностей просто не существует. В нашем селе даже нет квалифицированного врача, а это затрудняет существование многих людей, особенно пожилого населения. И теперь для того, чтобы попасть на прием к врачу, необходимо ехать районный центр. Отсюда возникает следующий вопрос: на чём? Я думаю, комментарии излишни.
Очень печально и то, что в селе нет аптеки. Вернее она есть, но вот только предложенный ассортимент, предложенный сельчанам, оставляет желать лучшего.
Следующая, немаловажная проблема – деревенский человек «мелеет».
Мы видим, как меняется интеллектуальное, духовно-нравственное состояние наших сельчан. А культура их поведения говорит нам о многом.
Что происходит с нашей молодёжью? Кроме бутылки пива, пачки сигарет и нецензурных выражений для них не существует больше ценностей.
В последние годы люди стали бояться громких слов, избегать упоминаний о таких понятиях, как Родина, патриотизм, национальная гордость. Оправдано ли это?
Примером тому может служить загаженные территории возле школы, клуба и даже памятника погибшим в Великой Отечественной Войне. Разве за это они воевали?
Мы, школьники, стараемся: каждый день убираем школьный двор, его окрестности и, конечно, следим за памятником, тем местом, которое по праву называется святым.
А что творится с душами сельчан?
Люди замкнулись в себе, стали чёрствыми. Забыли про Бога, про заповеди божьи, сердца стали чёрствыми. Нет никому дела до чужих проблем.
И живут они, как Фомка-хозяин, в стихотворении Юрия Кузнецова:
Фомка – изрядный хозяин двора,
Но не державы.
А на закате пылает гора,
Блики кровавы.
Глянь: полыхает! Но он не глядит,
Не замечает.
- там ничего моего не горит, -
Так отвечает. .
И для поддержания нравственно-духовной чистоты жителей, я думаю, будет необходимо создание казачьего общества.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объедимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся…
Я вижу сегодня своё село таким. Конечно, очень много сделано и делается для его преобразования.
Над деревней стоит синий дым,
Суетятся по дому хозяйки.
Хлеб душистый с печи достают,
Пироги, калачи и ватрушки.
И плывёт над землёй синий дым,
Запах хлеба пьянит и дурманит…
И для того, чтобы запах хлеба пьянил и дурманил, в хорошем смысле этого слова, и при этом ещё радовало всё то красивое и ценное, что нас окружает, администрация МО Табатский сельский совет прилагает все усилия в благоустроительных работах: ремонтируются дороги, ликвидируются свалки и др.
О культурной жизни хочется рассказать отдельно. В нашем селе интересно проходят различные культурно-массвые мероприятия. Например, праздник «Проводы русской зимы», на который собирается и стар и мал.
В селе возродилась работа Тимуровских отрядов, создана общественная организация «Манжилай», основной целью которой является поддержка молодёжных инициатив, а также привлечение молодёжи села к общественной жизни села. А для поддержания нравственно-духовной чистоты жителей, я думаю, будут необходимо казачье общество.
Очень большое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной Войны, вдовам, ветеранам труда, пожилым людям и инвалидам. В связи с этим создан Совет ветеранов и инвалидов.
В течение года проводятся благотворительная акция «Забота +», «День пожилого человека», «День инвалида». А для детей инвалидов и детей из социально незащищённых семей в новогодние праздники организуются весёлые праздники с конкурсами и подарками.
Россия – православная страна. И очень радует, что наш глава администрации не остаётся равнодушным к просьбам верующих.
В нашем селе есть церковный приход. И Александр Иванович приложил немало усилий, чтобы он стал функционировать. Были выделены средства, для его ограждения.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объедимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся…
Также на сегодняшний день решается вопрос по отводу земель под лесным массивами для того, чтобы на территории с. Табат построить туристическую базу в пяти километрах от с. Табат. Так как там снежные горы и знаменитый «Джой». Так что перспективы есть, необходимо только приложить усилия и немного настойчивости., а Табатский сельский совет может из дотационного стать самодостаточным.
Да, много проблем вообще у села российского. И у села Табат их не меньше. Но я верю, что перечисленные проблемы со временем всё-таки будут разрешены. А мы, молодое поколение, постараемся помочь в их преодолении. И пока мы верим в будущее, в нас живёт любовь к настоящему, к нашему родному селу ТАБАТ.
И всё, что окружает нас, - от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, хлебного поля, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, людей, чьи души, которые когда-нибудь оттают, - есть часть нашей жизни, которую нужно сохранить.
И счастлив я, что здесь я рос,
И то мне сердце радует,
Что снежный свет
Родных берёз
На всю планету падает.
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Районный отдел образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение Табатская средняя общеобразовательная школа
Творческая работа – эссе
«Моя педагогическая философия»
Выполнила: Некрасова
Анна Александровна,
учитель русского языка
и литературы, 9 разряд.
Табат – 2008 г.
Самая страшная ошибка – считать, что педагогика – наука о ребенке, а не о человеке. Познай самого себя, прежде чем воспитывать детей.
Януш Корчак.
Ради чего я работаю в школе?
Пожалуй, прежде чем мне ответить на этот вопрос, каждый учитель должен определить для себя, а что же такое школа: здание, куда ты приходишь на работу, а, может, школа – это жизнь, с её ошибками и удачами, взлётами и падениями?
Мне думается, что школа – это то место, куда готов ты возвращаться вновь и вновь, РАДОСТНЫМ, ДОБРЫМ, НЕЖНЫМ и ЗЛЫМ, ЕЛЕ ЖИВЫМ….
Школа – это то место, где сразу забывается всё плохое, а сердце и душа радуется при виде детских светлых глаз.
Эти слова написались с легкостью, на одном дыхании, нисколько не лукавя, однако ответить на вопрос “для чего?” по-прежнему сложно.
Я пришла в школу сразу после института, и стаж работы всего два года, но с первых дней сразу поняла, что половина успеха в работе – это знание детских имен. Называя их по именам: Дашами, Анютами, Димами, – мы уже протягиваем к ним ниточку доверия, ведь каждый ребёнок, в душе очень раним и с нетерпением ждёт любви и теплоты от других. Мы получаем взамен ровно столько, сколько отдаём сами. И как приятно порой осознавать, что ты нужна детям, что они тянутся к тебе навстречу, радуются счастью поговорить с тобой, поделиться своими открытиями, огорчениями.
Мы говорим: “Он должен.… Хочу, чтобы он…” И ищем образец, которому он должен следовать, ищем жизнь, которую он должен прожить.
Кем же он должен быть?
Борцом или только работником, руководителем или только рядовым? А, может, просто счастливым?
Тогда где оно, это счастье? В чём оно, это счастье? Знаем ли мы к нему дорогу? И есть ли такие, кто знает? Сумеем ли?
А где, как не на уроках литературы и русского языка, говорить об этих важных понятиях в жизни каждого ребёнка и всего человечества, соединять эпоху с эпохой, а самое главное – учить понимать окружающий их мир с его законами и противоречиями.
Как предупредить? Как оградить? Ведь ребёнок – это мотылёк над вспенившимся потоком жизни. Как его укрепить, не отягощая полета, как закалить, не утомив крылья? Может быть, собственным примером, помощью, советом, словом?
А если отвергнет? Лет через пятнадцать он – устремленный в будущее, я – крепко связанная с прошлым. Во мне – воспоминания и привычки, в нём – переменчивость и непокорная надежда. Я сомневаюсь – он ждёт и верит, я опасаюсь – ему страх неведом. Молодость всегда стремится изменить прошлое с его недостатками. Просто так должно быть. Однако…
Пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился. Пусть карабкается, только бы не упал. Пускай борется, только осторожно. Осторожно….
А если он скажет: “У меня другое мнение. Хватит меня опекать”.
Значит, не верит? Значит, я ему не нужна? Ему мешает моя любовь? Многие думают, неосторожный ребёнок, не знающий жизни, бедный ребёнок, неблагодарный ребёнок! Неблагодарный?
А разве земля благодарна солнцу за то, что оно светит? Отдаём ли мы сами детям то, что сами взяли от родителей, или только даём в долг, чтобы потом забрать, высчитав проценты? Разве ЛЮБОВЬ – это заслуга, за которую требуется уплата?!
Да, я за демократические отношения между учителем и учащимися. Необходимо предоставлять свободу творчества и поиска, при этом, оставаясь негласным лидером, способным в любой момент восстановить порвавшуюся логическую цепочку или изменить ход всего урока.
Не скрою, на деле случается всякое: бывает порой, что не я, а дети подводят меня к новым открытиям. Но разве это не то, к чему должен стремиться учитель. Ещё известный философ сказал: “Уча других, мы учимся сами”.
Вспомните свои ощущения познания нового. Ведь чем больше узнаёшь, тем больше ошибок находишь в своей работе, и, исправляя их, получаешь лучший результат.
Мне нравится, когда дети спорят не только друг с другом, но и со мной, ведь, как известно, что именно в споре рождается истина. Невозможно вырастить “победителей” только на чужих авторитетах. Мы, взрослые, растим и учим детей для будущей, взрослой жизни. Но как сложатся их судьбы, покажет время, но пока они просто мечтают, а МОЯ ЗАДАЧА – поддержать и подкрепить эти детские мечты, дать им умения и навыки, которые им пригодятся в жизни.
А в заключение своего размышления мне хотелось бы добавить, хотя с этого, может, надо было начать, что без помощи, а иногда и снисходительности коллег, которые работают со мной в одной школе, я не сделала бы и половины мною задуманного.