kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Речевой этикет как показатель культуры общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа"Речевой этикет как показатель культуры общения"выполнена учащейся 5 класса в рамках научно - практической конференции школьников.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Речевой этикет как показатель культуры общения"»

Муниципальный район «Сретенский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кокуйская общеобразовательная школа №2»



Научно- практическая конференция «В мире науки»

















Речевой этикет как показатель культуры общения

























Выполнила: Воложанина Мария Евгеньевна,

ученица 5-б класса.

Руководитель: Кутузова Татьяна Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы.



2016 г.



Содержание



1.История вопроса ……………………………………………………3-4

2.Отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы…………………………………………………………….4-5

3. Социологическое исследование по отношению к исследуемой проблеме……………………………………………………………….5-6

4.Заключение………………………………………………………….6-7

5.Приложение…………………………………………………………8

6.Литература…………………………………………………………..9









































Цель: выявить причины изменения норм речевого этикета в общественной жизни и литературных произведениях.

1.История вопроса

Широкое понятие культуры включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета. Этикет- это «установленный порядок форм обхождения» (С.И.Ожегов).

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные мысли, что- то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информацией , необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встрече, не извинились за проступок… Такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт.

Зададимся вопросом. Почему же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой». Почему их правильное применение приносит людям удовлетворение. Выделяются несколько признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

Первый признак связан с требованием общества к употреблению знаков этикета.

Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Потребность в прикосновении столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка. Языковеды обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний»- речевой этикет: здравствуйте- будьте здоровы; благодарю- благо дарю; спасибо- спаси вас Бог за доброе слово и т.д.

Третий признак касается самой структуры высказываний: я благодарю Вас, извините меня…

Четвертый признак связан с категорией вежливости. Вежливость нужно выражать, демонстрировать при общении.

2. Отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы

Обратившись к произведениям художественной литературы, я пришла к выводу, что речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения.

В повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» встречаются этикетные сочетания: прощения просим, душа моя, мой друг, милая Акулина.

Сегодня молодые люди до начала самостоятельной жизни обращаются друг к другу по имени.

В рассказе В.М. Шукшина «Сельские жители» есть такой эпизод. Сельский школьник под диктовку бабушки пишет телеграмму в Москву.

«Шурка писала, бабка диктовала.

- «Дорогой сынок Паша, есль уж ты хочешь, чтобы я приехала, то я, конечно, могу, хотя мне на старости лет…»

- Привет!- сказал Шурка- Кто же так телеграммы пишет?

- А как надо, по- твоему7

- Приедем. Точка. Или так: приедем после Нового года. Точка. Подпись: мама. Все.

Бабка даже обиделась.

- В шестой класс ходишь, Шурка, а понятия никакого. Надо же умнеть помаленьку!

Шурка тоже обиделся.»

Употреблять слово привет, как это делает Шурка, могут только молодые, и писатель явно рассчитывает на наше знание этой речевой приметы. Литературной речью Шурка, конечно, еще не владел. Образование у него пока небольшое, хотя он и сейчас уже грамотнее бабушки.

3. Социологическое исследование по отношению к исследуемой проблеме

В разное время этикетные требования были различными. А в наше время остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Чтобы выяснить, изменился ли речевой этикет за последние годы, я встретилась с людьми старшего поколения.

Вот что ответила на поставленный вопрос ….(возраст) : «Речь изменилась как в лучшую сторону, так и в худшую. В последнее время она засоряется иноязычными словами, если они употребляются без понимания смысла. Забываются правила орфоэпии. Культура речи- это уважительное отношение к слову, а через него и к Родине.»

Мальчишки в нашем классе обходятся словами: точняк, нормалек, спокуха…

В книге «Живой как жизнь» К.И.Чуковский писал о том, что существование молодежного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счет не стоит: молодежный жаргон – «болезнь роста», им надо переболеть, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь, он почти не влияет на общелитературный язык.

Чтобы убедиться в злободневности темы, я провела социологический опрос среди сверстников и взрослых, которые отвечали на такие вопросы: (Слайд)

1.Нужен ли речевой этикет?

2.Обижает ли вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

3.Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

4.Допустима ли ненормативная лексика?

5.необходима ли цензура в периодических изданиях?

6.Нужен ли закон о речевом этикете?

На основе проведенного опроса можно сделать выводы:

  1. Люди с высшим образованием понимают, что речевой этикет необходим.

Слайд: (диаграмма)

  1. Опрошенные со средним образованием считают, что не всегда необходимо применение речевого этикета.

Слайд: (диаграмма)

  1. Опрошенные сверстники уверены, что закон о речевом этикете вообще не нужен, что цензура в периодических изданиях тоже не нужна.

Слайд: (диаграмма)

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения.

4.Заключение

Проведя исследование, я пришла к выводу:

  1. Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

  2. Речевой этикет- это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

  3. Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания.

  4. В молодежной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.





















































Приложение

Памятка (слайд)

1.Помни, что при чутком обращении друг с другом (словесное «поглаживание») мы будем здоровее, умнее, красивее.

2.Помни, что слово несет в себе положительную или отрицательную энергию.

3.Помни, что даже когда тебе весь свет не мил, лучше наедине с собой разразиться громом и молнией, чем настроить окружающих против себя: с собой ты как-нибудь разберешься, а вот с другими этот процесс займет слишком много времени.

4.Слушайте и стремитесь понять друг друга!

5.Помни, что культура, в том числе и культура речи,- это возделанный человеческий сад. Не губи его, а будь цветником, поляной, деревом в этом саду!























Литература:

1.Гольдин В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин.- М.: Просвещение, 1993.

2. Кожин А.Н. О культуре речи / А.Н. Кожин.- М.: Знание, 2005.

3.Львова С.И. Язык в речевом общении / С.И. Львова.- М.: Просвещение, 1991

4.Оганесян С.С. Культура речевого общения / С.С. Оганесян.- М.: Просвещение, 2008

5.Скворцов Л.И. Язык, общение, культура / Л.И. Скворцов.- М.: Просвещение, 1994.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Речевой этикет как показатель культуры общения"

Автор: Кутузова Татьянв Вениаминовна, Воложанина Мария

Дата: 28.08.2016

Номер свидетельства: 341111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Технологии речевого развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(44) "tekhnologii_rechevogo_razvitiia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "492796"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545788998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства