kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект по русскому языку «Языковые особенности текстов современной песни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема исследования актуальна. Безграмотные тексты песен становятся нормой речевого общения молодого поколения. Нельзя допустить, чтобы образцовой для нас стала эта речь, неправильная, насыщенная ошибками.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по русскому языку «Языковые особенности текстов современной песни»»

Исследовательский проект по русскому языку «Языковые особенности текстов современной песни»

Литературный язык – величайшее достижение речевой культуры народа.

Необходимым условием существования литературного языка является норма, нарушение которой создает разнообразные помехи в процессе

общения.


Если носитель языка не нарушает языковых норм, это говорит о высоком уровне речевой культуры индивида.


В настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой грамотности.

Как известно, особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации.


Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особого внимания заслуживает современная популярная музыка, которую мы слышим по радио и с экранов телевизоров.


Музыка во все времена была особенным видом искусства. Для подрастающего поколения современные песни – неотъемлемая часть их жизни. Песни слушаем повсюду.

Но задумываемся ли мы над смыслом текстов современных песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Эти вопросы мы не раз задавали себе.

Современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, о них говорят лингвисты, над ними смеются юмористы в своих выступлениях, о них говорим и мы на уроках, а порой цитируем, кто для шутки, а кто и всерьез.

Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если оно соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Но если молодой человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов cпрограммирует его речевую культуру.

Часто отношение к тексту сохраняется как к эталону. Подростки, которым понятие авторитета вообще чуждо, повторяют песенные ошибки не просто потому, что «так слышал», а потому, что у них нет так называемого логического контроля: не ТАК НЕЛЬЗЯ, а ТАК МОЖНО, поскольку так поют…- вот и звучат в их речи «муси-пуси», «я горю, я вся во вкусе…», « ты знаешь чики-чики-чики-та», «ты хочешь тра-ля-ля», «ша-ла-ла-ла-ла» и т.п.

Слушая такие современные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи? Думаю, нет.

Эстрaдная музыка для молодежи – это не только возможность «оторваться», «тус» и «стопудовое зависалово», это еще своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир. И остаются жить такие песни, поэтому и появляются "черные в полоску глаза", "ну фиг с тобой" и другие "шедевры" песенного искусства – и никто не хочет слушать А. Малинина с его романсами, Л. Зыкину с русскими народными и эстрадными песнями, Л. Гурченко , хор русской песни…

Цель исследования – проанализировать тексты современных песен и определить типы нарушений норм литературного языка, рассмотреть воздействие песен на слушателя.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический материал;

- провести анкетирование учащихся и определить, какую роль в их жизни играет песня;

- проанализировать словесную составляющую современных песенных текстов.

Мы выдвигаем гипотезу: Современные песни отличаются простотой содержания, отсутствием глубокого смысла. В текстах современных песен встречаются разного рода ошибки, нарушаются языковые нормы, что негативно влияет на слушателей разных возрастов.

Тема исследования актуальна. Безграмотные тексты порой становятся нормой речевого общения молодого поколения. Нельзя допустить, чтобы образцовой для нас стала эта речь, неправильная, насыщенная ошибками. Мы провели анкетирование среди учащихся 8-11кл., проанализировали тексты песен современных исполнителей с учетом музыкальных вкусов опрошенной аудитории, определили разновидности нарушений норм литературного языка. Результаты анкетирования показали, что молодые люди, читая тексты песен, не стремятся определить их тему и основную мысль. Школьников больше привлекает внешний вид исполнителей, а не содержание песен. Современный песенный текст состоит из легко узнаваемых подростками стереотипных, примитивных схем, очень близких их накопленному культурному опыту и уровню понимания, поэтому быстро принимаются и запоминаются слушателями. Такой текст влияет на речевую культуру, культуру мышления и поведения молодых людей. Одной из главных угроз является то, что среди молодежи популярны песни, содержащие ненормативную лексику. Тем самым молодое поколение черпает сквернословие из культурной сферы. Тексты песен насквозь пронизаны использованием средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов и разговорных конструкций. Зачастую присутствует агрессия. Анализ показал, что в песенных текстах наметилась тенденция к безграмотному составлению текстов. Некоторые художественные средства языка: эпитеты и метафоры - употребляются в них неуместно и порой даже неумело. Стало очевидным, что в некоторых из них наблюдается отсутствие логической связи между предложениями. В песнях наших дней рифма отходит на второй план, в них доминирует мелодия.

В процессе анализа нами не раз отмечались разного рода отступления от норм русского языка, связанные с общей неразвитостью речевой культуры авторов текстов. Прежде всего обратим внимание на нарушение этических понятий: негативное отношение к жизни, пессимистическое настроение, мысли о плохом и о смерти, которые порой звучат в текстах песен современных авторов. Такое отношение к жизни не может не отражаться на настроении молодых людей.(«Давай сдохнем», «Перережу вены», «Умирай», «Ненавижу»). Во время исследования мы выявили следующие «болезни» языка. - Нарушение норм ударения Ты звОнишь ей домой, ты хочешь погулять («Студент», группа «Руки вверх») - Нарушение норм произношения Чоп вы подавились кофем, упыри… («Дружбан», гр. «Ляпис Трубецкой»). И шо, вы думаете, она сказала? («Танкист» группа «Жуки») Из целого ряда грамматических ошибок мы выделяем следующие: арушение падежного образования слова Быть на фронту нелегко! Gantz Самый грустный парень на (в) своем районе («Френдзона» «Пурпурное небо»); -Ошибки при употреблении местоимений Остановилось время в этом месте… (на этом) (Потап и Настя Каменских «Почему молчишь»); А может быть тебе про всё забыть… (обо всём)(Потап и Настя Каменских «Почему молчишь»); еправильное употребление форм прилагательных Кирпично новое лицо
И костяное колесо («Гражданская оборона» «Ангел устал»); еправильное образование форм глагола По району на мигалках проплыло НЛО (Егор Крид); Наиболее распространенными являются в текстах современных песен ошибки лексические: -Нарушение норм словоупотребления Не могу найти, хотя бы пары слов (пара может быть одна)(«Мозги»); арушение лексической сочетаемости Привет, Катюш, пишу тебе письмо не запинаясь. (Честный) Не научился погребальному терпенью — караул ангел устал («Гражданская оборона» « Ангел устал»); ечевая избыточность, многословие «Бордовый горизонт, бордовое бордо в бокале» (Ёлка); Он хорошо взлетел и крайне удачно сел (Елка «А пока разлучает разлука»); -Речевая недостаточность На работу встают не в восемь, а в пять и по кругу опять (Homie« В городе, где нету тебя»);

-Ненормативная лексика

Ну и фиг с тобой, не в первый раз обломала ты меня («Ленинград» «Ну и фиг с тобой» )

-Употребление слов-паразитов

Нет на свете принцесс – это сказки для дураков» (группа «Каста»);

-Сленг, арго, жаргон

На трубе пара незнакомых пропущенных звонков (Егор Крид);

На низких частотах едет басота (Нурминский);

-Неоправданное использованием иностранной лексики

-Смешение фразеологизмов

Всё продали, всё пропили, гори всё пропадом (гори все синим пламенем) (Егор Крид);

-Образование просторечных форм слова

Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись… (что) (Эльвира Тугушева «Он не для тебя»);

Ошибки синтаксические

- Нарушение порядка слов в предложении

Мой цвет настроения чёрный.

Фил! Эй!

Эй! Эй! Эй! Эй!

( Егор Крид + Филлип Киркоров «Цвет настроения чёрный»);

Ошибки логические:

-двусмысленность:

На бокале от помады след я оставлю на пустом столе (И. Аллегрова, «Столик на двоих»)

В текстах можно заметить6

еоправданное использование анафоры (единоначалие):

На ресницах дождь и на душе печально,

На ресницах дождь оставишь на прощанье, На ресницах дождь меня не пожалеешь На ресницах дождь как раньше не согреешь… (Наталья Шаталова «Дождь до слез»)

-Нарушение благозвучия:

Нарисуй любовь. Сердце, не молчи., дай мне свой пароль..

Нарисуй любовь. Вновь сойти с ума без твоих частиц. (Антон Демянников «Нарисуй любовь»)

Благозвучие является эстетическим свойством русской речи.

-Неоправданные повторы:

Ты живи, рисуй-рисуй свой Голливуд, свой Голливуд. (Алексей Каштанов «Прежний мир»)

В данных произведениях повторы дублируют смысл.

Исследовав тексты собранных нами песен, мы пришли к неутешительным выводам: современная молодежная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять "разумное, доброе, вечное", воспитывать и пробуждать "чувства добрые", не выполняет свою миссию, поскольку в современных песнях много случаев нарушения норм русского литературного языка.

Таким образом, нами установлено, что современный песенный текст является одним из сильнейших «загрязнителей» речевой культуры молодежи, формирует негативные культурные и ценностные ориентиры у слушателей. Лингвисты это называют «функциональным оскудением» русского языка.

Мы пришли к выводу, что сегодня одной из признанных должна быть наука лингвоэкология, которая будет определять степень «загрязненности современной песенной лингвистики. Недаром Тургенев писал: «Берегите чистоту языка как святыню».


Результаты проведенного нами исследования доказывают выдвинутую нами гипотезу: тексты песен современной российской эстрады зачастую не отражают эстетической природы родного языка, снижают культуру человека, подтвердилась.

Нарушения литературных норм воздействует на подсознание и речь подрастающего поколения. А именно в этот период человеческий мозг обладает наибольшей активностью, и все знания, приобретённые в этот период, в том числе и музыкальные, усваиваются лучше всего. Значит, нарушения литературных языковых норм в песенных текстах, прослушиваемых подростками, практически невозможно «извлечь» из памяти или заставить подростка осознать их именно как нарушения. Это приводит к засорению и оскудению, формированию далёкой от идеала речевой культуры подростков.

Своей нынешней работой мы хотели заострить внимание на проблеме качества песенных текстов.

И если положение дел не будет меняться, если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными.

Практическая значимость проекта: материалы данной работы могут быть использованы при изучении раздела «Культура речи» на уроках русского языка, при проведении бесед просветительского характера классными руководителями, учителями музыки со школьниками с целью повышения уровня их речевой и музыкальной культуры и воспитания вкуса. Тема, предложенная нами, будет интересна тем носителям русского языка, которым не безразлична его судьба. Предполагаем, что современная молодёжь будет более критично относиться к современным эстрадным песням, а также к произведениям собственного сочинения.

Проект был представлен за заседании клуба старшеклассников в Нежинской школе.

Так что же, теперь не стоит слушать песни современной российской эстрады?

Конечно, слушать! Слушать, вслушиваться, отмечать речевые ошибки и не повторять их, для чего и необходимо пропагандировать культуру языка, культивировать нормативный язык. К счастью, среди молодежи много думающих, умных, умеющих различать плохое и хорошее, а значит, есть надежда, что наш язык, «этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» (Тургенев И.С.) не умрет, не обеднеет, не станет средством наживы в песенном бизнесе. А создателям текстов рекомендовали бы думать не только о дешевой популярности, но и учиться прекрасному русскому языку, нормативному, умному, великому! У Марины Цветаевой есть выражение «пробел песни». Наверное, так можно сказать о состоянии современной эстрады.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чайкина Татьяна Ильинична

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Исследовательский проект по русскому языку "Языковые особенности текстов современной песни""
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskii_proekt_po_russkomu_iazyku_iazykovye_osobennosti_tekstov_sovreme"
    ["file_id"] => string(6) "505022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553758387"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Выступление по теме "Приёмы работы с текстом по определённой проблематике" "
    ["seo_title"] => string(83) "vystuplieniie-po-tiemie-priiomy-raboty-s-tiekstom-po-opriedielionnoi-probliematikie"
    ["file_id"] => string(6) "186378"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426337664"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Выступление из опыта работы"Тематический подход при подготовке к созданию собственного текста" "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-iz-opyta-raboty-tiematichieskii-podkhod-pri-podghotovkie-k-sozdaniiu-sobstviennogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "187513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426523497"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства