Исследовательская работа: «Изучение орфограмм русского языка по названиям на фантиках конфет»
Исследовательская работа: «Изучение орфограмм русского языка по названиям на фантиках конфет»
Проект по русскому языку на тему "Изучение орфограмм русского языка по названиям на фантиках конфет" подойдет для учеников начальной школы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных исочников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Изучение орфограмм русского языка по названиям на фантиках конфет»»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №52 г. Орска»
Исследовательская работа:
«Изучение орфограмм русского языка по названиям на фантиках конфет»
Направление: Русский язык
Автор:
Зевакина Анастасия
ученица 2 «Б» класса
Руководитель:
Шубодерова Алёна Сергеевна
учитель начальных классов
2023 год
С одержание
Введение………………………………………………………………………….
3
Глава I Теоретическая часть…………………………………………………….
5
1.1 История происхождения обёрток от конфет………………………………
5
1.2 Познавательная роль фантика ……………………………………………...
6
1.3 Определение понятия «орфограмма», её значение в словах.…………….
7
Глава II Практическая часть.……………………………………………………
9
2.1 Классификация названий конфет по орфограммам……………………….
9
2.2 Социологический опрос……………………………………………………..
2.3 Орфографический диктант по названиям фантиков……………………....
13
16
Заключение……………………………………………………………………….
17
Список использованных источников…………………………………………...
18
Введение
Все дети, как известно, очень любят сладости. Даже одна из самых известных пословиц звучит примерно так: «Это всё равно, что отобрать у ребёнка конфету». Обещанная мамой конфета способна остановить наши капризы или заставить нас выполнить важное задание.
В настоящее время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет – как одежда для людей. Большинство конфет в красивых и ярких обёртках, которые привлекают не только наше внимание, но и внимание взрослых.
Актуальность темы. Однажды учитель предложила нам попробовать создать свои эскизы фантиков от конфет. Когда мы придумывали названия для своих фантиков, заметили, что многие допустили орфографические ошибки в названиях конфет. Это натолкнуло нас на мысль: «А можно ли вообще на фантиках найти орфограммы русского языка?».
Учительница нам рассказала о том, что грамотное письмо берёт свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость, которая приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет.
Исходя, из этого была определена тема исследования: «Изучение орфограмм русского языка по названиям на фантиках конфет».
Цель исследования: выявить и изучить орфограммы русского языка на фантиках от конфет.
Объект исследования: орфограммы русского языка.
Предмет исследования: фантики от конфет.
Задачи:
Узнать историю происхождения обёрток от конфет.
Познакомиться с познавательной ролью фантика.
Повторить орфограммы, изученные на уроках русского языка.
Изучить названия разных конфет и найти орфограммы русского языка на обёртках.
Классифицировать названия конфет по орфограммам.
Провести социологический опрос среди одноклассников.
Подвести итоги орфографического диктанта по названиям фантиков.
Гипотеза: названия конфет помогают изучению орфограмм русского языка.
Методы: анализ, сравнение, наблюдение, систематизация и классификация.
Глава I Теоретическая часть
История происхождения обёрток от конфет
Фа́нтик (от слова «фант») – это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга.
Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон
Эдисон – удивительный человек. По его проекту в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. Он создал прибор, явившийся прототипом диктофона, аппарат для записи телефонных разговоров, фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 изобретений). И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро – в конце 19 века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства.
Познавательная роль фантика
В исследовании остановимся на фантиках с познавательными названиями конца 19 – начала 20 века, в которые «одевали» конфеты российские кондитеры. Считаю, что с помощью фантиков можно узнать много нового и даже блеснуть своими знаниями на уроке.
Очень популярны были фантики, связанные с историческими событиями. В России выпускались серии конфет, посвящённые русским императорам (на фантиках были портреты императоров или картинки из их жизни), полководцам, героям войны. С помощью конфетного фантика можно даже совершить экскурсию по Москве.
Наверное, одна из самых популярных групп фантиков – про животный мир. Она и самая пополняемая. Животный мир в большинстве случаев представлен сказочными названиями животных: Тузик, Зайка, Коровка, Умка, Белочка, всевозможные Мишки.
Растительный мир представлен названиями цветов, ягод, фруктов, даже деревьев. Например: Гвоздика, Василёк, Ромашка, Одуванчик, Орешек, Цитрон Красный мак, Барбарис, Вишня, Слива, Малинка, Клубника со сливками, Дубок. Названия этой группы можно перечислять бесконечно.
Больше всего я удивился, когда увидел фантики, связанные с литературой. Они могут стать отдельным предметом исследования.
Сказки и былины на ярких фантиках с картинками: Терем-теремок, Кот в сапогах, Красная шапочка, Буратино и другие.
Фамилии писателей и их портреты, имена литературных героев и названия произведений: Гоголь, Горький.
Определение понятия «орфограмма», её значение в словах
Орфограмма – это написание в слове, соответствующее определенному правилу. Прежде чем назвать орфограмму, нужно знать «опасное» место в слове. Такие места называют опознавательными признаками орфограмм. После того как определён опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует указать условие выбора правильного написания в слове, записать слово, графически обозначить орфограмму.
Для того чтобы ответить на вопрос, какие правила правописания изучают в начальных классах, мне нужно было изучить материалы учебников по русскому языку с 1 по 2 класс.
Под руководством нашего учителя я составила перечень орфограмм, которые нужно заметить в названиях конфет и поместила их в таблицу 1.
Таблица 1 – Перечень изученных орфограмм
№ п/п
Название орфограммы
Опознавательный признак
Способ определения и поверки
1.
Непроверяемая безударная гласная в корне.
«Слышу безударный гласный в корне».
Проверяется в словарном порядке, написание слова надо запомнить.
2.
Проверяемая безударная гласная в корне слова.
«Слышу безударный гласный в корне».
Чтобы проверить правописание, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный оказался под ударением.
3.
Разделительный ь.
«Слышу звук [й'] после согласных в корне, перед гласными е, ё, и, ю, я».
Разделительный ь пишется в корне, после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я, и.
4.
Удвоенная согласная.
«Слышу долгий звук при произношении».
Правописание нужно запомнить или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.
5.
Заглавная буква в имени собственном.
«Слышу первый звук в первом слове предложения и/ или имя собственное».
С прописной буквы пишутся: первое слово в предложение, имена, отчества и фамилии людей, географические названия, а также названия улиц, площадей, клички животных, название газет, журналов, литературных и музыкальных произведений.
Чтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово, чтобы после согласного следовал гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
10.
Частица «не» с глаголом.
«Слышу отрицательную частицу «не» с глаголами».
«Не» с глаголами пишется раздельно.
Глава II Практическая часть
2.1 Классификация названий конфет по орфограммам
Чтобы выяснить какие орфограммы «спрятались» в обертках от конфет, мне нужно было их исследовать и классифицировать.
С помощью одноклассников мне удалось собрать 80 фантиков. Но не все фантики мне подошли – попадались фантики с иностранными или вообще несуществующими названиями. Работу я начала с того, что распределила названия конфет по видам орфограмм. Найденные орфограммы представила в таблице 2.
Таблица 2 -Орфограммы в названиях конфет
№ п/п
Название орфограммы
Количество конфет
Названия конфет
1.
Непроверяемая безударная гласная в корне.
15
1) кОровка;
2) рОмашка;
3) бАрбарис;
4) (Яшкинская) кАртошка;
5) Ореховая (роща);
6)Абрикос;
7) Ассорти;
8)МОсквичка;
9) лИмончики;
10) (золотая) лилИя;
11) ластОчка;
12) жЕлейные;
13) (птичье) мОлОко;
14) лакОмка;
15) (лесной) Олень.
2.
Проверяемая безударная гласная в корне слова.
11
1) холодок – хОлод;
2) медунок – мЁд;
3) (Москва) вечерняя – вЕчер;
4) марсианка – МАрс;
5) река молока- рЕки, молОчный;
6) золотая (лилия) - зОлото, позолОченный;
7) кто сказал «Му» - скАжет;
8) (Мишка) косолапый - кОсо:
9) лесной (олень) –лЕс;
10) лебёдушка - лЕбедь;
11) (аленький) цветочек – цвЕт.
3.
Разделительный ь.
3
1) ДжулЬетта;
2) птичЬе (молоко);
3) КурЬёз.
4.
Удвоенная согласная.
5
1) кораЛЛ;
2) белиССимо;
3) аССорти;
4) волшебный тоФФи;
5) РоССия.
5.
Заглавная буква в имени собственном.
13
1) Красная Шапочка;
2) Алёнка;
3) Маша и Медведь;
4) Джек;
5) Умка;
6) Золушка;
7) (тайна) Буратино;
8) Москва (вечерняя);
9) Джульетта;
10) Россия;
11) Му-му;
12) Аленький цветочек;
13) Яшкинская картошка.
6.
Сочетания «чк», «чн», «чт», «щн», «нч».
8
1) белоЧКа;
2) ластоЧКа;
3) (Красная) ШапоЧКа;
4) батоНЧики;
5) шипуЧКа;
6) молоЧНая (конфета);
7) раЧКи;
8) фундуЧНая.
7.
Ь для обозначения мягкости согласных.
5
1) золотой трюфелЬ;
2) царЬ-птица:
3) аленЬкий цветочек;
4) лесной оленЬ;
5) темная ночЬ.
8.
Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу).
6
1) (маленькое) ЧУдо;
2) (ореховая) роЩА;
3)ШИпучка;
4)ЖИвинка;
5) (новогодняя) Шишка;
6) (птица) сЧАстья.
9.
Проверяемые согласные в слове.
8
1)коровка - короВА;
2)(Яшкинская) картошка - картоШЕчка;
3)ромашка – ромаШЕчка;
4)сказка – скаЗОчка;
5) загадка - загаДЫвать;
6) курьёз – курьёЗЫ;
7) ириска – ириСОчка;
8) Маска – маСОчка.
10.
Частица «не» с глаголом.
2
1) ещё НЕ вечер;
2) чай НЕ чай.
Результаты исследования орфограмм в названиях конфет представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты классификация названий конфет по орфограммам
Из рисунка 1 мы видим, что наиболее часто встречающимися оказались орфограммы:
непроверяемая безударная гласная в корне –20 %;
заглавная буква в имени собственном - 17 %;
проверяемая безударная гласная в корне слова - 14 %;
сочетания «чк», «чн», «чт», «щн», «нч» - 10 %;
проверяемые согласные в корне - 10 %;
буквы и, а, у после шипящих - 8 %;
удвоенная согласная - 7 %;
ь для обозначения мягкости согласных–7 %;
разделительный ь - 4 %;
частица «не» с глаголом- 3 %.
2.2 Социологический опрос
Проанализировав наиболее распространённые названия фантиков, я перешла к следующему этапу: анкетированию обучающихся класса. Моей задачей было выяснить, обращают ли внимание ребята на обложки конфет, читают ли названия и задумываются ли о том, что на них написано.
В проведении анкетирования принимали участие 22 человека. Анкета состояла из четырех вопросов:
Любите ли вы конфеты?
Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?
После того, как я проанализировала все данные, получила следующие результаты:
Рисунок 2. Результат ответа на вопрос «любите ли Вы конфеты?»
Таким образом, двадцать два человека из двадцати двух ответили, что любят конфеты.
Рисунок 3. Результаты ответа на вопрос «Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?»
Таким образом, двадцать один человек из двадцати двух обращает внимание на оформление фантика, и лишь один человек не обращает внимания.
Рисунок 4. Результаты ответа на вопрос «Обращаете ли вы внимание на название конфет?»
Таким образом, шестнадцать человек из двадцати двух обращают внимание на названия конфет, и лишь шесть вовсе не обращают внимания на названия.
Рисунок 5. Результаты ответа на вопрос «Обращаете ли вы внимание на правописание слов – названий конфет?»
Таким образом, восемь из двадцати двух человек обращают внимание на правописание слов – названий конфет, а четырнадцать человек и вовсе не обращают внимания.
Таким образом, большинство ребят любят конфеты и читают название фантиков. Меня больше интересовал ответ на последний вопрос. Получается, что мои одноклассники не обращают внимания на правописание слов-названий конфет. Если не обращают внимания, то, наверно, знают, как необходимо правильно записывать их название.
Мы приступили к эксперименту, на котором стали проверять, как ученики, которые обращают внимание на слова-названия конфет, смогут написать по памяти без орфографических ошибок названия самых распространённых конфет и как справятся с заданием те, кто просто разворачивает фантик и съедает конфету не задумываясь.
2.3 Орфографический диктант по названиям фантиков
На уроках русского языка ребятам моего класса было предложено написать орфографический диктант. В него включили 10 слов с разными орфограммами. Писали диктант 22 человека 2-го класса.
Проанализировав результаты орфографического диктанта, выяснили, что 8обучающихся не допустили ни одной ошибки. Две ошибки допустили 4 обучающихся. Допустили три и более ошибок – 10 обучающихся.
В течение следующей недели, обучающимся, которые допустили ошибки в написании орфографического диктанта, было предложено играть в «Орфографическое лото» - раскладывать фантики - названия конфет по группам орфограмм. Для того, чтобы проверить, как повлияла игра для умения видеть орфограмму им было предложено написать повторный диктант. В него были включены другие 10 слов с этими же орфограммами.
По результатам выходного диктанта, можно сделать вывод, что группа, допускающая 3 и более ошибки, стала лучше ориентироваться в написании орфограмм.
Заключение
В данной работе я исследовала наличие орфограмм русского языка в названиях на фантиках конфет.
Проанализировав собранный материал, можно сделать следующие выводы:
1. Современные конфеты ориентированы преимущественно на детскую аудиторию, что объясняет наличие иллюстраций из сказок, изображений животных, птиц и растений на обертках. Однако, в настоящее время редко можно встретить конфеты, названия которых были связаны с определенной датой или событием, хотя раньше такой подход был популярен и принимался среди производителей конфет.
2. Фантики – уникальный источник информации, способный раскрыть перед нами богатство русского языка с его орфографическими изюминками.
3. Применяя правила к русскому языку, каждый из нас может проверить, насколько хорошо он умеет пользоваться этими правилами, то есть хорошо ли он умеет писать.
4. Для развития орфографической зоркости и изучения русской орфографии с детьми можно проводить игры с оберточной бумагой.
Таким образом, выдвинутая гипотеза - названия конфет помогают изучению орфограмм русского языка, подтвердилась.
Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности.
Список использованных источников
1. Зотова, С. В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? /С. В. Зотова. - Москва: АСТ-Пресс, 2019. - 208 с.
2. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательной организации в 2 частях / В. П. Канакина. - 7-е изд.- Москва: Просвещение, 2017. - 174 с. - (Школа России).
3. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательной организации в 2 частях / В. П. Канакина. - 7-е изд.- Москва: Просвещение, 2017. - 174 с. - (Школа России).
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 c.