Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов технологии развития критического мышления на занятиях по культуре речи»
МБУДО «Дом детского творчества»
Использование приёмов технологии развития критического мышления
на занятиях по культуре речи
Автор:
Жураховская Людмила Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Бийск, 2018
Возрастающие требования к содержанию и качеству образования накладывают определенную ответственность на педагога в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для достижения нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни?
Этот вопрос заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Из всех существующих педагогических технологий, на мой взгляд, самой рациональной является технология развития критического мышления (ТРКМ).
Что значит критически мыслить? Это уметь критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Сущность применения элементов технологии развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации обучающихся. При использовании ТРКМ нет необходимости заставлять учащихся слушать педагога и верить ему на слово, работа в коллективе заставляет обучающегося взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, позволяющих учиться самостоятельно, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
В организации практической деятельности на занятиях мною были выбраны наиболее оптимальные приёмы ТРКМ, использование которых на определённых этапах занятия способствует развитию у обучающихся коммуникативности, критического мышления, рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков), креативности, мобильности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Технология развития критического мышления представляет собой структуру занятия, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить обучающихся к активной работе на занятии. На стадии вызова педагог только формулирует задания, не участвуя в процессе припоминания. Учащиеся вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают списки (написанное индивидуально). Педагог на доске фиксирует общий список знаний. В результате появляется первичный материал, с которым предстоит работать. Парная работа способствует лингвистической грамотности.
Приемы, используемые на стадии вызова, позволяют учащимся увидеть собранную информацию, а структурирование высказанных идей выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска информации.
Вторая стадия ТРКМ – осмыслениесодержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе педагог предлагает познакомиться с текстом, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным на этой стадии является прием «Инсерт». Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его:
«V» - уже знал, «+» - новое, «думал иначе», «?» - есть вопросы. После прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками таблиц. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками при запоминании материала. На этом этапе важно не забывать о поставленных учащимися целях на стадии вызова, заданных вопросах, т.к. изучение нового материала накладывается на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе занятия.
Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят в третью стадию занятия – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого обучающегося собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом этапе исправляются предшествующие представления, собранные на стадии вызова, определяются дальнейшие перспективы в изучении темы. Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Педагог дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.
Я выбираю приёмы в соответствии с возрастом учащихся, темой, целями, содержанием занятия. Не на каждом занятии применим любой приём, поэтому от педагога требуется «увидеть» занятие глазами учащегося, понять, как надо на занятии ввести новое понятие, какие знания повторить, актуализировать, что и с помощью каких приёмов закрепить, отработать.
На стадии вызова я чаще всего использую следующие приемы: «составление кластера», «корзина идей», «верные-неверные утверждения».
Прием «Корзина идей».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии занятия, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме занятия. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что обучающиеся знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
- Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
- Обмен информацией в парах или группах.
- Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
- Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
- Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Например: Педагог ставит перед детьми проблему: – Напишите за 1 минуту, что вы знаете о нормах русского литературного языка. (О стилях русского литературного языка; о выразительных средствах языка и т.п.)
– Обмен информацией в группах. – Сбрасывание информации в корзину, запись на доске. – Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод.
Прием «Составление кластера».
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Обучающийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях занятия. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Например: Педагог даёт задание: составить кластер по теме «Лексический состав русского языка».
Прием «Верные и неверные утверждения».
Этот прием может быть началом занятия. Педагог предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца занятия.
На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Приём повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются.
Например.
Педагог раздаёт учащимся листочки с утверждениями. Необходимо в течение 1,5 минут изучить утверждения и выразить свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставить «+» или «-»).
Работа с утверждениями необходима для лучшего восприятия и осознания нового материала.
ДО
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ
1. Омонимы – это разные значения одного и того же слова.
2. Среди неологизмов встречаются и устаревшие слова.
3. Для создания антитезы в художественном произведении используются антонимы
4. Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии.
5. Девчонке, прибежавшей с мороза, можно сказать: «Как пылают твои ланиты!»
6. Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
7. Лексическое значение слова можно узнать в орфографическом словаре.
Архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка.
Профессионализмы - это устойчивые сочетания слов, обозначающие нечто единое целое по смыслу.
Историзмы - это слова, обозначающие предметы и явления, которые существуют в современной жизни. Они вышли из активного употребления, не выдержав конкуренции с более употребительными словами, обозначающими те же предметы и явления.
Лексикография - это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу.
Прием «Лови ошибку».
Педагог заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале занятия.
«Известный литературовед В. Лакшин, обращаясь к одной из актуальных проблем современности, сравнивает отношение к книге во времена его детства и в наши дни. Мы видим, что эта тема глубоко волнует автора: он говорит эмоционально, ярко, убедительно. Каламбур достигается благодаря средствам языковой выразительности. Удачно используются и фонетические средства, в частности восклицательные предложения (предложение8), цитирование (в предложениях 9, 35, 39), эпитет (предложения 10, 13, 37)».
Список терминов:
1) Эпитет 2) Антонимы 3) Восклицательные предложения
4) Диалектизм 5) Метафора 6) Парцелляция 7) Цитирование 8) Разговорная лексика 9) Ряды однородных членов
(8)Какой великой ценностью была для нас книга!
(9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость – на марки, на рогатки, да на что угодно.
(10)Причём выменять не в личное пользование, а только почитать.
(13)Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и … «Войну и мир».
(22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги.
(35)Воспитывать вкус можно на Толстом, Достоевском, на Пушкине.(37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.
Цель использования приёмов на данном этапе занятия: стимулирование и активизация мыслительной деятельности. Приемы приводят в действие все полученные ранее знания учащихся, способствуют развитию устной речи (требуется произносить полные ответы).
Вторая стадия занятия – «стадия осмысления содержания».
Наиболее приемлемым на этом этапе занятиях считаю такой прием, как чтение с пометами - «инсерт» и маркировочная таблица.
Приём «Пометки на полях» (ИНСЕРТ.
Приём, известный как инсерт, технически достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна учащемуся. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Обучающийся ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у обучающегося представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным учащемуся и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный приём требует от обучающегося не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой информации. На стадии рефлексии можно использовать приём «Заверши фразу». Учащимся для выявления результативности занятия предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия. Например, при проведении рефлексии можно предложить обучающимся завершить следующие фразы: - Среди этапов занятия мне особенно понравился…; - Во время занятия я приобрел…; - Изучаемая тема побудила меня задуматься о …; - Мне хотелось бы еще спросить…; - Я испытывал(а) трудности…; - Меня удивило…; - Я приобрел/ я научился…; - Я почувствовал(а), что… - У меня получилось…; - Мне захотелось… Для каждого занятия, на котором планируется использование данного приёма, подбираю фразы, которые будут соответствовать изучаемому материалу. Желательно, чтобы каждый учащийся завершил хотя бы одну фразу, так как их ответы позволят педагогу сделать выводы, насколько и как учащийся был вовлечен в изучение предложенного материала, все ли осознано обучающимся на данном этапе изучения материала, над какими вопросами предстоит еще поработать.
Самый популярный приём, применяемый мною на стадии рефлексии, – составление синквейна. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.
Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное.
Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.
Этот прием позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн, составленный учащимися после изучения темы «Выразительные средства языка»:
Средства выразительности
Яркие, необычные
Привлекают, впечатляют, воздействуют
Царственные слова создают настроение
Красноречие
Приёмов ТРКМ очень много, это многообразие помогает делать занятия насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
Апробировав технологию развития критического мышления на своих занятиях, я могу сказать, что использование приёмов ТРКМ помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое же главное – на занятиях дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.
Опыт моей педагогической деятельности подтверждает успешность и эффективность учебных занятий по технологии развития критического мышления.