kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированные уроки как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ предметной области «Русский язык и литература»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании УУД на разных этапах урока. Но нужно признать тот факт, что еще не установлена вся система межпредметных связей, что они в отдельных школьных дисциплинах еще не выявлены, неясна их структура, не определены их особенности, наработки единичны. Это во многом объясняет выбор данной темы для более детального изучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ предметной области «Русский язык и литература»»

«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»»


Булатова Гульчира Усмановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ«СОШ № 10» г. Елабуга


Аннотация

С каждым годом система образования выдвигает все новые и новые требования к уровню и качеству преподавания, к овладению более новыми и продуктивными педагогическими технологиями, к поднятию интеллектуальной планки современного ученика. Наряду с этим в современной педагогической практике являются очевидными следующие противоречия:

      • между выдвигаемым традиционным ходом обучения имаксимальной реализацией межпредметных связей, с более широким привлечением теоретических и практических основ других наук;

      • между потребностями учащихся в творческой самореализации отсутствием системы упражнений, позволяющих реализовать творческий потенциал.

Ключевые слова: интегрированный урок, педагог, познавательная деятельность, творческая деятельность.

Интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании УУД на разных этапах урока. Но нужно признать тот факт, что еще не установлена вся система межпредметных связей, что они в отдельных школьных дисциплинах еще не выявлены, неясна их структура, не определены их особенности, наработки единичны. Это во многом объясняет мою заинтересованность данной темой.


Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В связи с этим возникла необходимость внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, обеспечения метапредметных связей и использования на уроках интегрированных форм обучения. Такой метапредметный подход к обучению активно осуществляется в современной школе, ведь интегрированные уроки экономят время, расширяют кругозор учащихся.

Учащиеся на уроках должны овладеть основными учебными действиями, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу обучения, а также освоить межпредметные понятия. Формированию данных универсальных действий в процессе обучения, на наш взгляд, как ничто другое, способствует интеграция различных дисциплин в процессе образования. Возможно, именно предметы гуманитарного цикла обладают наибольшим потенциалом для интеграции.

Полагаем, что интегрированные уроки имеют следующие преимущества:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес

учащихся;

  • способствуют активизации познавательной и творческой деятельности;

  • в большей степени способствуют формированию общеучебных

умений и навыков;

  • способствуют расширению кругозора, формированию целостной научной картины мира учащихся;

  • позволяют систематизировать знания;

  • обладая большой информативной емкостью, способствуютувеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.

Интегрированный урок, по определению кандидата филологических наук, преподавателя московского вуза Н.А.Беловой, - это урок, в ходе которого реализуется взаимосвязь смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по разным предметам. Наиболее полно, гармонично и цельно сочетаются предметы гуманитарного цикла. Данные науки построены на взаимодополнении, следствии одного из другого. В основу подобных уроков всегда беру русский язык, так как он обеспечивает грамотное понимание всего материала урока.

В цепочке «русский язык – другие предметы» взаимосвязь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету. Намного труднее, так мне видится из работы, найти линии связей ( прежде всего по содержанию), которые протягиваются от разных школьных дисциплин к русскому языку с целью лучшего усвоения учащимися этого предмета, с целью обогащения методических возможностей в его преподавании.



Специфика межпредметных связей русского языка и литературы состоит в том, что они разнокачественные, разноуровневые и могут быть схематично выражены в таких группах:

  • русский язык – литература

  • русский язык – иностранные языки

  • русский язык – литература – история

  • русский язык – математика – естествознание

  • русский язык – литература – музыка (рисование, труд, физкультура)

  • литература – история – география

  • литература – русский – информатика

  • русский язык – химия (физика)

  • литература – история – право (экономика)

  • русский язык – экономика (политология)

  • литература – православная культура

  • литература – биология, экология

  • литература – кинематограф

  • литература – театр

  • русский язык – телевидение - этика

Перечень интеграционных групп далеко не весь. Насколько бесконечна мысль человеческая, настолько и возможно создание новых вариантов интеграции. \

Самые популярные интегрированные уроки, которые доводилось чаще всего готовить с детьми, - это «литература – музыка», «литература – изобразительное искусство», «литература – этика»,«литература – биология, экология».

Следует отметить, что русский язык, независимо от замысла учителя, присутствует на каждом интегрированном уроке. Это происходит само собой. И это видят сами ученики. Потому на подобных занятиях ребенок сам понимает необходимость изучения родного языка.

Алгоритм действий учителя и учащихся

при подготовке к интегрированному уроку

  1. Выбор темы для интегрированного урока.

  2. Выбор предметов, которые примут участие в интегрированном уроке.

  3. Отбор материала по выбранным предметам на данную тематику

( возможно и желательно участие детей, один из видов отбора – мини-исследование ученика).

  1. Подготовка внешнего вида отобранного материала к уроку: распечатка, видео, аудиоматериалы, устные выступления и др.

  2. Проведение урока.

  3. Рефлексивный момент для учителя и ученика.

  4. Результативный момент для учителя и ученика.

  5. Коррекционный момент для учителя и ученика.

  6. Диагностика, мониторинг.

  7. Итоги

Удачнее всего проходят уроки по интеграции гуманитарных дисциплин. Литература и русский язык, бесспорно, наиболее тесно взаимосвязаны и наиболее легче воспринимается и понимается, и запоминается их взаимосвязь. Их единство – в слове как единице языка и речи, в их национально-культурной ценности для народа и личности. И русский язык, и литература формируют коммуникативные навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Но нельзя выбрасывать за борт и другие науки. Например, как интересно ребятам узнать о каждодневных зарядках и упражнениях Л.Н.Толстого или о безответной любви к А.Блоку и полной страданий, отмеченной Богом, судьбе Елизаветы Караваевой-Кузьминой (матери Марии), или о библиотеках и поместьях великих людей, или об учебных тренировках советских солдат перед Курской битвой. А может быть им будет интересно, какими уникальными языковыми способностями должен обладать диктор, как появилось телевидение и как пишется имя, состоящее из 44 слов…

Словом, интеграция в преподавании русского языка и литературы – это такой неистощимый кладезь творчества, вдохновения, фантазии, что, думаю, с годами он будет еще богаче и богаче, так как в него вливается все то новое, что создает человечество по пути в будущее.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Булатова Гульчира Усмановна

Дата: 11.12.2019

Номер свидетельства: 531459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "планирование по математике 3 класс Л. Г. Петерсон "
    ["seo_title"] => string(52) "planirovaniie-po-matiematikie-3-klass-l-g-pietierson"
    ["file_id"] => string(6) "154254"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421140999"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства