Интегрированные уроки как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ предметной области «Русский язык и литература»
Интегрированные уроки как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ предметной области «Русский язык и литература»
Интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании УУД на разных этапах урока. Но нужно признать тот факт, что еще не установлена вся система межпредметных связей, что они в отдельных школьных дисциплинах еще не выявлены, неясна их структура, не определены их особенности, наработки единичны. Это во многом объясняет выбор данной темы для более детального изучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ предметной области «Русский язык и литература»»
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»»
Булатова Гульчира Усмановна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ«СОШ № 10» г. Елабуга
Аннотация
С каждым годом система образования выдвигает все новые и новые требования к уровню и качеству преподавания, к овладению более новыми и продуктивными педагогическими технологиями, к поднятию интеллектуальной планки современного ученика. Наряду с этим в современной педагогической практике являются очевидными следующие противоречия:
между выдвигаемым традиционным ходом обучения имаксимальной реализацией межпредметных связей, с более широким привлечением теоретических и практических основ других наук;
между потребностями учащихся в творческой самореализации отсутствием системы упражнений, позволяющих реализовать творческий потенциал.
Ключевые слова: интегрированный урок, педагог, познавательная деятельность, творческая деятельность.
Интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании УУД на разных этапах урока. Но нужно признать тот факт, что еще не установлена вся система межпредметных связей, что они в отдельных школьных дисциплинах еще не выявлены, неясна их структура, не определены их особенности, наработки единичны. Это во многом объясняет мою заинтересованность данной темой.
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В связи с этим возникла необходимость внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, обеспечения метапредметных связей и использования на уроках интегрированных форм обучения. Такой метапредметный подход к обучению активно осуществляется в современной школе, ведь интегрированные уроки экономят время, расширяют кругозор учащихся.
Учащиеся на уроках должны овладеть основными учебными действиями, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу обучения, а также освоить межпредметные понятия. Формированию данных универсальных действий в процессе обучения, на наш взгляд, как ничто другое, способствует интеграция различных дисциплин в процессе образования. Возможно, именно предметы гуманитарного цикла обладают наибольшим потенциалом для интеграции.
Полагаем, что интегрированные уроки имеют следующие преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес
учащихся;
способствуют активизации познавательной и творческой деятельности;
в большей степени способствуют формированию общеучебных
умений и навыков;
способствуют расширению кругозора, формированию целостной научной картины мира учащихся;
позволяют систематизировать знания;
обладая большой информативной емкостью, способствуютувеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
Интегрированный урок, по определению кандидата филологических наук, преподавателя московского вуза Н.А.Беловой, - это урок, в ходе которого реализуется взаимосвязь смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по разным предметам. Наиболее полно, гармонично и цельно сочетаются предметы гуманитарного цикла. Данные науки построены на взаимодополнении, следствии одного из другого. В основу подобных уроков всегда беру русский язык, так как он обеспечивает грамотное понимание всего материала урока.
В цепочке «русский язык – другие предметы» взаимосвязь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету. Намного труднее, так мне видится из работы, найти линии связей ( прежде всего по содержанию), которые протягиваются от разных школьных дисциплин к русскому языку с целью лучшего усвоения учащимися этого предмета, с целью обогащения методических возможностей в его преподавании.
Специфика межпредметных связей русского языка и литературы состоит в том, что они разнокачественные, разноуровневые и могут быть схематично выражены в таких группах:
русский язык – литература
русский язык – иностранные языки
русский язык – литература – история
русский язык – математика – естествознание
русский язык – литература – музыка (рисование, труд, физкультура)
литература – история – география
литература – русский – информатика
русский язык – химия (физика)
литература – история – право (экономика)
русский язык – экономика (политология)
литература – православная культура
литература – биология, экология
литература – кинематограф
литература – театр
русский язык – телевидение - этика
Перечень интеграционных групп далеко не весь. Насколько бесконечна мысль человеческая, настолько и возможно создание новых вариантов интеграции. \
Самые популярные интегрированные уроки, которые доводилось чаще всего готовить с детьми, - это «литература – музыка», «литература – изобразительное искусство», «литература – этика»,«литература – биология, экология».
Следует отметить, что русский язык, независимо от замысла учителя, присутствует на каждом интегрированном уроке. Это происходит само собой. И это видят сами ученики. Потому на подобных занятиях ребенок сам понимает необходимость изучения родного языка.
Алгоритм действий учителя и учащихся
при подготовке к интегрированному уроку
Выбор темы для интегрированного урока.
Выбор предметов, которые примут участие в интегрированном уроке.
Отбор материала по выбранным предметам на данную тематику
( возможно и желательно участие детей, один из видов отбора – мини-исследование ученика).
Подготовка внешнего вида отобранного материала к уроку: распечатка, видео, аудиоматериалы, устные выступления и др.
Проведение урока.
Рефлексивный момент для учителя и ученика.
Результативный момент для учителя и ученика.
Коррекционный момент для учителя и ученика.
Диагностика, мониторинг.
Итоги
Удачнее всего проходят уроки по интеграции гуманитарных дисциплин. Литература и русский язык, бесспорно, наиболее тесно взаимосвязаны и наиболее легче воспринимается и понимается, и запоминается их взаимосвязь. Их единство – в слове как единице языка и речи, в их национально-культурной ценности для народа и личности. И русский язык, и литература формируют коммуникативные навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Но нельзя выбрасывать за борт и другие науки. Например, как интересно ребятам узнать о каждодневных зарядках и упражнениях Л.Н.Толстого или о безответной любви к А.Блоку и полной страданий, отмеченной Богом, судьбе Елизаветы Караваевой-Кузьминой (матери Марии), или о библиотеках и поместьях великих людей, или об учебных тренировках советских солдат перед Курской битвой. А может быть им будет интересно, какими уникальными языковыми способностями должен обладать диктор, как появилось телевидение и как пишется имя, состоящее из 44 слов…
Словом, интеграция в преподавании русского языка и литературы – это такой неистощимый кладезь творчества, вдохновения, фантазии, что, думаю, с годами он будет еще богаче и богаче, так как в него вливается все то новое, что создает человечество по пути в будущее.