kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится об инновациях в обучении русскому языку, но материал может быть полезен и преподавателям других дисцеплин. Автор рассказывает о наиболее интересных и действенных, на его взгляд, методах и приемах работы на уроке. Все, о чем говорится в статье, использовалось на уроках. Новые технологии позволят сделать уроки более яркими, интересными, помогут правильно расставить акценты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе. »

Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе.

Основная цель обучения, стоящая перед современным учителем - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но прежде всего - подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Для достижения данной цели мы должны дать нашим детям новые стимулы учения - те стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общую деятельность учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.

Результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль. Применение инновационных технологий направлено на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

развитие критического мышления;

дифференцированный подход к обучению;

создание ситуации успеха на уроке и др.

Подробнее остановимся на технологии развития критического мышления

Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технологические этапы критического мышления:

1 Вызов

-Актуализация имеющихся знаний.

-Пробуждение интереса к получению информации.

-Постановка учеником собственных целей обучения.

2 Осмысление

-Получение новой информации, осмысление её.

-Соотнесение с уже имеющимися знаниями.

-Корректировка учеником поставленных целей обучения.



3 Рефлексия

-Целостное осмысление, обобщение полученной информации.

-Размышление, рождение нового знания.

-Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.



Используя приёмы технологии критического мышления,

делаем процесс обучения интересным; формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха; воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

ассоциативный ряд;

опорный конспект;

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

мозговая атака; групповая дискуссия;

чтение с остановками, вопросы Блума;

кластеры; синквейн;

“Дерево предсказаний”.

ключевые термины; эссе;

перепутанные логические цепочки;

медиапроекты ;

дидактическая игра; лингвистические карты;

лингвистическая аллюзия (намек) ;

нетрадиционные формы домашнего задания.



Остановимся на некоторых:

Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Вопросы Блума. Их еще называют ромашкой вопросов. Каждый лепесток имеет свое название.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?»,

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, его называют практическим.

Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно опираться на визуальное оформление

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения

"Инсерт"

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом.

Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.



Подготовила учитель русского языка Митракова О.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Митракова Ольга Владимировна

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства