Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе.
Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе.
В статье говорится об инновациях в обучении русскому языку, но материал может быть полезен и преподавателям других дисцеплин. Автор рассказывает о наиболее интересных и действенных, на его взгляд, методах и приемах работы на уроке. Все, о чем говорится в статье, использовалось на уроках. Новые технологии позволят сделать уроки более яркими, интересными, помогут правильно расставить акценты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе. »
Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе.
Основная цель обучения, стоящая перед современным учителем - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но прежде всего - подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Для достижения данной цели мы должны дать нашим детям новые стимулы учения - те стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общую деятельность учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.
Результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль. Применение инновационных технологий направлено на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
развитие критического мышления;
дифференцированный подход к обучению;
создание ситуации успеха на уроке и др.
Подробнее остановимся на технологии развития критического мышления
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Технологические этапы критического мышления:
1 Вызов
-Актуализация имеющихся знаний.
-Пробуждение интереса к получению информации.
-Постановка учеником собственных целей обучения.
2 Осмысление
-Получение новой информации, осмысление её.
-Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
-Корректировка учеником поставленных целей обучения.
-Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Используя приёмы технологии критического мышления,
делаем процесс обучения интересным; формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха; воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
ассоциативный ряд;
опорный конспект;
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
мозговая атака; групповая дискуссия;
чтение с остановками, вопросы Блума;
кластеры; синквейн;
“Дерево предсказаний”.
ключевые термины; эссе;
перепутанные логические цепочки;
медиапроекты ;
дидактическая игра; лингвистические карты;
лингвистическая аллюзия (намек) ;
нетрадиционные формы домашнего задания.
Остановимся на некоторых:
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Вопросы Блума. Их еще называют ромашкой вопросов. Каждый лепесток имеет свое название.
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?»,
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, его называют практическим.
Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно опираться на визуальное оформление
Прием “Дерево предсказаний”.
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.
Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения
"Инсерт"
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Приём "Ассоциативный ряд"
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.
Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом.
Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.