Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит в организации условий, необходимых дня успешного решения образовательных задач. Целью моей, деятельности является повышение качества обучения русскому языку через использование ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках русского языка »
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь
Воронежской области
Ивлева Людмила Евгеньевна
Использование ИКТ на уроках русского языка
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит в организации условий, необходимых дня успешного решения образовательных задач. Целью моей, деятельности является повышение качества обучения русскому языку через использование ИКТ.
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка позволяет не только разнообразить традиционные, формы обучения, но и повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии использую на уроках при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках и других типах уроков.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Например, на уроке по теме "Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях" схема помогает обобщить изученный материал, закрепить его. Особо важные моменты на схеме выделяются цветом, учащиеся приводят примеры, составляют словосочетания, предложения.
Очень важны задания с последующей проверкой, так как активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, объясняют орфограммы, пунктограммы, затем на слайде появляются правильные варианты, учащиеся еще раз проверяют правильность написания.
С помощью компьютера организую выполнение всех известных типов упражнений (вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов и др.). Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля над усвоением знаний и формированием навыков учащихся.
Одной из «болевых» точек изучения русского языка в школе считаю орфографическою грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. На таких уроках применяю компьютер. В процессе работы резко повышается мотивация учащихся, появляются навыки и умения. Ученик, увлеченно
работающий с машиной, не боится заданий возрастающей сложности, выполняет гораздо больший объем работы за урок, своевременно корректируя допущенные ошибки.
В своей работе использую такой способ оценивания как тестирование. Тестовый контроль — это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Эго дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся, без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию при этом все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения, результаты тестирования поддаются статистической обработке. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.
При использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объем усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Видеосюжеты позволяют эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.
Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает учителю обеспечить урок русского языка более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями.
Просмотр видеосюжетов способствует развитию и устной речи. Пересказывая увиденное, дети учатся приемам построения речи, речевому этикету.
Эффективность урока с использования ИКТ повышается. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Могу, например, поместить иллюстрации, которые заменят старые таблицы. Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью. Уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала.
Учителю русской языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.