kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья содержит примеры фрагментов уроков с применением игровых технологий в 5 и других классах

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии»

Игровые технологии

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги в изучении предметов. Занимательность условного мира игры эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления. Во всём мире неизмеримо расширяется предметно-

информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных

на уроке и во внеурочное время.

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

I. Психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка.

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени? Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С.

Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных

задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и

комбинированного действия самых разных способностей и сил... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других,

становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка».

Также психологи отмечают, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. По их мнению, лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на

длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания.

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

II. Функции игры.

Игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Таким образом, можно сделать такие выводы:

1) Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Виды уроков с использованием игр:

1) Ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5)Различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Краткая характеристика видов игр

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения,

поэтапное решение задач и т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных

игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок

развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать

вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы,

новых предметов. Задача учителя в это время – сделать эту встречу с незнакомым не пугающей, без разочарований, что будет способствовать

возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Как же

сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными? Вот здесь

на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с

традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Игра «Кто хочет стать пятионером?»

Сразу следует оговориться, что цель этого рода заданий отнюдь не проверка памяти, но стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, научиться осмысливать её роль в идейно – образной структуре произведения, а, значит, развивать «зоркость» и «чуткость» читательского восприятия.

Таким образом, на уроке литературы – это и средство общения, и способ контроля.

Описание игры: игра построена подобно телешоу «Кто хочет стать миллионером».

Участник должен ответить на пять вопросов, если отвечает правильно на все – становится «пятионером» и получает «пятёрку».

Игрок может воспользоваться одной из трех подсказок: звонок другу (однокласснику),помощь зала (подсказка класса при помощи голосования), 50/50.Игру можно провести как соревнование между двумя классами, побеждает та команда, у которой большее количество «пятионеров».

 таблички с видами подсказок;

 карточки с цифрами 1,2,3,4 (для подсказки «помощь зала»).

Подобную форму работы можно использовать и на уроках русского языка, особенно при итоговом повторении тем, а также на внеклассных мероприятиях. Бой проводится как и положено в три раунда. В первом встречаются все, кто сегодня присутствуют на нашем Ринге. Всего 15 вопросов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игровые технологии

Автор: Кондораки Марина Сабировна

Дата: 17.10.2020

Номер свидетельства: 560343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Игровая технология обучения на уроках географии, как фактор ситуаций успеха в учебной деятельности " "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-faktor-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112923"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408992271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149815"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420308934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) ""Игровые технологии" "
    ["seo_title"] => string(23) "ighrovyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "163539"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422509855"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства