kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник посвящён групповым  формам работы и  может быть использован в педагогической практике  учителями русского языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка и литературы.»

Урок №30.

Школа №24 г.Уральск

Раздел 3 «Жизненные ценности»

Недавняя Марина Владимировна

Тема: «Поговорим о дружбе»


Дата

Количество отсутствующих:


Класс: 5

Количество присутствующих:

Цели обучения, которым способствует данный урок:

СГ2 определять тему и основную мысль текста, опираясь на вопросы;

П4 создавать тексты повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, стихотворение, сказка) с учетом целевой аудитории.

Цели урока:

Все учащиеся смогут определить тему и основную мысль текста; дать определение слову дружба.

Большинство учащихся смогут определять жанры текстов различных стилистических направлений;

Некоторые учащиеся смогут написать сказку, письмо другу

Языковая цель:

Учащиеся смогут участвовать в учебном диалоге, развивать монологическую речь, аргументировать своё мнение, опираясь на

предметно-специфический словарь и терминологию: оригинальный, дружба, друзья, взаимоотношения, общение;

Полезный набор фраз для диалогов и письма: я думаю, что…, я считаю, что…, мне кажется, что…, …относиться к окружающим…, …не видеть в них…, понять по тому, как…, …отзываться об одноклассниках.

Предшествующее обучение:

На предыдущем уроке учащиеся учились формулировать вопросы, выражая свое отношение к описываемым событиям, находили синонимы в тексте.

Цели обучения: Ч5, СРН1


План:

Запланированное время:

Запланированные задания:

Ресурсы:

Начало урока

1 минута.


















2 минуты



































5минут.




























































5 минут















































5 минут






























































2 минуты
































3 минуты


































2 минуты


























































10минут































































1минута


































3минуты











2 минуты













































5 минут

  1. Этап вызова:

Психологический настрой (Речевая разминка)

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо идти с друзьями? (шагают) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо кружиться в танце? (кружатся) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 

Ф «Аплодисменты»

Стратегия «Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета ) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, - желают общаться.

Жёлтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


Раздаю стикеры разного цвета. По цвету стикеров дети группируются и формируют 3 группы по 6 человек.

Ознакомление с правилами работы в группе:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам-

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придет на помощь друг.



2)Введение в тему урока:

Общее задание для всех групп:

-определите тему урока по предложенным заданиям (задания в конвертах).

Задания выполняются одновременно.

Первая группа оценивает вторую, вторая группа оценивает третью, третья группа оценивает первую.

(Взаимооценивание)

Г

Задание 1 группе.

Стратегия « Угадай словечко!»

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

Она делает человека мягче и отзывчивее. (Доброта)

  1. Он помогает нам принимать разумные решения и мыслить. (Разум)

  2. Оно часто проявляется к пожилым людям. (Уважение)

  3. Без неё нельзя выполнить любой работы или выучить уроки. (Желание)

  4. Оно помогает нам долго хранить вещи, школьную мебель, игрушки. (Бережливость)

  5. Она помогает нам всегда выглядеть чистыми и опрятными. (Аккуратность)

Проверка по ключу слайда№2

– Какое слово у нас получилось по вертикали? (Дружба)

ФО Аплодисменты за сообразительность, эрудицию, правильно выполненное задание.

Задание 2 группе «Собери пословицу!»

Г

–  Я вам предложу пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны.

Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы. На обсуждение дается 3–4 минуты.

  • в зинжи гуто.

  • Дург напозсяет в дебе.

  • Дурга щии, а дешьнай гереби.

  • Не ийме 100 бурлей, а ийме 100 дурзей.

  • Сатрый дург чулше выхно вдух.

Ребята обсуждают в группе, затем один представитель из группы зачитывает получившуюся пословицу. По мере зачитывания на слайдах появляются пословицы:

  • Без друга в жизни туго.

  • Друг познается в беде.

  • Друга ищи, а найдешь, береги.

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

  • Старый друг лучше новых двух.

– Объясните смысл этих пословиц. Что вы заметили?

ФО группы. Смайлики за грамотное формулирование пословиц.

Задание 3 группе: составьте кластер на тему: «Дружба»

Кластер « Что такое дружба?»

ФО Звёздочки за активность и грамотно выполненное задание, похвала за оригинальную идею.

(На доске открывается тема урока: "Поговорим о дружбе...”)

К

- Так что же такое дружба? Ответ начните со слов «Дружба – это…» (ответы детей).

Учащиеся используют полезный набор фраз:

(Я думаю, что…,я считаю, что…,мне кажется, что…,…относиться к окружающим…, …не видеть в них…, понять по тому, как…, отзываться об одноклассниках.)

И

Задание

- Мы услышали много мнений о значении слова «Дружба», а теперь давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова.

Метод дифференциации - поддержка обучающихся. (Работа со словарём)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Подберите однокоренные слова к этому слову. (Друг, дружить, подруга, друзья)

Самостоятельный вывод учащихся.

- Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на его место.

- Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить в кино, слушать вместе музыку, вместе готовить уроки, гулять.

- Подобные отношения приятны, но можно ли их назвать дружескими? Скорее всего, это товарищеские.

- Давайте уточним понятия: друг, товарищ, приятель. (Задания в конвертах)

Г Задание 1 группе:

-Пользуясь толковым словарём, уточнить значение слова друг.

(Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.)

Г Задание 2 группе:

-Пользуясь толковым словарём, раскрыть значение слова товарищ.

(Товарищ – человек близкий вам по роду деятельности, занятиям, по условиям жизни.)

Г Задание 3 группе.

-Раскрыть значение слова приятель, используя толковый словарь.

(- Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.)



К

Задание.

Установить соответствие «Кто ближе?»

Запишите слова последовательно, по степени возрастания близости

— Кем вы являетесь друг другу в коллективе?

Ученики самостоятельно делают вывод:

(Друзья, товарищи, приятели)

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу:

- У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей!

ФО «Две звезды и одно пожелание» за активную работу со словарями и грамотно сформулированный вывод.



Понятие «Настоящий друг».

И Задание



На доске даны карточки со словами.

-Нарисовать ладошку и на ней написать 5 качеств, которые ты бы выбрал для друга (добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, весёлый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый)

Учащиеся самостоятельно делают вывод:

- Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

ФО Аплодисменты за правильный подбор прилагательных и умение грамотно делать вывод.

Физкульминутка (дети выполняют движения под песню «Улыбка»)

(Звучит медленная музыка)

-Ребята, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Гладить по головкам)

С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (Дети поднимают руки и тянутся вверх).

Стебелёк растёт (Дети потягиваются, расправляют плечики).

И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (Дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки).

Цветок хорошеет (Дети улыбаются друг другу).

Он тянется к свету, к солнцу (Заканчивается музыка).

- Ребята, как цветы тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям и дружеским отношениям.

Таким образом, учитель подводит к теме урока «Поговорим о дружбе».

3)Этап осмысления:

Знакомство с притчей. (Заранее подготовленный ученик читает текст)

Каждой группе раздаются конверты с текстом, а к нему задания.

Задания выполняются группами одновременно.



Мне хочется рассказать вам притчу.

 

   « Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько  же друзей. 



    Однажды к нему  в дом пришла беда. В его овчарню в  одну из ночей проникли  воры и

угнали всех овец. Когда  наутро хозяин  пришёл  в овчарню, чтобы выгнать своё  стадо на

выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

    Вскоре вся округа знала о том, какая беда  приключилась с хозяином  овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он  смог разглядеть и  людей  в облаке пыли. Это были его друзья.  Каждый  из его друзей шёл  не с пустыми  руками, а вёл  за собой  маленькое  стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо  стало в несколько  раз  больше  прежнего. Каждый  раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».   

  Г

    

Задания 1группе

-Послушайте текст.

-Озаглавьте его.

-Определите тему и основную мысль текста, отвечая на вопросы:

Шкатулка вопросов. (Вопросы составлены учителем)

-О ком рассказывается в тексте?

-Какая беда случилась с человеком?

-Почему за одну ночь семья богатого человек стала нищей?

-Как друзья помогли этому человеку?

- О какой пословице идёт речь в этой притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Критерии:

Определяют тему и основную мысль текста.

Дескрипторы:

1.Послушайте текст.

2.Озаглавьте текст.

3.Ответьте на вопросы.

3.Определите тему и основную мысль текста.

ФО «Две звезды, одно пожелание» за внимательную работу с текстом, правильные ответы на вопросы, понимание темы и основной мысли текста.

Г Задание 2 группе

-Послушайте текст.

-Озаглавьте его.

-Составьте план.

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста, ответив на вопросы.

-Определите тип и стиль текста, пользуясь справочной литературой.

-Выпишите из текста синонимы.

Критерии:

1.Озаглавливают текст.

2.Определяют тему и основную мысль текста.

3.Составляют план.

4.Отвечают на вопросы.

5.Определяют тип и стиль текста, пользуясь справочной литературой.

6.Выписывают из текста синонимы.

Дескрипторы:

-Послушайте текст.

-Ответьте на вопросы.

-Составьте план.

-Определите тип и стиль текста, пользуясь справочной литературой.

-Назовите качества настоящего друга.

-Выпишите синонимы.

ФО «Лучше всех». Похвала учителя за грамотные ответы на вопросы, правильное составление плана, умение определять тип и стиль текста, делать обоснованные выводы, находить синонимы в тексте.

Г Задания 3 группе

-Послушайте текст.

-Озаглавьте текст.

-Определите тему и идею текста.

-Самостоятельно определите тип и стиль текста. (Ответ аргументируйте.)

-Составьте вопросы к тексту.

Критерии:

1.Озаглавливают текст.

2.Определяют тему и основную мысль текста.

3.Составляют план.

4.Составляют вопросы к тексту.

5Самостоятельно определяют тип и стиль текста. Приводят аргументы.

6.Выписывают из текста синонимы.



Дескрипторы:

-прослушайте текст

-определите тему и основную мысль текста

-определите тип и стиль текста без опорных схем и таблиц. Ответ аргументируйте.

-составьте вопросы к тексту.

-выпишите слова с безударной гласной в корне и объясните их правописание.

ФО Похвала учителя за самостоятельность в определении темы, основной мысли текста, определении типа и стиля текста, правильно подобранные аргументы, грамотно сформулированные вопросы.

Приём «измерение температуры» (На этапе выполнения заданий наблюдаю за работой мотивированных учеников, поддержка учащихся со средней и слабой мотивацией)

Подведение итогов

Г Задание

Стратегия «Проблемный вопрос»

-Что такое дружба?

В течение 1минуты отвечает спикер от каждой группы.

ФО Похвала за ораторское искусство и приведённые аргументы.

К

Стратегия «Правда-ложь»

Диалог: учитель - дети

Игра "Да-да-да, нет-нет-нет".

-Будем крепко мы дружить? 

( -Да-да-да. )

-Нашей дружбой дорожить? 

(-Да-да-да). 

-Мы научимся играть? 

(-Да-да-да.) 

-Друг другу будем помогать? 

(-Да-да-да.) 

-Друга нужно разозлить? 

(-Нет-нет-нет.) 

-А улыбку подарить? 

(-Да-да-да.) 

-Друга стоит обижать? 

(-Нет-нет-нет.) 

-Чай с друзьями будем пить? 

(-Да-да-да.) 

-Будем крепко мы дружить? 

(ДА-Да-ДА.)

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз вам слова эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То желанье любое исполнится.

ФО Аплодисменты за дружные ответы и хорошее настроение.


4)Этап рефлексии:

Стратегия «Дерево достижений»

Рефлексия - «обращение назад»: осмысление собственных действий (Самонаблюдение, размышление)

-Урок у нас заканчивается, за это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из нас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок прошёл для вас плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды-яблоки.

Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы.

Если урок ничего нового не принёс - зелёные листочки.

Домашнее задание

Реализация творческих способностей (дифференцированно) по желанию

1группа. Написать письмо другу по шаблону , алгоритму (см.памятку )

2группа. Сочинить стихотворение о дружбе (по образцу)

3группа. Сочинить сказку о дружбе. (Памятка)


Текст для слушания.





















Плакат с изображением дерева, разноцветные листочки.











Стикеры разного цвета: А-зелёные, Б-жёлтые, В-красные







Кроссворд на интерактивной доске

Слайд№1

























Слайд №2

Ключ к кроссворду


















Слайдовая презентация

























смайлики



Звёздочки












Звёздочки












«Толковый словарь» С.И.Ожегова












звёздочки
























Толковый словарь.

















































Карточки со словами







Плакат, фломастеры























Аудиозапись песни «Улыбка»



































Текст для слушания




























































Текст для слушания






















«Русский язык в таблицах»


































Текст для слушания
































































































Памятки, шаблон.












































Дополнительная информация:

Дифференциация:

Оценивание:

Межпредметные связи: связь с литературой и самопознанием

Ценности, основанные на национальной идее через знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями.

1.Разноуровневые задания к текстам. (Вопросы в конвертах).

Веду наблюдение за учащимися с низким уровнем слухового восприятия.

2.Поддержка обучающихся (Памятки, алгоритм, полезный набор слов, фраз, справочные материалы.)

3.Подмостки - шаблон текста

Формативное оценивание: взаимооценивание, похвала учителя, «лучше всех», «две звезды, одно пожелание», «измерение температуры», аплодисменты, конструктивные комментарии учителя, «дерево успеха».



4.Учащимся с низким уровнем мотивации напомню о классификации вопросов, выступлю в роли консультанта.

Реализация творческих способностей.

Критериальное оценивание: дескрипторы

5.Дифференциация домашнего задания.

6.Индивидуальные задания.

Приложение.

Памятки

Написание письма



  1. Решите: кому вы будете писать.

  2. Подумайте: о чём нужно сообщить, что нужно спросить и т.д.

  3. Изложите всю информацию по порядку, для этого составьте план письма.

  4. Напишите письмо в соответствии с планом.

  5. Прочитайте, отредактируйте текст.

  6. Перепишите аккуратно письмо, поставьте подпись и дату.

Алгоритм написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. 
    Здравствуйте…

  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 
    Подпись. Дата.

Правила заполнения конверта

От кого Сидорова И. П.

Откуда ул. Производственная, д. 45, кв. 8, г. Уральск ЗКО

Индекс 629830

Кому Петрову И. Н. 
Куда ул. Декабристов, д. 65, г. Астана
Индекс 460010

Учимся сочинять сказку.

  1. Определи жанр сказки.

  2. Придумай героев твоей сказки.

  3. Подумай о каждом герое и определи, какой он?

  4. Подумай, что произойдёт с героями? Какие события?

  5. Составь план.

  6. Определи поучение. Чему ты хочешь научить читателя?

  7. Придумай название сказки.

  8. Запиши сказку сам или с помощью взрослых.

Как написать стихотворение.

1.Принимайтесь за написание стихотворений только при наличии вдохновения.

2.Не отчаивайтесь и не бросайте работу. Помните, что все приходит с опытом.

3.Не бойтесь обращаться за помощью к более опытным авторам.

4.Расширяйте свой словарный запас, читайте больше литературы, обращая внимания на произведения других поэтов.

5Не забывайте про смысл, ритм и рифму, они — главная составляющая стихотворения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Недавняя Марина Владимировна

Дата: 04.02.2018

Номер свидетельства: 454555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства