kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фрагмент урока по PISA

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для русского языка 4 класса с казахским  языком обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по PISA»

Мунайлинский район

Средняя школа № 6





Фрагмент урока с заданиями

На тему: ВИТАМИНЫ И ЗДОРОВЬЕ





Предмет: русский язык


Класс: 4





Выполнила: Конилкосова Гульсим

















Актау 2018


ВИТАМИНЫ И ЗДОРОВЬЕ


В школе ребята проходили ежегодный врачебный осмотр. Десятилетнему Никите, у которого определили небольшое ухудшение зрения, врач посоветовал ежедневно принимать витамины. Никита решил сначала побольше узнать о витаминах. Он нашёл в Интернете два текста и таблицу, которые приведены ниже.



Текст 1

В XVII—XVIII веках во время длительных морских путешествий довольно часто люди на корабле заболевали цингой и даже гибли от этой болезни. При достаточных запасах продовольствия у людей возникала слабость, расшатывались зубы и кровоточили дёсны. Почему? На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 году русский учёный Николай Лунин не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока, чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке... содержатся ещё другие вещества, незаменимые для питания», — сделал вывод учёный. Ещё через 16 лет нашли причину болезни бери-бери, распространённой среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, бродившие по двору. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим бери-бери. Стоило заменить его на рис неочищенный — болезнь проходила. Только в 1911 году польскому учёному Казимиру Функу удалось впервые выделить эти таинственные вещества — витамины. Год спустя он же придумал и название — от латинского vita — жизнь.

(171 слово)

Текст№2


Витамин А необходим для хорошего зрения. Дефицит витамина А приводит к «куриной слепоте», т. е. неспособности видеть ясно при слабом освещении. Важен для укрепления и роста зубов, ногтей, волос, костей.

Витамин В1 играет важную роль в энергетическом обмене. Недостаток витамина В1 приводит к заболеванию нервной системы (болезнь бери-бери).

Витамин В2 является ростовым фактором. Поддерживает нормальное состояние кожи.

Витамин В6 играет большую роль в обмене веществ. Необходим для нормальной работы нервной системы.

Витамин С необходим для формирования и сохранения зубов, дёсен, мышц, кровеносных сосудов, а также костей, хрящей и сухожилий. Повышает устойчивость организма к инфекциям (ангине, гриппу и т. д.).

Витамин D предотвращает рахит, способствует также усво ению магния и выведению из организма токсичного элемента — свинца.

  1. слов)





Вита-

мин


Продукты растительного происхождения

Продукты животного происхождения

А


Морковь, цитрусовые

Сливочное масло,

сыр, яйца, печень,

рыбий жир

Д


Молоко, яйца, рыбий жир, печень трески, жирные сорта рыбы


С

Шиповник, чёрная смородина,

земляника, апельсины, лимоны,

капуста

В1

Сухие пивные дрожжи, проростки пшеницы, овёс,

орехи (фундук)


В2

Дрожжевой экстракт, проростки пшеницы, отруби пшеницы,

соевые бобы, капуста брокколи

Печень, яичный желток, сыр

В12

Дрожжи, морские водоросли

Печень, почки, икра, яйца, сыр, молоко, творог, мясо, рыба







Задания

1. Придумай названия к текстам и к таблице. Запиши названия.

Название первого текста.........................................................................

Название второго ...................................................................................

Название таблицы....................................................................................


2. Николай Лунин проводил свои исследования с двумя группами мышей. Выпиши из текста слова, указывающие на различия в питании двух групп мышей.

Первая группа питалась.....................................................................................

Вторая группа питалась........................................................................................

3. В тексте сказано: «Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, бродившие по двору». Какой витамин, позволивший курам вылечиться, вероятнее всего, содержался в неочищенном рисе? Запиши его название.

...................................................................................................................................................

4. Врач установил у Никиты некоторое ухудшение зрения. Какой витамин более других необходим организму мальчика? Обведи ответ с обозначением данного витамина.

1) D 2) С 3) А 4) В2


5. В октябре в школе увеличилось число ребят, пропускающих занятия по причине простудных заболеваний. Школьный врач попросил Никиту нарисовать плакат о пользе одного из витаминов для профилактики простуды.

Запиши название витамина, о котором говорил врач:...............................................................


6.Нарисуй такой плакат. Обязательно укажи на нём, какой витамин нужно принимать, для чего он предназначен и в каких продуктах содержится.

Рисунок можно сделать ручкой или карандашом.
























7. Мама попросила Никиту помочь ей в выборе меню для ужина. Маме хочется, чтобы её дети получали с пищей необходимые им витамины. Младшему брату Никиты кажется, что он недостаточно быстро растёт. Он хочет есть те продукты, которые содержат больше всего необходимых для роста витаминов. Никита должен заботиться о своём зрении, а их маленькая сестрёнка склонна к простудам. Из приведённого ниже списка нужно выбрать для ужина салат, горячее блюдо и напиток так, чтобы в них содержались витамины, необходимые для всех детей. Подчеркни по одному из выбранных блюд в каждой группе.


Салаты:

Салат из капусты с морковью

Салат из огурцов и зелени

Салат из морских водорослей


Горячие блюда:

Куриная котлета с фасолью

Жареная рыба с картофелем

Котлеты из печени с рисом и яйцом

Напитки:

Напиток из облепихи

Апельсиновый сок

Сладкий чай































Общий комментарий к заданию

Правильный ответ или критерии оценивания

1

В названии текста должно содержаться указание:

1) на процесс открытия (или изучения, или исследования) витаминов и

2) на объект — витамины.

Примеры правильных ответов: «Как открыли витамины», «Витамины и их открытие», «Как учёные открыли витамины», «Человечество узнаёт о витаминах», «Изучение витаминов», «История изучения витаминов» и др.

В названии таблицы должно содержаться указание на взаимосвязь:

1) витаминов и

2) продуктов питания.

Примеры правильных ответов: «Витамины в продуктах питания», «Витамины в продуктах растительного и животного происхождения», «Разные продукты и витамины», «В каких продуктах больше всего витаминов?» и др.

2 балла — приведены названия для текста и таблицы.

1 балл — приведены названия текста и таблицы, но верное название дано только для одного объекта (в названии приведены оба элемента). Для второго объекта название сформулировано в обобщённом виде, например «Витамины», «О витаминах» и т. п.

ИЛИ

Приведено название только для одного из объектов и оно является верным (содержащим оба элемента названия).

ИЛИ

Приведены названия для обоих объектов, но оба названия сформулированы лишь в обобщённом виде (с указанием только одного из элементов).

0 баллов — другие ответы

2

Правильный ответ

Первая группа питалась «искусственной пищей, составленной из всех известных частей молока» (допускается — «искусственной пищей»).

Вторая группа питалась «натуральным молоком» (допускается — «натуральной пищей»).

2 балла — указаны оба ответа.

1 балл — указан только один любой ответ.

0 баллов — другие ответы

3

1 балл — правильный ответ — В1.

0 баллов — другие ответы

4

1 балл — выбран ответ: 3) А.

0 баллов — другие ответы

5

1 балл — выбран ответ: 2) апельсины и морковь.

0 баллов — другие ответы

6

Правильный ответ

1) Записано название витамина С (на плакате или в работе);

2) нарисовано (или записаны названия) не менее двух фруктов или овощей, содержащих витамин С (шиповник, чёрная смородина, земляника, апельсины, лимоны, капуста);

3) явно или неявно показано, для чего предназначен витамин (символически изображена простуда и зачёркнута, или, напротив, подчёркнуто отсутствие болезни, или написаны слова, соответствующие назначению витамина, например, «защищает от простуды»).

3 балла — верно указаны (изображены) все три элемента ответа (плаката).

2 балла — верно указаны (изображены) только два элемента ответа (плаката).

1 балл — верно указан (изображён) только один элемент ответа (плаката).

0 баллов — другие ответы

7

Правильный ответ

Оптимальный выбор:

салат из капусты с морковью;

котлеты из печени с рисом и яйцами;

апельсиновый сок.

В правильном ответе не должны содержаться:

салат из огурцов и зелени;

куриная котлета с фасолью;

сладкий чай.

3 балла — указаны правильно блюда из трёх групп. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.

2 балла — указаны правильно блюда из двух групп. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.

1 балл — указано правильно блюдо только из одной группы. Ответ принимается, если указаны блюда, не входящие в исключённые.

0 баллов — другие ответы


Комплексное задание «Витамины и здоровье»


1

Формулировать главную мысль двух текстов (сплошного текста и таблицы)


РО 2

2

Находить в тексте информацию, представленную в явном виде

КО 2

3

Находить информацию на основе сопоставления двух текстов


4

Находить информацию, представленную в явном виде

ВО 1

5

Находить в таблице информацию на основе сопоставления двух

текстов (сплошного текста и таблицы)

ВО 1

6

Находить и интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Преобразовывать информацию из одной формы (текст) в другую (рисунок)

РО 3

7

Выбирать оптимальный набор элементов на основе соотнесения ин-

формации из разных текстов исходя из заданного условия

ВО 3


Комплексное задание «Витамины и здоровье».


Чтение научно-популярных текстов.


Работа с информацией.


Решение учебно-практических задач


Для выполнения группы заданий «Витамины и здоровье» учащимся предлагалось для анализа три текста различной формы: об истории открытия витаминов; о том, для поддержания каких функций необходимы те или иные витамины; таблица, в которой собрана информация о содержании витаминов в продуктах растительного и животного происхождения.

Задание 1

В задании проверялось основное общеучебное умение формулировать главную мысль текста. Учащимся предлагалось придумать названия к предложенным текстам: к сплошному тексту об истории открытия витаминов и к таблице о содержании витаминов в различных продуктах. При этом намеренно использовался не один, а два текста с одинаковым объектом (витамины). В этом случае задача предложить два названия приводит к необходимости проанализировать различия в данных текстах и не только указать в названии объект (витамины), но и включить уточняющие элементы (открытие или исследование в первом случае и взаимосвязь с продуктами питания во втором).


Задание 2

Задание проверяло общеучебное умение находить в тексте информацию, заданную в явном виде. От учащихся требовалось найти, каким образом кормили две группы мышей в опыте учёного Н. Лунина, и записать продолжение двух предложений.


Задание 3

Задание также проверяло общеучебное умение находить в тексте информацию, заданную в явном виде, но, в отличие от предыдущего задания, эта информация была представлена в двух текстах. Для получения верного ответа необходимо было сопоставить сведения из первого текста о том, что «птицы страдали заболеванием, напоминавшим бери-бери», с информацией из второго текста о том, что к этой болезни приводит недостаток витамина В1. Название этого витамина и нужно было записать.


Задание 4

Задание с выбором ответа проверяло общеучебное умение находить информацию в тексте (ответы на прямые вопросы к тексту). В данном случае во втором тексте «Зачем нужны витамины» необходимо было определить, какой из витаминов ответствен за сохранение хорошего зрения.


Задание 5

Задание проверяло общеучебное умение сопоставлять информацию из различных текстов

(сплошного текста и таблицы). Здесь требовалось определить, какой витамин ответствен за сохранение хорошего зрения, и найти в таблице те овощи и фрукты, в которых он содержится.


Задание 6

Задание направлено на проверку довольно сложного комплекса общеучебных умений:

— находить информацию в различных текстах;

— обобщать и интерпретировать информацию;

— представлять информацию в другой форме (преобразовывать её).

В данном случае учащиеся должны были из второго текста определить роль витамина С в профилактике простудных заболеваний. Поскольку в тексте употребляются слова «повышает устойчивость организма к инфекциям», то необходимо было привлечь свои знания об отношении простудных заболеваний к инфекционным. Из таблицы нужно было выяснить, в каких продуктах содержится витамин С. Затем всю эту информацию надо было обобщить и преобразовать, представив в виде плаката.


Задание 7.

Последнее задание группы «Витамины и здоровье» было направлено на оценку общеучебного умения осуществлять выбор оптимального набора элементов на основе соотнесения информации из разных текстов исходя из заданного условия. Данное задание является прообразом заданий на решение проблем, с которыми учащиеся будут сталкиваться в дальнейшем при обучении в основной школе. Главная задача здесь — выбор наиболее эффективного пути при наличии нескольких приемлемых вариантов, отвечающих условиям задачи. В задании учащимся предлагалось составить меню ужина с учётом трёх условий. В качестве условий выступает набор разных витаминов, которые необходимы трём детям в семье. Задание составлено таким образом, что в каждой группе блюд одно блюдо полностью не отвечает заявленным условиям, другое — отвечает частично, а третье — максимально полно. Таким образом, существует оптимальный набор блюд и блюда, которые не должны присутствовать в ответе. В остальных случаях возможны варианты выбора меню ужина.


Сценарий проведения работы


Организационная часть

Перед началом выполнения работы учитель объясняет детям цель работы, раздаёт варианты

работы.

Ниже приводится примерный текст, с которым учитель обращается к детям.


Ребята! Сегодня вы будете выполнять работу, цель которой — узнать, умеете ли вы использовать знания, полученные вами при изучении разных предметов в школе, для решения проблем, с которыми вы можете встретиться в повседневной жизни.


Сейчас я раздам вам тексты работы с заданиями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Фрагмент урока по PISA

Автор: Конилкосова Гулсим Алтаевна

Дата: 03.03.2018

Номер свидетельства: 460539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Воздух.Состав воздуха. "
    ["seo_title"] => string(23) "vozdukh-sostav-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "126791"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415211712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства