Выступление на методическом совещании
Формирование познавательных УУД
у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы
Составители: Егорова Э.С.,
Фатхулина Н.А.
В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий1.
В блоке познавательных учебных действий выделяют
общеучебные действия, включая знаково-символические,
логические
действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных входят:
самостоятельное выделение и формулирование познавательные цели;
поиск и выделение информации;
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия, включая моделирование;
умение структурировать знания;
умение строить речевое высказывание;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;
смысловое чтение;
выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей;
умение адекватно передавать содержание текста;
составлять тексты различных жанров.
В число логических универсальных действий входят:
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения;
классификация объектов;
подведение под понятие;
выделение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательств;
выдвижение гипотез; их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Но не стоит забывать о том, что речь идет о вопросах формирования УУД обучающихся с задержкой психического развития. Для этих детей характерны следующие особенности: у таких детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена.
Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
Приемы по формированию познавательных УУД предложены многими специалистами: Асмоловым А.Г., Гином А.А. Сформулированы технологие. Направленные на формирование УУД в основной школе: Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя. Предметная составляющая по русскому языку очень важна. Практика показывает, что на выпускном экзамене учащиеся должны продемонстрировать знание языковых терминов, умение оперировать ими, применять правила русского языка при решении языковой проблемы. Выбраны были приемы, направленные на формирование знаково-символических действий, моделирование учебного материала, структурирование учебного материала.
Мы поделимся такими приемами по формированию познавательных УУД, которые принесли положительные результаты в нашей работе на уроках русского языка и литературы.
Приемы работы на уроках русского языка:
использование карточек-памяток (темы «Падежи», «Склонение имён существительных», «Падежные окончания имён существительных». «Звуки речи», «Морфемы» и т.д.);
использование карточек-алгоритмов («Правописание чередующихся гласных в корне», «части речи». «Синтаксический разбор предложения»);
приём «Лесенка» (алгоритм правописания);
использование интеллектуальных карт (Т.Бьюзен, В.Ф.Шаталов) по разным темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Лексика», «Имя числительное»:
- построение карт с учителем,
- самостоятельное построение карты по исходному тексту, из предложенных элементов,
- чтение карты,
- чтение «слепой», деформированной карты (с пропусками элементов, перепутанными элементами),
На уроках литературы:
рисование (перевод сплошного текста в рисунок),
подбор иллюстраций к предложенному отрывку,
проверочная работа на знание текста из пяти простых («тонких») вопросов,
составление плана.
Диагностика результатов обучения, формирования познавательных УУД.
При оценивании работы или ответа учащегося необходимо четко сформулировать критерии оценивания. Например, при выполнении задания «Лесенка» - контроль прохождения всех этапов. При выполнении задания «Подбор иллюстраций к предложенному стихотворению»: соответствие теме стихотворения, соответствие настроения иллюстрации (световое, цветовое выражение) настроению стихотворения.
Результаты формирования познавательных УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Диагностика проводится в текущей работе по трём критериям: есть данный элемент, нет элемента, есть, но допущены ошибки (демонстрация Приложения). Диагностика проводится в течение учебного года.
Таким образом, включение в урок нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у детей с ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Перспективными направлениями деятельности выделяем работу по формированию навыков смыслового чтения. Это логично вытекает из нашей работы, поскольку подразумевает работу с разными видами текста.
Список литературы.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова.— М.: Просвещение, 2010.
http://festival.1september.ru/articles/647689/
http://wiki.tgl.net.ru/index.php
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/23/formirovanie-poznavatelnykh-uud-na
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/29/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-poznavatelnykh-universalnykh
https://youtu.be/5_07UwNnd4s