kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных УУД у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Формирование познавательных УУД у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы" был представлен на школьном методическом совещании по теме "Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ". В архиве содержится текст выступления, презентация, текстовые документы с образцами рабочих материалов: карточки-памятки, карточки-алгоритмы, кары понятий, ментальные карты. 

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы»

Окончания имён существительных






Е или И





падеж





склонение










род





И.п., ед.ч.










Спряжение глаголов





под ударением













да


нет











Е, У, Ю


И, А, Я


н.ф.







(Что делать? Что сделать?)



I спр. IIспр.









1) брить, стелить


1) –ить (кроме брить, стелить)






2) все остальные глаголы

–уть,

-оть,

-ыть,

-ать,

-ять,

-еть,

-ти,

-чь и др.


2) гнать,

держать,

терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть,

и зависеть,

и вертеть,

а ещё дышать,

смотреть














I спр.


IIспр.














Е, У, Ю


И, А, Я













Просмотр содержимого документа
«Диагностика сформированности познавательных УУД»

Диагностика сформированности познавательных УУД

Структурирование учебного материала



03.09.2015

11.11.2015

02.12.2015

13.01.2016

27.01.2016

29.01.2016

09.02.2016

20.02.2016

29.02.2016



Задача №1 «Русский язык»

Задача №10 «Сыроежка»

Задача №11 «Необыкновенная история»

Задача №14 «Иностранный язык»

Тест №11

«Имя существительное. Повторение»

Тест №12

«Склонение имён существительных»

Тест №13

«Правописание имён существительных»

Тест №16

«Имя прилагательное. Повторение»

Тест №17

«Разряды имён прилагательных»

Поиск и выделение необходимой информации

Учащиеся из группы нормы


74%

92%

82%






Учащиеся с ОВЗ


38%

75%

44%






Умение выделять части текста

Учащиеся из группы нормы

56%

48%


91%






Учащиеся с ОВЗ

0%

25%


30%






Умение составлять текст из трёх частей

Учащиеся из группы нормы

50%

19%


83%

100%

33%

83%

100%

71%

Учащиеся с ОВЗ

0%

0%


60%

100%

0%

0%

100%

0%



Просмотр содержимого документа
«Карта понятий Звуки речи деформированная»

Фонетика


«phone» - звук (от греч.)


наука о звуках речи


гласные звуки (1-???)

(3-???)

[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]


Сонорные

[л], [м], [н], [р]

Звонкие

(4-???)


Непарные глухие:

[х], [ц],

[ч], [щ]

Непарные звонкие:

[л], [м], [н], [р]

Могут образовывать пары по звонкости-глухости

[б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к],

[д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с]

Дома- (7-???)

чтобы

(6-???)

Подобрать проверочное слово

надо проверять



Слабая позиция

безударные

(произносим неотчётливо)

Образуются с помощью

голоса и шума или только шума

Не надо проверять дом


Сильная позиция

(5-???)

(выделяем голосом)

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]





Образуются с помощью (2-???)



Просмотр содержимого документа
«Карта понятий Предложение для учащихся незаполненная»

________________________

__________________________

В предложении есть только ________________ члены

В предложении кроме главных членов, есть _______________________ члены

Отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? Обозначает действие или признак предмета.

Отвечает на вопросы: кто? или что? Обозначает лицо или предмет, который действует или имеет какой-то признак

Сказуемое

Подлежащее

Отвечает на вопросы____

______________________

______________________

Обозначает__________________________________

______________________

Отвечает на вопросы____

______________________

______________________

Обозначает__________________________________

______________________

Отвечает на вопросы____

______________________

______________________

Обозначает__________________________________

______________________

______________

_________________

______________

По наличию второстепенных членов

Например:_____________________________________________________________________________________________

Например:_____________________________________________________________________________________________

В предложении содержится просьба, приказ

В предложении содержится сообщение

В предложении содержится вопрос

Например:____________________________________________________________________________________________

На конце предложения не ставится !

Восклицательные

Например:_______________________________________________________________________________________________________________

Например:_______________________________________________________________________________________________________________

ПР

Е

Д

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е

Невосклицательные

На конце предложения ставится !

Побудительные

Повествовательные

Например:_____________________________________________________________________________________________

Вопросительные

По цели высказывания

Например:_____________________________________________________________________________________________

По интонации



Просмотр содержимого документа
«Карточки-алгоритмы»

План синтаксического разбора простого предложения

1. По цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)

2. По интонации (восклицательное и невосклицательное)

3. По количеству основ (простое, сложное)

4. По составу главных членов (односоставное и двусоставное)

5. По наличию второстепенных членов (распространённое и нераспространённое)

6. Неосложнённое и осложнённое (однородные члены, обращение)




Члены предложения


Член предложения

Вопросы

Часть речи

Примеры

Главные

Подлежащее

Кто? Что?

Существительное

Местоимение

У забора вырос подсолнух.

Она проснулась рано.

Сказуемое

Что делать?

Каков?

Какой?

Что такое?

Кто такой?

Глагол

Краткое прилагательное

Полное прилагательное

Существительное

У забора вырос подсолнух.

Как красив на рассвете лес!

Они здесь самые весёлые.

Ученье – свет.

Мой брат – шофёр.

Второстепенные

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

(Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?)

Существительное

Местоимение

Паучок ухватился за паутинку и летит.

У него много книг.

Определение

Какой? Чей?

Прилагательное

У него много интересных книг.

Обстоятельство

Где? Когда?

Куда? Откуда?

Как? Зачем?

и Почему?

Наречие

Существительное

Быстро прошло лето.

У забора вырос подсолнух.





Просмотр содержимого документа
«Карточки-памятки»

Морфемы

окончание

значимая часть слова, которая образует формы слова

основа

часть слова без окончания

приставка

значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов

корень

главная значимая часть слова, общая для всех однокоренных слов

суффикс

значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов


Склонение имён существительных

Склонение

Род

Окончание

в И.п. ед.ч.

Пример

1-е

женский

мужской

-а, -я

-а, -я

зима, семья

папа, дядя

2-е

мужской

средний


-о, -е

день, сон

окно, поле

3-е

женский


дочь, тетрадь



Падежные окончания имён существительных

Падеж

Склонение

на -ия

на –ие, -ий

1-е

2-е

3-е

Р.п.

-И, -Ы

-

-ИИ

-

Д.п.

-

-ИИ

-

П.п.

-ИИ

-ИИ


Просмотр содержимого документа
«Текст выступления»

Выступление на методическом совещании

Формирование познавательных УУД

у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Составители: Егорова Э.С.,

Фатхулина Н.А.

В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий1.

В блоке  познавательных учебных действий выделяют

  • общеучебные действия, включая знаково-символические,

  • логические

  • действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных   входят:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательные цели;

  • поиск и выделение информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические действия, включая моделирование;

  • умение структурировать знания;

  • умение  строить речевое высказывание;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;

  • смысловое чтение;

  • выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие  текстов разных стилей;

  • умение адекватно передавать содержание текста;

  • составлять тексты различных жанров.

В число логических универсальных действий входят:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • синтез;

  • выбор оснований и критериев для сравнения;

  • классификация объектов;

  • подведение под понятие;

  • выделение следствий;

  • установление  причинно-следственных связей; 

  • построение логической цепи рассуждений, доказательств;

  • выдвижение гипотез; их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Но не стоит забывать о том, что речь идет о вопросах формирования УУД обучающихся с задержкой психического развития. Для этих детей характерны следующие особенности: у таких детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена.

Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.

Приемы по формированию познавательных УУД предложены многими специалистами: Асмоловым А.Г., Гином А.А. Сформулированы технологие. Направленные на формирование УУД в основной школе: Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)

Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя. Предметная составляющая по русскому языку очень важна. Практика показывает, что на выпускном экзамене учащиеся должны продемонстрировать знание языковых терминов, умение оперировать ими, применять правила русского языка при решении языковой проблемы. Выбраны были приемы, направленные на формирование знаково-символических действий, моделирование учебного материала, структурирование учебного материала.

Мы поделимся такими приемами по формированию познавательных УУД, которые принесли положительные результаты в нашей работе на уроках русского языка и литературы.

Приемы работы на уроках русского языка:

  • использование карточек-памяток (темы «Падежи», «Склонение имён существительных», «Падежные окончания имён существительных». «Звуки речи», «Морфемы» и т.д.);

  • использование карточек-алгоритмов («Правописание чередующихся гласных в корне», «части речи». «Синтаксический разбор предложения»);

  • приём «Лесенка» (алгоритм правописания);

  • использование интеллектуальных карт (Т.Бьюзен, В.Ф.Шаталов) по разным темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Лексика», «Имя числительное»:

- построение карт с учителем,

- самостоятельное построение карты по исходному тексту, из предложенных элементов,

- чтение карты,

- чтение «слепой», деформированной карты (с пропусками элементов, перепутанными элементами),

На уроках литературы:

  • рисование (перевод сплошного текста в рисунок),

  • подбор иллюстраций к предложенному отрывку,

  • проверочная работа на знание текста из пяти простых («тонких») вопросов,

  • составление плана.

Диагностика результатов обучения, формирования познавательных УУД.

При оценивании работы или ответа учащегося необходимо четко сформулировать критерии оценивания. Например, при выполнении задания «Лесенка» - контроль прохождения всех этапов. При выполнении задания «Подбор иллюстраций к предложенному стихотворению»: соответствие теме стихотворения, соответствие настроения иллюстрации (световое, цветовое выражение) настроению стихотворения.

Результаты формирования познавательных УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • рефлексия способов и условий действия,

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Диагностика проводится в текущей работе по трём критериям: есть данный элемент, нет элемента, есть, но допущены ошибки (демонстрация Приложения). Диагностика проводится в течение учебного года.

Таким образом, включение в урок нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у детей с ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Перспективными направлениями деятельности выделяем работу по формированию навыков смыслового чтения. Это логично вытекает из нашей работы, поскольку подразумевает работу с разными видами текста.



Список литературы.

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова.— М.: Просвещение, 2010.

  2. http://festival.1september.ru/articles/647689/

  3. http://wiki.tgl.net.ru/index.php

  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/23/formirovanie-poznavatelnykh-uud-na

  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/29/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-poznavatelnykh-universalnykh

  6. https://youtu.be/5_07UwNnd4s







1 "Формирование УУ Д в основной школе: от  действия к мысли" /А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др. – м., 2010.

Просмотр содержимого документа
«схема ментальной карты»



Просмотр содержимого презентации
«Выступление»

Формирование  познавательных УУД  у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы Составители: Егорова Э.С., Фатхулина Н.А. МБОУ «СОШ №3» пос. Арамиль 04.04.2016

Формирование познавательных УУД у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Составители: Егорова Э.С.,

Фатхулина Н.А.

МБОУ «СОШ №3» пос. Арамиль

04.04.2016

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

В познавательные  универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.

В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.

В число  общеучебных  универсальных действий входят:

В число  общеучебных  универсальных действий входят:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;
  • смысловое чтение;
  • выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие  текстов разных стилей;
  • умение адекватно передавать содержание текста;
  • составлять тексты различных жанров.
В число логических универсальных действий входят :

В число логических универсальных действий входят :

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификация объектов;
  • подведение под понятие;
  • выделение следствий;
  • установление  причинно-следственных связей; 
  • построение логической цепи рассуждений, доказательств;
  • выдвижение гипотез, их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Особое внимание в стандарте уделяется  умению школьников работать с информацией : находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать,  преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности.

Особое внимание в стандарте уделяется 

умению школьников работать с информацией : находить и фиксировать,

анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать,

представлять и передавать,

преобразовывать и использовать информацию

в практической деятельности.

Приемы работы  на уроках русского языка: Карточки-памятки (темы «Падежи», «Склонение имён существительных», «Падежные окончания имён существительных», «Звуки речи», «Морфемы» и т.д.) Карточки-алгоритмы («Правописание чередующихся гласных в корне», «Части речи», «Синтаксический разбор предложения») «Лесенка» (алгоритм правописания) Интеллектуальные карты (Т.Бьюзен, В.Ф.Шаталов) по разным темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Лексика», «Имя числительное» - построение карт с учителем , - самостоятельное построение карты по исходному тексту , из предложенных элементов , - чтение карты , - чтение «слепой », деформированной карты (с пропусками элементов, перепутанными элементами)

Приемы работы на уроках русского языка:

  • Карточки-памятки (темы «Падежи», «Склонение имён существительных», «Падежные окончания имён существительных», «Звуки речи», «Морфемы» и т.д.)
  • Карточки-алгоритмы («Правописание чередующихся гласных в корне», «Части речи», «Синтаксический разбор предложения»)
  • «Лесенка» (алгоритм правописания)
  • Интеллектуальные карты (Т.Бьюзен, В.Ф.Шаталов) по разным темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Лексика», «Имя числительное»

- построение карт с учителем ,

- самостоятельное построение карты по исходному тексту , из предложенных элементов ,

- чтение карты ,

- чтение «слепой », деформированной карты (с пропусками элементов, перепутанными элементами)

На уроках литературы:

На уроках литературы:

  • рисование (перевод сплошного текста в рисунок),
  • подбор иллюстраций к предложенному отрывку,
  • проверочная работа на знание текста из пяти простых («тонких») вопросов,
  • составление плана.
Результаты формирования  познавательных УУД:

Результаты формирования познавательных УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации ;
  • рефлексия способов и условий действия,
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Таким образом, включение в урок различных ситуаций, использование разных педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у детей с ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.

Таким образом, включение в урок различных ситуаций, использование разных педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у детей с ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.

Перспективные направления деятельности Формирование навыков смыслового чтения:

Перспективные направления деятельности

Формирование навыков смыслового чтения:

  • чтение и осмысление разных видов текстов.
  • освоение различных видов чтения.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Леонардо да Винчи. https://youtu.be/5_07UwNnd4s

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи.

https://youtu.be/5_07UwNnd4s

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. http ://festival.1september.ru/articles/647689 / http:// wiki.tgl.net.ru/index.php http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/23/formirovanie-poznavatelnykh-uud-na http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/29/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-poznavatelnykh-universalnykh https:// youtu.be/5_07UwNnd4s Интернет-ресурсы

Список использованной литературы

  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  • http ://festival.1september.ru/articles/647689 /
  • http:// wiki.tgl.net.ru/index.php
  • http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/23/formirovanie-poznavatelnykh-uud-na
  • http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/29/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-poznavatelnykh-universalnykh
  • https:// youtu.be/5_07UwNnd4s

Интернет-ресурсы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Элеонора Станиславовна, Фатхулина Наталья Анатольевна

Дата: 11.04.2016

Номер свидетельства: 317599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства