kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование орфографической зоркости обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены методы и приемы формирования орфографической зоркрсти обучающихся, что позволяет развивать знание предмета. Одним из требований в преподавании русского языка считаю формирования орфографической зоркрсти обучающихся, умение находить орфограммы в письменном слове и предвидеть их в устном слове. Знание опознавательных признаков помогает заменить тот или иной тип орфограмм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«формирование орфографической зоркости обучающихся »

«Формирование орфографической зоркости обучающихся».

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Н. В. Костиной


Быть грамотным – значит свободно владеть богатствами родного языка в устной и письменной речи. Программа по русскому языку определяет объём знаний и навыков обучающихся. Каждый учитель-словесник, претворяя эту программу в жизнь, намечает для себя пути, приёмы и методы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающие наибольший эффект в обучении. Так складывается индивидуальный рабочий почерк каждого учителя, своя система работы.

У меня сложилась определённая система работы по формированию орфографической зоркости обучающихся на уроках русского языка. Накоплен большой материал по данной теме. Весь процесс работы выстраивается в отработке чётких, конкретных навыков, требований как к обучающимся, так и к самому учителю. И это способствует более успешному усвоению материала, формированию орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся. Для достижения этих целей применяю различные приёмы и методы работы.

Одним из основных требований в преподавании русского языка считаю именно формирование орфографической зоркости обучающихся, то есть умение находить орфограммы в письменном слове и предвидеть их в устном слове. А в этом, по моему мнению, могут помочь опознавательные признаки орфограмм разных типов.

Так, например, для орфограмм – гласных букв опознавательными признаками являются безударность гласной (трава, в лодке), положение гласной после шипящей и ц (чаща, чёрный, панцирь, птицы и т. д.), для орфограмм – согласных букв – конец слова (год, хлеб), стечение согласных (салазки), н в конце слова перед гласной (каменный, взволнованный) и т. д..

Знание опознавательных признаков помогает заменить тот или иной тип орфограмм. Поэтому основным средством выработки умений находить опознавательные признаки разных типов орфограмм в процессе письма и на слух должны стать специальные орфографические упражнения, такие, как: неосложнённое списывание (списывание без пропусков орфограмм); обучающие диктанты без каких-либо изменений и с изменением формы; выборочные диктанты и т. д.

Поиск опознавательных признаков орфограмм разных типов может вестись при выполнении любого из предложенных видов упражнений с заданиями типа:

- прочитать данные слова и словосочетания, обнаружить на слух опознавательный признак орфограммы определённого типа;

- найти и обозначить знаком сверху опознавательный признак данного типа орфограммы и т. д.

Например, в 5-ом классе при введении понятия опознавательный признак орфограммы предлагаются записанные в столбик следующие слова:

сосна река леса

Затем выполняются следующие задания:

- Прочитайте вслух слова. В каком месте данных слов можете допустить ошибку?

- По каким приметам вы это определили?

- Почему именно это место способно допустить ошибку?

- Как называется такое место в орфографии?

Следующим этапом орфографической зоркости обучающихся считаю работу над орфографическим правилом.

Перед изучением, например, правописания безударных личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения следует выработать навык безошибочно определять вид глагола совершенного вида глаголами несовершенного вида.

Следующий шаг в работе над орфографическим правилом – его анализ. Здесь выделяются два этапа: ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом; формирование орфографических умений.

Например, анализируя правила правописания о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных (эти правила рассматриваем на одном уроке), отмечаем:

- в суффиксах и окончаниях;

- существительных и прилагательных;

- после шипящих;

- под ударением пишется о.

Желательно, чтобы правило на уроке звучало не один раз, причем на различных этапах урока.

Большое значение уделяю на уроках орфографическим пятиминуткам. Главным в этих пятиминутках является повышение уровня грамотности ребят.

Помощником в предупреждении ошибок являются различные типы диктантов. Зрительный диктант – тоже эффективное средство повышения орфографической зоркости обучающихся. На доске записывается текст. Текст выразительно читается. Затем выделяются наиболее интересные места с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание. Затем текст закрывается. В случае необходимости текст открывается снова.

В своей работе применяю и письмо с проговариванием. Этот вид работы обеспечивает большой объем написанного и практически полное отсутствие ошибок. Здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание.

Выработка орфографических навыков осуществляется и в работе по развитию речи. В ходе подготовки обучающихся к изложениям и сочинениям работа по орфографии проводится попутно с работой по развитию связной речи. Готовя учеников к очередной творческой работе, организуется деятельность по предупреждению орфографических ошибок.

Стараюсь разнообразить каждый урок. Обязательно уделяю внимание проверке домашнего задания, так как именно домашнее задание позволяет выяснить, насколько глубоко усвоен новый материал.

Использование современных образовательных технологий, а именно: развивающее обучение, проблемное обучение, применение информационно-коммуникативных технологий и многое другое также способствуют повышению орфографической грамотности обучающихся.

Формирование орфографической зоркости имеет определенную результативность:

повышается качество знаний обучающихся, развивается умение быстрого нахождения и определения нужной орфограммы, повышается степень самостоятельности ребят, характер умственной работы, связанной с применением орфографических правил, происходит совершенствование речевой и зрительной памяти.

Все это помогает решить следующие задачи: дать обучающимся прочные знания и навыки устной и письменной речи, привить и развить интерес к уроку и к предмету в целом, вести воспитание в процессе обучения, приблизить обучение к жизни во всем многообразии её форм и проявлений.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
формирование орфографической зоркости обучающихся

Автор: Костина Наталия Владимировна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(73) "stat-ia-formirovaniie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "227305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440682533"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Приёмы выработки у обучающихся орфографической зоркости"
    ["seo_title"] => string(66) "priiomy_vyrabotki_u_obuchaiushchikhsia_orfoghrafichieskoi_zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "421435"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497255790"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему «Резервы повышения орфографической зоркости младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(88) "doklad-na-tiemu-rieziervy-povyshieniia-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422807234"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формирование орфографической зоркости у обучающихся начальных классов"
    ["seo_title"] => string(78) "formirovanie_orfograficheskoi_zorkosti_u_obuchaiushchikhsia_nachalnykh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "547644"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587547280"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Диагностические тесты: «Формирование орфографической зоркости» "
    ["seo_title"] => string(68) "diaghnostichieskiie-tiesty-formirovaniie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "244262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445890101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства