Формирование коммуникативных УУД школьников на уроках риторики.
Формирование коммуникативных УУД школьников на уроках риторики.
В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».
А.П. Чехов 1893год.
Это высказывание особо актуально сейчас, при всеобщей констатации факта падения уровня нашей речевой культуры, утраты лучших традиций словесности.
Одной из целей современного образования является воспитание коммуникабельного, культурного человека, способного решать разнообразные задачи в процессе общения, осознанно действовать в различных сферах жизнедеятельности.
Необходимость в формировании коммуникативных УУД на уроках риторики я определяю следующими причинами:1) речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно; 2) используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД школьников на уроках риторики.»
Формирование коммуникативных
УУД школьников
на уроках риторики.
Родченко Ольги Геннадьевны,
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Лицей с кадетскими классами
имени Г.С. Шпагина» г. Вятские Поляны
Кировской области
2015г.
«В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».
А.П. Чехов 1893год.
Это высказывание особо актуально сейчас, при всеобщей констатации факта падения уровня нашей речевой культуры, утраты лучших традиций словесности.
Одной из целей современного образования является воспитание коммуникабельного, культурного человека, способного решать разнообразные задачи в процессе общения, осознанно действовать в различных сферах жизнедеятельности.
Необходимость в формировании коммуникативных УУД на уроках риторики я определяю следующими причинами:1) речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно; 2) используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но неумеют ими пользоваться.
Исходя из этих причин, я поставила перед собой цель: 1)необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя. Мой опыт помогает решать такие противоречия изатруднения, встречающиеся в массовой практике, как противоречия между необходимостью увеличить объём информации учебного материала и психофизическими возможностями ученика в его усвоении. Также с помощью опыта устраняются противоречия между заранее определенным содержанием обучения и необходимостью свободы в выборе видов деятельности учащегося.
Ведущая педагогическая идея –с помощью современных педагогических технологий использовать навыки коммуникативного общения, навыки анализа художественного текста как средство для формирования коммуникативной компетентности школьников. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать – читая. А для этого нужно, чтобы класс жил в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, желания овладеть коммуникативной компетентностью, речевыми умениями и навыками при работе с текстом через логическую систему упражнений. При этом ключевым понятием являются «средство» и «результат», где в качестве средства выступает художественный текст, а под результатом подразумевается яркая, образная, логически правильная речь.
В школе адаптирующей педагогики должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических способностей и склонностей, поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:
развитие потенциальных возможностей каждого ученика;
формирование положительной Я-концепции учащихся;
создание системы разноуровневого дифференциального обучения средствами современных педагогических технологий.
Сущность опыта заключается в развитии коммуникативных умений и навыков учащихся на основе активизации и интенсификации их деятельности через привлечение к анализу системы художественных средств, усвоение принципов анализа художественного текста, сравнение и создание собственных текстов, включающее редактирование и рецензирование.
Концептуальная основа адаптивного подхода в рамках моего опыта заключается в способности приспосабливаться к каждому ребенку, только тогда все дети будут усваивать учебный материал, осваивать необходимые умения и навыки речевого анализа художественного текста, ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресата, коммуникативную задачу; определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
Именно в адаптивной среде возможны разные педагогические технологии.
В своей преподавательской деятельности я использую технологию коммуникативного обучения, которая позволяет мне совершенствовать в комплексе и другие технологии (игровые технологии, проблемное обучение, технология коллективного способа обучения, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии).
Мой опыт основан на педагогическом принципе актуализации результатов обучения, предполагающем применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков. Это послетекстовые упражнения, беседа по прочитанному, выражение собственного мнения, озвучивание иллюстраций к текстам, внеклассная работа по предмету.
В своей работе использую элементы теории опыта Пассова Е.И., рекомендовавшего предусматривать в работе принцип новизны, который осуществляется через речевую направленность (обучение только через общение), функциональность (учащийся выполняет речевую задачу через интерактивное общение), ролевую организацию учебного процесса.
Новизна опыта состоит в применении комплекса современных педагогических технологий, включая сочетание различных форм работы; в организации диалога ученика не только с учителем, но и с художественным текстом, т.е. ученики включают знания о произведении в свой, отличный от авторского, жизненный и культурный аспект; вырабатывают самостоятельную точку зрения на то, что изображает автор; учатся видеть мир глазами читателя.
Предмет «Риторика» преподаю по скорректированной программе под редакцией Т.А. Ладыженской. Программа ориентирована на обучение хорошей, «искусной», эффективной речи. Структура программы курса риторики под редакцией предполагает линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам. Я веду обучение по двум смысловым блокам программы: «Общение» и «Речевые жанры».Работая над первым блоком программы, я уделяю внимание формированию у учащихся идей, суждений, имеющих общекультурную ценность. Приведу примеры тем: Этика – этикет – речевой этикет. Голос «одежда» нашей речи (9 класс)Причины коммуникативных ошибок (8класс). Как вежливо возразить? Работая над вторым блоком программы «Речевые жанры», я даю ученикам представление о разновидностях текста, о речевых жанрах. Предлагаю такие темы уроков:Информационные жанры: газетные (хроника, заметка). Реферат как вид текста. Деловые жанр (отчёт, протокол, рецензия (8кл)
Моя система работы по реализации концепции развития коммуникативных умений и навыков на уроках риторики включает в себя: инструментальные знания о способах деятельности, коммуникативно-речевые умения и навыки, риторические идеи. Большую часть времени уделяю практике: риторическому анализу устных и письменных текстов, риторическим играм. Такая работа учит гибкому уместному речевому поведению, вырабатывает умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для его повышения его эффективности.
Формированию коммуникативной компетентности школьников способствуют методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, различающихся по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые). Игровую форму занятий создаю на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Применяю различные модификации деловых игр. Например, имитационные игры, когда имитируется деятельность или событие (деловое совещание, беседа, интервью или репортаж с места событий); «деловой театр». Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться подростка в различных ситуациях, давать объективную оценку своему поведению.
Познакомившись с технологией проблемного обучения, я стала применять в своей работе элементы данной технологии. Успешно использую методические приемы создания проблемной ситуации (предлагаю рассмотреть явления, описанные в художественных произведениях, с разных позиций, например, командира, юриста, врага или друга).
При моделировании уроков с элементами технологии групповой самостоятельной работы я заметила, что ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, яснее осознаёт свои потребности, что способствует развитию его интеллекта.
В своей преподавательской деятельности я использую технологию коммуникативного обучения. Поставленную на уроке речевую задачу мои учащиеся выполняют через общение. Тем самым я вовлекаю школьников в активный процесс получения и переработки знаний, для этого использую работу в группах, «круглый стол», «мозговой штурм». Один из основных принципов этой технологии – функциональность, т.е. учащиеся выполняют речевую задачу через интерактивное общение: организацию взаимодействия в деятельности. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению школьников в активный процесс получения и переработки знаний. Я использую в своей работе наиболее известные: работа в группах, «круглый стол», «мозговой штурм».
На уроках риторики я эффективно использую риторические задачи, ведь они учат гибкому уместному речевому поведению, вырабатывающему умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для повышения его эффективности. В результате решения риторической задачи учащиеся создают текст (высказывание), прогнозируют его содержание (концовку, например), предполагают варианты реплик диалога, трансформируют высказывание (другой жанр, другой адресат, другая ситуативная роль и т. п.).
На уроке риторики школьники выполняют речевую гимнастку, которая представляет комплекс артикуляционных и дикционных упражнений. Они, обеспечивая формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой.
Применяемые мною на уроках информационно-коммуникационные технологии, способствуют развитию творческого воображения школьников, формированию их познавательной деятельности и коммуникативных навыков.
Чем меня привлекает метод проектов? Он способствует раскрытию одарённости ребёнка, соответствует ведущему виду деятельности школьников и позволяет получить продукт труда. Данный метод предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве (в паре, в малых группах, в коллективе), т. е. формирует готовность к корпоративному мышлению. Технология проектной деятельности способствует формированию коммуникативной компетентности школьников, а также предполагает защиту проекта в форме публичного выступления.
Исследовательская работа по освоению современных педагогических технологий позволяет мне в максимальной степени использовать их учебный и воспитательный потенциал. Я с успехом применяю на уроках риторики технологию коллективного способа обучения
Коллективный способ обучения - это способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, а условием успеха каждого являются успехи остальных. Работая в паре, учащиеся готовятся к дискуссионному обсуждению по теме: «Каким ты представляешь будущее страны?», «Современны ли сегодня такие понятия, как «жалость» и «милосердие»?
Предлагаю методику «Мозаика», при которой все учащиеся разбиваются на микрогруппы по четыре человека. Каждая группа находит свое место в классе (пересаживание). Далее занятие проходит по схеме.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ «МОЗАИКА»
ЭТАПЫ
ПОЗи
ЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
1этап.
Индивидуальная работа
А Б
В Г
Предлагаю задания: изучить и составить конспект параграфа учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме. (15 минут). Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.
2этап
Принятие группового решения
А Б
В Г
Каждый участник выбирает себе партнера, например, А работает с Б; В с Г. Задание по содержанию остается тем же. Но цель данного этапа – нахождение общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. (10 минут)
3 этап
Работа в парах (продолжение)
А Б
В Г
Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и вновь ищут возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, научиться отстаивать найденное решение.
4 этап
Принятие группового решения
АБ В Г
Группа собирается вместе. Поскольку все осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа – выработка общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме ее исполнения (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов…).(10 минут).
Данную методику использую на уроке «Беседы бывают разные», параграф учебника содержит материал о том, где, о чем, с какими целями проводятся беседы, каких видов они бывают. Эти сведения учащиеся систематизируют в таблице. В конце урока каждая группа предлагает найденное решение.
Чем меня привлекает коллективный способ обучения (методика В.К. Дьяченко и А.Г. Ривина)? Отвечу коротко: демократичностью, возможностью организовать детское сотрудничество, высокой степенью самостоятельности в работе учащихся и, наконец, хорошими результатами. Обучение в парах сменного состава позволяет учителю дифференцировать обучение, организовать индивидуальную работу с учащимися на уроке.
Созданная мной система работы способствует формированию коммуникативной компетентности школьников, благодаря которой общение с другим человеком становится ценностью.
Для того чтобы в полной мере обеспечить решение задачи, связанной с формированием коммуникативной компетентности школьников, необходимо изучение как русского языка и литературы, так и риторики на основе реализации межпредметных связей;
Если в системе на занятиях использовать комплекс педагогических технологий на уроках, повысится уровень речевой мотивированности детей: они полюбят речевое творчество, остроумие, они ощутят уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места;
Совершенствование коммуникативных навыков способствует также успешной учебе школьников по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека.
Такая работа способствует формированию Коммуникативных УУД школьников, определяет их способность сознательно отбирать материал как для публичного выступления, так и для других видов общения. Современный школьник учится понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
.
Научные источники
Дьяченко В.К. Организация учебного процесса и его развитие. – М., 1989.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. -
М., 1991.
3. Левитес Д.Т. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Москва; Воронеж, 1998.
4. Селевко Г.К. Современные технологии обучения // Народное образование. -1998. - №2.
5. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – Москва, Ладога – 100, 2002.
6. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании школьника. - М.,1974.
7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.:РПА,1996.
8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.,1977.