«Формирование коммуникабельной компетентности как условие повышения качества в преподавании русского языка и литературы»
«Формирование коммуникабельной компетентности как условие повышения качества в преподавании русского языка и литературы»
Добрый день, уважаемые коллеги! Это презентация к материалу, который уже я опубликовала. Без презентации получилось бы неинтересно, поэтому скачивая доклад, необходимо скачать и презентацию. Конечно, надо было вместе загрузить. Не подумала сразу. Но ничего страшного, ведь и в отдельности можно скачать. Так же эти методы разборов можно дать сильным ученикам, которые с заданием справляются раньше и лучше слабых учеников. В любом случае не помешает иметь под рукой дополнительный материал к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникабельной компетентности как условие повышения качества в преподавании русского языка и литературы» »
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель русского языка и литературы
ОСШ № 16 лингвистического направления
Иманбекова Галия Турганбековна
Знание – это не только то,
что ты запомнил;
в первую очередь, это то,
чего ты достиг благодаря
своему глубокому пониманию.
А.Кунанбаев
Учитель – это человек,
который может делать
трудные вещи легкими.
А.Байтурсынов.
Концепция.
Цель
Способствовать развитию исследовательской культуры учащихся, интереса к предмету.
Задачи:
углубить знания учащихся, используя принцип интеграции - межпредметных связей;
в сотрудничестве учитель + ученик поднимать жизненный опыт учащихся на научный теоретический уровень;
воспитывать у школьников умение брать на себя ответственность, извлекать пользу из опыта, т.е. реализовывать ключевые компетенции.
ЯЗЫК
средство общения. Люди при помощи языка передают свою мысль.
Очень важно то, насколько богат словарный запас личности, как он пользуется богатством языка, его умение передавать свою мысль, его образ мышления. Каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение свое и окружающих.
Общество,
в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию
ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ
ДОБИВАТЬСЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ
УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ
УМЕНИЕ ВЕСТИ ГАРМОНИЧНЫЙ ДИАЛОГ
- важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве .
Кто сидит перед нами?
Не всегда свободно аргументируют свои выступления
Слабо сформированы навыки речи
Не умеют делать обобщенные выводы
Не всегда могут произвольно и свободно общаться друг с другом
Заменяют живую речь мимикой, жестами
Допускают большое количество речевых, орфографических, пунктуационных ошибок.
Затрудняются в создании связных, обобщенных устных и письменных высказываний
Цель преподавания русского языка
необходимо создать условия на уроке для формирования
коммуникативной и языковой компетенции.
Как я, основываясь на компетенции, провожу урок русского языка? Мой урок предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями учителя к умениям и знаниям учащихся, что обеспечивает качество знания последних.
для каждого ученика, исходя из уровня его знаний и умений, необходимо создать условия для проявления своих возможностей путем комбинирования заданий.
Что такое компетентность?
умение использовать полученные умения, знания, навыки в любой сфере,
умение вести диалог,
правильно и доступно передавать мысль,
умение мыслить.
Глубоко усваивают теоретический материал
Обретают навык анализа текста при отборе материала для разборов.
Формирует
ся навык устной и письменной речи
Осуществ
ляют межпред
Стараются не допускать орфографических ошибок, чтобы правильно выполнить разборы
метную связь
На уроке применяю технологию Н.Оразахыновой «Усвоение языкового материала через комплексно-ступенчатый разбор». Что дает учащимся умение и знание выполнения такого вида разбора? Какие навыки приобретают в ходе выполнения этих разборов?
Какие задания по данной технологии выполняют ученики на уроке?
Подберите пословицы о природе и своими словами объясните их значения
Найти из художественных текстов описание природы
Подготовить пересказ отрывка
Выучите стихи о природе
Проставьте ударения над словами из выписанного отрывка
Выпишите слова по частям речи
Произведите звуковой анализ имен сущ-ых математическим способом
Произведите анализ переноса самых длинных и самых коротких слов
Произведите комплексно-ступенчатый разбор слова
Напишите сочинение по аналогии
Дано: сказка1- [скаска] -
Решение:
∎бываютударные, безударные
;
ІІ. 1.По наличию в звуке голоса и шума
бывают глухие и звонкие
;
2. По наличию пары
бывают парные, непарные
;
3. По участию языка и неба
бывают твердые и мягкие
;
Комплексно-ступенчатый разбор слова природа :
Природа
2 . 3 твердые, т.к [п] стоит далеко от [и], после [р,д] стоят гласные [о,а]; 1 [р]мягкий, т.к. после него стоит гласный [и];
3. Состоит из 3х слогов, т.к. 3∎;
4. В словаре С.Ожегова даны толкова
ния 3х значений. Здесь: 2-значение –
Места вне городов, загородные мест
ности
5 . Окончание –а; основа – природ;
Корень – природ; приставки, суф. -
6. Отвечает на вопрос – что? Имя сущ.
Обозначает предмет. Отн. к жен.р., 2 скл.,
нариц., неодуш.;
7 . 2 способа переноса: при-рода,
приро-да. – прир-ода, природ-а.
Система координат. Как ее использовать на уроке русского языка?
Составьте предложение со словом «заповедник».
1.Большие участки лесов, степей и гор объявлены заповедниками.
2. Кроме сторожей и ветеринаров, в заповедниках работают ученые.
3. В Казахстане много заповедников.
4. В заповеднике Барсакельмес побывал немецкий профессор Бернгард Гржимек.
5. Благодаря созданию заповедника Барсакельмес, удалось спасти многих животных от полного исчезновения.
П
•
•
Т
В
Д
Р
И
•
•
•
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Наблюдая за падежами слова «заповедник», мы отмечаем точкой в том порядке, в каком читали ученики (у первого ученика слово стоит в Т.п., во втором – в П.п., в третьем – в Р.п., в четвертом – в П.п., в пятом – в Р.п.). Падеж должен соответствовать номеру предложения.
Г Л А Г О Л
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
• Или вот еще один пример. У нас новая тема «Причастие» или «Деепричастие». Объяснить новую тему мне помогает треугольник. Объяснить новую тему мне помогает треугольник. Я рисую на доске треугольник, спрашиваю: «как можно связать новую тему с геометрией?» Более внимательные ученики, ознакомившись с теорией, находят ответ. А вы как свяжете?
ВРЕМЯ, ВИД, ВОЗВРАТНОСТЬ
П Р И Ч А С Т И Е
Таким образом развивается исследовательская культура учащихся, появляется интерес к предмету, все это вместе взятое помогает на уроке выстраивать бесконфликтную педагогику, углублять знания ученика, объединяя знания ученика по другим предметам, при этом поднимая жизненный опыт ученика на научный теоретический уровень. Эта технология развивает у учащихся способности брать на себя ответственность, умение извлекать пользу из опыта, т.е. реализовать ключевые компетенции.
Спасибо за внимание!
Ключевым аспектом компетенции является
способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую на основе единства знаний, умений, навыков
Компетенция – способность применять знания, умения , навыки в знакомых и незнакомых ситуациях.
Новые базовые умения необходимы для эффективного участия в социальной и экономической жизни. Они начинаются на самых ранних этапах жизни человека и постепенно усложняются, углубляются или расширяются по содержанию.
непременная составляющая хорошо, профессионально подготовленных деловых людей
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
твенных текстов;
тации и созданию текстов различных стилей и жанров.
При таком подходе
СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Усваивается не «готовое» знание, кем-то предложенное
«прослеживаются условия происхождения данного знания» .
Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач
учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
проникнуть в смысл высказывания — слушание;
умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
извлечь нужную информацию (полно или частично),
умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение ;
навыков изучающего чтения;
составлять план, пользоваться различными типами речи
умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.