«Формирование коммуникабельной компетентности как условие повышения качества в преподавании русского языка и литературы».
«Формирование коммуникабельной компетентности как условие повышения качества в преподавании русского языка и литературы».
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю материал из моего выступления на Августовской конференции. Может пригодиться. Хотя наша школа является Лингвистического направления, наши выпускники поступают в политехническое высшее учебное заведение. Кроме того, я продумала, как привлечь внимание учеников - математиков, которые считают, что предмет языка им не очень понадобится, чем глубоко ошибаются. Я внедрила межпредметную связь русского языка и математики. Просмотрите, думаю, что обязательно надо просмотреть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникабельной компетентности как условие повышения качества в преподавании русского языка и литературы». »
МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ГОРОДА БАЛХАШ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Августовская конференция
Тема:
«Формирование коммуникабельной компетентности как условие повышения качества в преподавании русского языка и литературы».
Подготовила: Г.Т.Иманбекова,
учитель русского языка
и литературы ОСШ № 16
лингвистического направления
2013-2014 учебный год
Знание – это не только то,
что ты запомнил;
в первую очередь, это то,
чего ты глубоко достиг
благодаря своему пониманию.
А.Кунанбаев
Учитель – это человек,
который может делать
трудные вещи легкими.
А.Байтурсынов
Цель:
развитие исследовательской культуры учащихся, привитие интереса к предмету, углубить знания учащихся, объединяя знания учеников по другим предметам, при этом поднимая жизненный опыт ученика на научный теоретический уровень, развитие у учащихся способности брать на себя ответственность, умение извлекать пользу из опыта, т.е. реализовать ключевые компетенции.
Язык – средство общения. Люди при помощи языка передают свою мысль. Очень важно то, насколько богат словарный запас личности, как он пользуется богатством языка, его умение передавать свою мысль, его образ мышления. Каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение свое и окружающих.
Я никакого открытия этим самым не сделала, это известно всем. По - другому и не скажешь.
Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение языком, умение общаться, вести гармоничный диалог, добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве.
Давайте задумаемся: кто сидит перед нами? Это будущий художник, астроном, повар, работник связи, музыкант, зубной врач, врач, программист, учитель, научный сотрудник и т.д.
Перед нами, учителями, стоит задача – подготовить коммуникабельных, компетентных личностей, которые могут проявить себя во всех сферах жизни.
А что такое компетентность, коммуникабельность. Это умение использовать полученные умения, знания, навыки в любой сфере, умение вести диалог, правильно и доступно передавать мысль, умение мыслить.
Но следует отметить, что у детей слабо сформированы навыки речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Поэтому целью в преподавании русского языка необходимо создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.
Как я, основываясь на компетенции, провожу урок русского языка? Мой урок предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями учителя к умениям и знаниям учащихся, что обеспечивает качество знания последних:
- для каждого ученика, исходя из уровня его знаний и умений, необходимо создать условия для проявления своих возможностей путем комбинирования заданий.
Как я, основываясь на компетенции, провожу урок русского языка? Мой урок предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями учителя к умениям и знаниям учащихся, что обеспечивает качество знания последних: для каждого ученика, исходя из уровня его знаний и умений, необходимо создать условия для проявления своих возможностей путем комбинирования необходимых заданий.
Что такое компетентность?
умение использовать полученные умения, знания, навыки в любой сфере,
умение вести диалог,
правильно и доступно передавать мысль,
умение мыслить.
На уроке применяю технологию Н.Оразахыновой «Усвоение языкового материала через комплексно-ступенчатый разбор». Что дает учащимся умение и знание выполнения такого вида разбора? Какие навыки приобретают в ходе выполнения этих разборов?
- Глубоко усваивают теоретический материал
- Формируется навык устной и письменной речи
- Осуществляют межпредметную связь
- Обретают навык анализа текста при отборе материала для разборов
- Стараются не допускать орфографических ошибок, чтобы правильно выполнить разборы
Какие задания по данной технологии выполняют ученики на уроке?
- на предыдущем уроке было задано на дом - найти из художественных текстов описание природы; подготовить пересказ отрывка; подобрать пословицы о природе и своими словами объяснить их значения; выучить стихи о природе; проставить ударения над словами из выписанного отрывка; (это все домашнее задание. Здесь прослеживается межпредметная связь языка и литературы)
Дальше следует классная работа:
- выпишите слова по частям речи;
- произведите звуковой анализ имен существительных математическим способом;
- произведите анализ переноса самых длинных и самых коротких слов;
- составьте словосочетания, предложения с данными словами;
- напишите сочинение по аналогии.
Что вам непонятно? Что вы хотели бы уточнить? Конечно же, вас заинтересовали разборы, которых в русском языке нет.
Давайте подробно остановимся на них.
Что такое звуковой анализ математическим способом? Почему я выбрала такой разбор? Потому что ребятам интересно, что на уроке языка можно заниматься математикой.
1. Дано: сказка1 - [скаска] -
Решение:
∎ бывают ударные, безударные
;
ІІ.По наличию в звуке голоса и шума
бываютглухие и звонкие
;
По сходству в звучании
бываютпарные, непарные
;
По участию языка и неба
бываюттвердые и мягкие
.
2. Комплексно-ступенчатый разбор слова природа:
Природа
2. 3 твердые, т.к [п] стоит далеко от [и], после [р,д] стоят гласные [о,а]; 1 [р]мягкий, т.к. после него стоит гласный [и];
3. Состоит из 3х слогов, т.к. 3∎;
4. В словаре С.Ожегова даны толкова
ния 3х значений. Здесь: 2-значение –
Места вне городов, загородные мест
ности
5. Окончание –а; основа – природ;
Корень – природ; приставки, суф. -
6. Отвечает на вопрос – что? Имя сущ.
Обозначает предмет. Отн. к жен.р., 2 скл.,
нариц., неодуш.;
7. 2 способа переноса: при-рода,
приро-да. – прир-ода, природ-а.
Убедившись, что детям интересно выполнять подобные задания, я не остановилась на этом, стала продумывать и другие задания, связанные с математикой. Например:
П • •
Т •
В
Д
Р • •
И
2 3 4 5 6 7 8 9 10
Составьте предложение со словом «заповедник».
Большие участки лесов, степей и гор объявлены заповедниками.
Кроме сторожей и ветеринаров, в заповедниках работают ученые.
В Казахстане много заповедников.
В заповеднике Барсакельмес побывал немецкий профессор Бернгард Гржимек.
Благодаря созданию заповедника Барсакельмес, удалось спасти многих животных от полного исчезновения.
Наблюдая за падежами слова «заповедник», мы отмечаем точкой в том порядке, в каком читали ученики (у первого ученика слово стоит в Т.п., во втором – в П.п., в третьем – в Р.п., в четвертом – в П.п., в пятом – в Р.п.). Падеж должен соответствовать номеру предложения.
Или вот еще один пример. У нас новая тема «Причастие» или «Деепричастие». Объяснить новую тему мне помогает треугольник. Я рисую на доске треугольник, спрашиваю: «как можно связать новую тему с геометрией?» Более внимательные ученики, ознакомившись с теорией, находят ответ. А вы как свяжете?
П Р И Ч А С Т И Е
Р
И
Ч
А
С
Т
И
Е
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Г
Л
А
Г
О
Л
вида,
2 времени,
Возвр., невозвр.,
Управляет сущМЯ, ВИД, ВОЗВРАТНОСТЬ
Нам стало известно, что причастие включает в себя категории глагола и прилагательного. Треугольник разделен на две части. В одну сторону вписывают категории от глагола, в другую – от прилагательного.
Таким образом, развивается исследовательская культура учащихся, появляется интерес к предмету, все это вместе взятое помогает на уроке выстраивать бесконфликтную педагогику, углублять знания ученика, объединяя знания ученика по другим предметам, при этом поднимая жизненный опыт ученика на научный теоретический уровень. Эта технология развивает у учащихся способности брать на себя ответственность, умение извлекать пользу из опыта, т.е. реализовать ключевые компетенции.
Сейчас я в поиске. Хочу найти и другие межпредметные связи.