kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка. (Интерпретация и интеграция текста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены задания по формированию читательской грамотности на уроках русского языка, напрвленные на развитие умений по интерпретации и интеграции текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка. (Интерпретация и интеграция текста)»

Формирование читательской грамотности

на уроках русского языка.





Читательские умения интегрировать и интерпретировать информацию представляют собой следующие действия:

  1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

  2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

  3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

  4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

  5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

  6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

  7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев

  8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).



Практическая часть:



Задача на определение цели текста:



Какова цель автора данного кластера?



Задание предназначено для учащихся 7 класса при изучении темы «Одна и две буквы н в наречиях на - о и - е».

Данное задание направлено на отработку умения определять цель и назначение текста.

Задача на соотношение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую:



Сколько углов в деревенской избе.

Любой угол в наших городских квартирах – угол, и только. А в крестьянской же речи издавна отмечался особым словом каждый из углов

жилья в отдельности.

Красный угол в избе – передний, святой, образно́й, старший, где

иконы и стол. Обычно по утрам солнышко проникало в избу через окна,

расположенные в этом углу. Их так и называли – красные окна.

Второй по старшинству угол – середа, куть. Находится он напротив

дверей рядом с красным. Называли его еще бабьим углом, потому что

рядом печное устье, где женщина занималась приготовлением пищи.

Там обычно хозяйка и спала.

Третий угол также связан с печью и потому так и назывался – печной, стряпной. Четвертый – задний, коник, дверной. Здесь спал хозяин

как страж дома. И как было не давать углам разные названия, если у

каждого свое назначение, свой «наряд», если с каждым были связаны

свои обычаи и приметы.



5

4

1

2



Задание предназначено для учащихся 5 класса при обобщении темы « Лексика. Устаревшие слова».

Данное задание направлено на формирование умения соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.



Задача на формирование умения формулировать выводы, основываясь на тексте

Спасти не удалось.

Во время диктанта я сбоку посмотрел в тетрадь соседа и ужаснулся, потому что в каждой фразе было по ошибке. Особенно не в ладу он был с запятыми и тире, он вставлял их произвольно, где хотел и как хотел, ломая спокойный, мерный бег фраз ненужными заграждениями. Он ставил на пути слов противотанковые рвы тире и колючую проволоку двоеточий; рваные, исковерканные фразы тяжело падали на бумагу, простреленные знаками препинания. Кроме того, он был не в ладу с родами. Каждый абзац таил в себе невыставленную двойку. Я подумал о том, что надо спасать друга, и приблизил свою тетрадь к его тетради. Я щедро открывал ему маленькие тайны правописания, ему надо было только чуть повернуться, чуть-чуть скосить глаза. Впрочем, он мог бы и не косить: у него и так были узкие, раскосые глаза, они видели во все стороны. Но здесь он не увидел, нет, скорее, не захотел увидеть. Он чуть повернулся ко мне и сидел секунду, не двигаясь и как бы вцепившись глазами в мой лист. Но вдруг его взгляд оторвался от моего листа. Словно какая-то сила отрывала его от правильной орфографии, от легкого спасения, от нормальной оценки. Он отвернулся от меня и стал писать медленно, по-своему, отставая от диктовки, делая все ошибки, какие только можно было сделать.

Текст 2.

«Я пытаюсь провести такую параллель: «Вы собираетесь на переговоры, надеваете очень дорогой костюм и вдруг у Вас на галстуке от Армани или от кого-нибудь еще оказывается большое жирное пятно. Вот неграмотность производит примерно такое же впечатление».

( Ольга Северская)



Воспользовавшись информацией текста 1 и 2, сделайте вывод, над какой проблемой призывают задуматься авторы.



Задание предназначено для учащихся 8 класса. Упр. 440. Сжатое изложение. Задание направлено на формирование умения соотносить информацию различных текстов, обобщать ее и делать вывод.



Прочитайте стихотворение. Какие прилагательные помогают поэту выразить свое отношение к березе?

  • родная

  • кипучая

  • плакучая

  • светлая

  • русская



Задача на формирование умения интерпретировать художественный текст

Береза

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

(А. Прокофьев)

Задание предназначено для учащихся 5 класса, при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи». Задание направлено на формирование умения понимать чувства, мотивы лирического героя.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Шевченко Н.В.

Дата: 07.06.2022

Номер свидетельства: 609084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_1"
    ["file_id"] => string(6) "623109"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673783033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства