Формирование читательской грамотности на уроках русского языка. (Интерпретация и интеграция текста)
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка. (Интерпретация и интеграция текста)
В работе представлены задания по формированию читательской грамотности на уроках русского языка, напрвленные на развитие умений по интерпретации и интеграции текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка. (Интерпретация и интеграция текста)»
Формирование читательской грамотности
на уроках русского языка.
Читательские умения интегрировать и интерпретировать информацию представляют собой следующие действия:
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
Понимать чувства, мотивы, характеры героев
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
Практическая часть:
Задача на определение цели текста:
Какова цель автора данного кластера?
Задание предназначено для учащихся 7 класса при изучении темы «Одна и две буквы н в наречиях на - о и - е».
Данное задание направлено на отработку умения определять цель и назначение текста.
Задача на соотношение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую:
Сколько углов в деревенской избе.
Любой угол в наших городских квартирах – угол, и только. А в крестьянской же речи издавна отмечался особым словом каждый из углов
жилья в отдельности.
Красный угол в избе – передний, святой, образно́й, старший, где
иконы и стол. Обычно по утрам солнышко проникало в избу через окна,
расположенные в этом углу. Их так и называли – красные окна.
Второй по старшинству угол – середа, куть. Находится он напротив
дверей рядом с красным. Называли его еще бабьим углом, потому что
рядом печное устье, где женщина занималась приготовлением пищи.
Там обычно хозяйка и спала.
Третий угол также связан с печью и потому так и назывался – печной, стряпной. Четвертый – задний, коник, дверной. Здесь спал хозяин
как страж дома. И как было не давать углам разные названия, если у
каждого свое назначение, свой «наряд», если с каждым были связаны
свои обычаи и приметы.
5
4
1
2
Задание предназначено для учащихся 5 класса при обобщении темы « Лексика. Устаревшие слова».
Данное задание направлено на формирование умения соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
Задача на формирование умения формулировать выводы, основываясь на тексте
Спасти не удалось.
Во время диктанта я сбоку посмотрел в тетрадь соседа и ужаснулся, потому что в каждой фразе было по ошибке. Особенно не в ладу он был с запятыми и тире, он вставлял их произвольно, где хотел и как хотел, ломая спокойный, мерный бег фраз ненужными заграждениями. Он ставил на пути слов противотанковые рвы тире и колючую проволоку двоеточий; рваные, исковерканные фразы тяжело падали на бумагу, простреленные знаками препинания. Кроме того, он был не в ладу с родами. Каждый абзац таил в себе невыставленную двойку. Я подумал о том, что надо спасать друга, и приблизил свою тетрадь к его тетради. Я щедро открывал ему маленькие тайны правописания, ему надо было только чуть повернуться, чуть-чуть скосить глаза. Впрочем, он мог бы и не косить: у него и так были узкие, раскосые глаза, они видели во все стороны. Но здесь он не увидел, нет, скорее, не захотел увидеть. Он чуть повернулся ко мне и сидел секунду, не двигаясь и как бы вцепившись глазами в мой лист. Но вдруг его взгляд оторвался от моего листа. Словно какая-то сила отрывала его от правильной орфографии, от легкого спасения, от нормальной оценки. Он отвернулся от меня и стал писать медленно, по-своему, отставая от диктовки, делая все ошибки, какие только можно было сделать.
Текст 2.
«Я пытаюсь провести такую параллель: «Вы собираетесь на переговоры, надеваете очень дорогой костюм и вдруг у Вас на галстуке от Армани или от кого-нибудь еще оказывается большое жирное пятно. Вот неграмотность производит примерно такое же впечатление».
( Ольга Северская)
Воспользовавшись информацией текста 1 и 2, сделайте вывод, над какой проблемой призывают задуматься авторы.
Задание предназначено для учащихся 8 класса. Упр. 440. Сжатое изложение. Задание направлено на формирование умения соотносить информацию различных текстов, обобщать ее и делать вывод.
Прочитайте стихотворение. Какие прилагательные помогают поэту выразить свое отношение к березе?
родная
кипучая
плакучая
светлая
русская
Задача на формирование умения интерпретировать художественный текст
Береза
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застёжками. С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
(А. Прокофьев)
Задание предназначено для учащихся 5 класса, при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи». Задание направлено на формирование умения понимать чувства, мотивы лирического героя.