kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать,  какие профессиональные задачи  будут решать нынешние школьники,   и какие технологии они будут использовать через  10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»





ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ 

КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ 

У каждого человека есть свой Путь. Путь, который он выбирает, и сознательно идет по нему всю жизнь. Мой путь – это школа, дети. Свой путь я выбрала сознательно. Меня всегда привлекала работа с детьми . Сегодня я с гордостью могу сказать: «Я – учитель». Работа в школе – это мой путь. Путь, по которому я иду, без малого, вот уже 35 лет. «Обучая – учусь» -  говорили  древние  мудрецы. Мысль не  утратила  своей актуальности  и  для меня, учительницы,  живущей  в  век  глобальных  изменений. В 2013 году мне была предоставлена возможность пройти курсовую подготовку по новой трехмесячной программе, разработанной Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета (Великобритания).

 На курсах мое внимание привлек модуль, касающийся стратегии оценивания обучения и оценивания для обучения, определилась тема исследования: «Формативное оценивание в обучении». На мой взгляд - это важная и интересная тема, потому что я в своей педагогической практике часто сталкивалась с проблемой оценивания на уроках русского языка. В ходе моей работы возникали трудности в выставлении оценок учащимся, я не могла решить проблему стимулирования обучения учащихся посредством выставления оценок, поэтому мне хотелось более углубленно заняться этой темой и в ходе своего исследования в школе обобщить полученные данные и сделать соответствующие выводы для улучшения моей педагогической деятельности.

В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы.
Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности, является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения.
За долгие годы в работы в школе я обратила внимание на то, что с каждым годом понижается успеваемость учеников, понижается активность учащихся на уроке, иногда учащиеся, боясь получить двойку, остаются в стороне, замыкаются в себе или не приходят на занятия. Хорошо известно, насколько различным бывает уровень знаний и компетенций учеников, которых учит один и тот же педагог. Почему это происходит? Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. По-разному же переживается и оценивается детьми сам процесс познания. Закономерно, что у учеников, которым трудно дается учеба, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Я поняла, что индивидуальный подход к преподаванию, основанный на личностно-центрированном принципе и новые методы оценивания учащихся помогут решить эту проблему.
Формативное оценивание дает мне возможность отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает корректировать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися и помогает учителю организовать учебный процесс.

Часто этот вид оценивания называется "оцениванием для улучшения преподавания и познания учеником мира", "формативным" или формирующим оцениванием, так как оно помогает формировать и развивать личность учащихся. Эта система позволяет отслеживать уровень достижений учащихся на индивидуальном уровне, что значительно способствует повышению качества образования.

Формативное оценивание направлено на выработку ответственности у ученика за свое познание. Формативное оценивание больше, чем другие методы оценивания, способствует углублению понимания учеником материала, а также побуждает его задуматься, как этот материал анализировать и применять в жизни.
Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Компонентами формативного оценивания являются:

  • Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.

  • Активное участие учащихся в процессе собственного учения.

  • Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.

  • Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.

  • Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

Если раньше на своих уроках я наблюдала лишь частичное использование огромных возможностей формативного оценивания, то сейчас, когда я знакома с этим видом оценивания, я использую его на каждом этапе урока.
Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации работы обучающихся. Использование критериев оценивания послужило хорошим руководством для моих учеников в процессе выполнения заданий. Они научились более объективно оценивать качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем. Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я использую такие методы оценивания, как «самооценивание и взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения.
На уроках удачней всего получилось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я также вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание. Нельзя сказать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу.

В результате практики можно отметить, что новые критерии оценивания вызвали большой интерес среди учеников. Я наблюдала повышение мотивации как среди учеников со средним уровнем развития, так и учеников, достигших высоких показателей. Это обусловлено тем, что система формативного оценивания прозрачна, объективна и доступна. К положительным сторонам я бы отнесла снижение тревожности в классе, возможность самооценки, самоанализа и контроля. Новые методы, вносимые мною в процесс обучения, вызвали большой резонанс и положительный отклик среди учащихся и коллег-учителей. Это укрепило меня в уверенности, что выбранная мною стратегия является правильной. Она показывает направление учащимся, куда они должны приложить усилия, чтобы достичь лучших результатов, обнаруживает и показывает слабые стороны в обучении. Кроме того, формативное оценивание является руководством действия для учителя, инструментом, позволяющим умело совершенствовать свою педагогическую практику

В этом учебном году педколлектив нашей школы начал реализацию методического проекта «Создание системы оценивания ключевых и базовых  компетенций учащихся». Учителя школы были участниками коучингов: «Моделирование школы будущего», «Формативное оценивание в обучении», «Критериальное оценивание».Творческая группа учителей: Шитикова О.Н., Устимирова А.А., Хабиева Е.П.- начала внедрение новых форм оценивания учащихся на своих уроках.

После внедрения и применения новых форм оценивания учителя отмечают большой позитивный сдвиг в своей работе. Они отмечают, что стали более творчески подходить к своей работе, больше уделять внимание каждому ученику, особенно слабоуспевающим. Ученики же, в свою очередь, стали более активными, ответственными, у них появился интерес к учебе, что является главным фактором успешного усвоения материала и достижения хороших результатов.
Учителя также отмечают, что хотя некоторые новые вводимые формы оценивания им были знакомы и раньше, при применении формативного оценивания, как системы, работа учителя становится более эффективной и результативной.

Методический кабинет районного отдела образования организовал семинары по формативному оцениванию, как для учителей русского языка и литературы, так и для завучей школ.

Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать,  какие профессиональные задачи  будут решать нынешние школьники,   и какие технологии они будут использовать через  10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Шакирова Балькуль Букаевна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "«Использование таксономии Блума в формировании навыков саморегуляции школьников» (статья)."
    ["seo_title"] => string(81) "ispolzovaniietaksonomiiblumavformirovaniinavykovsamorieghuliatsiishkolnikovstatia"
    ["file_id"] => string(6) "320062"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460998176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства