ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать нынешние школьники, и какие технологии они будут использовать через 10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
У каждого человека есть свой Путь. Путь, который он выбирает, и сознательно идет по нему всю жизнь. Мой путь – это школа, дети. Свой путь я выбрала сознательно. Меня всегда привлекала работа с детьми . Сегодня я с гордостью могу сказать: «Я – учитель». Работа в школе – это мой путь. Путь, по которому я иду, без малого, вот уже 35 лет. «Обучая – учусь» - говорили древние мудрецы. Мысль не утратила своей актуальности и для меня, учительницы, живущей в век глобальных изменений. В 2013 году мне была предоставлена возможность пройти курсовую подготовку по новой трехмесячной программе, разработанной Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета (Великобритания).
На курсах мое внимание привлек модуль, касающийся стратегии оценивания обучения и оценивания для обучения, определилась тема исследования: «Формативное оценивание в обучении». На мой взгляд - это важная и интересная тема, потому что я в своей педагогической практике часто сталкивалась с проблемой оценивания на уроках русского языка. В ходе моей работы возникали трудности в выставлении оценок учащимся, я не могла решить проблему стимулирования обучения учащихся посредством выставления оценок, поэтому мне хотелось более углубленно заняться этой темой и в ходе своего исследования в школе обобщить полученные данные и сделать соответствующие выводы для улучшения моей педагогической деятельности.
В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы. Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности, является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения. За долгие годы в работы в школе я обратила внимание на то, что с каждым годом понижается успеваемость учеников, понижается активность учащихся на уроке, иногда учащиеся, боясь получить двойку, остаются в стороне, замыкаются в себе или не приходят на занятия. Хорошо известно, насколько различным бывает уровень знаний и компетенций учеников, которых учит один и тот же педагог. Почему это происходит? Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. По-разному же переживается и оценивается детьми сам процесс познания. Закономерно, что у учеников, которым трудно дается учеба, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Я поняла, что индивидуальный подход к преподаванию, основанный на личностно-центрированном принципе и новые методы оценивания учащихся помогут решить эту проблему. Формативное оценивание дает мне возможность отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает корректировать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися и помогает учителю организовать учебный процесс.
Часто этот вид оценивания называется "оцениванием для улучшения преподавания и познания учеником мира", "формативным" или формирующим оцениванием, так как оно помогает формировать и развивать личность учащихся. Эта система позволяет отслеживать уровень достижений учащихся на индивидуальном уровне, что значительно способствует повышению качества образования.
Формативное оценивание направлено на выработку ответственности у ученика за свое познание. Формативное оценивание больше, чем другие методы оценивания, способствует углублению понимания учеником материала, а также побуждает его задуматься, как этот материал анализировать и применять в жизни. Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
Компонентами формативного оценивания являются:
Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Если раньше на своих уроках я наблюдала лишь частичное использование огромных возможностей формативного оценивания, то сейчас, когда я знакома с этим видом оценивания, я использую его на каждом этапе урока. Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации работы обучающихся. Использование критериев оценивания послужило хорошим руководством для моих учеников в процессе выполнения заданий. Они научились более объективно оценивать качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем. Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я использую такие методы оценивания, как «самооценивание и взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения. На уроках удачней всего получилось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я также вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание. Нельзя сказать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу.
В результате практики можно отметить, что новые критерии оценивания вызвали большой интерес среди учеников. Я наблюдала повышение мотивации как среди учеников со средним уровнем развития, так и учеников, достигших высоких показателей. Это обусловлено тем, что система формативного оценивания прозрачна, объективна и доступна. К положительным сторонам я бы отнесла снижение тревожности в классе, возможность самооценки, самоанализа и контроля. Новые методы, вносимые мною в процесс обучения, вызвали большой резонанс и положительный отклик среди учащихся и коллег-учителей. Это укрепило меня в уверенности, что выбранная мною стратегия является правильной. Она показывает направление учащимся, куда они должны приложить усилия, чтобы достичь лучших результатов, обнаруживает и показывает слабые стороны в обучении. Кроме того, формативное оценивание является руководством действия для учителя, инструментом, позволяющим умело совершенствовать свою педагогическую практику
В этом учебном году педколлектив нашей школы начал реализацию методического проекта «Создание системы оценивания ключевых и базовых компетенций учащихся». Учителя школы были участниками коучингов: «Моделирование школы будущего», «Формативное оценивание в обучении», «Критериальное оценивание».Творческая группа учителей: Шитикова О.Н., Устимирова А.А., Хабиева Е.П.- начала внедрение новых форм оценивания учащихся на своих уроках.
После внедрения и применения новых форм оценивания учителя отмечают большой позитивный сдвиг в своей работе. Они отмечают, что стали более творчески подходить к своей работе, больше уделять внимание каждому ученику, особенно слабоуспевающим. Ученики же, в свою очередь, стали более активными, ответственными, у них появился интерес к учебе, что является главным фактором успешного усвоения материала и достижения хороших результатов. Учителя также отмечают, что хотя некоторые новые вводимые формы оценивания им были знакомы и раньше, при применении формативного оценивания, как системы, работа учителя становится более эффективной и результативной.
Методический кабинет районного отдела образования организовал семинары по формативному оцениванию, как для учителей русского языка и литературы, так и для завучей школ.
Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать нынешние школьники, и какие технологии они будут использовать через 10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.